Старинные кресты
Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая XII в. Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия На лицевой створке в центре — «Распятие Христово». На концах в медальонах — погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем конце — неизвестного святого. На оборотной створке в центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых
Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая XII в. (поновление XIX в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на верхнем конце оглавное изображение святого. На оборотной створке представлена Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.
Створка креста-энколпиона Богоматерь Купятицкая Центр изготовления: Киев XII в. Медный сплав, литье, чернь. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия В центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых, выполненные чернью. Богоматерь Купятицкая —иконографический тип Богоматери Одигитрии. Уже в конце XII в. отливки с изображением Богоматери Купятицкой получили широкое распространение в южнорусских землях и за их пределами.
Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Оранта XII — начало XIII вв. Медный сплав, литье. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на концах в медальонах — поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На верхнем конце изображение престола уготованного. На оборотной створке в центре представлена Богоматерь в рост с воздетыми руками (Оранта) и младенцем в медальоне на груди. На верхнем конце — композиция «Благовещение». На концах в медальонах — поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, на нижнем — мученика (Георгий ?).
Крест двусторонний Распятие Христово. Богоматерь Знамение Центр изготовления: Новгород XVI в. Красная медь, литье. На лицевой стороне в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах — избранные святые
Старинные кресты
Крест двусторонний Распятие Христово. Богоматерь Знамение XVI в. (по иконографии XV в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV века
Створка (оборотная) креста-энколпиона Богоматерь Знамение XVI в. Красная медь, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в
Крест «Ангел Великого Совета» XVII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.
Крест-энколпион Распятие Христово. Спас на троне Центр изготовления: Новгород XVI в. Медный сплав, литье. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV–XVI вв.
Крест нательный Центр изготовления: Старица XIV–XVI вв. Медный сплав, литье.
Крест нательный Центр изготовления: Великий Устюг XVII в. Серебро, литье, эмаль
Крест нательный Центр изготовления: Москва XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг
Створка (оборотная) креста-энколпиона Богоматерь Знамение XVI в. Красная медь, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в
Крест «Ангел Великого Совета» XVII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.
Крест-энколпион Распятие Христово. Спас на троне Центр изготовления: Новгород XVI в. Медный сплав, литье. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV–XVI вв.
Крест нательный Центр изготовления: Старица XIV–XVI вв. Медный сплав, литье.
Крест нательный Центр изготовления: Великий Устюг XVII в. Серебро, литье, эмаль
Крест нательный Центр изготовления: Москва XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг
Крест нательный XVII в. Медный сплав, литье. В средокрестии — рельефный восьмиконечный крест с цатой. На фоне — следы стекловидной эмали белого и синего цветов.
Крест «Распятие Христово» XVI в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.
Крест «Распятие Христово с предстоящими» XVII в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.
Крест наперсный панагийный. Крест корсунский XIII в. (оправа — XVI в.) Яшма, оправа — серебро, скань
Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами» XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии одиннадцать херувимов и серафимов. На пластинах с предстоящими — клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла. В верхней части в пяти клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная». На обороте врезной текст. Кресты подобной иконографии связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII–XIX вв.
Крест-Распятие, запрестольный выносной Романов Андрей Семенович (ок. 1863–1921, Екатеринбург), Романов Гавриил Семенович (1865–1928, Екатеринбург) Центр изготовления: Екатеринбург 1904 г. Дерево. Левкас, темпера, золочение. На обороте креста изображен Архангел Михаил, под нижней перекладиной креста помещена надпись в 15 строк: «Сей с[вя]тый животворящий крест Господень пожертвован единоверцами прихода Казанско-Богородицкой часовни Пермской губернии Верхотурского уезда, выстроенной усердием предков в воспоминание славного 1812 года. Да сохранит Господь крестом своим наше христолюбивое воинство. Да подаст царю нашему победу над врагом. С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами БОû. Ниже, на яблоке креста, дана надпись в 11 строк: «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест цареме держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесом язва. Написан Сей с[вя]тый животворящий кр[ес]т в г. Екатеринбурге, иконописцами бр[атьями] Романовыми [7413] года декабря [4] го совершися».
Крест наперсный XIV в. Шифер, резьба Частное собрание
Крест «Распятие Христово» XVI в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.
Крест «Распятие Христово с предстоящими» XVII в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.
Крест наперсный панагийный. Крест корсунский XIII в. (оправа — XVI в.) Яшма, оправа — серебро, скань
Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами» XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии одиннадцать херувимов и серафимов. На пластинах с предстоящими — клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла. В верхней части в пяти клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная». На обороте врезной текст. Кресты подобной иконографии связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII–XIX вв.
Крест-Распятие, запрестольный выносной Романов Андрей Семенович (ок. 1863–1921, Екатеринбург), Романов Гавриил Семенович (1865–1928, Екатеринбург) Центр изготовления: Екатеринбург 1904 г. Дерево. Левкас, темпера, золочение. На обороте креста изображен Архангел Михаил, под нижней перекладиной креста помещена надпись в 15 строк: «Сей с[вя]тый животворящий крест Господень пожертвован единоверцами прихода Казанско-Богородицкой часовни Пермской губернии Верхотурского уезда, выстроенной усердием предков в воспоминание славного 1812 года. Да сохранит Господь крестом своим наше христолюбивое воинство. Да подаст царю нашему победу над врагом. С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами БОû. Ниже, на яблоке креста, дана надпись в 11 строк: «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест цареме держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесом язва. Написан Сей с[вя]тый животворящий кр[ес]т в г. Екатеринбурге, иконописцами бр[атьями] Романовыми [7413] года декабря [4] го совершися».
Крест наперсный XIV в. Шифер, резьба Частное собрание