Спонсор проекта: monetnik.ru

Клинское стекло

Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5529
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Имя: Михаил
Откуда: Самарская Губерния
Благодарил (а): 113 раз
Поблагодарили: 691 раз

Клинское стекло

Сообщение Монах » 23 апр 2011, 14:45:15

С приходом октябрьских событий 1917 года «отцов-основателей» клинских стекольных предприятий назвали «проклятыми капиталистами», на долгие годы предали их имена забвению. Мало что известно о первых опытах стекловарения князя Александра Сергеевича Меншикова. На Титова и Воронкова повесили ярлыки — «картежники и неудачники». Глинский и Орловы из стеклопромышленников превратились в «бывших...». Всякий раз, с гордостью отмечая «древность» того или иного стекольного производства, не вспомнить ли нам добрым словом тех, кто оставил после себя на нашей земле целую отрасль промышленности, без которой сегодня немыслим наш город.

Сергей Глинский выпускал на своих заводах форменную, разных фасонов аптекарскую, химическую и парфюмерную посуду и другие принадлежности для аптек и лабораторий. Ему принадлежали Божедомский и Ребровский стекольные заводы в Москве. За время существования своей фирмы с 1880 года, С.В.Глинский организовал производство стеклянных изделий на станции Спирово Николаевской железной дороги и расширил стекольный завод в Клину.О разнообразии изготавливаемой продукции можно судить по номерам изделий, указанных в прейскурантах заводов С.Глинского, исчисляемых сотнями. Фасон флаконов покупатель выбирал на заводах, и на специально оборудованных для этого складах. В Москве склад оборудовали на Покровке 7, в Ростове на Дону на Мал. проспекте 67, в Саратове на Александровской (уг. Б. Кострижной, д.Шмидт).

Оптовые закупки предусматривали скидки на товар. По документам 1914 года сделки заключали не только напрямую, но и по телефонам фирмы в Москве: 3-67, 46-03. Непосредственно в кабинет известного стеклозаводчика звонили по телефону 2-07-73. По прорисовкам представленных также в прейскурантах, где, кроме прочего, указывались точные размеры (вместимость) флаконов — 2, 3, 4 золотника и иные.

Прошел год от прошения Клинского 2-й гильдии купца Василия Григорьевича Орлова к Государю Императору о разрешении открытия «стеклянного» завода до получения свидетельства на позволение содержания в г. Клину ему, Орлову, «заведения для выделки стеклянной посуды». Малограмотный Василий Григорьевич преодолел все сложности в оформлении технических требований, защите своих экономических интересов. При этом весь год, законно или нет, на предприятии не прекращались «временные работы».
За последующее время, с 1885-го до 1914 года завод преобразился в фирму «Торговый дом братьев Орловых», выпускавшую качественную известную в России стеклянную посуду с клеймом «Орловы».

В клиентах Орловых числились как солидные аптекари и парфюмеры, в частности химико-фармацевтическое «Товарищество Р. Кёлер и Ко», так и местные клинские аптеки, и, в конечном итоге, потребители лечебной и косметической продукции.

Предназначение того или иного изделия в значительной степени определяется по нанесенным на нем надписям. Легко можно узнать о заказчике посуды и о том, куда она поступала, т.е. город, магазин, характер торгового предприятия. Совершенно не обязательно имеющиеся в городе стеклянные изделия выпускались местными клинскими заводами. Поступления могли происходить любыми из известных способов приобретения товара покупателем. Важно не причислить завезенные склянки к предметам местной промышленности, без какой бы то ни было обоснованной причины. Кто был заказчиками стеклозаводчиков? Какие изделия возможно просто приобретены в иных городах или продавались в пределах Клинского уезда, но изготавливались на чужих предприятиях? Чем пользовались наши земляки для ухода за своим здоровьем и соблюдения личной гигиены? На эти и другие вопросы могут ответить надписи на изделиях дошедших до нашего времени. Вот что мы читаем на целых изделиях и их фрагментах:
«ПРЕЕМ. ТОРГОВЫЙ ДОМ АННЫ ТИХОНОВОЙ В МОСКВЕ. И. Е. ГЕЛЬТИЩЕВ».
«СВ. ОТЧЕ ИОАСАФЕ МОЛИ БОГА О НАС»

