Фляги США времён Первой мировой войны
Фляги США времён Первой мировой войны
Canteen, M-1910, алюминиевая фляга ёмкостью в одну кварту (0,95 литра). В 1909 году, в ходе совершенствования пехотного полевого снаряжения, были испытаны несколько различных моделей фляг, включающих в себя как прототип будущей фляги M-1910, так и зарубежные образцы. Компания Aluminum Co. of America (ACA), которая должна была изготовить тестовую партию фляг M-1910 из алюминия, по каким-то причинам не справилась с производством, вследствие чего было принято решение на время испытаний заменить алюминиевые фляги стальными лужёными, изготовленными в Рок-Айлендском арсенале. По результатам полевых испытаний, стальная лужёная фляга получила получила положительную оценку, и была рекомендована для принятия на вооружение в составе нового комплекта пехотного снаряжения "M-1910 Infantry Equipment".
Стальная лужёная фляга производства Рок-Айлендского арсенала:
Стальная лужёная фляга с кружкой во время полевых испытаний в 1909 году:
В 1911 году между военным ведомством и компанией Aluminum Goods Manufacturing Co. (AGM), был заключён контракт на выпуск алюминиевых фляг M-1910 (в комплекте с кружками), изготовленных методом формовки и запатентованных одним из основателей компании - Дж. Кёнигом. В общей сложности, c 1911 по 1913 год компанией AGM было выпущено около 250 тыс. комплектов. В 1917 году компания AGM сменила название на Mirro, The Finest Aluminium, а в 1957 году - на Mirro Aluminum Company.
Крышка ранней стальной фляги производства Рок-Айлендского арсенала (слева), и алюминиевая крышка производства AGM (справа):
Так как процесс производства алюминиевых фляг c "бесшовным" корпусом был длительным, трудоёмким и требовал привлечения квалифицированных рабочих, поставка необходимого количества фляг для перехода на новый комплект снаряжения значительно затянулась. Для снижения себестоимости и ускорения производства, Рок-Айлендским арсеналом была разработана собственная, упрощённая методика, по которой корпус фляги сваривался из двух половин, к которым приваривалось горлышко, изготавливавшееся отдельно. Стоимость комплекта из фляги и кружки, изготовленных арсеналом в 1913 году, была вдвое ниже стоимости аналогичного "бесшовного" комплекта компании AGM.
Ранняя цельнотянутая фляга c "бесшовным" корпусом производства AGM, выпуска 1911-1913 года (слева), и фляга производства Рок-Айлендского арсенала, выпуска 1913-1914 года, с вертикальным боковым сварным швом (справа):
Кольца для крепления цепочки на ранних флягах производства AGM изготавливались из нейзильбера
(в отличие от фляг производства Рок-Айлендского арсенала, комплектовавшихся только латунными кольцами):
Варианты горлышек ранних фляг производства AGM:
Поздний вариант горлышка фляг производства AGM, выпуска 1913-1914 года. Кольцо из нейзильбера было заменено латунным:
С 1914 года крышки фляг производства Рок-Айлендского арсенала приобрели более куполообразную форму, а подвижное проволочное кольцо для крепления цепочки, удерживающей пробку, было заменено штампованным. ( В 1916 году компанией AGM была выпущена партия фляг с "бесшовным" корпусом раннего типа, куполообразной крышкой позднего типа, и штампованным кольцом для цепочки. С 1918 года AGM выпускала стандартные фляги с боковым сварным швом).
Фляга производства Рок-Айлендского арсенала выпуска 1914 года (слева), и фляга c "бесшовным" корпусом производства AGM, выпуска 1916 года (справа):
Алюминиевые крышки фляг производства Рок-Айлендского арсенала:
1) Ранняя фрезерованная крышка, выпускавшаяся до 1913 года.
2) Крышка из прессованного листового алюминия, выпускавшаяся в период с 1913 по 1914 год.
3) Крышка куполообразной формы, стандартизированная в 1914 году.
До 1917 года все фляги М-1910 производились только компанией AGM и Рок-Айлендским арсеналом ( за исключением фляг, предназначенных для Корпуса морской пехоты, производившихся в Филадельфийском депо квартирмейстера в период с 1913 по 1930 год). Какая-либо маркировка на флягах отсутствовала. С началом Первой мировой войны военное ведомство заключило контракты на поставку фляг с несколькими частными производителями, и с 1918 года на фляги стала наноситься маркировка, состоящая из аббревиатуры "U.S.", названия компании-производителя и года выпуска:
Attention!
Современная копия фляги М-1910, производства WPG Co. Отличается от оригинала формой и размерами, а также низким качеством изготовления и сборки. Комплектуется металлической или пластиковой крышкой.
Слева - оригинальная M-1910, справа - копия:
Сup, M-1910, алюминиевая кружка, входившая в комплект фляги М-1910. Складная ручка и шарнир - стальные или латунные, в зависимости от производителя. Фляга вставлялась внутрь кружки, затем весь комплект укладывался в фляжный чехол. Кружка (с незначительными изменениями) использовалась практически со всеми последующими моделями фляг, вплоть до появления новой кружки из нержавеющей стали обр. 1972 года.
До 1918 года кружки не маркировались. В отдельных случаях на них наносились фамилия и звание владельца, или номер подразделения:
Начиная с 1918 года, на кружки наносилась стандартная маркировка:
Чехлы для фляги M-1910:
Чехлы для фляги M-1910 делились на два основных типа - "mounted" ( предназначенный для крепления к седлу ), и "dismounted" ( предназначенный для ношения на поясе ). Для лучшей теплоизоляции, внутренняя сторона всех чехлов была отделана войлоком. На лицевую сторону чехлов наносилась традиционная аббревиатура "U.S." (или сокращённое название штата, если фляга использовалась милицией). Приблизительно до апреля 1917 года, ткань, применяемая для пошива чехлов, окрашивалась в оливково-зелёный цвет (olive green); с 1917 по 1944 год использовалась ткань оливкового цвета (olive drab).
