статья называется:Древние нанотехнологии: как нас обогнали 2 тысячи лет назад...автор Константин Ранкс
Мы убеждены, что находимся на пике технологической цивилизации. Но новейшие исследования показывают, что и наши далекие предки владели технологиями, которые мы до сих пор не можем разгадать. Правда, затем они очень быстро их утратили.
Группа итальянских исследователей под руководством Габриэля Мария Инго из Института наноструктурированных материалов (Италия) сообщила о первых успехах в изучении древней технологии золочения изделий. Технологии этой более 2 тысяч лет, и в течение Средневековья, как и многие другие, она оказалась утраченной. Сегодня уже трудно представить, как еще во времена первых римских императоров люди смогли создать технологию нанесения очень тонких металлических пленок, соизмеримых с теми, которые сейчас применяются в современной электронике. Но кое-что уже удалось понять.
Не все золотое, что блестит
Археологи довольно давно столкнулись с монетами и даже более сложными металлическими изделиями (статуэтки и кольца), которые выглядели как золотые, но на поверку оказались сделанными из гораздо более дешевых сплавов, дерева или керамики. Их покрытие при этом было исключительно качественным и прочным. Такие изделия мы можем сделать сейчас, применяя современные методы, но античные мастера не имели ни гальванических ванн, ни цианистых электролитов. Толщина покрытий составляла около 1 микрометра – это 0,001 миллиметра.
Античные, а затем и средневековые мастера применяли свое искусство в самых различных целях. Например, для того, чтобы защитить изделия из дешевых сплавов (такие, как статуэтки или панно) от влияния внешней среды. Монеты покрывались золотом с целью улучшения их внешнего вида в том числе по инициативе властей – таким образом удавалось избежать частой ситуации, когда стоимость самого металла монеты могла быть выше ее номинала. Золотили достаточно дешевые ювелирные украшения – поскольку всегда были люди, которые хотели выглядеть богаче, чем были на самом деле. И, разумеется, были фальшивомонетчики, которые впускали фальшивую позолоченную монету вместо золотой.
Было еще одно направление работы специалистов по золочению, которое развилось в более позднее время (или мы просто не знаем более ранних образцов, что тоже вполне вероятно), – это художественное золочение сложных контуров. Примером такого золочения стала поверхность алтаря Св. Амброджио.
Видно, что отдельные элементы композиции покрыты позолотой, в то время как другие – серебром. Это не обычное золочение сусальным (тонкопленочным) золотом по деревянной подложке, здесь применена совсем другая технология, обеспечившая чрезвычайно прочное и красивое покрытие, которое не утратило своего внешнего вида за 1200 лет. Дело в том, что толщина листов сусального золота значительно больше даже сегодня, когда его производят с помощью роботизированных технологий.
Чтобы понять, как действовали древние специалисты, сегодня пришлось задействовать рентгеновскую фотоэлектронную и энергодисперсионную спектроскопии в сочетании со сканирующей электронной микроскопией. Обнаружилось, что мастера применяли ртуть, точнее, раствор золота в ртути, именуемый амальгамой. Однако, в отличие от известного нам «огневого золочения», когда на предмет наносилась амальгама, а затем выжигалась, здесь применялся какой-то иной метод нанесения тончайшей золотой пленки – скорее всего, нечто вроде клея, которым приклеивались сверхтонкие пластинки сусального золота. Но это лишь предположение, потому что до конца технология еще не раскрыта.
Современных исследователей из группы Габриэля Мария Инго удивляет, как такого уровня технологии могли достичь античные мастера без достоверных знаний о поведении материалов, которые стали известны лишь в последние пару столетий. То есть загадка не только в том, как делали это покрытие, но и в том, как мастера античности додумались до этого. Был ли это метод «проб и ошибок», или же они действовали научным методом, ставя эксперименты, фиксируя их. Версию о помощи инопланетян, по понятным причинам, итальянские исследователи не рассматривают. А вот то, что они могли использовать знания специалистов из смежных областей знаний, – можно принять как версию. Тем более что достижения были.
