Фляги США времён Второй мировой войны
До начала 1940-х годов армией использовались старые модели фляг, выпущенные ещё по контрактам Первой мировой. Начиная с 1942 года, из экономических соображений выпускались фляги из различных альтернативных материалов, в том числе из пластика и стали. Тем не менее, в конце 1942 года было вновь возобновлено производство фляг М-1910 из алюминия. М-1910 выпуска 1942 года комплектовались новой крышкой из бакелита, а также имели главную отличительную особенность - горизонтальный сварной шов в средней части корпуса:
Сравнение алюминиевых кружек Сup, M-1910, выпуска 1917 года (слева), и 1942 года (справа):
В 1945 году некоторое количество кружек M-1910 для нужд американской армии было выпущено двумя бельгийскими компаниями - Jartel MFG и C.B.A.
Примеры маркировки:
Алюминиевая кружка с маркировкой организации Civilian Conservation Corps ("Гражданский корпус охраны окружающей среды" - программа государственного трудоустройства безработных, действовавшая в 1933—1942 годах и направленная на сохранение природных ресурсов. Члены корпуса жили в специальных лагерях с полувоенной дисциплиной и носили униформу):
Алюминиевые фляги, производившиеся в 1943 году компанией FECO (справа), имели крепление цепочки к корпусу в виде приваренной скобы, более характерное для фляг с корпусом из нержавеющей стали (слева):
С 1943 года началось производство более "традиционных" алюминиевых М-1910, с вертикальным боковым сварным швом:
В 1951 году компания Mirro (бывшая AGM) выпустила последний вариант фляги М-1910 (чуть большей ёмкости по сравнению со стандартной флягой), производившийся с 1951 по 1954 год, а также с 1962 по 1963 год.
Чехлы для фляги M-1910:
Cover, Canteen, Dismounted, M-1910.
Начиная с 1941 года, соединительный шов располагался на правой стороне чехла:
С 1944 года для пошива чехлов использовалась ткань, окрашенная в оливково-зелёный цвет (olive green).
Также в 1944 году был изменён и способ крепления крюка-зацепа к чехлу:
Cover, Canteen, Mounted / Dismounted, M-1910 "British made", чехлы, производившиеся Великобританией для США с 1943 по 1945 год. В большинстве случаев, на "британских" чехлах - четыре вертикальных строчки на лицевой части чехла ( на чехлах американского производства - обычно семь строчек, с некоторыми исключениями). Также отличался и шрифт, которым была напечатана аббревиатура "U.S." на лицевой стороне чехла:
Слева - кнопка британского производства, справа - американского:
Cover, Canteen, Mounted, M-1941, универсальный чехол, позволявший прикреплять флягу как к поясу, так и к кавалерийскому седлу ( при помощи специального регулируемого ремня).
Strap, Suspension, Cover, Canteen, Mounted, M-1941 , регулируемый ремень для крепления к седлу чехла M-1941 Mounted, британского и американского производства:
Чертёж-спецификация чехла M-1941 и регулируемого ремня:
Cover, Canteen, Mounted, M-1917 "British made":
Чехлы фляг Корпуса морской пехоты (USMC):
Основным отличием большинства чехлов USMC являлся высоко расположенный крюк-зацеп (справа):
Чехол, утверждённый в декабре 1941 года и входивший в состав комплекта "Pack System M1941". В отличие от более ранних моделей выпуска 1914-1918 года, чехол не имел войлочной подкладки и дополнительной вертикальной прострочки на лицевой и тыльной сторонах. Для пошива чехлов использовалась ткань оливкового цвета (olive drab), оттенки которой в разное время могли значительно отличаться. Стандартная аббревиатура "U.S." на чехлах USMC обычно не изображалась, а на их лицевую часть нередко наносились тактические обозначения подразделений, состоящие из геометрической фигуры и трёхзначного цифрового кода - U.N.I.S. (Unit Numerical Identification System):
Геометрические фигуры означали принадлежность к одной из шести дивизий морской пехоты:
Трёхзначный цифровой код означал структурное подразделение (полк/батальон/роту/батарею) в составе дивизии; дополнительная цифра (от единицы до девяти) в верхней части означала воинское звание, от рядового первого класса до генерала. Пехотные полки использовали для маркировки краску белого или чёрного цвета; артиллерийские - красного цвета; прочие - жёлтого цвета.
