Брачные обыски 1765 – 1917 г.г.
Брачные обыски - предбрачные свидетельства или обыскные свидетельства
Письменный акт, совершенный причтом церкви в отношении лиц, имевших намерение вступить в брак, с целью установления их неродства.
Брачные обыски были введены в России в первые годы царствования Екатерины Второй (если быть более точным, в 1765 г.). Форма брачного обыска, окончательно утвердившаяся только во времена Николая Первого (точнее, к 1835 г.), восходит к венечным памяткам Древней Руси (венечная память или знамя – название аналогичного документа, указа, дававшегося иерею с разрешением совершить таинство брака).
На рубеже XX в. у брачных обысков появилось и другое название – предбрачные свидетельства. Эти документы, сохранившиеся в весьма ограниченном количестве, в основном за 10-е – 60-е гг. позапрошлого столетия, содержат от того ещё более ценную информацию о лицах, которым предстояло вступить в брак.
В брачном обыске (предбрачном свидетельстве) фиксировались:
- полные имена жениха и невесты,
- вероисповедание,
- семейное положение («жених холост, а невеста девица»),
- место жительства, возраст («к супружеству имеют совершенный, а именно: жених столько-то лет, а невеста столько-то лет и оба находятся в здравом уме…»), .
Далее в описываемом документе наличествовала фраза об отсутствии какого бы то ни было родства и свойства - например, кумовства или сватовства - между будущими мужем и женой, «родства между ними духовного или плотского родства и свойства возбраняющего по установлению Св. Церкви брак, никакого нет». И т. д. и т. п., всего десять обязательных пунктов, в том числе и фраза, подтверждавшая намерение будущих супругов вступить в брак по взаимному согласию, а не по принуждению, и с благословения их родителей.
В XIX - первой четверти XX столетия форму номерного предбрачного свидетельства, заполнявшуюся приходским священником, предваряла установленная фраза: "Такого-то числа такой-то епархии такого-то города (села и т. д.) такой-то церкви церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак, и оказалось следующее..."
Собственно после этой фразы и шла вся упомянутая выше информация, позволяющая частному исследователю существенно пополнить биографические сведения о лицах, упоминаемых в таком предбрачном обыске. Предбрачное свидетельство в это время подписывали жених, невеста, за их подписями следовали подписи их же поручителей (то есть свидетелей) и, наконец, подписи причта церкви, в которой производился брачный обыск, во главе с приходским священником.
При составлении брачных обысков использовались документы личного происхождения: метрики, паспорта (если жених или невеста были из другого прихода) и т. д.
Кроме брачных обысков (предбрачных свидетельств или обыскных свидетельств), для совершения таинства брака будущим супругам необходимы были и другие документы:
- прошение о вступлении в брак,
- в ряде случаев для вступления в брак жениху требовалось разрешение вышестоящего начальства и проч.
Упомянутые документы, как правило, впоследствии аккумулировались в делах приходских церквей в числе прочих дел под общим названием «брачные документы».
В делах небольших сельских приходов зачастую можно обнаружить такого рода документы в обыскных книгах.
В больших же городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.
Хранятся в фондах духовных консисторий, приходских и полковых церквей, а иногда в личных фондах региональных архивов.