Прялка. История. Традиции. Обряды.

El jaguar

Сообщение

Прялка. История. Традиции. Обряды. - 48b109410a2f.jpg


Пряха

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?..

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 238d76598ba6.jpg
[/url]

В.А.Тропинин Пряха 1820e г.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 95396e9af740.jpg
[/url]

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - c5313f7b3fe1.jpg
[/url]


Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа
«Кого люблю того дарю»,
советы, поучения:
«Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 3f08224cd60a.jpg
[/url]

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 2d9f47f976ac.jpg
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

[attachment=-1]2d9f47f976ac.jpg[/attachment]


El jaguar

Сообщение

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 7f8a8e2ce9db.jpg
[/url]


И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - be9a67f26d2a.jpg
[/url]

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 879b2de0a966.jpg
[/url]



А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50dfbb81c1d4.jpg
[/url]

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 491927c31134.jpg
[/url]


Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 26540432b65f.jpg
[/url]
El jaguar

Сообщение

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - bb22af6448cc.jpg
[/url]

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - f7c8404359a2.jpg
[/url]

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - cf0ca0ea1bf3.jpg
[/url]

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 9529fb279c2b.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - a6bd19efc7f6.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 1f5d661cede3.jpg
[/url]

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» -

Александр Сергеевич Пушкин.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 1fd88fdf17f1.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 9a83a514d452.jpg
[/url]

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - f1d3ae2e4d14.jpg
[/url]

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 194f70658845.jpg
[/url]

Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 9209d98b1f1a.jpg
[/url]

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - a8d5fbb4d248.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - fb5dd83b8a2c.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 07e9b99aaa57.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 5b22a07d427b.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*
El jaguar

Сообщение

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.


Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 76167237ca07.jpg
[/url]

Cеверодвинская прялка

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 1af4eb8581f4.jpg
[/url]

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 0bc9c8778d61.jpg
[/url]

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 04665e887f20.jpg
[/url]

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 862171e5d879.jpg
[/url]

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 470aaf61194c.jpg
[/url]

Вологодская область

Ведущая тема вологодской росписи – это поэтизированная жизнь народа и родной природы.

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 1ae26b1f3b4b.jpg
[/url]

Ножка прялки. 1890 г. Вологодская область

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - f547e426ce2a.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - dd7ed546096f.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 159fda90f454.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 8b83a25c45f2.jpg
[/url]

Прибалтика-прялки перекликаются с русскими

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 4f77d28faee2.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 152407cc29ca.jpg
[/url]

Городецкая прялка-донце

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 08b7c91a1da4.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - f922b340981c.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 5c174a662483.jpg
[/url]
El jaguar

Сообщение

Архангельская область

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 600e2f8a6b15.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 5cfe8cb82a43.jpg
[/url]

*Запрещенная ссылка*
Прялка. История. Традиции. Обряды. - a4facd45ccce.jpg
[/url]


Городецкая прялка
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779124_1257422244_prm9norm.jpg
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 34044382_gerard_ter_borch_16171681_zhenschina_s_pryazhey.jpg
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50764112_1257374038_donce_i_golovka_dlya_grebnya_gorodeckiy.jpg
"Раскрашена розовым прялка,
дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.

Бегут, утончаясь от бега,
в руке осторожно гудя,
за белою ниткою снега
весенняя нитка дождя.

С неженскою гордой любовью
она не устала сучить
и нитку, намокшую кровью,
и красного знамени нить.

Декабрь сменяется маем,
цветы окружают жилье,
идут наши дни, не смолкая,
сквозь темные пальцы ее.

Суровы глаза голубые,
сияние молний в избе.
И ветры огромной России
скорбят и ликуют в трубе."

Я.Смеляков
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50774870_1257415324_795557322.jpg
Герард Терборх "Женщина с пряжей"
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50774872_1257415386_pryalka3.jpg
Городецкая прялка
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50774874_1257415560_permogorskaya_pryalkarasskaz.jpg
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50764844_1257375822_image001_4.jpg
Bологда
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50777944_1257416396_arhangel_skaya___oblast_.jpg
Пермогорская прялка-«рассказ»
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50787577_1257433731_yaroslawlteremkowye.jpg
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50777952_1257416498_752094265.jpg
Архангельская область
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 22123025.jpg

Ярославль. Теремковая прялка
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 34245447_pavel_sudakov_russkaya_pryaha_1981_ss.jpg
Гребень-чесало




Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 0_6e660_34c27cf0_xl.jpg

В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 20d30e0dba4c.jpg
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 – замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта.

[attachment=-1]size1.jpg[/attachment]

Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

[attachment=-2]size1.jpg[/attachment]

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

[attachment=-3]0_6e660_34c27cf0_XL[/attachment]

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот – выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.

[attachment=-4]20d30e0dba4c.jpg[/attachment]
El jaguar

Сообщение

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779080_1257421493_48793747_pryal_ros.jpg

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «непряха»).
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 446f15552056.jpg
Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит.

«Откикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - kikimora.jpg
Кикимора. Графика. Музей-усадьба Державина

Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 0_53053_bcc43bf1_xl.jpg
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - katakuri10.jpg

В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» – «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa – освобождение, спасение души, мокшака – разрывающая связи). Другие версии имени – Ма-кош означает «Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac – «быть видимым, проявляться»).
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 51739643_1225559721_slav19.jpg
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 63853689_1284139737___8.jpg
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Прялка. История. Традиции. Обряды. - foto_11054_small.jpg
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 41990986_kikimora.jpg
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779096_1257421752_img_5161.jpg
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - dsc05847.jpg
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779098_1257421787_img_5163.jpg
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 44114577_76d5fb173e41.jpg
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 6a00d8341c4e3853ef01157040d508970b-800wi.jpg

Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
Прялка. История. Традиции. Обряды. - the_triumph_of_death2c_or_the_three_fates.jpg
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 468555_nit_sudbyi_big_48b0a.jpg
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 69231792_f_10_sleepingbeaty_vereteno.jpg

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный.

Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779106_1257421917_5230.jpg
В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 50779116_1257422043_donce_pryalki_central_naya_rossiya_1783_g_leningrad_gosudarstvennuyy_russkiy_muzey.jpg
Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

[attachment=-1]69231792_F_10_SleepingBeaty_Vereteno.jpg[/attachment]

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.

[attachment=-2]50779106_1257421917_5230.jpg[/attachment]



Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать, вынашивать и рождать желаемое).

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
[attachment=-3]50779116_1257422043_Donce_pryalki_Central_naya_Rossiya_1783_g_Leningrad_Gosudarstvennuyy_Russkiy_muzey.jpg[/attachment]
El jaguar

Сообщение

В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».


Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Изображение


Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь).
Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну.
Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

Изображение


В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Изображение


Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке – браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Изображение



Использование нити/кудели/веревки в обрядах

Изображение

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».



4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.

Изображение



5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс.
Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр.

Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).

Изображение


7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

Изображение

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).

Изображение



13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.

14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

Изображение


15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

Изображение

18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Изображение

Вернуться в «Полезная литература»