Поведение при потере ориентирования в лесу
Каждый, кто отправляется в лес, должен знать, как себя вести в случае потери ориентировки, потому что от этой неприятной ситуации практически никто не застрахован, разве что потомственные охотники — промысловики, для которых тайга —второй дом.
Известно немало случаев, когда теряли ориентировку и долго блуждали в лесных дебрях даже те, кто немало ходил лесными тропами.
Потерять ориентировку, а проще заблудиться, можно по-разному. Одно дело, если это произошло где-нибудь в небольшом пригородном лесу, окруженном со всех сторон знакомыми дорогами, полями и т. п. В этих условиях серьезно заблудиться невозможно и речь может идти лишь о временной потере ориентировки, что не грозит большой бедой: в худшем случае выйдешь не туда, куда хотел, протопаешь несколько лишних километров, вот, пожалуй, и все неприятности.
Совсем по-иному обстоит дело, когда человек заблудился в большом лесном массиве, особенно в тайге, где мало дорог, а населенные пункты разделены десятками километров труднопроходимого, ничем не напоминающего подмосковные рощи леса. В этом случае под угрозой может оказаться не только здоровье, но и жизнь заблудившегося. Как же следует поступать при потере ориентировки в большом лесу?
Прежде всего не надо метаться из одной стороны в другую. Это вряд ли поможет делу, но наверняка приведет к тому, что заблудишься окончательно. Чаще всего убеждаешься в потере ориентировки, когда в неправильном направлении пройдено еще совсем небольшое расстояние. Этим обстоятельством нужно воспользоваться. В такой ситуации лучше всего сделать кратковременный привал, во время которого успокоиться и мысленно попытаться восстановить пройденный путь.
Иногда этого бывает достаточно, чтобы вспомнить, как была допущена ошибка, и быстро вернуться к тому месту, где «скололся» с маршрута. Возвращаясь при этом на маршрут, надо делать на деревьях затески, можно оставлять заметки в виде надломанных веток, чтобы в случае неудачи можно было вернуться и, изменив направление, повторить попытку, при необходимости несколько раз. Если вернуться на правильный путь все же не удалось, приходится решать нелегкую задачу: куда идти дальше. После подсчетов всех «за» и «против», диктуемых конкретной обстановкой, выбирается какое-то наиболее подходящее направление.
В случае потери ориентировки в большом лесном массиве, когда трудно предположить, как долго придется выбираться из лесу, следует идти без излишней спешки, чтобы экономить силы. При этом, используя местные признаки, нужно стараться двигаться прямо, потому что, если не контролировать свое движение, обязательно будешь ходить кругами. Давно установлено, что нормально развитый человек непроизвольно делает одной ногой шаг несколько больший, чем другой, что и приводит в конечном итоге к движению по кругу. Между прочим, заяц в этом смысле —наш «близкий родственник»: он тоже бегает в лесу по кругу, когда его преследуют, чем и пользуются охотники. Кроме местных признаков, для прямолинейного движении в лесу можно воспользоваться транзистором с ферритовой антенной.
Известно, что наилучшее звучание передающей станции тогда, когда ферритовая антенна, а следовательно и весь транзистор, повернут к ней перпендикулярно. Поэтому, поворачивая транзистор, можно найти направление на передающую станцию, например, местную.
Единственная сложность, которая в какой-то степени снижает помощь транзистора, заключается в том, что очень трудно определить, идешь ли ты в сторону станции или в прямо противоположном направлении. Выбираясь из лесу, неплохо воспользоваться системой квартальных просек, по которым идти не только гораздо легче, но и рациональнее, потому что просеки —прямые, и в этом случае исключаются зигзаги.
Правда, встретившаяся на пути просека не обязательно совпадает с ранее выбранным направлением движения. Напротив, она — может быть даже перпендикулярна ему. В этом случае лучше временно ,отказаться от направления, в котором двигался, и свернуть на просеку, чтобы найти квартальный столб, где, как известно, пересекаются две просеки или просека с дорогой, рекой и т. п.
