...а про самодельные пики-штыки нашлась вот такая информация - это воспоминания некоего Ивана Андреевича Боженко , уроженца соседнего села Ирбизино :
[align=center]
<span style="font-size:11.5pt;">Смутные времена</span>[/align]
[font=verdana, sans-serif]Наступил 1919 год, подошла весна. Брат Александр женился, свадебные подарки укрепили хозяйство. Теперь в семье имеется две лошади, плуг, телега, две[/font]
[/size] [font=verdana, sans-serif]коровы и[/font]
[/size] [font=verdana, sans-serif]появились овцы. Семья состояла из пяти человек, все были трудоспособны. Старший брат[/font]
[/size] [font=verdana, sans-serif]с женой в батраках у Снитки.[/font]
[/size]
<span style="font-size:11.5pt;">С самой весны ежедневно в деревне люди собираются на сходки, о чём-то толкуют, спорят, друг другу что-то доказывают. Мужики не принимают приказ "Омской власти"- не отдают своих сыновей по мобилизации.</span>
<span style="font-size:11.5pt;">Многие, подлежащие мобилизации прячутся в лесах, болотах. Уже два месяца прошло, как Сергиенко Иван скрываясь от мобилизации, сидит на одной из лабз в камышах, куда неизвестно кто и как доставляет ему еду. Об этом я узнаю от брата. Люди говорят, что он оброс, грязный и очень страшный. Мне теперь страшно одному оставаться на пашнях в избушке с субботы до понедельника, пока вернётся брат на работу.</span>
<span style="font-size:11.5pt;">Начались уборочные работы. Отец со старшим братом Александром косят вручную, а мы: я и сестра Анна, вяжем снопы и подгребаем. Так работаем ежедневно с темна до темна, а ночью ещё нужно сложить снопы в крестцы. Чтобы убрать пять десятин, нужно много потрудиться. А в деревне, уже начиная с июня, проявляют активность партизанские группы, и в начале августа все сёла Карасукского района поднимаются на борьбу против "омских правителей". Клыков Иван 20 часов в сутки работает в кузнице, он делает пики, не чувствуя усталости.</span>
<span style="font-size:11.5pt;">А в селе Белое половина взрослого населения бросили уборку своих хлебов, вооружились пиками, вилами, а кто и топорами или косой. Все вооружённые направляются в заградительные заслоны куда-то под станцию Карасук. В нашем селе в доме Стрижака Павла общество собирает сходку. Вот уже более пяти дней здесь проходят стихийные собрания, митинги. Круглосуточно сюда приезжают вооружённые группы людей и говорят с народом, через время им на смену приходят другие. И так ежедневно...</span>
...Все кузнецы загружены работой по изготовлению холодного оружия и работают день и ночь. Говорят, что под ст. Карасук уже была перестрелка между белыми и крестьянами. Меня, как водоворотом втянуло в эту непонятную для меня деятельность. Я ни днём, ни ночью не бываю дома. Вечерами мы с ребятами то в помещении на сходке, то на площади около маслозавода слушаем, как говорят, говорят и говорят о чём-то новом, о каком-то "союзе молодёжи".
Источник :
http://byte54.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Dcategory%26layout%3Dblog%26id%3D53%26Itemid%3D18