Старинные кресты

Статьи о истории, археологии и прочих темах.
Igrек

Сообщение

Старинные кресты

Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая XII в. Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия На лицевой створке в центре — «Распятие Христово». На концах в медальонах — погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем конце — неизвестного святого. На оборотной створке в центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых

Изображение

Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая XII в. (поновление XIX в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на верхнем конце оглавное изображение святого. На оборотной створке представлена Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.

Изображение

Створка креста-энколпиона Богоматерь Купятицкая Центр изготовления: Киев XII в. Медный сплав, литье, чернь. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия В центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых, выполненные чернью. Богоматерь Купятицкая —иконографический тип Богоматери Одигитрии. Уже в конце XII в. отливки с изображением Богоматери Купятицкой получили широкое распространение в южнорусских землях и за их пределами.

Изображение

Крест-энколпион Распятие Христово. Богоматерь Оранта XII — начало XIII вв. Медный сплав, литье. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на концах в медальонах — поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На верхнем конце изображение престола уготованного. На оборотной створке в центре представлена Богоматерь в рост с воздетыми руками (Оранта) и младенцем в медальоне на груди. На верхнем конце — композиция «Благовещение». На концах в медальонах — поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, на нижнем — мученика (Георгий ?).

Изображение

Крест двусторонний Распятие Христово. Богоматерь Знамение Центр изготовления: Новгород XVI в. Красная медь, литье. На лицевой стороне в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах — избранные святые

Изображение


Igrек

Сообщение

Крест двусторонний Распятие Христово. Богоматерь Знамение XVI в. (по иконографии XV в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV века

Изображение

Створка (оборотная) креста-энколпиона Богоматерь Знамение XVI в. Красная медь, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в

Изображение

Крест «Ангел Великого Совета» XVII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.

Изображение

Крест-энколпион Распятие Христово. Спас на троне Центр изготовления: Новгород XVI в. Медный сплав, литье. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV–XVI вв.

Изображение

Изображение
Крест нательный Центр изготовления: Старица XIV–XVI вв. Медный сплав, литье.

Изображение
Крест нательный Центр изготовления: Великий Устюг XVII в. Серебро, литье, эмаль

Изображение
Крест нательный Центр изготовления: Москва XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг
Igrек

Сообщение

Крест нательный XVII в. Медный сплав, литье. В средокрестии — рельефный восьмиконечный крест с цатой. На фоне — следы стекловидной эмали белого и синего цветов.
Изображение

Крест «Распятие Христово» XVI в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.

Изображение

Крест «Распятие Христово с предстоящими» XVII в. Медный сплав, литье. В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.

Изображение

Изображение

Крест наперсный панагийный. Крест корсунский XIII в. (оправа — XVI в.) Яшма, оправа — серебро, скань

Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами» XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии одиннадцать херувимов и серафимов. На пластинах с предстоящими — клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла. В верхней части в пяти клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная». На обороте врезной текст. Кресты подобной иконографии связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII–XIX вв.

Изображение

Крест-Распятие, запрестольный выносной Романов Андрей Семенович (ок. 1863–1921, Екатеринбург), Романов Гавриил Семенович (1865–1928, Екатеринбург) Центр изготовления: Екатеринбург 1904 г. Дерево. Левкас, темпера, золочение. На обороте креста изображен Архангел Михаил, под нижней перекладиной креста помещена надпись в 15 строк: «Сей с[вя]тый животворящий крест Господень пожертвован единоверцами прихода Казанско-Богородицкой часовни Пермской губернии Верхотурского уезда, выстроенной усердием предков в воспоминание славного 1812 года. Да сохранит Господь крестом своим наше христолюбивое воинство. Да подаст царю нашему победу над врагом. С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами БОû. Ниже, на яблоке креста, дана надпись в 11 строк: «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест цареме держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесом язва. Написан Сей с[вя]тый животворящий кр[ес]т в г. Екатеринбурге, иконописцами бр[атьями] Романовыми [7413] года декабря [4] го совершися».

Изображение

Изображение

Крест наперсный XIV в. Шифер, резьба Частное собрание

Вернуться в «Статьи»