С началом Второй Мировой войны, Европа была захвачена довольно быстро. И захватывая одну страну за другой немецкая логистика усовершенствовалась и становилась все более упорядоченной. Доставка вооружения,боеприпасов,техники,обмундирования,питания, всё было налажено и систематизировано. Что-то доставлялось автотранспортом,что-то самолетами,но самую важную роль играли железнодорожные перевозки. Было много специализированных ЖД вагонов и платформ,многое было полностью привязано к железной дороге,как например
Супер пушка WW2 "Толстый Густав".
Но перейдя границу с СССР немцы столкнулись с проблемой - ширина ЖД колеи была на 8,5 см шире. И вся ранее выстроенная схема практически летела под откос.
Приходилось либо захватывать Российские жд составы,либо не имея возможности захвата или будучи привязанными к спец вагонам разбирали одну рельсу и перекладывали её на ширину европейской колеи. Делалось это в основном силами местного населения или военнопленными.
Так 8,5 см стали серьезным препятствием на пути быстрого продвижения немецких войск по нашей территории.Есть разные версии того,почему наша жд колея шире европейской...
- Одна из версий в том,что Российские жел.дороги строились позже европейских. А разработчики европейских дорог сетовали на то,что если бы пришлось разрабатывать снова,то колею сделали бы шире, т.к. это дает возможность лучше разместить паровое оборудование,сделать паровоз мощнее,увеличить грузоподъемность,улучшить устойчивость,увеличить скорость.И наши инженеры сразу сделали"работу над ошибками".
- Есть версия что Русские купцы пролабировали расширение колеи,чтобы уменьшить поток грузов из Европы и увеличить внутренний товарооборот.
- Но я считаю наиболее вероятной такую версию - Когда инженер занимающийся разработкой жел. дорог подошел к императору и спросил:- Ширину колеи будем делать такую же как в Европе или шире? Император ответил - Данах%й шире! Инженер проконсультировался с придворным лекарем и сделал колею на 8,5 см шире.
Но в любом случае факт остается фактом и по сей день пересекая Российскую границу в ту или другую сторону происходит замена колесной группы.
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее |
8,5 см о которые споткнулась нацистская логистика.
-
- Почетный Ветеран
- Сообщений: 3066
- Стаж: 9 лет
- Имя: Алексей
- Благодарил (а): 6559 раз
- Поблагодарили: 5253 раза
Ширина Европейской ЖД колеи 1435мм,эта цифра пришла из очень глубокой истории.
Еще в древнем Риме обратили внимание на то,что чаще всего колеса на повозках и колесницах ломаются при перескакивании из одной дорожной колеи в другую. И решили "стандартизировать" расстояние между колесами находящимися на одной оси,чтобы продавленная в дороге колея тоже была одной ширины и не ломала колеса. Но подошли к этому вопросу с умом,рассчитав ширину повозки так,что бы можно было запрячь в нее как одну,так и две лошади,а ширина повозки уже продиктовала расстояние между колесами. В свою очередь европейцы разрабатывая свои кареты и дилижансы тупо скопировали основные габариты и межколесное расстояние с древнеримских повозок и колесниц. А так как первые ЖД вагоны были изготовлены на основе дилижансов, то и ширина колеи была привязана к имеющимся размерам. Так,что ширина европейской ЖД колеи была разработана ещё в древнем Риме!
Еще в древнем Риме обратили внимание на то,что чаще всего колеса на повозках и колесницах ломаются при перескакивании из одной дорожной колеи в другую. И решили "стандартизировать" расстояние между колесами находящимися на одной оси,чтобы продавленная в дороге колея тоже была одной ширины и не ломала колеса. Но подошли к этому вопросу с умом,рассчитав ширину повозки так,что бы можно было запрячь в нее как одну,так и две лошади,а ширина повозки уже продиктовала расстояние между колесами. В свою очередь европейцы разрабатывая свои кареты и дилижансы тупо скопировали основные габариты и межколесное расстояние с древнеримских повозок и колесниц. А так как первые ЖД вагоны были изготовлены на основе дилижансов, то и ширина колеи была привязана к имеющимся размерам. Так,что ширина европейской ЖД колеи была разработана ещё в древнем Риме!