...

Юг Клад

Антиквариат. Активный отдых и путешествия. Аукцион. Нумизматика. Коллекционирование.

Русское православное духовенство

Русское православное духовенство

Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии — следов., было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал вел. кн. Ольгу в ее путешествии в Царьград.
Наподобие Византии и у нас Духовенство является сразу классом привилегированным, и у нас различаются два вида его — черное и белое.

Монашество пользовалось большим уважением в древней Руси как убежище святой жизни: никаких стеснений при поступлении в монахи не было.
В монастыри шли богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии. Доходы с монастырских имений шли частью на содержание братии, частью на дела благотворительности и были освобождены от всяких поборов в пользу князя.
Преобладающим типом древнерусских монастырей была община. Братия в монастырях сама избирала игумена; братия же судила виновных монахов и принимала участие в хозяйственных делах монастыря. Из монастырей выходили и первые наши иерархи.

Во главе духовенства стоял митрополит, первоначально, за немногими исключениями, избираемый и поставляемый в Греции и почти исключительно из греков, причем в избрании не принимает участия ни русское Духовенство, ни великий князь: согласие последнего стало приниматься в расчет только с XII века.

Во главе епархий находились епископы, избираемые по преимуществу из русских иноков при участии как митрополита и епископов русской церкви, так и гражданской власти — князя, а иногда и народа. Земский характер избрания епископа получает самое широкое развитие с 1156 г. в Новгороде. Свергнуть его может вече независимо от духовной власти. Для управления епархиями епископы имели целый штат чиновников духовных и светских, которых они и посылали то за сбором дани и податей с духовенства и мирян, то для суда над ними.

Митрополиты и епископы были в то время на Руси людьми образованными по преимуществу; отсюда высокое положение их в древнерусском обществе и довольно крупное значение в государственной жизни.

От повинностей и налогов высшее Духовенство было свободно; в одном только Новгороде владыка содержал свой полк и нес городовую повинность.

XVII век представляет, с одной стороны, высшее развитие церковной власти и обособленности Духовенства, с другой — намечает новые начала, развитые потом в XVIII в. (полное подчинение духовного сословия контролю и суду гражданской власти, выработка из него особого привилегированного сословия с наследственным характером гражданских прав и преимуществ).
Развитием церковной власти отличается первая половина XVII в., когда церковь фактически делается в значительной мере независимой от государства, а во главе ее стоит патриарх. Патриаршество явилось у нас с 1589 г., на патриарха перешли права и преимущества прежнего митрополита. Как и митрополит, патриарх избирался собором русских епископов и утверждался царем, желание которого иногда имело решающее значение. В подсудности дел церковному суду господствует большая путаница.

В 1649 г. - учреждение особого монастырского приказа, который являлся органом государственного суда над церковным ведомством. Уложение 1649 г. запретило дальнейшее увеличение церковных вотчин; церковные слободы возле городов, имевшие промыслы, но не несшие повинностей, были отписаны на государя. Высшая иерархия была недовольна новым порядком вещей.

В 1667 г. - независимость Духовенства и всех людей церковного ведомства от мирского суда по всем делам гражданским и уголовным снова признана собором 1667 г., подтверждена собором 1675 г., после чего монастырский приказ был закрыт.

В 1700 г. - реформа Петра I.
Одною из важнейших привилегий Духовенства было владение недвижимыми имениями, количество которых к середине XVII в., было 118000 дворов. Положение белого Духовенства, главным образом сельского, приходского, было по-прежнему очень печальным. В 1620-х гг. велено было отводить к церквам писцовые земли по 10—24 частей в поле, но наделены были не все церкви. То же распоряжение было повторено и при межевании в 1680 г., но многие церкви все-таки оставались без земли.
По отношению к Духовенству продолжается политика, намеченная во второй половине XVII в. — всецело подчинить Духовенство гражданской власти, лишить прежних льгот и определить положение, которое оно должно занять в ряду других состояний.

Духовенство, главным образом черное, было противником преобразований Петра. Отсюда уничтожение в 1700 г. патриаршества как опоры оппозиции и замена его в 1721 г. святейшим синодом, к которому перешла власть патриарха и прежних русских церковных соборов.

  • Синод не стоит особняком, как патриаршество, а входит в состав общего государственного строя;
  • Члены его приносят присягу и обещаются соблюдать государственные интересы;
  • При синоде состоит "око государево" — обер-прокурор.
  • Кандидатов в архиереи избирает синод, назначает государь.
  • Архиереи давали особую присягу следить за Духовенством, не строить лишних церквей, поменьше пускать в ход проклятия, а главное — не вмешиваться в мирские дела.
  • За деятельностью архиереев следили фискалы; в епархиальном управлении введена была отчетность священников архиереям, а архиереев — синоду.
  • В ведение светского суда были переданы из суда духовного многие дела гражданского и уголовного характера.

