Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Милятинский стекольный завод Орлова (ранее завод Немчинова)

Аватара пользователя
Тымф
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2447
Стаж: 12 лет 5 месяцев
Местонахождение: СПБ
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение

Милятинский стекольный завод Орлова в Калужской губернии (ранее завод Немчинова).
Завод основан купцом Яковом Петровичем Немчиновым на пустоши при селе Богородском (Богородицком) Мосальского уезда Калужской губернии, отданной Якову Петровичу Камер-коллегией (центральное учреждение, ве­давшее государственными доходами) в управление на опре­деленных условиях. Отменное сырье (кварцевый чис­тый песок), и топливо (лес) были под рукой в изобилии. Хозяин соорудил на речке Вербиловке плотину, где водяное колесо приводило в движение приспособления "о четырех инструментах" для шлифования хрустальной посуды.
В 1790-х годах был куплен графом Фёдором Григорьевичем Орловым (1741-1796), принимавшем в 1762 году вместе с братьями деятельное участие в подготовке и осуществлении июньского переворота, приведшего на российский престол Екатерину II, в день коронации которой, в числе прочих почестей и наград, возведён с братьями, с нисходящим их потомством, в графское Российской империи достоинство.

Портрет Ф.Г. Орлова работы Д.Г. Левицкого, 1785.
Милятинский стекольный завод Орлова ранее завод Немчинова  - 5052285.jpg


Однако все его наследники, 5 сыновей и 2 дочери, были внебрачными детьми. Видимо, поэтому, графский титул они не унаследовали, однако менее чем за месяц до кончины Фёдора Григорьевича, 27 апреля 1796 года, императрица своим указом предоставила всем им дворянские права, фамилию и герб Орловых. Одним из них был Михаил Фёдорович Орлов (1788-1842), при котором Милятинский завод достиг того успеха, благодаря которому и оставил яркий след в истории русского стеклоделия. Являясь достойным наследником военной славы своего отца, Михаил Фёдорович за годы Отечественной войны 1812 года сделал военную карьеру от поручика Кавалергардского полка до чина генерал-майора, пожалованного ему 2 апреля 1814 года за то, что, при взятии Парижа, будучи оставлен на ночь заложником в стане маршала Мармона, составил условия и «заключил договор о сдаче сей столицы Французской империи союзным войскам».

Портрет М.Ф. Орлова работы А.-Ф. Ризенера.
Милятинский стекольный завод Орлова ранее завод Немчинова  - 1556261.jpg


