Фляги Италии
M1835, деревянная баклага с корпусом, набранным из восьми отдельных планок, стягивавшихся в верхней и нижней части при помощи ивовых прутьев.
M1853, отличающаяся от предыдущей модели резьбовой пробкой, имеющей дополнительное отверстие для питья:
M1876, баклага ёмкостью 0,7 - 0,76 л., с корпусом, изготавливавшимся из цельного куска дерева - ивы или тополя, скреплённого с обоих сторон металлическими обручами. Для изготовления донышек применялись акация, вишня, граб или шелковица. Баклага переносилась при помощи кожаного подвеса с чересплечным ремнём и предназначалась для всех родов войск.
M1905, баклага для пеших родов войск, отличавшаяся от предыдущей модели кожаным подвесом с металлическим крюком, предназначенным для крепления к поясу или снаряжению. Верхний и нижний обручи дополнительно скреплялись между собой вертикальной стальной полосой, находящейся с тыльной стороны баклаги.
M1907, более поздняя модель с упрощённым подвесом в виде брезентового ремешка:
M1909. С 1909 года, с лицевой стороны баклаги была добавлена дополнительная стальная полоса, скрепляющая обручи между собой:
M1909, алюминиевая фляга ёмкостью 2 л., для санитаров и переносчиков раненых, с корковой пробкой и чересплечным ремнём из кожи:
M1917, фляга ёмкостью 1 л., с корпусом из лужёного железа, тип 1:
Вариант с резьбовой крышкой и фиксатором:
В конце двадцатых годов, фляги со стальным корпусом были заменены флягой новой модели - M1924, ёмкостью 1 л., изготавливавшейся из алюминия (приказ № 556 от 1924 года). Чехлы традиционно сшивались нитками вручную в верхней части фляги.
M1924, вариант фляги для пеших родов войск, предназначенный для ношения на поясе:
M1924, вариант для кавалерии и берсальеров-велосипедистов, с чересплечным ремнём из брезента:
M1924, вариант для фельдфебелей ( marescialli ), с чересплечным ремнём из кожи:
Приказом № 379 от 19 июня 1930 года, на вооружение была принята новая модификация фляги - М1930, отличавшаяся от предыдущей модели резьбовой крышкой с клапаном, который позволял пить из фляги, не откручивая крышку.
M1930, вариант фляги для пеших родов войск, предназначенный для ношения на поясе:
M1930, вариант фляги, предназначенный для кавалерии, с чересплечным ремнём из брезента:
M1909/30, фляга ёмкостью 2 л., для медиков и переносчиков раненых, с резьбовой крышкой и плечевым ремнём из кожи. Кожаный обвес фляги и чересплечный ремень должны были окрашиваться в серо-зелёный цвет.
Приказом № 250 от 11 мая 1933 года была введена новая модель фляги - M1933. Новая фляга отличалась наличием рёбер жёсткости на лицевой части, а также плоским дном.
M1933, вариант фляги, предназначенный для ношения на поясе:
M1933, вариант, предназначенный для использования с чересплечным ремнём:
Фляга комплектовалась чересплечным ремнём из плотного брезента, со стальной регулировочной пряжкой и пружинным карабином, позволяющим быстро снять флягу, не запутываясь в снаряжении:
Разновидности петель для крепления чересплечного ремня:
M1935, более поздняя версия фляги М1933, использовавшаяся в течение всей Второй мировой войны, а затем, с небольшими изменениями, и в послевоенное время.
Фляга комплектовалась чересплечным ремнём из тонкой тесьмы, пришивавшимся непосредственно к скобам крепления на корпусе фляги:
Длина ремня регулировалась алюминиевой пряжкой ( из экономических соображений, пряжка иногда не устанавливалась):
Разновидности резьбовых крышек:
Фляги M1933 и M1935 выпускались в двух вариантах - ёмкостью 1 и 2 литра:
Фляги ёмкостью 2 литра предназначались для горных стрелков - "альпини", а также для других специальных подразделений.
Чехлы для фляг изготавливались из ткани серо-зелёного цвета ("grigio-verde"), оттенки которого в зависимости от производителя и условий использования могли значительно отличаться.
M1935 в "колониальном" чехле коричневой расцветки, применявшемся во время итало-эфиопской войны (1935—1936 гг.), а затем во время войны в Испании (1936-1939 гг.):
M1933 - "Raveri", более редкий вариант двухлитровой фляги, также применявшийся во время итало-эфиопской войны.
В отличие от стандартных M1933 / М1935, фляга "Raveri" не имела рёбер жёсткости на корпусе:
Фляга уменьшенной ёмкости (слева):
Предположительно, маркировка ВВС (Regia Aeronautica) на крышке фляги:
Фляги для коньяка / граппы, с навинчивающимся стаканчиком:
"Cassetta per viveri di conforto", ящик, содержавший сгущённое молоко, масло, сахар, кофе, а также бутылки с вином и коньяком, содержимое которых, очевидно, переливалось в "коньячные" алюминиевые фляги:
Походный набор алюминиевой посуды (предположительно, для офицерского состава):
Экспериментальная комбинированная фляга, разработанная капитаном Агостино Рончи незадолго до начала ВМВ:
Кружки:
Кружки из лужёного железа, обр. 1853 года и времён Первой мировой войны:
Алюминиевая кружка, входившая в комплект котелка, введённого в 1930 году. Выпускалась как с алюминиевой, так и со стальной оцинкованной ручкой:
Алюминиевая кружка, входившая в комплект котелка послевоенного производства:
Фляги послевоенного производства:
Ранние фляги послевоенного выпуска (использовавшиеся приблизительно до начала 1970-х годов), были аналогичны старой модели M1935, и отличались от неё только чехлом, изготавливавшимся из фланелевой ткани цвета хаки.
Чересплечные ремни фляг комплектовались алюминиевыми, или стальными никелированными регулировочными пряжками.
Сравнение расцветки и фактуры ткани чехла послевоенного выпуска (слева), и чехлов, выпущенных до 1945 года (справа):
Фляга в чехле ВВС (Regia Aeronautica):
M1975, алюминиевая фляга ёмкостью 1 л., внешне напоминающая флягу германского Бундесвера, но отличающаяся от неё формой корпуса, размерами и отсутствием каких-либо маркировок:
Берсальеры в составе итальянского контингента в Ливане, 1982 год:
Туристические (предположительно) фляги:
Источники:
www.warrelics.eu/forum/italian-militaria/italian-ww2-canteens-677165/
www.milistory.net/forum/borracce-italiane-ww1-database-vt10788-2.html
www.milistory.net/forum/borracce-italiane-belliche-database-vt25912.html
www.milistory.net/forum/borraccia-civile-vt41851.html
www.miles.forumcommunity.net/?t=50967642
www.miles.forumcommunity.net/?t=56147053
"Uniformi & Armi" № 163
"Uniformi & Armi" № 202/203
Special thanks to Roberto (OldSteel), for photos, information and biggest help in creating this theme.