В 1701 г. - восстановлен монастырский приказ с правом разбирать иски на церковных крестьян и служилых людей.

  • Духовные лица подчинялись суду духовной власти, кроме дел "тяжебных, яко покупки, промыслы, торги и проч.";
  • По делам уголовным и политическим их ведали тайная канцелярия и юстиц-коллегия
  • Архиереям было приказано экзаменовать ставленников, детей Духовенства учить в школах, а неграмотных брать в солдаты;

В 1711 г. приказано делать перепись монахов. Монахи теряют свободу передвижения и прикрепляются к тому монастырю, за которым записаны по переписи монастырского приказа.

с 1714 г. при всех архиерейских домах и монастырях велено открыть цифирные школы, посещение которых было обязательно для детей Духовенства.

С 1721 г. - переход монастырского приказа в ведомство синода

  • Миряне духовного ведомства стали опять подсудными духовному суду.
  • Церковные вотчины подвергаются контролю государства;
  • Архиереи и монастыри устраняются от управления своими хозяйствами и пользования своими доходами: им выдается определенное жалованье, остальные доходы идут на удовлетворение государственных и общественных нужд.

В 1722 г. - были введены духовные штаты (один священник и 2 причетника на 100—150 приходских дворов). Введение этих штатов совпало с первой ревизией, по которой в духовном звании оставлялись только лица, находившиеся на действительной службе, и их потомство, а остальные записывались в подушный оклад.
В подушный оклад писались и церковнослужители с их потомством, так как первоначально они не считались даже лицами духовного звания и на них распространялось, например, с 1705 г. бритье бороды, как и на лиц светских.
Синоду только после долгих усилий удалось отстоять в 1722 г. принадлежность их к духовному званию.
Замещение духовных должностей продолжало происходить двояким способом: путем выбора прихожан и путем наследственной передачи должностей. Право выборов за приходами было признано Духовным Регламентом с единственным ограничением, что епископу предоставлялось испытывать ставленника и определять: годен ли он для занятия должности приходского священника.
Доступ к духовным должностям был затруднен для лиц недуховного происхождения. Дворянам, напр., позволялось вступать в духовное звание только по достижении 40 л. и только тем, кто не получил недвижимого имения в наследство.

В 1723 г.- был издан указ, запрещавший пострижение монахов (впоследствии отмененный).

  • Льготы Духовенства, связанные с владением землей, уничтожаются.
  • Случалась и полная отписка церковных вотчин, то за долги, то для вознаграждения служилых людей или для приписки к заводам.
  • В Прибавление к Духовному Регламенту вводятся правила пострижения в монашество, имеющие целью затруднить поступление в монахи.

В 1724 г. встречается дозволение постригать в попы и дьяконы крестьян; но это было лишь временной мерой для пополнения Духовенства, опустошенного строгой первой ревизией.

Духовенство было впутано в систему доносов,

  • от него требовалось выведывать тайны на исповеди и доносить обо всем важном по начальству;
  • оно должно было также доносить о раскольниках,
  • о распространении суеверий,
  • о нахождении в церковь,
  • о несоблюдении постов и т. д.

В подобных делах Духовенство являлось полицейским органом и действовало наравне с сыщиками преображенского приказа.
Характер отношения государства к церкви, созданный реформой Петра, остался таким же и при его преемниках. Неизменным в своей основе остается и епархиальное управление, почти не тронутое реформой Петра; только выборное начало мало-помалу выясняется.
Архиерей является не только хозяином епархии, но и законодателем, так как до издания в 1841 г. Устава духовн. консисторий епархиальное управление велось почти исключительно по инструкциям епархиальных архиереев. Им были всецело подчинены все епархиальные учреждения, лишенные всякой самостоятельности.
Церковный суд находится в руках епархиального архиерея, только расторжение браков со второй половины XVIII в. допускается лишь с разрешения синода. Уставом духовных консисторий в 1841 г. ведомство епархиального суда было сформулировано в том виде, в каком оно находится и в настоящее время.

1764 г. - были уничтожены выборные поповские старосты. Для надзора за церковным благочинием при Петре является особая должность благочинного. Черное Духовенство постепенно вытесняется белым из консисторий и духовных правлений.
В конце царствования Петра I церковные вотчины опять перешли в ведение духовной власти, хотя к ним постоянно предъявлялись непомерные требования для удовлетворения потребностей государства и двора.

