Фляги Швейцарии
M1852, стеклянная фляга ёмкостью 0,5 л., в чехле из коричневой кожи, с чересплечным ремнём. Изготавливалась из стекла белого, зелёного или коричневого цвета.
M1881, стеклянная фляга ёмкостью 0,5 л., в чехле из кожи, с чересплечным ремнём, предназначавшаяся для всех родов войск, кроме кавалерии. Между корпусом фляги и чехлом прокладывался дополнительный защитный слой из войлока.
Верхняя часть пробки имела металлическую крышку куполообразной формы:
Вариант фляги М1881 уменьшенного размера, предположительно, для офицеров. Фляга имела внешнее сходство с немецкой стеклянной флягой М1867, но отличалась от неё корпусом из стекла зелёного цвета ( немецкая фляга изготавливалась из прозрачного стекла), формой и конструкцией крышки, а также наличием традиционной плетёной "косички" по краю кожаного чехла в районе горлышка.
Фляга для кавалерии ( рис. 2), ёмкостью 0,5 л., со стальным эмалированным корпусом, переносившаяся в чехле из кожи, с креплением в виде крюка:
M1896, стальная эмалированная фляга ёмкостью 0,6 л., c алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л. Корковая пробка удерживалась при помощи кожаного ремешка, приклёпанного к проушине на корпусе фляги. Этим же ремешком одновременно крепилась и алюминиевая кружка, имеющая в верхней части специальный выступающий шпенёк в виде "грибка".
В процессе эксплуатации модели M1896 было обнаружено, что проушины кольца для переноски фляги, а также ремешка, удерживающего пробку фляги, имеют недостаточную прочность, и часто отламываются. В последующей модели - M1898, эти недостатки были устранены - проушины были выполнены в виде более массивной детали, укреплённой заклёпками увеличенного диаметра.
M1898, стальная эмалированная фляга ёмкостью 0,6 л., c алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л. Фляга переносилась в хлебной сумке. В 1900 году М1898 была утверждена как единая фляга для всех войск, включая кавалерию.
На верхней части пробки имелась скоба для крепления удерживающего ремешка:
На корпусе кружки имелись четыре мерные риски, нанесённые с шагом по 100 мл.
Дата выпуска кружки - 1909 год:
Фляги M1898, предназначенные для офицеров, имели расцветку в виде белых и серых пятен - Weissgrau, фляги для рядового состава - красно-коричневую расцветку Rotbraun.
M1914, стальная эмалированная фляга ёмкостью 0,6 л., c алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л., принятая в 1914 году в составе нового пехотного снаряжения. Новая фляга отличалась от предыдущих моделей наличием прямоугольной скобы в средней части корпуса, служившей для крепления фляги к боковой части ранца обр. 1914 года. Алюминиевая кружка теперь надевалась на верхнюю часть фляги ( заодно защищая флягу от загрязнения и повреждений). Корковая пробка удерживалась при помощи верёвочного шнура, крепившегося к проушине в виде полукольца, приваренной к верхней части корпуса. Корпус фляги окрашивался в четыре цвета: тёмно - оливковый цвет ( Dunkeloliv ), бирюзовый ( Türkis), красный ( Oxydrot ), и синий - ( Hellblau ).
Алюминиевая кружка удерживалась на фляге при помощи ремней, пропускавшихся сквозь брезентовую петлю, приклёпанную к корпусу кружки двумя заклёпками:
M1914/17. Ввиду того, что способ ношения фляги M1914 снаружи, прикреплённой к ранцу, был признан неудачным, в 1917 году было принято решение вернуться к прежнему способу переноски фляги - в хлебной сумке. Все состоящие на вооружении фляги М1914 подверглись переделке - скобы на корпусе, ранее служившие для крепления к ранцу, были удалены, а корковая пробка и алюминиевая кружка вновь стали крепиться к фляге при помощи кожаного ремешка ( теперь просто обвязанного вокруг проушины-полукольца) и шпенька на верхней боковой части кружки. Отверстия на боковой части алюминиевых кружек, остававшиеся от прежних креплений для брезентовой петли, были заглушены заклёпками.
M1917, стальная эмалированная фляга ёмкостью 0,6 л., c алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л. Фляги M1917, предназначенные для офицеров, имели расцветку в виде белых и серых пятен - Weissgrau, фляги для рядового состава - красно-коричневую расцветку Rotbraun. Фляга переносилась в хлебной сумке.
На фляге вновь появилась проушина c кольцом для переноски и крепления фляги:
Проушина в виде полукольца на верхней части корпуса, для крепления ремешка, удерживающего пробку.
M1932, алюминиевая фляга ёмкостью 0,6 л., c алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л. Корпус фляги окрашивался в защитные цвета - Feldgrün, Oliv, Hellgrün.
От предыдущих моделей M1932 отличалась более округлой формой корпуса, меньшим собственным весом, а также новой конструкцией корковой пробки, с креплением для верёвочного шнура в виде вертикального "грибка".
Маркировка производителей - Sigg Aluminiumwarenfabrik AG (SIGG), и Blattmann Metallwarenfabrik AG, Wädenswil (MEWA):
M1932/35, "переходная" модель, отличавшаяся от фляги М1932 более угловатой формой корпуса. Корпус фляги окрашивался в чёрный или серый цвет.
Сравнение M1932/35 и более поздней модели, М1970:
Фляга переносилась в хлебной сумке, располагавшейся на верхней части ранца:
Алюминиевая фляга для санитаров, с корковой пробкой и алюминиевым стаканчиком, принятая на вооружение в 1916 году. Переносилась в войлочном чехле.
Фляги послевоенного производства:
С появлением в 1957 году комплекта камуфляжной униформы "Kampfanzug 57", фляги переносились в cпециально предназначенном для них правом заднем кармане куртки ( номер "63" на рисунке):
M1970, алюминиевая фляга ёмкостью 0,6 л., комплектовавшаяся алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л., со складными ручками. Корпус фляги окрашивался в чёрный цвет.
Складные ручки на алюминиевых кружках появились только в послевоенный период!
Внутренняя часть фляги имела анодированное покрытие, предотвращающее контакт содержимого фляги с чистым алюминием.
Фляга M70 в кармашке хлебной сумки:
M1984, фляга ёмкостью 0,8 л. из пластика чёрного цвета, с алюминиевой кружкой ёмкостью 0,45 л. С 1991 года фляга комплектовалась крышкой с клапаном для подключения гидросистемы.
Маркировка производителя фляги - BMW Vogel:
Алюминиевые кружки разных производителей могли иметь разное количество заклёпок на пластине, крепящей складные ручки:
Форма кружек также могла незначительно различаться:
Фляги для санитаров
Алюминиевая фляга 1950-х годов выпуска, с корковой пробкой, в чехле из кожзаменителя:
Алюминиевая фляга 1970-х годов выпуска, с корковой пробкой, в чехле из пластифицированного брезента:
Алюминиевая фляга 1970-х годов выпуска, и пластиковая фляга, 1980-х годов выпуска: