...

Юг Клад

Антиквариат. Активный отдых и путешествия. Аукцион. Нумизматика. Коллекционирование.

Образы Богоматери

713255906

Образы Богородицы

Ближе всех к святых к русскому православному человеку находилась Божия Матерь. В иконописи известны сотни иконографических типов, каждый из которых, происходя от конкретной чудотворной иконы, имеет по нескольку разновидностей. Далеко не все из них встречаются в изделиях старообрядческих медниц: некоторые из-за того, что мало были известны на Руси (например, Млекопитательница, Иерусалимская, Влахернская и т.д), а некоторые в силу того, что были очень похожи между собой (например, Смоленская, Иверская, Скоропослушница). Наиболее распространенным богородичным сюжетом в литье является образ "Всех скорбящих радость". Возможно, это связано с тем, что эта икона была одной из последних чудотворных икон, прославленных на Руси до раскола. aa_1Этот сюжет встречается в мелких плакетках, достаточно больших отливках, имеющих куполовидное навершие, иногда в обрамлении херувимов. aa_10Достаточно распространены трехстворчатые складни, различных типов, средники которых представляют этот образ. В отличие от икон на дереве, где Богородица иногда изображается с младенцем, в литье она всегда изображена без младенца со скипетром в руках. В навершие куполовидных отливок помещен образ Иисуса Христа в короне и с распростертыми благословляющими руками; этот извод в иконографии известен под названием "Царь царем". В больших отливках композиция иконы более подробна, нежели в мелких, где она ограничивается фигурами Богоматери и нескольких облагодетельствованных ею страждущих; здесь появляются ангелы, через которых Божия Матерь подает свою помощь, лики солнца и луны, символизирующих непрерывность этой благодати.Второй по степени распространенности в литье является иконографический тип Смоленской Божией Матери. Это один из многочисленных образов, восходящих к византийскому образу Одигитрии - Путеводительницы, известному на Руси с 12 столетия. av_22Особенностью этого образа является младенец Христос, сидящий на левой руке Богородицы; его правая рука сложена в двуперстное благословение, левая сжимает свернутый свиток. Лики Богородицы и Христа изображены фронтально. На некоторых отливках и Богородица и младенец Христос имеют особые шейные украшения - цаты. Существую иконки, на которых, поверх нимба Богородицы располагается корона. Эти образки близки к отличному от am_4Смоленской типу Скоропослушницы. Близким к Смоленской является и образ Тихвинской Богородицы. Отличие состоит в том, что лики Божией Матери и Христа обращены друг к другу, а правая нога младенца подвернута под левую так, что видна нижняя часть стопы.

ag_8Казанская - еще одна широко известная на Руси икона Божией Матери. Обретенная в 1579 году она оставалась в числе местночтимых, то есть не почитаемых вне определенного региона икон, до осени 1612 года. Народное ополчение, освободившее Москву от поляков и литовцев, двигалось к столице с этой чудотворной иконой. С этого времени Казанская становится национальной святыней Русского государства: большинство храмов и монастырей, построенных в 17-м столетии, было освящено в честь этой иконы. Отличительной особенностью Казанской является то, что младенец Христос изображен стоящим. Его левая рука спрятана в складках одежды, правая сложена в двуперстное благословение. ag_2Изображение Богородицы - оплечное; ее руки не видны вовсе. На отдельных иконах Богородица и Христос имеют цаты. В медном литье образ Казанской Божией Матери представлен в изделиях разных размеров с самыми разнообразными навершиями. Широко распространены самые разнообразные складни, в которых средник - реже одна из створок - представляют собой Казанскую икону.

ad_2Среди древних богородичных икон особое место занимает икона Знамение, происходящая из Новгорода. В медном литье этот образ представлен несколькими типами изделий. "Простое" Знамение представляет собой поясное изображение Божией Матери с воздетыми руками, в центре которого находится тоже поясное изображение младенца Христа, иногда вписанное в круг. az_2Правая рука младенца - иногда обе - сложены в двуперстное благословение. Существует еще один распространенный извод Знамения, в котором Богородица с младенцем находятся в средине ромба, образованного слегка вогнутыми линиями, по углам которого расположены символы евангелистов. В редких, наиболее древних и наиболее красивых отливках композиция Знамения обрамлена двумя херувимами. Знамение может входить в состав миниатюрных двустворчатых - реже трехстворчатых - складней. Одним из наиболее редких складней является так называемая панагия - складень, состоящий из двух круглых створок, одна из которых является образом Знамения, другая - образом Ветхозаветной Троицы.

Среди других иконографических типов Богородицы, известных в литье, наиболее интересны Троеручица, Владимирская, Неопалимая Купина, Страстная, Боголюбская, Покров.

as_1Троеручица - весьма интересный иконографический тип, появившийся в Византии в конце 8-го столетия. Некоторые искусствоведы связывают появление этого образа с влиянием иконографии индуизма, где многорукие божества были привычной реальностью. Однако с большей вероятностью можно считать, что Троеручица возникает как "икона иконы", то есть изображение иконы Богородицы, as_2к которой исцелившийся человек привесил серебряное или золотое изображение болевшей руки. Церковное предание связывает появление образа Троеручицы с именем Иоанна Дамаскина, ученого монаха, богослова и гимнографа, занимавшего в 8-м веке важное положение при дворе дамасского властителя. По указанию императора иконоборца Константина Копронима Иоанну, написавшему несколько сочинений в защиту иконопочитания, была отсечена правая рука, которая впоследствии благополучно соединилась с телом. Иоанн Дамаскин и был тем человеком, который привесил изображение руки к образу, перед которым молился об исцелении. В медном литье Троеручица встречается редко. Это небольшая медная пластина с необычной декоративной рамкой.

Владимирская икона, первая национальная святыня Руси, привезенная из Византии в средине 12 столетия, сравнительно редко воспроизводится в медном литье.ab_9Владимирская относится к древнему византийскому иконографическому типу Умиление. Младенец Христос находится на правой руке Богородицы, прижимается к ней так сильно, что становится видна ладонь его левой руки, обхватывающей шею. Левая нога младенца подвернута под правую так, что видна нижняя часть стопы. Владимирская икона известна как в самостоятельных отливках, так и как средник в трехстворчатых складнях. Известны отливки Владимирской иконы, в которых глава Богоматери увенчана короной.

an_2Близким к Владимирской оказывается иконографический тип Федоровской иконы Богородицы, которая считалась покровительницей Царствующего Дома Романовых. Отличие состоит в свободном расположении ног младенца.

Неопалимая купина является наиболее сложной и многофигурной иконой. В круге, образованном ангелами с распростертыми крыльями находится поясное изображение Божией Матери с младенцем Христом, похожее на Одигитрию. al_1Этот круг является центральной частью восьмиконечной звезды, в лучах которых находятся символы евангелистов и изображения различных ангельских чинов. Ангелы изображены и в пространстве между лучами звезды. В углах иконы изображены четыре композиции, посвященные ветхозаветным пророчествам о Богородице: Моисей перед Неопалимой купиной, Иессей под древом рода Давида, al_2Лествица Иакова и пророчество Иезекииля. Неопалимая Купина часто украшена многоцветными эмалями, делающими икону очень привлекательной. Особенно красивы большие иконы, на которых выше образа Неопалимой Купины, в пяти круглых медальонах изображены поясные изображения апостола Петра, Богородицы, Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, апостола Павла.

de_3Столь же многофигурной, хотя и менее интересной, чем Неопалимая Купина, является икона Покрова Пресвятой Богородицы.

ap_5Страстная икона Божией Матери является поясным изображением типа Одигитрии, в котором Богородицу и младенца окружают ангелы, которые держат в руках орудия страстей. Голова младенца обращена назад к одному из ангелов. Глава Богородицы увенчана зубчатой короной, выходящей за верхний край иконы. Страстная часто увенчивается пятью херувима; нередко она является средником трехстворчатого складня.

Боголюбская икона Богородицы, известная с конца 12 столетия, представляет собой изображение Божией Матери без младенца, в полный рост со свитком в руках. В медном литье распространен один из редких изводов позднейшего времени, в котором, помимо Богородицы, изображены предстоящий перед ней митрополит Петр и несколько коленопреклоненных фигур. Поясное изображение Божией Матери со свитком, близкое Боголюбской, образует левую створку самых распространенных трехстворчатых складней Деисус.

bb_2Очень красивым и необычным является богородичный образ "Не рыдай мене, Мати", который изображает Спасителя, снятого с креста. Эта "русская пьета" имеет очень лаконичную и в то же время выразительную иконографию. На фоне верхней части креста размещаются поясные изображения мертвого Иисуса со сложенными на груди руками и склонившейся к нему Матери. Они опираются на стенку гроба, в который должно быть положено тело. Этот образ известен в архаичных отливках 17-го века и в реалистичных иконах 18-го и 19-го столетий.

 

0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
У Вас есть вопрос? Задайте его в комментарияхx
186 запросов за 0,696 секунд.
Яндекс.Метрика