Компьютер Антикитера
Доказательством того, что древние металлурги могли использовать специальные приспособления, в том числе вычислительные, служит так называемый механизм Антикитера, который многие считают самым загадочным древним механизмом из всех, обнаруженных современными археологами.
Он был поднят со дна Средиземного моря близ острова Антикитера ловцами губок еще в 1902 году, но что это такое – долгое время оставалось непонятным. И только в 1951 году Дерек Прайс высказал предположение, что это античное счетное устройство. Его возраст специалисты отнесли к первому веку до нашей эры.
К 1959 году Прайс опубликовал подробное описание устройства в журнале Scientific American, но потребовалось еще 12 лет, чтобы составить более полную схему устройства, которая содержала 32 шестерни. К этому времени экспедиция Жак-Ива Кусто обнаружила на останках затонувшего корабля, перевозившего таинственный механизм, монеты, которые позволили датировать катастрофу в период с 87 по 76 год нашей эры.
В настоящий момент уже построены работающие модели этого механизма, которые демонстрируются в Национальном археологическом музее в Афинах и в Американском музее компьютеров в штате Монтана, США. Изучение механизма Антикитера продолжается – ведется совместная работа Университета Кардиффа, Афинского национального музея и ряда других научных организаций. Продолжаются и археологические работы на месте кораблекрушения – в частности, 21 октября 2005 года было объявлено, что найдены некоторые недостающие части механизма.
Слева направо: сам механизм, его рентгеновский снимок, компьютерная модель
Ученые считают, что механизм Антикитера – это механический компьютер для расчета движения планет. Новейшие эксперименты показывают, что механизм, используя специальную шестеренку со смещенным центром вращения, был способен учитывать эллиптический характер орбиты Луны – за полторы тысячи лет до открытия Иоганна Кеплера.
И вновь загадка инженерии: чтобы создать такое точное устройство, которое по своей чистоте обработки деталей соизмеримо с механическими часами современности, требовались не только теоретические знания механики, но и поддерживать высочайшую культуру производства. Какие же инструменты были в распоряжении античных мастеров для производства столь точных шестеренок и валов?
Все дело в инструменте
Известно, что для обработки прочного, но хрупкого материала нельзя применять излишних усилий. Сам же инструмент желательно иметь с большим запасом прочности. Кремниевым рубилом можно тесать дерево или мягкий известняк – но вот твердый сланец, а тем более гранит или базальт, им обработать уже невозможно.
Мягкая медь или даже бронза вряд ли помогут в обработке столь крепких пород. Одно дело – распилить гранитный блок так называемой штрипсовой пилой, когда под мягкое лезвие, например медное, подается кварцевый песок с водой. Другое – работа с криволинейными поверхностями.
Уникальными в этой связи являются вазочки, сделанные из магматической породы, именуемой диорит (часто залегает вместе с гранитами). Специалисты оценивают время их изготовления 3800–3100 годами до нашей эры, то есть им более пяти тысяч лет. Однако вазочки, подобные этой, несут на себе следы качественной обработки поверхности. Спустя тысячу лет после вазочек египтяне научились делать из диорита и сложные скульптуры. Непонятно, каким инструментом пользовались древние египтяне, не просто вытачивая тело вазы снаружи, но и аккуратно вынимая из нее материал, делая ее вполне тонкостенной. Никакие ударные методы не допустимы – диорит хоть и прочен, но хрупок.
Другим примером являются алебастровые вазы и тарелки. Под словом «алебастр» применительно к античности понимают кальцит, или – химически – карбонат кальция. Этот материал осадочного происхождения может быть самой причудливой окраски. Он достаточно легко обрабатывается металлическим инструментом, однако для достижения качественной обработки нужен инструмент из прочных материалов. Мы не знаем, что это было, но результат работ древних камнерезов дошел до нас в виде тарелок и ваз.