Петр III решил отобрать церковные имения в казну, и его намерение было приведено в исполнение Екатериной II в 1764 г.

По определении штатных окладов все архиерейские дома и монастыри были разделены на три класса с определенным содержанием. За ними было оставлено также известное количество земли и угодий, подворья и загородные дома, существующие в большинстве случаев и в настоящее время. В 1786 г. это распоряжение было распространено и на Малороссию.

При Анне Ивановне были возобновлены петровские указы об уменьшении числа монахов.

В 1734 г. постановлено никого не постригать в монашество, кроме вдовых священников и дьяконов. Тогда же была сделана перепись монахам; тех из них, которые были пострижены неправильно, расстригали и отдавали в солдаты. Для большего контроля самый обряд пострижения велено было производить соборне. Число монахов до того уменьшилось, что синод в 1740 г. опасался, как бы они совсем не перевелись на Руси.

При Елизавете Петровне, относившейся с особым уважением к монастырям, прежние строгости прекратились, и в 1760 г. позволено было постригать, по желанию, лиц всех состояний.

В царствование Екатерины II были опять приняты меры к уменьшению монастырей и черного Духовенства. С введением монастырских штатов число монастырей к концу XVIII в. уменьшилось с 1072 до 452; строение новых монастырей допускалось только с разрешения верховной власти. Уменьшилась и численность черного Духовенства.

При Павле I и особенно при Александре I количество черного Духовенства опять увеличивается, и монастырские штаты расширяются. Монастыри получают некоторые льготы: им предоставляется даже право приобретать новые земли, но не иначе, как с особого на каждый раз разрешения.

В 1801 г. на монашествующих священнослужителей распространено освобождение от телесных наказаний

В 1811 г. от них были освобождены и простые монахи.

Оба способа замещения церковноприходских должностей продолжают существовать и в XVIII в., причем выборное начало постепенно уступает место наследственному. При имп. Павле в 1797г. по случаю участия некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков отменяются совсем. В древней России причетнические должности замещались тоже по выбору; к концу XVII века замещение причетнических должностей стало переходить к священникам, хотя община в договорах с ними часто выговаривала условие — не назначать причетников без ведома мира. Во второй половине XVIII в., когда вследствие развития в Духовенстве наследственности причетнические должности начинают замещаться детьми духовных лиц, вольнонаемный характер их уничтожается и причетник может получить место только после посвящения в стихарь.

После ревизии 1744 г.:

  • податных людей позволялось посвящать только в случае самой крайней нужды, в случае недостатка лиц духовного звания и если их поведение и образование соответствует духовному сану
  • посвящение лиц военных было совсем запрещено,
  • солдатских детей не принимали в духовные школы
  • дворянам Жалованная грамота 1785 г. разрешила вступление в духовное сословие, но оно было в то время уже до того принижено, что никто из дворян не пользовался своим правом
  • в XIX в. крепостным запрещалось поступать в Духовенство без отпускной помещика

Еще в XVII в. в белом Духовенстве крепко установилось убеждение, что церковные должностные места составляют семейное достояние служивших в ней священно- и церковнослужительских родов. Лицу духовного звания, женившемуся на светской девице, приходилось иногда отказываться от надежды получить церковное место. Никакого закона на этот счет не было, но в бо'льшей части епархий обычай получил силу закона, и в консисторских билетах о дозволении ставленнику вступить в брак официально требовалось, чтобы он женился на девице духовного звания. Выработалась, таким образом, своего рода каста, разрушенная только в очень недавнее время.
В древней Руси относились вообще неблагоприятно к оставлению духовного сана; сложившим сан позволялось оставаться только в податном состоянии, церковная служба им запрещалась даже на низших ступенях; не признавался законным даже брак их.
Иначе посмотрел на это дело собор 1667 г., значительно смягчивший прежние строгости, а Петр даже поощрял выход вдовых священников из духовного звания и свободу этого выхода узаконил указом 1724 г., который после его смерти был забыт и только при Екатерине II получил новое подтверждение. Тогда же были ослаблены и стеснения для выхода детей духовенства, которых стали принимать в гражданскую службу, в учителей народных школ и т. д.
При Павле I свобода выхода из духовного звания была опять стеснена.
При Александре I был восстановлен указ Екатерины, но ввиду сильного бегства из духовного звания с 1803 году увольнение из духовного ведомства было поставлено в зависимость от согласия синода.
При Николае I, в 1830—1848 гг., создались те ограничительные условия выхода, которые существуют, в общем, и в настоящее время.
Что касается прав духовного состояния, то в этом отношении наше правительство с начала XVIII в. держалось довольно однообразной политики:

  • считать Духовенство сословием привилегированным
  • при Петре I оно было освобождено от подушной подати и рекрутства
  • в 1724 г. с него был снят и тяжелый воинский постой, хотя некоторые сборы, напр., драгунскими лошадьми на армию, оно продолжало платить и позже;
  • в 1736 г. ему удалось избавиться от "дневок и ночевок" на съезжих дворах и от "посылок к колодникам и к офицерам в домы для работ": повинности же караульная и пожарная продолжали существовать до царствования Елизаветы.
  • в 1767 г. синод запретил духовному начальству употреблять телесные наказания по отношению к священникам, а в 1771 г. это запрещение было распространено и на дьяконов. Но Духовенство не было этим избавлено от телесных наказаний по приговорам светских судов даже после того, как от него были избавлены по жалованной грамоте городам купцы и именитые граждане.
  • При Павле I синод сделал представление об избавлении священников и дьяконов от кнута, и император утвердил это представление, но оно не было приведено в исполнение, так как телесное наказание было вскоре восстановлено и для дворянства.
  • Священники и дьяконы были освобождены от него только при Алекслндре I, в 1801 г., а в 1808 г. это освобождение было распространено и на их семейства. Что же касается церковнослужителей и их детей, то они только в 1862 г. отнесены к лицам, избавленным от телесного наказания.
  • При Павле I Духовенству дано право получать ордена, что имело значение для получения духовными лицами потомственного дворянства, а следовательно и права владеть населенными имениями, которого Духовенство было лишено.

Плата за требы была первоначально главным средством содержания Духовенство. Сначала она регулировалась контрактами, заключаемыми прихожанами с священником; но по мере падения выборного начала правительство стало вводить таксу — в первый раз в 1765 г., а затем в 1801 г. в удвоенном размере. В царствование Николая I существовало правило, подтвержденное в недавнее время, что главнейшие требы должны совершаться бесплатно. Во многих приходах существовало обеспечение причта ругою, или землею от помещика или от общины, а некоторые церкви имели и свои вотчинные земли (это были, главным образом, кремлевские соборы). Все эти средства были очень недостаточны, особенно если иметь в виду то тяглое положение, в котором с давних пор находилось

Духовенство в Малороссии.
После присоединения Малороссии к России в 1654 г. малорусское Духовенство долго еще остается обособленным от Духовенство великорусского и сливается с ним окончательно только в 1786 г.
Управлялось оно митрополитом киевским, архиепископом черниговским и епископом переяславским, при которых состояло особое учреждение под названием консистории и кафедрального правления. Членами консистории и правления были исключительно монахи.
Окружное управление поручалось архиереем особому наместнику-монаху, которому были подчинены целые округа с правом суда над монастырями и церквами;
Ближайшее управление приходским Духовенством разделено было на протопопии, в которых главными правителями и судьями были подчиненные наместникам протопопы, имевшие собственных наместников или помощников. И те, и другие были выборные.

Выборное начало вообще в первое время преобладало при замещении церковных должностей.

  • Киевского митрополита избирала вся страна,
  • епископов — их епархия с участием генеральной старшины,
  • монастырских наместников — монастырская братия,
  • протопопов и их помощников — окружные священники.

Только с 1687 г., со времени подчинения малорусского Духовенства московскому патриарху, высшая иерархия начинает замещаться по назначению из Москвы, а затем из СПб., и выборное начало в малорусском Духовенстве мало-помалу падает. Высшая иерархия и большинство должностей церковного управления замещались в Малороссии лицами из черного Духовенства, доступ к которому во все время до 1786 г. был свободен для лиц всех состояний.

Малорусский монах не вполне разрывал связь с миром,

  • сохранял право собственности,
  • наследования
  • совершения гражданских сделок.

Реформа не касалась малорусских монастырей почти до самого 1786 г., когда от них отобраны были имения, введены штаты, многие монастыри закрыты, а на оставшиеся распространены все правила великорусских монастырей.
Доступ в белое духовенство был также свободен, только с царствования Петра II и Анны Ивановны встречаются ограничения для лиц казачьего сословия, с целью воспрепятствовать уклонению их от службы.
Среди малорусского Духовенства мы встречаем поэтому и лиц, принадлежавших к войсковой старшине.
Особыми привилегиями малорусское Духовенство не пользовалось. Над ним всецело господствовали гетман, сотники, полковники; его привлекали к исполнению разных повинностей, судили светским судом.

В 1778 г. в приходах были введены штаты, и приходы преобразованы по образцу великороссийскому.
В 1786 г. малороссийское Духовенство во всем сравнено с великорусским.

Духовенство в настоящее время.

А) Белое Духовенство.
С церковно-канонической точки зрения духовенство как класс лиц, избираемых на служение церкви, никогда не было и не могло быть сословием. Если оно, тем не менее, в наших законах иногда приурочивается к сословиям, то это объясняется тем, что в некоторые периоды русской истории ему были свойственны наследственность и замкнутость. Наследственность в среде Духовенство. еще недавно доходила до того, что священнические и даже причетнические должности "закреплялись" архиерейскими резолюциями за дочерьми священников и причетников, т. е. переходили к их мужьям. Такой порядок оказался, наконец, стеснительным не только для церкви, но и для государства, так как число воспитанников духовно-учебных заведений чрезвычайно увеличилось и многие из них оставались не только без должностей в духовном ведомстве, но и без всякого дела, по нескольку лет или на всю жизнь.

26 мая 1869 г. издан закон, отменивший наследственность и замкнутость Духовенства.
В настоящее время:

  • на церковные должности могут поступать граждански правоспособные лица всех званий и состояний (для лиц из податных классов требуется разрешение губернатора), если по умственным и нравственным качествам они удовлетворяют существующим церковным правилам относительно этих должностей;
  • дети духовных лиц не причисляются к духовному званию и им предоставляется свободный выбор занятий.

К белому Духовенству по действующим законам принадлежат:
протопресвитеры, протоиереи, иереи (священники), диаконы, а также причетники в звании псаломщика (дьячки).

Оно разделяется на:

  • епархиальное (в составе которого различаются причты кафедральные, приходские и домовые),
  • военное и морское,
  • придворное,
  • заграничное

Военное и морское Духовенство — причты при полках, при соборах и церквах военного и морского ведомств в городах и крепостях — лишь посвящается епархиальным архиереем, назначается же на должности и управляется "протопресвитером военного и морского духовенства"

Придворное Духовенство - управляется особым протопресвитером, который состоит в то же время духовником Их Величеств и в составе Духовенства занимает первое место после епископа.

Причты заграничных православных церквей - получают содержание из сумм министерства иностранных дел, но по управлению и суду подведомы СПб. епархиальному начальству или (священнослужители при миссиях Иерусалимской, Пекинской, Японской и др.) непосредственно синоду.

В священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в клятвопреступлении и татьбе.

Если жена священнослужителя впадет в прелюбодеяние, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения.
Клирикам запрещается заниматься торгом и промыслами, плясать, смотреть на пляски, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты; особенно рекомендуется в виде времяпровождения церковное пение, скромная музыка, столярное искусство.

Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц.

Духовенству запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить одежду скромную, преимущественно темных цветов, особого покроя (рясы и подрясники).

Священнослужителями могут быть лица женатые или неженатые (в последнем случае они должны иметь не менее 40 лет), но жениться они могут только до посвящения в духовный сан и притом только на девице доброго поведения.

Если вдовый священнослужитель пожелает жениться вторично, то должен сложить с себя свящ. сан и может оставаться на служении церкви лишь в звании причетника.

Священник имеет право основывать благотворительные учреждения в приходе — попечительства, братства, богадельни, школы.

За церковными корпорациями признаются права юридических лиц. Им вверено ведение актов гражданского состояния всего православного населения империи.

Нашими законами духовенство признается как особый привилегированный класс лиц в государстве.

Духовные лица свободны:

  • от всех личных податей,
  • от телесных наказаний,
  • от воинской повинности.
  • От воинского постоя,
  • от поземельного сбора
  • от городских повинностей освобождены те дома священнослужителей и церковнослужителей, в которых они жительствуют
  • вдовы священнослужителей пользуются правами личного дворянства, их дети — потомственного почетного гражданства,
  • вдовы и дети причетников — личного почетного гражданства,
  • лица духовного звания имеют право приобретать и отчуждать всеми законными способами земли и дома в селах и городах; но им запрещено заниматься винокурением и продажею вина, хотя винокурни и питейные дома, имеющиеся на их земле, они могут отдавать в аренду,
  • сложить с себя свящ. сан священнослужитель может, но по снятии сана ему запрещается вступать на службу государственную: диаконам — ранее 6 лет, священникам — ранее 10 лет,
  • за ревностное исполнение своих обязанностей лица духовного сана, кроме церковных отличий (набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест, выдаваемый от св. Синода, наперсный крест с драгоценными украшениями, подносимый от прихожан, палица) могут удостаивается награждения всеми орденами (за исключением св. Станислава), а причетники — установленными для награждения лиц из прочих сословий медалями.

Средства содержания епархиального белого Духовенства:
а) доброхотные даяния прихожан за требоисправления, распределяемые между членами причтов на основании изданных Синодом в 1873 г. правил;
б) земельные (сверх усадебных) наделы в размере от 33 до 99 дес. на причт, не подлежащие отчуждению и свободные от земских сборов, а также иногда земли так наз. ружные (выделяемые прихожанами из своих земельных участков);
в) денежное пособие на содержание причтов, выдаваемое от казны и в настоящее время (1893) простирающееся до двух с небольшим миллионов руб. на всю Россию (в счет этой суммы не входят оклады жалованья причтам епархий прибалтийских, привислянских и вновь образованных в новозавоеванных краях, выдаваемые по особым расписаниям Синода);
г) так называемая руга и другие ежегодные сборы жизненных припасов с сельских прихожан натурою, существующие, как остаток далекой старины, в некоторых местностях.

Протоиереям, священникам и протодиаконам кафедральных соборов, прослужившим беспорочно 35 лет, дается пенсия до 130 руб. в год, их вдовам — 90 руб., дьяконам — 65 руб., их вдовам — 50 руб. Не выслужившим срока на пенсию, увольняемым за штат и их вдовам выдаются единовременные пособия до 70 р.

Духовенству предоставлено право устраивать на изысканные им самим средства епархиальные женские училища, в которые принимаются как дочери духовных лиц, так и дети других сословий.

В 1891 г. всех таких училищ было 47 с 11176 воспитанницами, в том числе более 2000 иносословных. На содержание этих училищ израсходовано в 1891 г. всего 1597243 руб. Учебный курс в них близкий к курсу женских гимназий, за исключением новых языков, которые или вовсе не преподаются, или преподаются лишь для желающих. При некоторых училищах существуют приготовительные классы, а также разного типа школы для приходящих детей, в которых воспитанницы старших классов училищ практикуются в преподавании, готовясь к занятию учительских должностей в начальных школах.

По всем преступлениям и проступкам по должности и против благоповедения духовенство подсудно или непосредственно архиерею (проступки неведения и нечаянности), совершающему свой суд без формального делопроизводства и оканчивающему дело вразумлением или епитимиею, или консистории, производящей суд после формального следствия, по установленным правилам. Если при рассмотрении дел, представляющих нарушение правил церковных, откроются преступления уголовные, то о том сообщается прокурору окружного суда. Рассмотрению духовного суда подлежат также дела по обвинению духовных лиц в оскорблении чести, в оклеветании, в оскорблении действием. Дела об оскорблении духовными лицами должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы подлежат рассмотрению светского суда. Приступая к производству следствия о духовном лице, мировые судьи и судебные следователи сообщают о том его духовному начальству, которому предоставляется сообщать сведения, могущие служить для разъяснения дела. Подсудимые священнослужители подвергаются предварительному заключению лишь в случаях особенно важных и содержатся отдельно от других заключенных. По делам, подведомственным суду присяжных, все следственные акты до поступления в судебную палату отсылаются прокурором к епархиальному начальству, которое в двухнедельный срок сообщает прокурору свое мнение по делу, предлагаемое прокурором судебной палате и, в случае требования со стороны подсудимого, прочитываемое на суде, приговоры суда сообщаются духовному начальству.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на духовных лиц:

  • замечания епархиального начальства,
  • простой или строгий выговор,
  • временное испытание в архиерейском доме или в монастыре,
  • временное запрещение священнослужения с епитимией,
  • запрещение с отрешением от должности,
  • удаление за штат,
  • лишение духовного сана с оставлением в причетниках,
  • лишение сана с исключением из духовного звания и потерей прав, ему присвоенных.

Б) Черное духовенство.
Пострижение в монашество поставлено в зависимость от согласия епархиального архиерея.
Постригающийся должен иметь:

  • мужчина — не менее 30, женщина — 40 лет.
  • Исключение делается только для лиц, получивших образование в высшем учебном заведении; им разрешается поступать в монахи с 25-тилетнего возраста.
  • Желающий принять монашество не должен: состоять под судом, быть обремененным долгами;
  • Он должен представить увольнение от общества, к которому приписан, или от службы, на которой состоит.
  • Запрещается постригать отдельно супругов при существовании брака; вместе же постригаться они могут, если не имеют несовершеннолетних детей. Впрочем, все эти лица с разрешения архиерея могут вступать в монастырь в качестве послушников.

Монахи изъемлются от телесного наказания и освобождаются от податей.
Монашество ведет за собою ограничение гражданских и государственных прав.
Монах отрекается от мира и, следовательно:

  • не может занимать никаких мирских должностей;
  • не может переменять своего местожительства без разрешения своего начальства;
  • не может владеть и приобретать недвижимых имуществ: родовое имущество его при пострижении идет к законным наследникам, а благоприобретенным он может распорядиться по своему усмотрению; при отсутствии такого распоряжения имение переходит к законным наследникам.
  • монахи устраняются от права наследования; им запрещается делать духовные завещания. Исключение из этого правила делается для архиереев и других духовных властей, которым предоставляется право располагать своею собственностью и завещать ее по своему усмотрению.
  • пенсия при поступлении в монашество прекращается.
  • поступивший в монахи отказывается от своего имущества навсегда, оно не возвращается ему и в случае сложения им монашеского звания.

Монахам не запрещается:

  • строить кельи и другие здания внутри монастыря для своего употребления; но они признаются собственностью монастыря.
  • владеть движимыми вещами: книгами, деньгами. Последние можно вносить даже в кредитные установления.

Безусловно запрещаются:

  • торговля, кроме продажи своих рукоделий;
  • вступление от своего лица в обязательства и договоры, принятие чужих вещей на сохранение (кроме книг);
  • поручительство и ходатайство в делах, не касающихся духовного ведомства. Только по поручению своего начальства монах может вступать в договоры и ходатайствовать по делам своего монастыря в гражданских судах.

Звание монашеское может прекратиться двумя способами:

1) по просьбе самого монаха о сложении с него сана. Подавший такую просьбу увещевается в течение 6 месяцев сначала братиею, потом от архиерея и наконец от св. синода. Не убедившийся увольняется и передается в ведение губернского правления.
2) По приговору духовной власти, после которого осужденный отсылается в распоряжение гражданского начальства.

Сложивший с себя монашество добровольно, с дозволения духовного начальства, возвращается в гражданское состояние со всеми правами, принадлежащими ему по происхождению; он теряет только чины и отличия, заслуженные им лично до пострижения.
Кроме того, ему воспрещается вступать в гражданскую службу, а также жить и приписываться к обществам в столицах и в той губернии, в которой он был монахом. Последнее запрещение ограничено 7-летним сроком, во время которого он считается под церковною епитимиею; в это время ему запрещается и жениться.
В исполнении всего этого с оставившего монашество берется подписка под опасением в случае ее нарушения отсылки в Сибирь на всегдашнее пребывание.

Человеку, приступившему к практическому исследованию генеалогии духовенства, необходимо знать, что к духовному сословию относились люди духовного звания, как священно, так и церковно служители. Подавляющая часть духовенства служила в приходских церквях. Следует заметить, что большая часть из приходов России той поры представляла собой сельские приходы.

Церковные должности и их названия претерпевали некоторые изменения, в связи с различными обстоятельствами и реформами.

Основу духовенства составляли священнослужители в трех степенях : епископ, священник, диакон.

Епископ всегда был выходцем из черного духовенства, т.е. из монашествующих, и обладал полнотой церковной власти, надзирая как над монашествующими монастырей, так и над белым духовенством, которое жило в браке и имело семьи.

Помимо названия "священник" в нашей церкви усвоилось также названия, заимствованные из греческой церкви: "пресвитер", "иерей", а также производные от них "протопресвитер", "протоиерей".

Для черного духовенства приняты названия: иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит. Насельниками монастырей являются также послушники, монахи, постриженные в рясофор или в мантию. Постриженные в схиму (схимонахи, схии еромонахи, схиигумены, схиархимандриты) имели самую высокую степень отречения от мира и аскетику). Должности черного духовенства, служащих в монастырях, можно найти в Уставе для монашествующих .

Полный приходской притч состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря, сторожа, просфорни (просфорницы). В больших приходах, бывало по два священника, дьячка и пономаря, в соборных церквах по два сторожа. Часто и просфорниц было не менее двух. При этом все клиры стремились совмещать некоторые должности в приходе, так пономарь часто выполнял функции сторожа. В клировых ведомостях не всегда указывалась просфорница, которая, как правило, была вдовой умершего при сем приходе священнослужителя или причетника.

Церковные реформы, проводимые в 1867-1871 годах по инициативе обер-прокурора Д.А.Толстого, отменили сословную замкнутость духовенства:
юридически была уничтожена наследственная передача церковных мест,
а затем и принадлежность к духовному сословию, светские учебные заведения стали доступны для детей клириков (1, стр. 273, 125).
тогда же из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и все взрослые дети клириков.
в духовном чине оставались лица, состоящие на действительной церковной службе.
Псаломщики вначале не входили в духовное сословие и были из числа мирян, служивших при городских соборах. Позднее псаломщиком стали называть служащих при церкви служителей. Это звание было утверждено 16 февраля 1885 года определением Священного Синода.

Причт обычно состоял из священника, диакона (редко) и псаломщика. Псаломщик обеспечивал проведение богослужений в церкви, сопровождал священника при выполнении им треб, исполнял должность письмоводителя на приходе и в церкви. Он вел метрические книги, обыскные книги, исповедные росписи, клировые ведомости.

Указом Святейшего Синода за №49 от 05.01.1888 года произошел очередной пересмотр штатов церквей в сторону их уменьшения. Именно с этого времени в большинстве приходов пономарские вакансии были упразднены.

Приходские старосты из мирян были введены специальными инструкциями, по инициативе Петра I, выбирались на приходских собраниях и утверждались правящим архиереем, получали определенные награды и в духовное сословие не включались.

Следует указать, что в 1-ой и 2-ой ревизиях священников в документах называли "поп" или "протопоп" (старший из священников), с третьей ревизии в документах уже писали "священник", "протоиерей", наименование "поп" в дальнейшем не использовалось и считалось не благочестивым.

Особенностью синодального периода РПЦ является выделение среди духовенства три особые группы:
военно-морское - было образовано по личной инициативе Петра I, чтобы обеспечить духовное окормление и регулярное отправление богослужений в армии и на флоте. ,
придворное,
зарубежное
С 1706 г. с приходов стал взиматься особый сбор - "подможные" деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов.
В армии назначался обер-священник, во флоте - обер-иеромонах.

Военное духовенство
В первый период еще не было объединено в особую группу и в мирное время подчинялось архиерею той епархии, где был расквартирован полк. (2, cтр. 382, 383).
В 1797 г. все войсковое и флотское духовенство было подчинено обер-священнику армии и флота, которым стал протоиерей П.Я.Озерцовский, вошедший в Святейший Синод (1800 г.), и награжденный митрой, с пожалованием звания главного обер-священника.
В позднейшие времена главный священник военного духовного ведомства назывался протопресвитер (1890 г.).
Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими церквами, особенно в Западном крае, в Польше, Сибири и Центральной Азии, и поэтому священники этого ведомства обладали правом выполнять требы местного населения в мирное время (2, стр 384). В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства (2, стр 385).

Придворное духовенство
существовало уже в Московской Руси. Во главе его обычно стоял царский духовник, надзирающий за храмами и духовенством дворца. Некоторые московские соборы, например, Благовещенский, считались дворцовыми храмами, и их духовенство причислялось к придворному.
С увеличением царской семьи в XVIII и XIX вв росло число дворцов, в которых непременно имелись домашние церкви.
Духовник царя, которому были подчинены эти церкви с их приходами, носил звание протопресвитера придворного духовенства и по своему рангу следовал сразу за епископами.

Православное духовенство за рубежом
- при посольствах, дипломатических миссиях, некоторых консульствах и при дворах членов царского дома, проживающих за пределами России - принадлежало к ведомству МИД, а в церковном отношении с 1867 г подчинялось Петербургскому митрополиту. Его назначение и увольнение производилось Священным синодом по согласованию с министром иностранных дел (2, стр 385).

Восстановление родословной лиц духовного сословия облегчается существовавшей практикой наследования приходских должностей, что часто позволяет, используя фонды одного регионального архива, проследить жизнь нескольких поколений конкретного духовного рода.

В то же время, существующие церковные традиции духовного сословия изменять фамилию по различным поводам, иногда, усложняет поиск и восстановление родословных связей. В 1847 году принятый Указ Императора, запрещающий произвольно изменять фамилии священно и церковно служителям и придерживаться принятой традиции, хотя и был удерживающим фактором в этом явлении, но, как показывают исследования, не исключил полностью такого обычая.

Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий.

Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.

Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность - исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы.

Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты. Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность.

Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.

Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей.

При поступлении в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся.

Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.

На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь изменения сословия.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).

Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, а также ставленнические грамоты.

Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
У Вас есть вопрос? Задайте его в комментарияхx
170 запросов за 0,596 секунд.
Яндекс.Метрика