Именно в 1814 году, продолжая находиться на государственной службе, Михаил Фёдорович Орлов вступил во владение заводом, который после пожара 1798 года переместился в село Милятино (ныне Барятинский район), родовое имение генерал-майора. Завод выпускал посуду из бесцветного, синего и вишневого стекла, украшенного гравировкой, шлифовкой, росписью в классическом стиле с применением белой эмали (т.н. "мулёвки"). При Михаиле Фёдоровиче было освоено и достигло высокого уровня изготовление столового хрусталя. Но это история из разряда "не было бы счастья, да несчастье помогло", так получилось, что, спустя более десятилетия, Михаил Фёдорович, не принимавший участия в подготовке вооружённого восстания, после событий на Дворцовой площади был всё же арестован и посажен в Петропавловскую крепость, где провёл полгода. Император необоснованно считал Михаила Орлова одним из главных заговорщиков. По всей видимости, Михаил Фёдорович должен был разделить судьбу пятерых казнённых декабристов. И здесь сыграло роль заступничество его брата, Алексея Фёдоровича, которое не только спасло ему жизнь, но и избавило от общей участи осужденных, сосланных на каторжные работы и на поселение в Сибирь. Известно, что многочисленные просьбы за декабристов — за сыновей, мужей и братьев не смягчили сердце императора: на эшафот и в Сибирь пошли выходцы из высших слоев знати. Михаил Фёдорович Орлов - единственное исключение. Объяснение этому таково - брат его Алексей Фёдорович, к 1920 году, после не менее славной, чем у брата, военной карьеры, произведённый в генерал-адъютанты, 14 декабря 1825 года, командуя конной гвардией, лично ходил в атаку на каре восставших, за что уже на следующий день Николай I наградил его графским титулом. Несмотря на это, сначала император отказывал в помиловании для Михаила, но Алексей настаивал, просил и умолял и за прощение обещал посвятить всю свою жизнь государю, и тот простил.
Результатом заступничества брата стала отставка от службы и ссылка Михаила Фёдоровича в родовое имение Милятино в Калужской губернии, где он жил под надзором полиции, постоянно испытывая денежные затруднения. Часть сил своей деятельной натуры он и направил на развитие принадлежащего ему стекольного завода. В лучшие годы на нём работало более 470 человек. Причем, хрусталь был очень высокого качества, поставлялся к императорскому двору. Уже через 3 года, на I Всероссийской Мануфактурной Выставке 1829 года в Санкт-Петербурге завод Орлова попал в число 3-х лучших частных предприятий империи, наряду с заводами Мальцова и Бахметьева, и получил малую золотую медаль и следующий отзыв:"Хрустальная посуда Генерала М. Орлова имеет также своё достоинство, судя по чистоте массы и красивым формам; но отделка их не самая тщательная, и цены несколько высоки, особливо цветного, золочёного и богатой грани хрусталя. Впрочем, довольно известно, что на сем заводе вырабатывается хрустальная посуда несравненно превосходнее той, какая ныне представлена, и едва ли уступающая всякой иной. Но заводчик, по собственным его словам, "не хотел ввести в обман Публику и Правительство, коим нужно знать не то, что можно сделать лучшее с убытком, но то, что всегда на заводе исполняться может. По сей причине он выслал на Выставку такой товар, на который заказы всегда и во всяком количестве может принять на себя."

Фото образцов изделий завода (взяты с сайта Русской антикварной галереи, как и часть информации о заводе).

Милятинский стекольный завод Орлова ранее завод Немчинова  - 3633787.jpg

Милятинский стекольный завод Орлова ранее завод Немчинова  - 5218216.jpg


В 1842 году, после кончины Михаила Фёдоровича Орлова, завод был продан и до 1862 года прекратил свое существование. Новая владелица Заливская не сумела справиться со сложным производством и закрыла его.

P.S. Относительно названия завода на сайте Русской антикварной галереи (хорошо заметно и на фото - в вариантах "графов Орловых", "графа Орлова"), следует отметить, что, может быть, добавление титула к фамилии заводчика и помогает продаже его прекрасных стаканов, но не отражает реальности. Графский титул носил Фёдор Григорьевич Орлов, купивший завод и занимавшийся им в меру сил в последние годы жизни, но Михаил Фёдорович, при котором Милятинский завод обрёл известность, графом не был. В дореволюционной литературе встречается название "Милятинский завод генерал-майора М.Ф. Орлова", в современной академической и справочной чаще всего упоминается "Милятинский завод Орлова".

P.S.2. Следует упомянуть ещё одно направление деятельности Михаила Фёдоровича Орлова, имеющее отношение к стеклу. Ещё находясь в опале, он передал через князя П. А. Вяземского письмо и посылку с расписным стеклом министру финансов Е. Ф. Канкрину. В письме он испрашивал у министерства заказ и разрешение построить в Москве фабрику расписного стекла. Надо пояснить, что речь о цветном стекле для изготовления витражей. В 1931 Алексей Фёдорович выхлопотал для брата разрешение поселиться в Москве, упоминается, что тот пополнял свои знания по химии для освоения нового дела, но фабрика цветного стекла, к сожалению, принесла ему только убытки, чему свидетельством такой пассаж из описания истории отечественного витражного производства:"Попытки же отечественных стекольных заводов делать цветные витражи не привели к заметным успехам: производство себя не окупало, «готические» окна стоили огромных денег. Известен случай, когда владелец Милятинского завода в Калужской губернии М. Ф. Орлов был вынужден продавать изготовленные им «средневековые стекла» дешевле, чем ему обходилось их производство."


Вернуться в «Стекольные заводы/ фабрики»