Диоритовая вазочка (3800–3100 годы до н. э.), алебастровое блюдо, алебастровая ваза (все не позже 2600 года до н. э.)
Эти изделия датируются эпохой третьей династии (фараона Джосера). Для специалиста по материалам или петрографа удивительно качество обработки поверхности и толщина стенок блюд и ваз, составляющая всего несколько миллиметров. Алебастр, он же кальцит, крайне хрупок, его легко разрушить при обработке, и тем не менее – сохранились вполне целые изделия с высоким качеством обработки поверхности.
Разрушение цивилизации
Все эти примеры объединяет одно: мы не понимаем, как наши далекие предки создавали свои технологические приемы и передавали знания. Для того чтобы научиться обрабатывать бронзу необходимого качества, нужно ее обрабатывать. Никакого разового озарения недостаточно для создания технологии сверхтонкого золочения. Нельзя просто взять случайный предмет и начать им точить вазы из прочного камня. Это дело не одного поколения – очевидно, что знания копились от мастера к мастеру на протяжении десятков и сотен лет. Мы только можем догадываться, что знали и умели наши предки.
Однако крах Римской империи и наступление Средних веков положили конец долгому периоду человеческого поступательного развития. Многие технологии были утеряны, как в случае с золочением, – возможно, в IX веке ее уже знали единицы, а потом она забылась окончательно.
Примером того, как исчезают знания и понимание смысла их применения служит таинственная древнеегипетская трехлепестковая ваза принца Сабу, которую археологи относят к 3100–3000 годам до нашей эры. Она была обнаружена Вальтером Эмери в 1936 году примерно в 1,7 км к северу от пирамиды Джосера. Назначение этого странного предмета, напоминающего вентилятор или активный элемент миксера, до сих пор непонятно. Важно, что он изготовлен из хрупкого аспидного сланца по совершенно непонятной технологии (есть много гипотез, но нет общепринятой). Зачем нужно было такое сложное в изготовлении устройство – или это было просто модное дизайнерское украшение – непонятно.
Что это было? Вентилятор, миксер или модное дизайнерское украшение дома?
Древний Египет, переживая взлеты и падения, тем не менее смог много передать из своих знаний Древней Греции, а уже она – Великому Риму. Знания имели безусловную ценность, и это понимали все правители того времени – они повышали конкурентоспособность именно небольших образований, на уровне городов-полисов и маленьких государств.
Использовала эти знания и Римская империя, которая, однако, в III веке погрузилась в политико-экономический кризис. Этот кризис, именуемый «кризисом III века», формально не касался науки, но, по мнению ряда исследователей, по сути, был поражением многовековой классической цивилизации, как цивилизации городов. Политически это привело к подчинению интересов личности интересам государства, которое уже не было столь заинтересовано в прогрессе – скорее в консервации сложившейся ситуации. Итогами стагнации были падение Рима и наступление «темных веков».
Этот печальный опыт стоит помнить и сейчас – все наши блистательные технологии так же могут исчезнуть очень быстро, если мы придем тем или иным путем к ситуации, когда исчезнет потребность в конкуренции. Поэтому открытия ученых-археологов служат нам напоминанием о возможном будущем, которого, в общем, хотелось бы избежать.
из другого источника..(по материалам Г. Сидневой).
Трепанация черепа у инков
Когда Эфраим Джордж Сквайер, американский дипломат и антрополог, предпринял в 1863 году путешествие в Перу, он и не представлял себе, что оно сулит ему самые неожиданные открытия. Он отправился туда за древностями.
Но вот во время осмотра одной частной археологической коллекции Сквайер увидел череп инка с недостающим большим квадратом. Этот факт вызвал у него большое любопытство. Он приобрёл реликвию и отослал её знаменитому французскому анатому и антропологу Полю Брока. Получив приобретение Сквайера, Брока тут же признал его уникальность. Никогда прежде учёному не приходилось видеть, чтобы из древнего черепа с такой точностью была извлечена часть кости.
Трепанация, то есть, удаление определённых частей человеческого черепа, практиковалась в Африке за 12 000 лет до этого, а в Европе, по крайней мере, 6000 лет назад. Однако такие вырезы производились в черепах, главным образом, мертвецов, и делалось это, вероятно, из суеверия, чтобы, например, изгнать злых духов.
Брока пришёл к заключению, что операция была проведена на черепе живого инки, на живых костных тканях, о чём свидетельствовали признаки заражения по краям проделанного отверстия. Было совершенно ясно, что операция проведена в чисто медицинских целях. Более поздние исследования других трепанированных перуанских черепов привели к открытию целого набора разнообразных приёмов хирургической техники и указали на поразительный факт: половина таких пациентов после трепанации совершенно излечивалась.
Учёные подсчитали, что сотни трепанированных черепов, обнаруженных на настоящее время в Перу, превышают количество всех известных доисторических трепанированных черепов в мире в целом. За много веков до прихода в Перу современной медицины, здесь зародилась нейрохирургия…
В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки и их предшественники предки (культура Паракас). Врачеватели инков успешно лечили раны и переломы, применяя «шины» из перьев крупных птиц; осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, производили трепанации черепов. Кропотливое изучение трепанированных черепов учёными Перу, Франции, США и других стран показало, что трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костной ткани, сифилитических язвах и т.д.). Хирургические инструменты для трепанации, туми, изготавливались из обсидиана, золота, серебра, меди…
Нигде в мире, ни в одной другой стране, никогда не находили такого большого количества ископаемых черепов со следами хирургической трепанации. Первый из них датирован примерно 400 годом до н.э. Хотя в Европе подобные операции известны тоже очень давно, они не производились так часто, как в Перуанских Андах, и сама техника операции не достигла такого совершенства.
Хирурги применяли четыре разные техники операции: они или высверливали отверстие в черепной кости, или выскребали дырку, или выпиливали прямоугольный фрагмент кости, или же вырезали округлый кусочек кости (костную шайбу), который после завершения операции можно было снова вставить на место. Последний способ, по мнению исследователей, применяли в случаях срочного хирургического вмешательства, если рана была тяжёлая с очевидными последствиями.
Несмотря на достижения хирургов, археологи до сих пор не нашли в раскопках культуры инков никаких специальных хирургических инструментов. Ритуальный медный нож туми был недостаточно твёрдым для трепанации черепа. Эксперименты перуанских учёных на живых людях, которые проводились в сороковых и пятидесятых годах, показали, что известные инкам металлы не годились для таких целей.
Шовный материал также был необычным и часто заимствовался у природы. Так, бразильские индейцы сближали края раны и подносили к ним больших муравьёв с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления; количество используемых муравьёв зависело от размеров раны. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и её обеззараживание за счёт муравьиной кислоты, о существовании и действии которой индейцы тогда ещё не знали.
Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим эффектом, соков кактусов и других растений; их соки и настои действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, ещё не знакомой с обезболиванием).
Несмотря на проведённые исследования, трепанация черепа у инков остаётся одной из величайших загадок истории медицины. Сами испанцы тоже производили такие операции. Но инки намного превосходили европейских завоевателей в искусстве вскрывать черепа в медицинских целях ...
различные предметы
Отправимся в США XIX века, в штат Калифорнию . Там обнаружены залежи золота . Искатели и старатели прорывают гигантские туннели в тысячи футов длиной, в глубине гор и скал . И в этих скалах они обнаруживают большое количество человеческих скелетов, наконечников копий, различных каменных орудий труда .
Все эти находки описал доктор Витни, бывший в те годы главным археологом в Правительстве США . Возраст скальных пород, в которых были запаяны эти кости, в разных местах, определялся от 1О до 55 миллионов лет .