Можно предположить, что речь идет о епископе белгородском и харьковском Иоасафе, в миру Иоакиме Горленко. Этот человек родился в 1705 году, умер в 1754 году. С 1748 года получил сан епископа. Автор многих рукописей «Брань 7 добродетелей с 7 грехами», «Путешествие в мир грешника И. Горл» и другие. Заботился о подъеме образования среди населения. Почитался святым. Мощи хранятся в белгородском монастыре.
«Брокар и Ко в Москве»
Генрих Брокар — крупнейший парфюмерный фабрикант России. Поставщик Ее Императорского Высочества. Имел право проставлять на своей продукции княжеский герб императрицы Марии Александровны.
«Аптека»
«Аптека. Pharmacie.»
«Св. масло изъ лампады Козельщанскiя Божiей Матери», на обороте: «Козельщанскiя Бож. Мат.» и изображение иконы
«Масло для швеиныхъ машинъ» на обороте: «С.И.Чепелевецкаго» и «Москва», между которыми изображение ножной швейной машины.
«В.А.Сковикова преемница Лидия Сковикова съ 1883г.» «Л.Я.Столкиндъ» «МОСКВА» .
«Р.Кёллеръ и Ко «Москва» .
«Перервинская аптека» — с изображением двуглавого орла посередине
«Н.В.Яковлевъ «Москва»
«Засвидет. правительств. » — по вертикали, между ними - орел и полушарие, на обороте — «Калинкинъ».
«Москва»
«Ст. Мясницкая бывш. И. Кёллера аптека»
«Мозолинъ. М. X. Ф. Лаб. Москва»
«Л.С Толкиндъ въ Москвъ. Мятная эссенцiя»
«Опробованная жизненная эссенцiя приготовленная въ С.-Петербургь привилегированнымъ аптекаремъ Даниломъ Гродницкимъ»
«MiPA на 1 бутылку»
«COLL EEORTELL OVIDE» вокруг эмблемы медицины
«Фабрика торгового дома. Л.Х.Дувард: Оглу. Одесса»
«Москворецкая А.Е.Бурштейнъ» Аптека».
«Injection Grimault & Cle-aumatico»
«П.ЕЛуковниковъ премн. Б.Э.Риттеръ Москва».
« В.К.Феррейнъ марка Москва».
«Провизоръ А.М.Остроумовъ. Москва».
«Завода Богданова въ Москвъ».
«А.Ралле и Kо. Москва».
«Вежеталь фабрики Т-ва «Р.Кёллеръ и Ко въ Москвъ»
«Калинкинъ. Петроградъ заявленъ отделу пром.»
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано



Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5529
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Имя: Михаил
Откуда: Самарская Губерния
Благодарил (а): 113 раз
Поблагодарили: 691 раз

Клинское стекло

Сообщение Монах » 23 апр 2011, 14:56:27

К флаконам, бутылочкам и пузырькам, производившимся примерно 100 лет назад, вполне применимо слово «фасоны», тем более, что именно таким словом пользовался прейскурант на посуду стекольных заводов С.В.Глинского, 1914 года издания.

Клинское стекло на первый взгляд представляет собой большое разнообразие форм, размеров и цвета. Однако среди десятков предметов можно выделить 3-4 группы, каждую из которых объединяет единство формы.

Пожалуй, самое привлекательное оформление приобретали флаконы строгой прямоугольной формы. Переходы между гранями чаще всего «срезаны» вертикально и образуют дополнительные, узкие грани. Назначение такой посуды часто бывает несложно понять, — достаточно прочесть на флаконе рельефные буквы «Аптека Pharmacie» или просто «Аптека». Непременное сопровождение этих слов — двуглавый орел в центре тулова. Именно рельефные изображения и придают аптекарским флаконам особенность при простоте их формы.

На обратной гладкой стороне могла приклеиваться бумажная этикетка. Например ее фрагменты, сохранились на одном из трех десятков флаконов со срезанными углами: «…од...наружи...». Сравнивая современный пузырек с йодом с выпущенным 100 лет назад, мы вынуждены признать, что в прошлом веке эта лекарственная форма разливалась в более симпатичную посуду.

Флаконы «аптекарского фасона» производили оба клинских стекольных завода, что подтверждается клеймами «С.Г.» и «ОРЛ.»

В оформлении деталей встречаются:
— плечики чуть скошенные, почти прямые или округлые, сильно покатые;
— горлышки с валиком или с венчиком и сливом, иначе говоря «с капельницей»;
— переходы граней не срезанные, а закругленные.

Кроме бесцветных аптечных флаконов такого типа попадаются синие и коричневые.

