Как жил обычный рабочий в царской России
К 1913 году Российская империя была одним из лидеров по темпам экономического роста. Один из видных обозревателей того времени Эдмон Тери в своей книге пророчил России доминирующие позиции в Европе уже к середине 20-го столетия. Но Первая мировая война и Октябрьская революция перечеркнули эти перспективы.
В то время самая низкая зарплата была у домашней прислуги: за месяц женщинам платили от 3 до 5 рублей, мужчинам от 5 рублей и выше. Но им предоставляли питание и крышу над головой, а также нередко отдавали одежду, поэтому данная категория рабочих существенно экономила на этих расходах.
По данным Статистического ежегодника Москвы за 1913 год, месячная зарплата столяров и плотников составляла в среднем чуть больше пяти рублей, в Петербурге — около семи рублей.
Более высокие оклады были в промышленности. Рабочий металлообрабатывающего завода в среднем получал 33 рубля в месяц, сотрудник химического производства — чуть более 20 рублей, а рабочий по обработке хлопка — около 18 рублей. Примерно такая же зарплата была и у дворников. Работнику сельского хозяйства в начале 1910-х в среднем платили около 12 рублей в месяц. Более высоко ценился труд фельдшера — около 40 рублей в месяц. Учитель начальных классов получал примерно 25 рублей.
Преподаватель гимназии — 85 рублей. Машинист паровоза — от 80 до 100 рублей. Тогда большинство рабочих были бывшими крестьянами.
В то время сотрудники не могли взять оплачиваемый больничный — такого понятия попросту не существовало. А еще не было отпусков, а рабочий день длился около 10 часов.
В 1913 году в Петербурге килограмм первосортного свежего мяса стоил примерно 55 коп., десяток яиц 30 коп., кило свежей щуки — 81 коп., кило картофеля — 2,5 коп., кочан капусты — 18 коп., килограмм сливочного масла — 93 коп., килограмм сметаны — 45 коп., кило творога — 25 коп., кило сахара — 32 коп., литр молока — 9 коп, литровая бутылка водки — около 70 копеек.
Одним из самых дорогих продуктов тогда считался чай, поскольку его привозили из-за рубежа. Из-за высокой пошлины за килограмм чая приходилось отдавать примерно 3 рубля 50 копеек.
Что касается одежды, то в то время запросы у простых людей были гораздо проще, чем сегодня. За нарядную рубаху нужно было отдать 3 рубля, мужское шерстяное демисезонное пальто — около 18 рублей, метр ситца — 18 копеек, мужские сапоги на кожаной подошве — 7 рублей, летние ботинки — 2 рубля, 400-граммовый кусок туалетного мыла — 18 копеек.
В начале XX века основным городским видом транспорта были пролетки. Стоимость поездки по городу составляла около 20 копеек. Билет на поезде первого класса от Петербурга до Москвы стоил 16 рублей. Одно место в общем вагоне по тому же маршруту обходилось пассажиру в 6 рублей 40 копеек.
В те годы большинство людей, приехавших на заработки в Петербург и Москву, не имели собственного жилья в этих городах. Им приходилось снимать квартиры или комнаты в доходных домах.
Чистая и меблированная квартира стоила 15 рублей в месяц. Но люди с простыми профессиями вряд ли могли позволить себе такое жилье, поскольку почти 45% от зарплаты уходило на питание. Рабочие выбирали жилье подешевле — крохотные квартиры на окраине города, которые стоили примерно 5 рублей в месяц. Комната на одного человека стоила 3,5 рубля.
Что касается расходов на коммунальные услуги, то зимой за отопление платили примерно 3-5 рублей в месяц, а за электричество — рубль.
В дореволюционной России в подавляющем большинстве семей работал только мужчина. Он должен был прокормить и одеть себя, жену и детей (как правило, несколько), обеспечить им крышу над головой, а также оплачивать другие необходимые расходы.
Что из предметов роскоши могли позволить себе рабочие.
Например, патефон тогда стоил 40 рублей. В начале 1910-х годов в северо-западных городах страны промышленный рабочий получал в среднем около 28 рублей в месяц (или около 340 рублей в год). Чтобы приобрести этот музыкальный аппарат, ему нужно было бы почти два месяца не есть, не пить, не кормить семью и жить на улице. Швейная машина с ручным приводом тогда стоила еще дороже — 55 рублей. На нее рабочему пришлось бы копить два месяца, не тратя свою зарплату. Чтобы купить мужской велосипед стоимостью 100 рублей, потребовалось бы более три с половиной месячных оклада.
В начале XX века автомобиль считался все же роскошью, а не средством передвижения. В 1909 году на Русско-Балтийском вагонном заводе запустили массовое производство машины модели типа «С». В следующие несколько лет на производстве выпустили еще несколько моделей автомобилей «Руссо-Балт». Но их могли позволить себе только очень богатые люди.
«Руссо-Балт» модели «К» стоил от 5500 рублей, модель «С» — 7800 рублей. Для сравнения автомобили «Рено» и «Опель» стоили 5000 рублей. В те годы российские машины покупали только члены императорской семьи и представители самых знатных семей — князь Борис Голицын, граф Сергей Витте.
А простые жители Российской империи даже не мечтали о такой покупке. Рабочему со средней годовой зарплатой в 340 рублей (по тому же Северо-Западному району) пришлось бы копить чуть более 16 лет.
Приобрести квартиру в те годы тоже не представлялось возможным для представителей среднего класса. Квартиры тогда продавались не по отдельности, а целым домом. Например, 9-этажный дом в Москве адресу Большой Гнездниковский переулок, дом № 10 в августе 1915 года продали петроградскому банкиру Дмитрию Рубинштейну за 2 миллиона 100 тысяч рублей золотом.
Чтобы сравнить доходы и расходы простых жителей дореволюционной России с сегодняшними зарплатами и тратами, можно воспользоваться золотым эквивалентом. В «николаевском» золотом рубле содержалось 0,774234 г. чистого золота. Исходя из нынешних котировок на золото, один «николаевский» рубль стоит 4 тысячи 47 рублей современными.
Источник: VK.com