Все материалы доктора Витни были собраны в книгу "Геология Съерра Невады" и опубликованы Гарвардским Университетом в 188О году . Однако, ни в одном музее мира эти находки не выставлены и никогда не упоминаются в книгах и учебниках нашего времени .
Ответ прост . Его дал современник доктора Витни, влиятельнейший учёный-орнитолог Смисонианского Института из Вашингтона, дарвинист Уильям Холмс . Он написал, что если бы доктор Витни был твёрдым сторонником теории эволюции Дарвина, то он никогда бы не осмелился описать свои находки .
Это прямое указание на то, что если находки не подтверждают материалистическую дарвинскую концепцию, их следует отбросить. И такая позиция тех, кто контролирует процесс фильтрации знаний, характерна не только для XIX века .
В 1996 году ТИС, самая мощная телекомпания США устроила теле-шоу по поводу книги Майкла Кремо и Ричарда Томпсона "Скрытые истории человеческой расы". Продюсеры этого шоу отправились в музей Калифорнийского Университета и обнаружили, что описанные доктором Витни находки действительно хранятся там .
Но их никогда не выставляют на обозрение широкой публики . Директор музея категорически запретил заснять для телевидения эти экспонаты . Мотивировал тем, что у него недостаточно работников, чтобы перенести экспонаты в общий зал . Что музей не может себе позволить расходы на привлечение дополнительных работников .
Предложение о том, что телекомпания сама оплатит ВСЕ расходы, связанные с переносом и съёмкой экспонатов, были отвергнуты . В конце XX века, в самой демократической стране, где гласность и право граждан на получение любой информации является национальной идеей фикс !?!?
теперь..о сравнительно недавней находке в процессе поиска осколков метеорита экспедицией Центра «МАИ-Космопоиск» которая прочесывала поля на юге Калужской области. Они случайно обратили внимание на необычный камешек. Камень подняли и очистили от грязи, оказалось, что на его сколе был ясно виден каким-то образом попавший внутрь… болтик (катушка?) длиной около сантиметра.
Кому, интересно, было надо тащить эту деталь глубоко в лес, и кинуть ее там в озеро? А затем еще и затоптать в породу… Хотя, раз эта штуковина нашлась в камне, значит, он попал туда, когда этот камень был еще мягкой землей. И, после тщательного обследования, оказалось, что возраст этого артефакта – 300-320 миллионов лет!
Скрупулезный химический анализ показал: за прошедшее время атомы железа Fe диффундировали, то есть перешли внутрь камня на глубину полтора сантиметра, а на их место встали пришедшие из камня атомы кремния Si.
В результате этого образовался овальный железистый «кокон», и сейчас прекрасно различимый. Для палеонтологов и геологов-литологов это явление самое обычное: они знают, что все, находящееся внутри камня миллионы лет, рано или поздно становится каменным.
Но есть и еще более впечатляющее доказательство древности феномена: рентгеновские снимки четко показали — ВНУТРИ камня есть и другие, сейчас скрытые для взгляда, «болтики».
Камень последовательно побывал в палеонтологическом, зоологическом, физико-техническом, авиационно-технологическом институтах, в Палеонтологическом и Биологическом музеях, в лабораториях и КБ, в МАИ, МГУ, а также еще у нескольких десятков специалистов самых различных областей знаний.
Палеонтологи сняли все вопросы, касающиеся возраста камня и его начинки: действительно древний, ему 300–320 млн. лет.
Установлено, что «болтик» попал в породу ДО ЕЕ ОТВЕРДЕНИЯ и, следовательно, возраст его никак не меньше, если не больше, чем возраст камня. Попасть в камень позже (например, в результате взрыва, в том числе и ядерного) «болтик» не мог, ибо структура камня им не нарушена.
Итак, нечто более чем 300 млн. лет назад (задолго до появления на Земле динозавров!) случайно попало на дно древнего океана и впоследствии намертво впаялось в окаменевшую осадочную породу. Кто же все-таки «сорил» металлическими предметами на Земле девонского или каменноугольного периода палеозойской эры?
....
В 1950-е годы археолог Джордж Картер открыл в Сан-Диего, на Техасской улице стоянку древних жителей Америки, возраст которой был 8О-9О тысяч лет . Были извлечены сотни предметов, принадлежащих людям того времени .
Но учёный был только осмеян представителями официальной гипотезы о первых жителях Америки, якобы появившихся не более 3О тысяч лет назад . Тогда он, в 1973 году, провёл ещё более грандиозные раскопки в том же месте и пригласил десятки учёных, в том числе очень известных, принять участие в извлечении и изучении находок . ВСЕ отказались . Картер написал : "Государственный Университет Сан-Диего наотрез отказался посмотреть на работы, которые проводились на его собственном дворе" .
Вряд ли друзья Вы сделаете вывод, что десятки учёных просто обленились, или потеряли интерес к сенсационным находкам . Просто ВСЕ они знают чем кончится для их карьеры даже косвенное подтверждение антидарвиновской концепции происхождения человека .
...
В штате Иллинойс, тоже в XIX веке, в целостном пласте каменного угля, на глубине 9О футов, был обнаружен скелет человека, абсолютно идентичный скелету современного человека . Но возраст этого слоя угля триста двадцать миллионов лет .
С точки зрения современной материалистической науки, существование человека в то время абсолютно исключено . Но с точки зрения древних текстов и Пуран, существование человека в то время бесспорно .
...
5 июля 1852 года, во время взрыва скалы Митинг-Хауз в Дорчестере, штат Массачусетс, из цельного камня вылетел металлический сосуд . Металл напоминает цинк, или какой-то сплав, в котором много серебра . На одной его стороне изображены шесть фигур, а вокруг нижней части инкрустирован серебром орнамент .
Древний мастер отлично владел гравировкой, резьбой и инкрустированием . Возраст сосуда более шестисот миллионов лет, когда, согласно дарвинской датировке не только не было питекантропов и тем более человека разумного, но едва лишь начинали зарождаться примитивные формы жизни .
....
Согласно принятой сегодня точке зрения, первые деньги появились в Передней Азии, всего лишь в восьмом веке до Рождества Христова . Но в 1871 году в штате Иллинойс, при бурении скважины, с большой глубины была извлечена монета, возраст которой двести-четыреста тысяч лет .
Она почти шестиугольной формы и на ней отчеканены фигуры и надписи на обеих сторонах . Её стандартная толщина, по заключению учёных, специалистов в области обработки металов, свидетельствует о том, что она прошла сквозь прокатный стан . Кто же из существ в то время, имел свой монетный двор?...
....
За последние несколько десятков лет, в городке Оттосдал, в Западном Трансваале Южной Африки, шахтёрами найдены СОТНИ металлических сфер двух типов:
Первые изготовлены из твёрдого голубоватого металла с белыми пятнами .
Вторые это полые шары с белым пористым центром .
Они имеют волокнистую структуру внутри и оболочку вокруг неё . Чрезвычайно тверды и их невозможно поцарапать даже стальным остриём .
Возраст определён учёными в ДВА МИЛЛИАРДА ВОСЕМЬСОТ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ, когда, согласно материалистической доктрине, на Земле не существовало даже микроорганизмов .
На одной из таких сфер вокруг экватора сделаны три идеально параллельных бороздки . Сделаны они разумным существом . Сегодняшние технологии не позволяют воспроизвести подобные изделия, ни в промышленных, ни в лабораторных условиях !!!!
Загадки древней нанотехнологии
-
- Ветеран
- Сообщения: 2481
- Стаж: 10 лет 10 месяцев
- Имя: Марина
- Местонахождение: Новочеркасск-Каменск
- Благодарил (а): 2840 раз
- Поблагодарили: 3298 раз
Древний Рим
Чаша Ликурга (IV век до н.э.) — одно из выдающихся произведений древнеримских стеклодувов, хранящихся в Британском музее. Этот кубок необычен не только своими оптическими свойствами, но и уникальной для тех времен методикой изготовления. Матовая зеленая чаша становится красной, если ее осветить изнутри (рис. 2). Впервые анализ фрагмента чаши Ликурга провели в лабораториях «Дженерал электрик» в 1959 году — ученые пытались выяснить, что это за уникальное красящее вещество. Химический анализ показал, что хотя чаша состоит из обычного натриево-известково-кварцевого стекла, в нем есть около 1% золота и серебра, а также 0,5% марганца. Тогда же исследователи предположили, что необычный цвет и рассеивающий эффект стекла обеспечивает коллоидное золото (рис. 2). Очевидно, что технология получения подобного материала была очень сложной. Чаша, на которой изображен царь эдонов Ликург, которого Дионис поразил безумием, меняет свой цвет в зависимости от того, где находится источник света: снаружи (слева) или внутри (справа). Посередине рисунка — наночастица золота из образца стекла чаши Ликурга, увиденная с помощью электронного микроскопа. Изображение: «Химия и жизнь»
Позже, когда методики исследования стали совершеннее, ученые обнаружили с помощью электронного микроскопа и рентгенограмм частицы золота и серебра размером от 50 до 100 нм. Именно они отвечали за необычную окраску кубка. Профессор Гарри Этуотер в своей обзорной статье по плазмонам, опубликованной в апрельском номере «Scientific American» 2007 года, объяснил это явление так: «Благодаря плазмонному возбуждению электронов металлических частиц, распределенных в стекле, чаша поглощает и рассеивает синее и зеленое излучение видимого спектра (это сравнительно короткие волны). Когда источник света снаружи и мы видим отраженный свет, то плазмонное рассеивание придает чаше зеленоватый цвет, а когда источник света оказывается внутри чаши, то она кажется красной, поскольку стекло поглощает синюю и зеленую составляющие спектра, а более длинная красная — проходит».
.......
Древний Египет Поперечный срез волос, полученный оптическим (<i>вверху</i>) и флуоресцентным (<i>внизу</i>) методами. Видно, что при длительном воздействии древней краски наноразмерные кристаллы глубже проникали в структуру волоса (<i>справа</i>), чем при кратковременном (<i>слева</i>). Изображение: «Химия и жизнь»
Поперечный срез волос, полученный оптическим (вверху) и флуоресцентным (внизу) методами. Видно, что при длительном воздействии древней краски наноразмерные кристаллы глубже проникали в структуру волоса (справа), чем при кратковременном (слева). Изображение: «Химия и жизнь»
Недавние исследования захоронений, проведенные доктором Филипом Вальтером из Центра исследований и реставрации французских музеев, показали, что в Древнем Египте нанотехнологии применяли для окрашивания волос в черный цвет. Группа исследователей не только изучила образцы волос из древнеегипетских погребений, но также в серии экспериментов воспроизвела древнюю технологию окрашивания . До этого считалось, что египтяне использовали преимущественно натуральные растительные красители — хну и басму. Однако оказалось, что в черный цвет волосы красили пастой из извести Ca(ОН)2, оксида свинца PbO и небольшого количества воды. В процессе окрашивания получались наночастицы галенита (сульфида свинца).
Естественный черный цвет волос обеспечивает пигмент меланин, который в виде включений распределен в кератине волоса. Древнеегипетским парикмахерам удавалось добиться, чтобы красящая паста реагировала с серой, входящей в состав кератина, и образовывались частицы галенита размером до пяти нанометров. Они-то и обеспечивали равномерное и устойчивое окрашивание. При этом процесс затрагивал только волосы, а в кожу головы соединения свинца не проникали.
Чаша Ликурга (IV век до н.э.) — одно из выдающихся произведений древнеримских стеклодувов, хранящихся в Британском музее. Этот кубок необычен не только своими оптическими свойствами, но и уникальной для тех времен методикой изготовления. Матовая зеленая чаша становится красной, если ее осветить изнутри (рис. 2). Впервые анализ фрагмента чаши Ликурга провели в лабораториях «Дженерал электрик» в 1959 году — ученые пытались выяснить, что это за уникальное красящее вещество. Химический анализ показал, что хотя чаша состоит из обычного натриево-известково-кварцевого стекла, в нем есть около 1% золота и серебра, а также 0,5% марганца. Тогда же исследователи предположили, что необычный цвет и рассеивающий эффект стекла обеспечивает коллоидное золото (рис. 2). Очевидно, что технология получения подобного материала была очень сложной. Чаша, на которой изображен царь эдонов Ликург, которого Дионис поразил безумием, меняет свой цвет в зависимости от того, где находится источник света: снаружи (слева) или внутри (справа). Посередине рисунка — наночастица золота из образца стекла чаши Ликурга, увиденная с помощью электронного микроскопа. Изображение: «Химия и жизнь»
Позже, когда методики исследования стали совершеннее, ученые обнаружили с помощью электронного микроскопа и рентгенограмм частицы золота и серебра размером от 50 до 100 нм. Именно они отвечали за необычную окраску кубка. Профессор Гарри Этуотер в своей обзорной статье по плазмонам, опубликованной в апрельском номере «Scientific American» 2007 года, объяснил это явление так: «Благодаря плазмонному возбуждению электронов металлических частиц, распределенных в стекле, чаша поглощает и рассеивает синее и зеленое излучение видимого спектра (это сравнительно короткие волны). Когда источник света снаружи и мы видим отраженный свет, то плазмонное рассеивание придает чаше зеленоватый цвет, а когда источник света оказывается внутри чаши, то она кажется красной, поскольку стекло поглощает синюю и зеленую составляющие спектра, а более длинная красная — проходит».
.......
Древний Египет Поперечный срез волос, полученный оптическим (<i>вверху</i>) и флуоресцентным (<i>внизу</i>) методами. Видно, что при длительном воздействии древней краски наноразмерные кристаллы глубже проникали в структуру волоса (<i>справа</i>), чем при кратковременном (<i>слева</i>). Изображение: «Химия и жизнь»
Поперечный срез волос, полученный оптическим (вверху) и флуоресцентным (внизу) методами. Видно, что при длительном воздействии древней краски наноразмерные кристаллы глубже проникали в структуру волоса (справа), чем при кратковременном (слева). Изображение: «Химия и жизнь»
Недавние исследования захоронений, проведенные доктором Филипом Вальтером из Центра исследований и реставрации французских музеев, показали, что в Древнем Египте нанотехнологии применяли для окрашивания волос в черный цвет. Группа исследователей не только изучила образцы волос из древнеегипетских погребений, но также в серии экспериментов воспроизвела древнюю технологию окрашивания . До этого считалось, что египтяне использовали преимущественно натуральные растительные красители — хну и басму. Однако оказалось, что в черный цвет волосы красили пастой из извести Ca(ОН)2, оксида свинца PbO и небольшого количества воды. В процессе окрашивания получались наночастицы галенита (сульфида свинца).
Естественный черный цвет волос обеспечивает пигмент меланин, который в виде включений распределен в кератине волоса. Древнеегипетским парикмахерам удавалось добиться, чтобы красящая паста реагировала с серой, входящей в состав кератина, и образовывались частицы галенита размером до пяти нанометров. Они-то и обеспечивали равномерное и устойчивое окрашивание. При этом процесс затрагивал только волосы, а в кожу головы соединения свинца не проникали.