Немного о мифах
Миф является симбионтом в человеческой культуре. Ведь он может распространяться только со словом и живет, насыщается за счет языка, с одной стороны. А с другой стороны, он является неотъемлемой частью механизма передачи культуры как от поколения к поколению, так и от народа к народу. А теперь подробней.
Устное творчество несет в себе черты той культурной и языковой среды, в которой оно имеет хождение. В качестве таких черт можно указать как стилистические, так и природные, социальные или бытовые подробности. При этом сами сюжеты сказаний в большинстве своем не являются уникальными по отношению к конкретной культуре или отдельному языку, а могут быть распространены на достаточно большие и временами даже значительно оторванные друг от друга территории. Мы можем наблюдать схожие сюжеты у совершенно разных этнических групп.
Статуэтка Инанны (центральной шумерской богини)
Подобные сказания, идущие из глубины веков (да и более свежие тоже) принято называть мифами или сказками. В рамках данной статьи я не буду делать различия между двумя этими понятиями, т.к. во времена седой древности они еще не успели разделиться, и имеют одинаковые законы развития.
Что такое миф
Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Вот такое краткое, но емкое описание дает Википедия.
Как это обычно бывает, ученые разбивают мифы на разные группы, например:
1) Космогонические мифы - это мифы о творении, о зарождении космоса из хаоса. Такие мифы обычно являются начальными сюжетами в большинстве мифологий. К ним же относятся и мифы о появлении человека. Такие мифы служат для объяснения зарождения мира и жизни на Земле.
2) Эсхатологические мифы - это мифы о конце света, о борьбе между силами добра и зла космоса и хаоса. К этим мифам обычно присовокупляют и календарные мифы, которые поясняют смену временных циклов - времен года, лунных месяцев, смену дней и ночей и т.д.
3) Героические мифы - в них попадает целый пласт сказаний о героях, которые как могут иметь родственное отношение к богам, там могут быть и легендарными фигурами эпоса. Героические мифы обычно исполняют поучительную функцию.
4) Мифы о животных - некоторыми исследователями считается одним из древнейших направлений мифов, которое родилось из тотемизма.
5) Культовые мифы - это мифы, которые поясняют причины какого-либо обряда. В настоящее время среди исследователей нет единого мнения, что было раньше - яйцо или курица миф или обряд. Культовые мифы зачастую являются эзотерическими.
6) Астральные мифы - мифы, связанные с Астралом с небесными телами - планетами, звездами и созвездиями, солнцем и луной. Как мы можем вспомнить, эти мифы вплотную пересекаются с героическими мифами, космогоническими мифами, культовыми мифами.
Рагнарёк, гибель мира в скандинавской мифологии. Эмиль Дёплер
Согласно некоторым предположениям, первыми объектами для мифического истолкования стали определенные действия людей. При чем это были не обыденные практические дела - ведь люди и так знали что и зачем делают. Не были таковыми и магические или культовые действия - те совершались для обеспечения успеха практических дел. Остался один единственный неохваченный пласт дел - это нерелигиозные обрядовые действия, которые совершались в силу традиций, и которые передавались от поколения к поколению. К таким действиям в первую очередь относятся те, которые совершались на тотемистических торжествах, а именно - пляски и песни народов Севера. Такие пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а сами предки начали рассматриваться как одновременно и люди и животные. Со временем эти пояснения начали обрастать интимными подробностями, превращались в повествования о жизни тотемистических предков, на которое уже позже накладывались и другие мотивы.
Важнейшей идеей в мифологии была идея творения, создания, появления. Именно эта идея сначала начала объяснять социальные явления, а позже и природные. Объяснить явление - значит рассказать, откуда оно возникло. Понятное дело, что что-то не могло возникнуть просто так, и это что-то должен был кто-то сотворить. Эта логичная мысль родилась из наблюдений за повседневной жизнью людей, которые то и дело что-то творили и ломали. Так и в мифах - мир начали создавать мифические герои, придавая форму тому, что у них было под рукой.
Однако, мифические герои не были сверхъестественными существами. Под сверхъестественной силой подразумевалась некая иллюзорная сила, способная воздействовать на ход и исход любой человеческой деятельности. Первоначальные тотемистические предки и культурные герои такой силой не обладали. Из-за потребности в сверхъестественно силе появились боги. Впрочем, это тоже лишь один из возможных взглядов на вопрос зарождения мифов.