Чехол комплектовался латунными кнопками:
Полевые испытания чехла (под рабочим названием "чехол экспериментальный"), начались в сентябре 1941 года:
С 1942 года латунные кнопки были заменены застёжками "Lift-The-Dot":
Маркировка производителя наносилась c внутренней стороны чехла, и состояла из аббревиатуры "DQP" ( "Depot Quartermaster in Philadelphia" - депо квартирмейстера в г. Филадельфия), и даты выпуска:
С 1943 года выпускалась разновидность чехла с "funnel hole"- отверстием в нижней части, которое использовалась как воронка при наполнении фляги водой:
"...Многие офицеры и солдаты возвратившиеся с военных действий на Тихоокеанском побережье, подчёркивают тот факт, что испытывали большие трудности при наполнении фляг водой из цистерн и пятигаллонных ёмкостей, из-за отсутствия воронок. Эта проблема является особенно серьёзной, в случае, когда вода переносится на значительные расстояния, а потом большая её часть просто проливается на землю. Для решения этого вопроса разработан чехол с отверстием в нижней части, позволяющий каждому солдату всегда иметь под рукой "персональную воронку". Ввиду серьёзности проблемы, квартирмейстеру направлена рекомендация как можно скорее начать производство".
Чехол "улучшенного типа", утверждённый в июле 1943 года и имевший неофициальные названия "cross-flaps" и "dog ears" ("собачьи уши"). Крюк-зацеп был смещён вниз, к центральной части чехла:
"Cross-flaps" чехол с "funnel hole":
Чехол "улучшенного" типа был рекомендован для принятия на вооружение 23 июля 1943 года:
Маркировка наносилась на внутреннюю часть клапана чехла, и состояла из аббревиатуры "USMC" и наименования производителя - "Philadelphia Depot", или аббревиатуры "DQP" и даты выпуска, часто имеющей нестандартное "двойное" обозначение - "1942-1943":
На кнопках чехлов USMC (слева), выштамповывалась изображение орла и якоря, входящих в состав официальной эмблемы Корпуса - "Eagle, Globe, and Anchor"; в отличие от стандартных армейских чехлов, кнопки которых имели изображение государственного герба США (справа):
Canteen, M-1942 , фляга ёмкостью в одну кварту ( 0,95 л.), со стальным корпусом, покрытым чёрной или тёмно-синей эмалью, выпускавшаяся в течение 1942 года. Ввиду многочисленных нареканий к низкой прочности эмалевого покрытия, модель была признана неудачной и после 1942 года не производилась. Вопреки распространённому мнению, эта модель не являлась ни "экспериментальной" ( было выпущено свыше 5 миллионов штук), ни "флягой морской пехоты", так как из общего объема в 5 миллионов фляг, морские пехотинцы, по сравнению с армией, получили наименьшую часть - около 350 тысяч.
Корпус фляги производился в двух вариантах - с вертикальным и горизонтальным сварным швом:
Чертёж-спецификация фляги M-1942:
Фляга M-1942 в составе снаряжения стрелка 547-й ночной истребительной эскадрильи ВВС:
Cup, M-1942, стальная эмалированная кружка выпуска 1942 года:
Attention!
Современная "копия" эмалированной фляги M-1942, представляющая собой стандартную флягу c корпусом из нержавеющей стали, покрытым эмалью:
"Производитель" не учёл тот факт, что в 1945 году эмалированные фляги уже не выпускались.
Canteen, Plastic, фляга ёмкостью в одну кварту ( 0,95 л.), с корпусом из пластика, выпускавшаяся c 1942 по 1944 год. Как и в случае с эмалированной флягой M-1942, выбор пластмассы для изготовления корпусов фляг был обусловлен острой нехваткой алюминия и других цветных металлов в начале войны. В ходе экспериментов с различными типами пластмасс, так и не удалось подобрать материал, одновременно гарантирующий и отсутствие "пластикового" привкуса у налитой внутрь воды, и прочность корпуса , поэтому производство фляг этой модели было постепенно свёрнуто.
P.S. В попытке решить проблему с неприятным привкусом воды во флягах, в ноябре 1943 года были проведены опыты по гальванизации корпусов фляг с помощью тонких слоёв олова и серебра, окончившиеся неудачей (в ходе экспериментов не удалось достичь равномерной толщины покрытия, а также обеспечить его устойчивость к истиранию).
Маркировка производителя - Mack Molding Co., и дата выпуска фляги - 1943 год:
Фляга с корпусом из этилцеллюлозы "Ethocel" (слева), и ранняя экспериментальная фляга из поливинилиденхлорида "Saran" (справа):
Ранний вариант крепления цепочки к горлышку фляги:
Маркировка "I.C". ( "Inspected and Condemned") на донышке фляги означает, что фляга выведена из эксплуатации и больше не является подотчётным армейским имуществом.
