Фляги Великобритании, выпускавшиеся после 1939 года
Bottle, water, enamelled (Mark VII), стальная эмалированная фляга ёмкостью 2 английские пинты, с корковой пробкой, утверждённая в ноябре 1939 года. Корпус фляги покрывался эмалью цвета хаки:
Основным отличием от предыдущей модели являлось кольцо для крепления шнура, удерживающего пробку, приваренное с боковой стороны горлышка:
Длина шнура (по сравнению с предыдущими моделями фляг) была уменьшена в два раза, и составляла 9 дюймов.
Форма корпуса и конструкция фляг разных производителей могли иметь небольшие различия.
Во время Второй мировой войны различные модификации фляг Mark VII выпускались также в Австралии, Индии, Новой Зеландии и Канаде.
Чехлы для фляг Mark VII (включая и чехлы для фляг ВВС), изготавливались из войлока цвета хаки:
Bottle, water, New Zealand Pattern.
Фляги Mark VII, выпущенные в Новой Зеландии, имели плоскую верхнюю часть, сварные швы в верхней и нижней части и вогнутое дно. Фляги закрывались деревянными или резиновыми пробками, корпус окрашивался эмалью синего цвета:
Основным отличием фляг новозеландского производства являлось кольцо для крепления шнура, приваренное с тыльной стороны горлышка:
Стальная фляга производства индийской компании Metal Box Co, Calcutta, 1940 года выпуска.
Вариант фляги с прямым горлышком и припаянным кольцом для крепления шнура, удерживающего пробку:
Маркировка производителя - Metal Box Co, Calcutta, и дата выпуска фляги - 1942 год:
Стальная фляга производства южноафриканской компании Maytham's Limited (слева):
Основным отличием от индийской модели являлось кольцо для крепления шнура, удерживающего пробку:
Маркировка производителя - Maytham's Limited, и дата выпуска фляги - 1943 год:
Bottle, water, aluminium, алюминиевая фляга, введённая в 1939 году в рамках довоенной программы модернизации снаряжения. Фляга не имела чехла и окрашивалась в цвет хаки. Комплектовалась стандартной корковой пробкой.
Шнур, удерживающий пробку, крепился к скобе на верхней части фляги.
Маркировка производителя - Midland Metal Spinning Company, и дата выпуска:
Чехлы и подвесы для фляг Mark VII:
Carrier, water-bottle, W.E. Patt.‘37, подвес, утверждённый в 1938 году и представлявший собой облегчённую версию подвеса Pattern 1908. С 1943 года, в связи с недостатком латуни, пряжки чехлов изготавливались из оцинкованного железа.
Carrier, water-bottle, bucket type, выпускавшийся с 1940 года.
По причине недостатка сырья, некоторыми производителями выпускался укороченный вариант чехла:
Подвес и чехол новозеландского производства:
Подвесы индийского производства, отличавшиеся тем, что вместо кнопки закрывались металлической пряжкой, расположенной в верхней части:
Подвес для Южно-Африканской армии, поставлявшийся компанией MECo (слева), и подвес южноафриканского производства, изготавливавшийся из тесьмы, для большей прочности, сшитой в два слоя (справа):
Carrier, water-bottle, Pattern 1939, подвес из кожи, выпускавшийся с началом ВМВ по причине нехватки производственных мощностей. Подвес был аналогичен подвесу обр. 1914 года и отличался от него только конструкцией металлических пряжек.
Carrier, water-bottle, W.E. Cavalry Patt.‘40, подвес для кавалерийских частей.
Carrier, Waterbottle, Other Services, подвес, утверждённый в 1941 году для персонала, которому не выдавался комплект снаряжения Pattern 37 ( кавалерия, артиллерия, водители и т.д. ), и заменивший предыдущий вариант подвеса - Carrier, Waterbottle, Other Services, обр. 1924 года. Фляги с подвесом этого типа использовалась также членами отрядов местной самообороны (Home Guard), и Женского вспомогательного территориального корпуса (ATS). Для упрощения производства, чересплечный ремень изготавливался полностью из кожи, без брезентовой вставки посредине. В 1943 году, в связи с введением новой, брезентовой версии, подвес был переименован в Carrier, water bottle (Home Guard Pattern).
Carrier, Waterbottle, Other Services, web, упрощённый вариант предыдущей модели подвеса, утверждённый в 1943 году, и изготавливавшийся из брезента.
Water Bottle (Large Size), фляга RAMC (Королевского медицинского корпуса), ёмкостью 4 английские пинты ( около 2,3 л.), с медным лужёным корпусом и корковой пробкой, аналогичная фляге, выпускавшейся во время ПМВ. Фляга помещалась в войлочный теплоизолирующий чехол, и переносилась при помощи подвеса с чересплечным ремнём:
Санитар воздушно-десантного полка:
Фляги добровольной медицинской организации "St Johns Ambulance Brigade", в войлочных чехлах чёрного цвета:
Bottle, water, aluminium (ARP), алюминиевая фляга Службы мер предосторожности при воздушных налетах (ARP):
Bottle, water, aluminium Patt.’44, алюминиевая фляга ёмкостью в одну кварту (0,95 л.), с кружкой - Cup, water bottle, aluminium:
Крышка фляги изготавливалась из нержавеющей стали и крепилась к горлышку фляги цепочкой (с апреля 1946 года - нейлоновым шнуром):
Ранний и поздний (с резиновой крышкой), варианты фляг:
Чехлы:
Carrier, waterbottle, W.E. Patt.’44:
Внутри чехла имелся кармашек для фильтра "Millbank bag" и обеззараживающих таблеток.
"Millbank bag" - простейший фильтр грубой очистки для воды, представляющий собой мешок из плотной парусины.
Инструкция по использованию:
1) намочить мешок водой и тщательно отжать.
2) Наполнить мешок водой, которую надо очистить.
3) Подвесить мешок и дождаться, пока грязная вода опустится до уровня чёрной линии.
4) Подставить бутылку для воды и наполнить её (чистая вода). Это займёт около 5 минут.
5) Промыть мешок от отфильтрованной грязи и просушить.
6) Простерилизовать воду.
NB: Если вода стекает медленно, то снова намочить мешок водой и отжать.
Фляги и подвесы послевоенного производства:
Bottle, water, enamelled, Mark 7. Производство стальных эмалированных фляг с корковой пробкой продолжалось и после Второй мировой войны, до начала 1950-х годов. Нумерация моделей фляг в этот период была изменена с римской на арабскую.
Дата выпуска фляги - 1951 год:
Британскими ВВС (RAF), начиная с 1952 года, использовались фляги Mark 7, окрашенные эмалью синего цвета:
Дата выпуска фляги - 1952 год:
Чехлы для фляг ВВС послевоенного производства изготавливались из войлока серо-голубого цвета:
Ранний вариант подвеса (для всех родов войск) послевоенного выпуска, с пряжками "закрытого" типа:
Более поздний вариант подвеса, с пряжками и законцовками ремешков, изготовленными из фосфатированного железа:
Подвесы для Королевских танковых полков окрашивались в чёрный цвет:
Фляга Mark VII/7 индийского производства, выпускавшаяся производителем Bengal Enamel Works Ltd. приблизительно с 1921 года, до начала 1980-х годов (для армий Бангладеш и Индии). Фляги закрывались корковыми, деревянными или резиновыми пробками.
Маркировка производителя - Bengal Enamel, и дата выпуска фляги - 1959 год:
Экспериментальная нейлоновая фляга ёмкостью 1 л., с кружкой, разработанная в 1957 году.
Bottle, water, Mk.1, нейлоновая фляга ёмкостью 2 английские пинты ( около 1,15 л.), с кружкой - Cup, water canteen, Mk.1, ёмкостью 0,5 л. Фляга изготавливалась из зелёного пластика, кружка - из чёрного.
Ранний вариант, утверждённый 3 февраля 1960 года:
"Беречь от нагревания или огня":
Маркировка компании Cascelloid на донышке фляги раннего выпуска:
Приблизительно с 1964 года, на фляги и кружки наносился NSN-номер 8465-99-973-6665 (неполностью):
Поздний вариант маркировки ( фляга производства компании Osprey):
С 1966 года корпус фляги изготавливался из пластика чёрного цвета:
Крышки более позднего выпуска (с клапаном, позволяющим пить воду из фляги в противогазе):
Cup, Canteen, Aluminium - алюминиевая кружка из экспериментального комплекта PLCE выпуска 1985 года (предположительно), с пластиковой накладкой, защищающей губы от возможного ожога:
Вариант кружки с рифлёной поверхностью корпуса:
Вариант кружки с гладкой поверхностью корпуса:
Cup, water canteen (Special Forces). В декабре 1992 года в комплект снаряжения для частей специального назначения была введена дополнительная (помимо штатной пластиковой, входящей в комплект фляги) кружка из нержавеющей стали, ёмкостью 0,75 л., позволяющая использовать для подогрева содержимого открытый огонь.
Фляга вставлялась внутрь кружки:
Attention! Коммерческие копии пластиковой фляги и их отличия:
Сравнение размеров и внешнего вида оригинальной фляги (слева), и копии (справа):
Ёмкость коммерческой копии составляет около 0,9 л. (ёмкость оригинальной фляги - 1,15 л). На корпусе фляги и кружки отсутствуют маркировка фирмы - производителя и дата выпуска.
Аналогичный комплект из зелёного пластика - маркировка производителя и дата выпуска также отсутствуют.
Выступы для фиксации кружки на корпусе "коммерческих" фляг (слева), имеют выраженную горизонтальную форму, в отличие от выступов вертикальной формы на корпусе оригинальных фляг (справа):
Кружка изготовлена из зелёного пластика (оригинальные кружки производились только из пластика чёрного цвета):
Описание товара и реквизиты китайского производителя:
Более грубая копия, не имеющая каких-либо надписей:
Чехлы:
Carrier, Water Canteen, W.E. Pattern 58, ранний вариант:
Carrier, Water Canteen, 1985 Trial.
Carrier, Water Canteen, O.D., IRR, 1990 PLCE.
Carrier, Water Canteen, DPM, IRR, 1990 PLCE.
Carrier, Water Canteen, MTP, IRR.
Предположительно, "коммерческий" вариант универсального чехла для переноски фляги:
Кружки:
Во время Второй мировой войны британские солдаты одновременно использовали как "ранние" эмалированные кружки белого цвета времён ПМВ, так и более поздние, покрытые коричневой эмалью. Кружки подобного типа использовались также канадскими, австралийскими и новозеландскими солдатами.
Кружки индийского производства:
Эмалированные кружки послевоенного выпуска:
Британские солдаты отличались большим пристрастием к чаю, поэтому старались организовать чаепитие при первом же удобном случае:
" .. Перекувырнувшись через голову, я поднялся и первым делом отметил, что нахожусь слишком близко к окружающим зону высадки деревьям. Первой моей мыслью было бежать и искать там укрытие. В это время грохот взрыва сотряс воздух. Обернувшись, я увидел столб чёрного дыма, быстро поднимающийся в небо. Я освободился от парашюта. Джок и Билли, мои второй и третий номера, подошли ко мне. Над зоной высадки звучал горн, он играл построение. Осторожно мы двинулись к месту сбора нашего батальона.
Первым, кого мы встретили, был Фрэнки Уолтон. Он уже кипятил воду для чая, хотя прибыл в зону высадки всего лишь на несколько минут раньше нас. «Доставай заварку», - сказал он, не отрываясь от своего занятия. К своему ужасу и стыду я вспомнил, что спешно освобождаясь от экипировки во время прыжка, я выбросил и противогазную сумку, в которой хранился наш запас чая и сахара. Мои товарищи с вытянувшимися лицами выслушали мое сбивчивое объяснение. Не успел я закончить, как они в один голос закричали: «Чёрт тебя побери, так вернись и найди эту сумку!» Я развернулся и пошел назад. Я ушёл не так уж далеко, когда пулемётная очередь заставила меня упасть ничком и искать укрытие. Пули подняли фонтанчики песка вокруг меня. Я буквально зарылся в землю, проклиная свою забывчивость, из-за которой я попал в эту переделку. И все потому, что я позабыл про чай! Что может быть важнее для британского "Томми", чем чай! Я поклялся в тот момент, что, если останусь жив, никогда больше не стану пить чай".
Инспектирование снаряжения на итальянском фронте: "Но я отлично помню, что выдавал тебе эмалированную кружку в Сиди-Баррани, два года назад!"
Источники:
www.karkeeweb.com - world best website.
www.warrelics.eu/forum/equipment-field-gear/distinguishing-cobalt-blue-mk-vi-mk-vii-water-bottles-433342/
www.warrelics.eu/forum/equipment-field-gear/indian-army-enamelled-plate-546837/
www.warrelics.eu/forum/equipment-field-gear/british-enamel-mug-1943-a-16402/
www.wwiireenacting.co.uk/forum/viewtopic.php?f=42&t=49437
www.josephs-militaria-and-homefront-collection.co.uk/PAGE91.HTML
www.s12.zetaboards.com/The_Trench_Line/topic/128603/1/
www.hmvf.co.uk/forumvb/showthread.php?44471-Early-58-Pattern-Waterbottle-Set-Case-Bottle-and-Mug-All-dated-1962&s=835ec1ae6bb2169a2375f9f0a4548270
www.hatchfive.wordpress.com/category/waterbottle
R.J. Dennis & J.Bodsworth "British & Empire waterbottles 1750-2005" ( "The Armourer Military Magazine" №№ 73-78, 2006).
Огромная благодарность Антону (sidzloba03) и Николаю (Nikon38) за помощь в создании темы.
Special thanks to Michael Skriletz and Roger Dennis (R.I.P.) for information and biggest help in creating this theme.