В общем, можно сказать следующее. Мифы появились как рассказы, поясняющие мир действительный и мнимый. И чем больше возможностей было у человека для размышлений, тем больше пояснений он мог сотворить. То есть, религия или система верований появляется не от плохой жизни - ведь при плохой жизни человек вынужден выживать, и тут не до размышлений. Система верований появляется от хорошей - когда было слишком много времени для раздумываний. Если времена опять становятся тяжелыми, верования начинают деградировать - данный процесс мы можем увидеть на примере многих народов индоевропейской общности.
Впрочем, это я что-то отвлекся.
Изображение змеи у египтян. (Не таких уж и древних, всего-то 1 тыс.лет до н.э.)
Распространение мифа и некоторые аспекты анализа
На мой взгляд миф является симбионтом в человеческой культуре. Ведь он может распространяться только со словом и живет, насыщается за счет языка, с одной стороны. А с другой стороны, он является неотъемлемой частью механизма передачи культуры как от поколения к поколению, так и от народа к народу.
Грубо говоря, мифологические тексты не придумывают. Их пересказывают от человека к человеку. При этом любой текст восходит к более раннему, а тот к еще более раннему. Так выстраивается эволюционная цепочка текстов, тянущаяся в незапамятные времена. Естественно, что при пересказе текста (кто тут вспомнит про "испорченный телефон"?) что-то в тексте теряется, а что-то возникает. Сюжет мифа может раздвоиться на отдельные рассказы, или же наоборот, вобрать в себя элемент другого мифа. (Вот так возникают мутацииии.)
Указанные особенности пересказов мифов ведут к следующим ограничениям их распространения:
1) Миф не в каждой культуре сохранял свою полноту в народной памяти. Каким-то моментам придавалось предпочтение, а какие-то забывались. При этом у разных народов выделяемые моменты отличались друг от друга. И чем дальше географически и культурно друг от друга находятся народы, тем больше подобных различающихся моментов у них будет.
2) Мифологические сказания "прикреплялись" к тем природным и территориальным условиям, в которых жил народ. Т.е. миф обрастает теми подробностями, которые обычны для народа, и сбрасывает с себя те, которые непривычны. Это касается как природы и погоды, так и особенностей местности, названий, имён.
3) Мифы, помимо прочего, имеют нравственную (этическую) мотивацию. Из многообразия возможных элементов мифа будут выбираться те, которые наилучшим образом отражают этические предпочтения народа во время заимствования мифа.
Рисунок змея у догонов Мали
Существует мнение, что при сравнительном анализе мифов нельзя ориентироваться на сюжет мифа, т.к. он нестабилен, а необходимо ориентироваться на элементы более низкого уровня - так называемые "мотивы".
"В принципе таковыми могут являться любые фабульные, образные и структурные элементы и их сочетания, если они присутствуют более чем в одном тексте", - утверждает Юрий Евгеньевич Березкин.
Мотивы не осознаются рассказчиками как "особые единицы". Носители традиций рассказывают "истории" определенных жанров на определенные сюжеты. Сюжеты эти вариативны и не всегда четко разграничиваются между собой. Однако сюжеты эти опознаваемы за счет мотивов, образующих эти сюжеты. При чем, мотивы эти достаточно сложные, чтобы образовать сюжеты, и достаточно яркие и запоминающиеся, чтобы их легко можно было опознать. В то же время, миф наполнен не только сюжетообразующими мотивами, но и второстепенными, побочными. Являясь случайными для одного сюжета, они могут стать основными для другого. Таким образом происходит постоянное перемещение мотивов из второстепенных в сюжетообразующие и обратно, от одного мифа к другому. Таким образом, собрав все сказания народа, можно получить некий континуум сюжетов, перетекающих из одного в другой. И даже в этом случае мы сможем увидеть, что какие-то сюжеты попали в сказания не в полном виде, а в виде обрывка чего-то большего.
