История возникновения пуговиц
«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица – каждый обратит на это внимание», Ремарк.
Русские пословицы и поговорки о пуговице
Пуговички золочёные, а три дня не евши.
Умная умница — что светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
На чужой рот не пуговицу нашить.
С солдата не пуговку сорвёшь.
Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка
Из словаря Владимира Даля.
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Однако в III веке до н. э. были современные каменные пуговицы с двумя дырками -это подтверждают находки археологов, сделанные в долине Инда. В IV веке до н. э. пуговицами скрепляли свои хитоны греческие воины, а потом ими стали пользоваться и римляне - видимо, они были надежнее булавок, причем на раскопках находили и золотые пуговицы
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот Диджи Индской цивилизации (ок. 2800—2600 до н.э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»
Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э.[3] Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке.[4] Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.
В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Именно на Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.
Можно выделить четыре основных функции пуговицы:
утилитарная (застежка);
декоративная (украшение);
магическая (оберег или талисман);
информативная (опознавательный знак).
До XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду.
Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции.
Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)
Интересно, что, несмотря на все многообразие видов, семейств и групп, существующих в миллионах экземпляров, пуговицы только недавно стали предметом коллекционирования. К сожалению, немногие музеи и частные собрания располагают подлинно античными экспонатами, которым было бы четыре - шесть сотен лет, не считая немногих глиняных древнеегипетских с жуком-скарабеем или каменных месопотамских пуговиц в форме цветка. Прочие их медные, керамические или золотые сестры, рассыпанные по свету, спрятанные под землей или лежащие на дне моря в затонувших кораблях, ждут своего часа.
Тем более ценными кажутся бронзовые пуговицы греческих воинов, которым более двух тысяч лет, украшенные дизайном, нисколько не уступающим армейским пуговицам из прошлого века, прочные и оснащенные классическими U- образными ушками, облегчавшими жизнь не одному поколению домохозяек и военных портных. Тем более любопытными представляются венецианские пуговицы эпохи Возрождения, сделанные по технологии XVI века, cracle glass, когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образованные трещины снова заливались слоем стекла, оставаясь внутри и преломляя свет почти как бриллианты.
Одни из первых документальных сведений о заколках, которые использовали в одежде жительницы древних Афин, относятся к 570 году до н. э. Длинный и жесткий стержень заколки в случае необходимости мог быть использован как кинжал. Одна из афинских легенд рассказывает о том, как женщины закололи булавками гонца, принесшего весть о гибели их мужей на поле брани, обвинив его в том, что он струсил и бросил друзей по оружию.
С течением времени заколки превращаются в броши. В зависимости от уровня богатства и власти пуговицы могли быть и резными камеями из мрамора или агата, и даже инкрустированы бриллиантами, превратившись в пуговицы, переходящие по наследству и до сих пор хранящиеся в родовитых азиатских и европейских семьях.
В XVI – XVII веках наряду с ювелирными украшениями пуговицы и застежки становятся составной частью светского костюма, украшая в том числе туфли и мужские башмаки. Хроника XVII века описывает дам, носивших на одежде от пятидесяти до ста маленьких декоративных пуговок, что-то наподобие бус и стекляруса.
Пуговицы часто являлись эмблемами социума, и со временем снобы и власть имущие тоже начали делить их на классы и разряды. Появились пуговицы-плебеи и пуговицы-аристократы. Тончайшая гравировка c мотивами цветов и растений по зеркальному черному стеклу, заполняемая комбинированными нитями золота и серебра, сделали эти пуговицы весьма редкими и дорогими в среде собирателей и антикваров.
Известные керамисты и ювелирных дел мастера относились к изготовлению пуговиц с той же тщательностью и выдумкой, с какой создавали свои вазы и подвески. Ручной дизайн был особенно популярен в работе с золотом, серебром и латунью. Позднее мастера стали подкладывать под граненые стеклышки цветную фольгу, имитируя цветные бриллианты. Эта техника называется “ rhinestones”.
Новый этап в искусстве изготовления пуговиц начинается с появления в Италии, а потом и во всей Европе азиатского фаянса и фарфора, а вместе с ними - нового материала, приглянувшегося дизайнерам и портным.
Искусство изготовления пуговиц в XVIII веке достигает высокого уровня. Некоторые модницы именно их ставят во главу угла и просят портных подбирать под них (пуговицы) ткани с золотым и серебряным шитьём, а не наоборот. Cтиль придворных художников и скульпторов отражается на одежде, и мастера миниатюры расписывают стеклянные или глиняные пуговицы в манере Ватто, Буше, Греза. Cамой известной страной по части эмалевой росписи пуговиц стала Франция, чьи мастера изобрели способы комбинирования гравировки и росписи. И по сей день одними из самых уникальных остаются немногие из сохранившихся пуговиц, сделанных в стиле Plique-a-jour, техника изготовления которых состояла в наплавлении стекла и фарфора на тонкую сетку из золотой или медной проволоки с последующей росписью.
В то же время, чем больше собиратели узнают об истории севрской фарфоровой мануфактуры, основанной в XVIII веке маркизой де Помпадур, тем меньше они верят, что многие из пуговиц “антик”, расписанных по эмали, сделаны именно там. И качество фарфора, и роспись говорят о том, что все они выпущены после 1860 года.