Так как же изготавливаются филигранные изделия?
Одним из старейших способов художественной обработки металла является филигрань. Это ювелирная техника, с помощью которой узор из тонкой золотой или серебряной проволоки напаивается на металлический фон. Аналогичное название получают и изделия, выполненные в этой технике.
Эта техника возникла на Востоке, а своего наивысшего расцвета достигла во времена Римской империи. Название в переводе с латинского означает filum «нить» и granum «зерно».
Римская золотая серьга в технике грануляции (филигрань), I век н. э.
Филигранные узоры отличаются своим разнообразием: веревочки, шнурки, плетения, елочки, дорожки. Их отдельные элементы соединяются при помощи пайки. Иногда эта техника сочетается с зернением (грануляцией) мелкими металлическими шариками. Зерна выплавляют из наструганных кусочков золота или серебра определенной пробы в тигле, наполненном мелким порошком из древесного угля. Расплавленные от нагревания тигля частички принимают форму круглых зерен (шариков), а древесная пыль не дает им соединиться.
Височные кольца XII век. Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см
Материалы, которые используются для филиграни – это сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор. Украшения, выполненные с помощью этой техники или с ее элементами достаточно часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью, гравировкой, чеканкой.
Филигрань. Италия, XI век
Изначально филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Со временем потребность в таких вещах возрастала и появилась потребность в разделение труда между ремесленниками и отдельными мастерами. С XIX века филигранные изделия уже выпускались фабриками в больших количествах. Они становятся разнообразны как по назначению, так и по ассортименту – это и дорогая посуда, и церковная утварь, и принадлежности туалета.