Cover, Canteen, Dismounted, M-1910:
Ранний вариант чехла, комплектовавшийся латунными поворотными застёжками ("turn button and grommet fastener"), выпускавшийся (предположительно) с 1909 года. Чехол сшивался из трёх отдельных частей, соединявшихся швами с боковых сторон. Лицевая сторона чехла имела ромбовидную простёжку в верхней части, стандартная аббревиатура "U.S." отсутствовала. Чехол крепился к поясу при помощи стального или латунного крюка-зацепа, расположенного на тыльной стороне.
Вариант чехла с поворотными застёжками, выпускавшийся с 1910 по 1911 год. Клапаны чехла имели угловатую форму, и армировались кожаными вставками с внутренней стороны (в местах расположения застёжек).
В апреле 1911 года поворотные застёжки были заменены латунными кнопками ( "Carr fastener", или "eagle cap fastener"). Чехол сшивался из единого куска ткани, соединявшегося швом на правой стороне:
Чехол и фляга в составе комплекта снаряжения "M-1910 Infantry Equipment":
В 1912 году конструкция чехла значительно изменилась - клапаны получили округлую форму,
соединительный шов был перенесён на тыльную сторону, у латунных кнопок появилась окантовка по краям.
Армирующие вставки с 1912 года изготавливались из ткани:
Ранний вариант кнопок, без окантовки по краям (слева), и поздний, с окантовкой, выпускавшийся с 1912 года (справа):
Так как конструкция кнопок была признана не совсем удачной, в июле 1916 года они были заменены застёжками "Lift-The-Dot" ("Carr Military Lift-The-Dot Fasteners"):
С 1909 по 1912 год стальной крюк-зацеп крепился к лямке чехла сквозь отрезок металлической трубки. С 1912 года трубка не использовалась, а стальной крюк был заменен латунным, большего диаметра.
Cover, Canteen, Mounted, M-1910, чехол, входивший в состав пехотного снаряжения, и предназначенный для конных посыльных, сигнальщиков и солдат инженерного корпуса.
Cover, Canteen, Mounted, M-1917. В октябре 1914 года в состав снаряжения кавалерийских частей была введена алюминиевая фляга M-1910 в стандартном чехле (Cover, Canteen, Dismounted, M-1910), комплектовавшаяся алюминиевой кружкой Сup, Model of 1908 и хранившаяся внутри седельной сумки.
Так как фляга и кружка занимали в сумке слишком много места, в 1916 году была разработана "кавалерийская" модификация стандартного чехла, предназначенная для крепления фляги к седлу конструкции МакЛеллана. Фляга прикреплялась к боковой части седла при помощи кожаного ремня с пружинным карабином, пропущенного сквозь четыре кожаные петли, приклёпанные к боковым сторонам чехла. Латунный крюк-зацеп, находившийся на тыльной стороне чехла, удалялся за ненадобностью. Вместо алюминиевой кружки Сup, Model of 1908, фляга в модифицированном чехле комплектовалась кружкой Сup, M-1910. Для модернизации стандартных чехлов, находящихся в эксплуатации, Рок-Айлендским арсеналом были подготовлены специальные наборы, в состав которых входили кожаные ремни, петли, заклёпки и инструкция по применению.
Позже, в 1917 году, на основе этой модификации был создан чехол Cover, Canteen, Mounted, M-1917, имевший пять петель из ткани для крепления ремня, четыре из которых находились с боковых сторон чехла, пятая - на донышке:
Canteen-Haversack Strap M-1910, универсальный брезентовый ремень, предназначенный для переноски рюкзака или фляги. В отличие от аналогичного ремня более ранней версии ( обр. 1901 года), верхняя часть ремня не прошивалась, и имела достаточную ширину.
Чехлы фляг Корпуса морской пехоты (USMC):
С 1912 по 1914 год военнослужащими КМП использовались стандартные фляги М-1910 в чехле. Начиная с 1914 года, депо квартирмейстера в Филадельфии ( Philadelphia Quartermaster Depot) наладило выпуск собственных чехлов для фляг USMC, аналогичных армейским чехлам, выпускавшимся арсеналом в Рок-Айленде в тот же период. Приблизительно в 1915 году в конструкцию чехла было внесено основное изменение, отличающее чехлы USMC от армейских - крюк-зацеп был смещён из центральной части чехла к верхнему краю. Стандартная (для армейских частей) аббревиатура "U.S." на лицевой части чехлов USMC обычно не изображалась.
Ранний тип чехла, выпускавшийся с 1914 по 1917 год и комплектовавшийся латунными кнопками:
Поздний тип чехла, выпускавшийся с 1917 по 1918 год. Кнопки были заменены застёжками "Lift-The-Dot":
Примерно с 1918 года, для большей прочности чехла, была введена дополнительная вертикальная прострочка c тыльной стороны:
Подкладка из войлока присутствовала только на ранних чехлах USMC, в последующих моделях (начиная с чехла обр. 1941 года), она не использовалась:
Маркировка наносилась на внутреннюю часть крышки, и в большинстве случаев состояла из аббревиатуры "USMC", наименования производителя - Philadelphia Depot, и даты выпуска:
В отдельных случаях, указывалась только аббревиатура "USMC":
На кнопках чехлов USMC (слева), выштамповывалась изображение орла и якоря, входящих в состав официальной эмблемы Корпуса - "Eagle, Globe, and Anchor"; в отличие от стандартных армейских чехлов, кнопки которых имели изображение государственного герба США (справа):