Подобно генам, мотивы подвержены самокопированию, или репликации. Делают они это с помощью рассказчиков, а тексты являются той средой, в которой мотивы "живут". Если текст плохо запоминается и не считается важным, его перестают пересказывать и он "умирает". Вместе с ним исчезают и все встроенные в него мотивы, процесс их репликации прекращается. Выживают те, которые использованы в интересных и важных рассказах. На протяжении тысячелетий должен был происходить отбор мотивов, с помощью которых создавались легко запоминавшиеся повествования. Также сохранялись повествования (а, значит, и встроенные в них мотивы), которые признавались особо ценными и запоминались намеренно. Определить заранее, какой рассказ станет специально заучиваться, невозможно. Однако мотивы, описывающие появление мира и его элементов, скорее всего имели наиболее высокую вероятность попасть в тексты, которым носители традиции придавали особо важное значение. Из двух текстов любого рода при прочих равных условиях большие шансы сохраниться имел, надо полагать, тот, который лучше запоминался. Ведь независимо от содержания текстов, их воспроизведение всегда имело и "развлекательную" функцию.
Можно логично предположить, что указанный выше отбор мотивов и сюжетов на запоминаемость шел быстрее и интенсивнее, когда большое количество людей пересказывали тексты друг другу. На Евразийском континенте как минимум на протяжении двух последних тысяч лет жили многие миллионы рассказчиков и слушателей сказок. При этом торговцы, паломники, воины, пленники и прочие любители больших тусовок рассказывали сказания на расстоянии тысяч километров от тех мест, где они сами их услышали и запомнили.
В то же время в Австралии, до появления там европейцев, число рассказчиков сказаний о тотемных предках измерялось лишь немногими тысячами. При этом каждая из групп аборигенов общалась лишь со своими непосредственными соседями. Отсюда и разница между фольклорами - в Евразии он включает множество достаточно сложных, структурно логичных сюжетообразующих мотивов, каждый из которых прошел строгий многократный отбор на запоминание, а в Австралии подобные мотивы редки, а сюжеты зачастую бесструктурны и слабо мотивированы.
Наскальный рисунок австралийских аборигенов, изображающий "радужного змея"
Чем больше имеется изученных текстов, тем больше уверенности будет в том, что тот или иной мотив является устойчивым, а не случайным. В настоящее время выделено более 1700 мотивов, которые собраны в сказаниях со всех континентов. Предполагается что текст, содержащий определенный мотив, включает в себя все его особенности, заявленные в описании, а не просто нечто похожее. Для сравнительного анализа мифов (а разбитие мифов на мотивы и сюжеты требуется только для этого) важно, что детали мотива должны быть описаны так, чтобы это описание соответствовало распространению мотива на определенной территории. Выделение в описании мотива детали, которая имеет бессистемное распространение, не требуется.
Мотивы, расположенные повсеместно (как мотив добывания огня похищением) или беспорядочно, бесполезно брать для сравнительного анализа. По таким мотивам невозможно судить ни о времени их появления на тех или иных территориях, ни об особенностях распространения из того или иного центра. Для сравнительного анализа трансконтинентального характера бесполезно брать сугубо локальные мифы, имеющие хождения в рамках исключительно одной территории.
Если взять наудачу две точки в пределах обитаемой суши и сравнить мифологию и фольклор соответствующих территорий, то какие-то общие мотивы наверняка найдутся. Даже у индейцев Амазонии и берберов Марокко, чьи повествования максимально далеки друг от друга географически и сюжетно, похожие образы и эпизоды встречаются. Доказать, что такие единичные параллели отражают исторические связи, невозможно. Другое дело, если речь идет о распространении серии общих мотивов на данных и только на данных территориях. Тогда предположение об их едином источнике выглядит оправданным. В некоторых случаях достаточно одного, но очень специфического, сложного сюжета, содержащего кластер характерных ярких мотивов. Вероятность независимого параллельного возникновения даже и сложных конструкций никогда не равна нулю, но практически она все же мала. В подобных случаях легче предположить, что сходство обусловлено древними миграциями и контактами, если возможность подобных контактов не противоречит выводам других исторических дисциплин.
Таким образом, проанализировав мотивы, из которых состоит миф, распространение этих мотивов, и наложив полученные данные на данные других исторических дисциплин, можно получить предположение о месте возникновения и путях распространения мифа.
Иллюстрация к сказке "Кузнец и дьявол" - подсказка к следующей статье.
В последующих статьях будет: анализ некоторых сюжетов и мотивов сказок на предмет времени и места зарождения, анализ русских сказок и многое другое.
Список литературы:
Афанасьев А.Н. "Происхождение мифа, метод и средства его изучения"
Березкин Ю.Е. "Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе"
Коротаев А.В., Халтурина Д.А. "Мифы и гены: Глубокая историческая реконструкция"
Мелетинский Е.М. "Миф и сказка"
Семенов Ю. "Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия"
Источник: Пикабу