В месте пересечения просек можно не только точно установить по квартальному столбу стороны горизонта, но и, что наиболее важно, выбрать одну из просек, хоть немного совпадающую с ранее выбранным направлением, и продолжать движение по ней. Сворачивая на просеку в ,поисках квартального столба, можно не ломать голову, куда идти —налево или направо. В любом случае квартальная Просека приведет к квартальному столбу. Однако, пройдя по просеке совсем немного, можно установить, с какой стороны квартальный столб ближе. Иногда бывает целесообразно вовремя повернуть в обратную сторону. Определяют, до какого столба ближе, по невысоким колышкам (50 —70 см), которые лесоустроители устанавливают на середине просеки при измерении ее. Ставятся эти колышки через каждые 100 или 200 м. Количество сотен метров, отделяющих колышек от квартального столба, отмечается на стесанной поверхности колышка в — виде горизонтальных зарубок.
Например, если на колышке две зарубки, значит, до столба 200 м, четыре —400 м и т. д. 500 м обозначают одной косой зарубкой. В конце километра ставится колышек высотой около 80 см, на котором количество отмеренных километров пишется арабскими цифрами краской. При этом следует иметь в виду, что стесанной поверхностью, на которой делают зарубки или пишут количество километров, колышки повернуты в сторону того квартального столба, от которого велся промер просеки. Идя по просеке, можно встретить какую-то пустошь, болото, вырубку, густой молодняк и т. п. В этом случае надо быть очень внимательным, чтобы при переходе участка без леса не потерять просеку, особенно если она не очень широкая.
Большой удачей для заблудившегося в незнакомой местности может стать встретившаяся на пути какая-нибудь дорога. Ведь любая дорога, как известно, начинается в населенном пункте, и в том случае, когда стоит лишь одна задача —выбраться из лесу любой ценой, можно смело сворачивать на дорогу, хоть и не известно, куда она ведет. Выйдя на дорогу, сразу установить, в какой стороне находится населенный пункт, практически невозможно. Поэтому с одинаковым успехом можно идти налево или направо. А вот уже во время движения по дороге может появиться возможность по некоторым признакам установить, идет ли дорога к населенному пункту или от него. Какие это признаки? Прежде всего развилки дорог. В подавляющем большинстве случаев лесные дороги разветвляются на пути от населенного пункта и, наоборот, сходятся при приближении к нему. Правда, иногда дорога раздваивается и при приближении к населенному пункту, но это обычно бывает в непосредственной близости от него. В этом случае одна дорога, как правило, ведет в один конец большого населенного пункта, а вторая —в другой. Изучая дорогу, можно заметить, что ближе к деревне, к поселку и т. п. она, хоть и незначительно, но все же становится более широкой, наезженной.
В районах, где существовали или существуют лесозаготовительные предприятия —леспромхозы, чаще всего встречаются специальные лесовозные дороги. По ним, как известно, древесину возят не бревнами, а целиком ствол с сучьями или без них. Вдоль таких дорог .можно обнаружить потерянные лесозаготовителями хлысты. Положение их помогает определить, в какой стороне населенный пункт: комки лежащих у обочины хлыстов повернуты в сторону поселка —хлысты грузят на лесовозный автомобиль, комлями вперед. В указанных районах иногда можно отыскать лесовозную дорогу, не дожидаясь, когда наткнешься на нее случайно. Если при попытке выбраться из лесу попадется делянка с вырубленными деревьями, нужно идти по ее краю до тех пор, пока не встретится лесовозная дорога, по которой вывозили вырубленный здесь лес.
Многие делянки разрабатывались зимой, и отыскать грунтовую дорогу в этом случае практически невозможно. Дело в том, что зимой, как правило, разрабатывают делянки в заболоченном лесу и, чтобы вывезти заготовленную древесину, строят снежные или ледяные дороги, так называемые «зимники». Такие сезонные дороги чаще всего проходят по замерзшим болотам. Поэтому не следует смущаться, если вам встретился участок дороги, уходящий в болото. Это и есть бывшая зимняя лесовозная дорога. Идти по ней, конечно, трудно, но все же это дорога! Сбиться с нее практически невозможно, так как ее границы заметны в бесснежный период достаточно хорошо.
Может случиться, что до конца дня не удастся выбраться из лесу. Вот-вот начнет темнеть, а ясности, где находишься, нет никакой. В голову в таких случаях начинают лезть самые мрачные мысли. Кажется, что лесу этому не будет конца и края. Однако отчаиваться не следует. Лучше, пока окончательно не стемнело, поискать подходящее место для ночлега, запастись дровами, водой для чая и постараться за ночь хорошенько отдохнуть, потому что ходить по лесу ночью не только крайне изнурительно, но и опасно: можно легко получить травму. Место для ночлега нужно выбирать по возможности сухое, удаленное от сухостойных и поврежденных деревьев, опасных в отношении ветровала.
При приближении грозы убежище следует искать в том месте, где нет высоких, одиноко стоящих деревьев, которые чаще всего поражаются молнией. Каждому, кто заблудился в лесу зимой и устал до изнеможения или попал в сильную пургу и не может двигаться дальше, необходимо помнить, что сон на. снегу без костра почти всегда приводит к гибели человека. Попав в такое положение, нельзя расслабляться, ни в коем случае нельзя разрешать себе задремать.
Известно, что сильно уставший человек, опустившись на снег и закрыв глаза, испытывает чуть ли не блаженство, ему тепло и даже уютно. Но все это —ложные ощущения, сновидения стоящего на краю гибели человека. Спастись в подобной ситуации можно только разведя хороший костер или мобилизовав всю силу воли для дальнейшего движения. Двигаться, двигаться, не позволяя себе задремать ни на минуту!
Общеизвестно, что у нас не оставляют без помощи попавшего в беду человека, и, если кто-то не вернулся из лесу, обязательно организуются поиски. Успех поисковых групп во многом зависит от той помощи, которую может и должен оказать им сам заблудившийся человек. Как это понимать? Прежде всего надо стараться оставлять на своем пути, на видных местах, какие-нибудь следы, например, записки, затески на деревьях с надписями, мелкие личные вещи. Можно топором или ножом вырезать на стволе дерева свои инициалы и дату, а внизу под этим деревом выложить из сучьев стрелу, указывающую направление дальнейшего движения. Неплохо в этом месте сделать несколько затесок на соседних деревьях, чтобы привлечь внимание поисковой группы.
Если блуждание по лесу затянулось и есть уверенность, что поиски уже ведутся, нужно останавливаться на возвышенных местах, с обязательным разведением костра. При этом днем следует создавать дымовую сигнализацию, подбрасывая в костер ветки лиственных деревьев, гнилушки, лесную подстилку. Услышав звук самолета, нужно немедленно усилить сигнал (дым, пламя), используя для этого все доступные средства.
Поведение при потере ориентирования в лесу
Ваши поездки, воспоминания и все что связано с туризмом и путешествиями, а так же с экстремальным и активным отдыхом.
1 сообщение
• Страница 1 из 1
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Вернуться в «Путешествия и Туризм»
Перейти
- Оценка и Идентификация
- ↳ Оценка и Идентификация. Общий раздел.
- ↳ Нумизматика
- ↳ Металлопластика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Перстни, печати, пломбы
- ↳ Бонистика
- ↳ Военная археология
- ↳ Посуда, Самовары
- ↳ Антикварная мебель, часы и пр.
- ↳ Элементы снаряжения, аксессуары, конина
- ↳ Запчасти Авто-Мото-Авиатехники и пр.
- Поиск
- ↳ Новости
- ↳ Осторожно, ОАН
- ↳ Клады и находки
- ↳ Юридический раздел
- ↳ Раздел для новичков
- ↳ Кладоискатели в регионах РФ
- ↳ Техническая сторона поиска
- ↳ Снаряжение, аксессуары
- ↳ Поисковая техника
- ↳ Приборы фирмы Minelab
- ↳ Приборы фирмы Garrett
- ↳ Приборы фирмы Fisher
- ↳ Приборы фирмы White's
- ↳ Приборы фирмы АКА
- ↳ Приборы фирмы Bounty Hunter
- ↳ Приборы фирмы Tesoro
- ↳ Приборы фирмы XP
- ↳ Другое поисковое оборудование и аксессуары
- ↳ Металлоискатель своими руками
- ↳ Специальный поиск
- ↳ Пляжный поиск
- ↳ Чердачный/подвальный поиск
- ↳ Прочее ...