Чертёж-спецификация пластиковой фляги:
Чертёж-спецификация бакелитовой крышки:
Рекламный плакат одного из производителей - "Dow Chemical Company":
Canteen, Stainless Steel, фляга ёмкостью в одну кварту ( 0,95 л.), с штампованным корпусом из нержавеющей стали, выпускавшаяся с 1943 года. В 1943 году фирмой GP&F Company также были выпущены версии фляги c лужёным и оцинкованным стальным корпусом. Фляга комплектовалась кружками из нержавеющей, а также лужёной и оцинкованной стали. Использовалась армией вплоть до появления новой полиэтиленовой фляги обр. 1962 года.
Разновидность фляги с горлышком, приваривавшимся отдельно (слева):
На донышко фляги наносилась маркировка, состоящая из аббревиатуры "U.S.", названия компании-производителя и года выпуска:
Маркировка "I.C". ( "Inspected and Condemned") на донышке фляги означает, что фляга выведена из эксплуатации и больше не является подотчётным армейским имуществом.
Чертёж-спецификация фляги Canteen, Stainless Steel:
Фляги и кружки в "Каталоге квартирмейстера", за 1943 год:
Attention!
Современная копия фляги, сделанная из алюминия ( оригинальная фляга изготавливалась только из стали). Несколько отличается от оригинала формой и размерами, выпускается с двумя вариантами кружек.
Кружки:
Кружка из оцинкованной стали, выпуска 1942 года:
Кружка из лужёной стали, выпуска 1943 года:
Так как лужёные и оцинкованные кружки имели довольно острые края, в 1942-1943 годах проводились эксперименты по использованию резиновых накладок ("rubber guard"), надевающихся на верхнюю часть кружки и предохраняющих губы от порезов или ожогов. Ввиду того, что накладки легко плавились при нагревании кружек на огне, эксперименты c "rubber guard" были признаны неудачными и больше не проводились.
Cup, Stainless Steel, кружка из нержавеющей стали, выпускавшаяся с 1943 года:
Завальцовка края кружки - более плоская, чем у алюминиевого варианта:
Горизонтальная щель на складной ручке использовалась для разогрева содержимого кружки на огне при помощи уставной вилки:
Примеры использования кружек из алюминия и нержавеющей стали:
Разновидности бакелитовых крышек:
Тип 1, ранний вариант обр. 1942 года:
Тип 2, переходный вариант 1942/1943 года:
Тип 3, поздний вариант, обр. 1943 года. Штифт, крепящий цепочку к бакелитовой крышке, часто ломался, поэтому для большей надёжности он был углублен внутрь:
Редкая разновидность крышки - из металла, с косой насечкой на боковых сторонах:
Canteen, Collapsible, "мягкая" фляга из этилцеллюлозы ("Ethocel"), выпускавшаяся с 1943 года в составе экспериментального комплекта боевого снаряжения "M1943 experimental combat uniform outfit". Фляга производилась в двух разновидностях - ёмкостью в 1 ( 0,95 л.) и 2 кварты ( 1,9 л.), и переносилась в брезентовом чехле, крепившемся к поясу проволочным крюком в "квартовом" варианте, и при помощи регулируемого плечевого ремня - в "двухквартовом" ( изначально, на ранней стадии тестирования, обе разновидности выпускались с плечевым ремнём). По результатам полевых испытаний в 1943 году, фляга получила неоднозначные оценки и была не рекомендована Техническим комитетом для принятия на вооружение. Небольшое количество фляг было протестировано лётными экипажами ВВС, а также Корпусом морской пехоты, но принятие их на вооружение также не было рекомендовано. Тем не менее, в 1945 году, предположительно в связи с вторжением на Японские острова, некоторое количество фляг было всё же закуплено военным ведомством.
Чехол для "квартовой" фляги, с проволочным крюком, выпуска 1943 года:
"Мягкие" фляги, предназначавшиеся для морской пехоты, не имели аббревиатуры "U.S." на лицевой части чехла:
Фляга в составе комплекта "M1943 experimental combat uniform outfit":
Сравнение стандартного (слева), и экспериментального (справа) комплектов снаряжения:
Крепление фляги при помощи проволочного крюка оказалось довольно ненадёжным, и зачастую фляга самопроизвольно отстёгивалась от пояса:
Чехол для "двухквартовой" фляги, с плечевым ремнём, выпуска 1945 года: