Исповедные ведомости 1697 – 1917 г.г.
Исповедные ведомости - роспись, «исповедка» - являются всесословным источником генеалогической информации, т.к. в них записывались все, в данном случае православные, жители страны по единой для всех форме.
Исповедная ведомость представляет собой своего рода реестр церковного поименного учёта прихожан или (как их именовали в западных губерниях Российской Империи) парафиян, является весьма ценным источником (косвенным) генеалогической информации.
Исповедные ведомости (росписи) дают достаточно точные данные о численности и социальном составе городского и сельского населения Российской Империи XVIII- начала XX вв. В совокупности с другими документальными материалами, они помогут составить наиболее полное представление о людях того времени и их родственных связях.
Первые дошедшие до нас сведения об исповедных ведомостях относятся к концу XVII в. (1697 г.). Изначально форма их была предельно проста – в каждом причте следовало вести три поименных списка. В первый список вносились имена всех прихожан, побывавших на исповеди, во второй – имена прихожан, на исповедь по каким-то причинам не явившимся, а в третий попадали раскольники-старообрядцы.
В 1722 г. был установлен возраст, начиная с которого прихожане могли – и обязаны были! - исповедоваться и причащаться у своего священника – семь лет.
Исповедные ведомости составлялись ежегодно в Великий Пост. Прихожанам, по каким-то причинам не успевавшим исповедаться в это время, дозволялось исповедаться в любое другое время, например, в следующий за Великим постом Петров пост, затем в Успенский и Рождественский (он же Филиппов) посты. Исповедные ведомости подписывались причтом во главе с самим отцом-настоятелем храма.
С 1730-х г.г. православное население России делилось на ряд социальных групп:
«духовных», «войсковых», «приказных» и т. д., включая «поселян» — то есть крестьян и бобылей.
Особенностью исповедных ведомостей является то, что в начале записи о том или ином приходе идут священники (притч церкви) и члены их семей, затем, если есть, дворяне и члены их семей, а потом уже остальные прихожане.
Законодательно форма утверждена в 1737 г., с той поры формуляр исповедной ведомости был следующим:
- в первой графе указывались номера домов или дворов в населённом пункте по порядку
- во второй – число людей в этих домах или дворах, «мужска» и «женска» пола отдельно.
- в полной семье фамилия чаще всего фиксировалась один раз – сразу для всех членов семьи.
- для супругов указывались имена и отчества
- детей записывали только по именам.
- в случае смерти одного из супругов непременно указывалось вдовство другого
- показывалось число лет каждого члена семьи на текущий год - также отдельно по графам для лиц мужского и женского пола.
- вносились имена детей старше одного года (на практике старше полугода), в графе об исповеди священник ставил прочерк или писал, что по малолетству на исповеди не был.
Главный недостаток исповедных росписей - отсутствие имен женатых сыновей, отданных в рекруты (снохи записывались по имени и отчеству, дети по имени, без указания отчества).
Исповедальные росписи находятся в региональных архивах в фондах духовных правлений, епархиальных управлений, духовных консисторий и приходских церквей областных (региональных) архивов России и, гораздо реже, ближнего зарубежья.
Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.
1830 год Токаев Герасим, свидетельство о рождении