- ↳ Подводный поиск
- ↳ Специфический поиск
- ↳ Поиск окаменелостей (Палеонтологией)
- ↳ Поиск полезных ископаемых (Минералогия)
- ↳ Поиск метеоритов
- ↳ Итоги выездов и находки
- ↳ Видео с копа
- ↳ Реставрация артефактов
- ↳ Оформление находок
- ↳ Поиск компаньонов на выезд ,встречи, мероприятия и т.д.
- ↳ Слеты/Встречи Юг Клад
- ↳ Беседка
- ↳ Мои раритеты или жемчужина коллекци
- Торговые ряды
- ↳ Аукцион Юг Клад
- ↳ Архив Аукциона Юг Клад
- ↳ Закрытые аукционы
- ↳ Аукцион - Предложите цену
- ↳ Монеты России до 1917 года
- ↳ Монеты СССР и России
- ↳ Иностранные, антика и прочие монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика, филобутонистика и металлопластика
- ↳ Все остальное
- ↳ Архив - Предложите цену
- ↳ Покупка или Обмен
- ↳ Архивы
- ↳ Продам
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- ↳ Монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика
- ↳ Пряжки, пуговицы, кокарды
- ↳ Металлопластика
- ↳ Предметы быта
- ↳ Военная тематика
- ↳ Предметы коллекционирования
- ↳ Пломбы и печати
- ↳ Поисковая техника, оборудование
- ↳ Амуниция
- ↳ Справочная литература, альбомы и пр.
- ↳ Копии
- ↳ Подарки
- ↳ Архив
- ↳ Услуги
- ↳ Продавцы и покупатели
- ↳ Мои покупки
- Ретро Техника
- ↳ Ретро Авто-Мото-Вело-Броне-Авиатехника. Общий раздел
- ↳ Определение и оценка деталей и механизмов
- ↳ Реставрационная мастерская
- ↳ Покупка-Продажа-Обмен
- ↳ Библиотека реставратора и коллекционера
- ↳ Обсуждение/вопросы раздела ретро техники
- ↳ Обсуждение новодельных деталей
- ↳ Масштабные модели авто-мото-вело-бронетехника
- ↳ Номерные знаки
- Клуб коллекционеров старинного стекла
- ↳ Идентификация и оценка стекла
- ↳ Классификатор тары и упаковки
- ↳ Водочные бутылки и настойки
- ↳ Коньячные бутылки и бренди
- ↳ Ликерные бутылки и бальзамы
- ↳ Винные бутылки
- ↳ Пивные бутылки
- ↳ Бутылки для минералки и содовой
- ↳ Церковные флаконы
- ↳ Молочные бутылки
- ↳ Парфюмерия и косметика
- ↳ Чернила и тушь
- ↳ Тара для чая,меда и кондитерки
- ↳ Уксус и эссенции
- ↳ Пищевые масла
- ↳ Тара для консервации, соусы, сиропы
- ↳ Баночки для горчицы
- ↳ Тара для специй
- ↳ Техническая и химическая тара
- ↳ Фигурные бутылки
- ↳ Аптечная посуда
- ↳ Графины и сифоны
- ↳ Стаканы, рюмки, стопки.
- ↳ Керосиновые лампы
- ↳ Сосуды с секретами
- ↳ Стеклянные оттиски-печати-клейма
- ↳ Пивные кружки
- ↳ Этикетки
- ↳ Пробки
- ↳ Разное
- ↳ Полезная информация
- ↳ Стекольные заводы/ фабрики
- ↳ Фарфоровые заводы/ фабрики
- ↳ Старая реклама
- ↳ Каталоги и справочники
- ↳ Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет
- ↳ Полезная инфа
- Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Прицепное оборудование
- ↳ Общий раздел
- Юг Краевед
- ↳ Музеи России и мира
- ↳ Общий краеведческий раздел
- ↳ Краснодарский край
- ↳ Ростовская область
- ↳ Волгоградская область
- ↳ Ставропольский край
- ↳ Астраханская область
- ↳ Северо-Кавказский округ
- Генеалогический форум
- Охота и Рыбалка
- Путешествия и Туризм
- Грибной сезон или Тихая охота
- Авто Клуб 4х4
- Форум о выживании
- Военно-историческая реконструкция
- Наши хобби
- Карты и навигация
- ↳ Карты России до 1917 года
- ↳ Губернии Российской Империи
- ↳ Карты Юга России
- ↳ Карты Северо-Кавказского округа
- ↳ Карты России после 1917 года
- ↳ Планы Генерального межевания
- ↳ Карты Иностранных земель
- ↳ Ищу/Предлагаю
- ↳ Прочее
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Полезные ссылки
- ↳ Навигация
- ↳ Софт и оборудование
- ↳ Космоснимки
- ↳ GPS Garmin
- ↳ Карты для Ozi
- Библиотека
- ↳ Литература для скачивания
- ↳ Археология
- ↳ Дактилофилия
- ↳ Геральдика и генеалогия
- ↳ Метрические книги
- ↳ Кампанофилия
- ↳ Каталоги, рекламные буклеты и прейскуранты Российской Империи
- ↳ Металлопластика
- ↳ Нумизматика
- ↳ Программы
- ↳ Оружие, гильзы, патроны
- ↳ Путеводители
- ↳ Реставрация
- ↳ Фалеристика
- ↳ Филобутонистика
- ↳ Справочники, книги, руководства по ретро-автомобилям
- ↳ Статьи
- ↳ Археология
- ↳ Полезная литература
- ↳ История
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Нумизматика
- ↳ Записки Положительно Странного Человека.
- ↳ История России
- ↳ Скифы, сарматы, хазары
- ↳ Варяги, викинги, норманы
- ↳ Византия
- ↳ Орда и ханства
- ↳ Древняя Русь и средневековье
- ↳ Казаки
- ↳ Исторя и культура Донского края
- "Поисковое Движение России"
- ↳ ВИЦ "Поиск"
- ↳ Работа поисковых отрядов России
- ↳ Найти человека
- ↳ Без вести пропавшие солдаты иностранных армий... Missing soldiers of foreign armies
- ↳ Война как она есть ...
- ↳ Фотоархив
- ↳ Литература
- ↳ Статьи
- ↳ Мемориалы и памятники
- ↳ Волонтёрское движение по сохранению памятников истории
- Монеты
- ↳ Чешуя
- ↳ Монеты Золотой Орды, Крымского ханства, Куфические дирхемы
- ↳ Античные монет
- ↳ Средневековые денежные слитки
- ↳ Западноевропейские средневековые монеты
- ↳ Россия до 1917 года
- ↳ Коллекционные монеты
- ↳ Серебряные, золотые и платиновые монеты
- ↳ Медные монеты
- ↳ Монеты РСФСР,СССР, России после 1917 года
- ↳ Разновидности монет РСФСР-СССР-России
- ↳ Монеты РСФСР-СССР до 1961 года
- ↳ Монеты СССР-России после 1961
- ↳ Монеты современной России с 1997 года
- ↳ Оценка
- ↳ Разновидности погодовки
- ↳ Разновидности юбилейки
- ↳ Бракованные монеты, подделки, рукоблудие
- ↳ Иностранные монеты
- ↳ Фуфло
- ↳ Коллекционирование монет(Хранение, фотографирование, сканирование и т.д.)
- ↳ Реставрация и консервация монет
- ↳ Новости
- Антиквариат и коллекционирование
- ↳ Жетоны
- ↳ Банкноты
- ↳ Фалеристика
- ↳ Милитария
- ↳ Часы
- ↳ Антиквариат
- ↳ Филокартия
- ↳ Филателия
- ↳ Другое коллекционирование
- ↳ Металлопластика
- ↳ ПМВ, Гражданка, ВОВ
- ↳ Мебель
- ↳ Бытовая утварь
- southklad.ru
- ↳ Форум Юг Клад
- ↳ Новости и работа проекта
- ↳ Как пользоваться форумом (FAQ)
- ↳ Наши друзья
- ↳ Призы от форума
- ↳ Лучший отчет об Активном отдыхе
- ↳ База данных цен
- Разное
- ↳ Флуд
- ↳ Разбор полетов
- ↳ Творческая тема или Сделай Сам
- ↳ Касса взаимопомощи
- ↳ Потерянные (украденные вещи)
- ↳ Фотография
- ↳ Старинные фотографии
- ↳ Видео
- ↳ Фильмы
- ↳ Кулинария
- ↳ Юмор
- ↳ Знаете ли Вы , что ...
- ↳ Спорт
- ↳ Игры
- ↳ Поздравления
- ↳ Помним... скорбим...