Флаконы в форме сплющенного цилиндра, иначе говоря, овальные в основании, составляют заметную группу среди клинского стекла. Их приметной особенностью является своеобразное оформление: тулово с обеих сторон декорировано двойной, рельефной рамкой из тонких линий. Вполне возможно, в центр изящной рамки заказчик изделия задумывал помещать бумажную этикетку.

Оформление флаконов «с рамкой» меньше других подвергалось каким-либо экспериментам. В большинстве случаев другого декора на этих флаконах мы не находим. Но в нескольких флаконах в центре рамки лишь с одной стороны тулова появляется рельефная надпись «Аптека» или «Аптека Pharmacie» с изображением двуглавого орла в обоих случаях — детали, более характерные для «аптекарского фасона». В единичных случаях тулово декорировано лишь тонкими рельефными вертикальными линиями.

Массовым производством флакончиков «с рамкой» занимался, очевидно, завод Глинского, о чем говорит клеймо «СП» на каждом пятом из них. На прочих клеймо не встречается вовсе, что позволяет предположить только одного производителя пузырьков такого фасона.

Некоторое разнообразие флаконам «с рамкой» придают вариации цвета и размера. Стекло, помимо бесцветного, встречается коричневое, голубое, бледно-голубое и бледно-зеленое. Диапазон размеров — от 44 мм до 115 мм.

Многочисленную группу клинского стекла составляют флакончики цилиндрической формы с узким горлышком. За такой формой давно и прочно закрепилось название «бутылка». В нашем случае это будут бутылочки, ввиду своих небольших размеров. Чаще всего их высота в пределах 10 см.

Цилиндрическое тулово во многих случаях чуть заметно сужается книзу. Еще одна деталь: на месте перехода тулова в плечики — рельефная горизонтальная, тонкая линия.

При сохранении формы могут различаться детали оформления и пропорции: тулово выше или ниже, дно ровное или вогнутое, горлышко шире или уже, может чуть расширяться вверху, как правило, с валиком, но есть варианты, где вместо валика венчик со сливом — «капельницей».

Кроме бесцветного стекла попадаются изящные синие «капельницы» и бутылочки коричневого и зеленого («бутылочного») цветов.

На цилиндрических бутылочках встречаются клейма «ОР» и «С.Г.» В гораздо более скромных количествах, не десятками экземпляров, а лишь несколькими предметами, представлены трёх-, четырех-, шести- и восьмигранные флаконы. Часть этой продукции, несомненно, клинского производства, подтверждением чему служит клеймо «С.Г.» на трех восьмигранных бутылочках. Два других флакона - с надписью «Перевинская аптека» и «орлом» на 4-х из восьми граней тулова не имеют подтверждения производителя.

По всей видимости, на клинских заводах выпускалась, среди прочей, посуда для эссенции. Сохранилась трехгранная бутылочка с делениями, точечной орнаментацией на тулове и надписью «MiРА на 1 бутылку», имеющая клеймо «С.Г». Похоже, что в дальнейшем завод перешел на выпуск более простой продукции для мятной эссенции, а именно на четырехгранные флакончики светло-зеленого цвета. Сохранился вариант такого флакона из пробной партии: деформированный, с неровными стенками, выполненный из бесцветного стекла. На каждой из четырех граней небольшого флакона попытались разместить рельефные надписи: «Л.Столкиндъ въ Москвъ. Мятная эссенция». В дальнейшем надпись была сокращена до «Мятн. эссен»

Таковы основные наиболее распространенные «фасоны» клинской стеклянной продукции. Анализ их форм, деталей и вариантов оформления позволяет составить представление о поиске клинскими производителями своих приметных, «фирменных» видов посуды.

Встречаются и другие, разной величины и формы, флаконы, однако они представлены чаще всего единичными экземплярами, что, наряду с отсутствием местных клейм, не дает основания говорить об их изготовлении на клинской земле.

Интересные своими надписями и оформлением бутылки и флаконы могли привозиться в Клин вместе с содержимым: духами, лекарствами, маслом для лампадок или швейных машин. Часто это были товары высокого качества, ведущих предприятий России. Рельефные надписи напоминают об известнейших парфюмерных фирмах: Ралле, провизора Остроумова, на других флаконах мы встречаем имена ведущих аптечных фирм — Келлер и Феррейн.

Клинская стеклянная тара составляла достойную конкуренцию, не только аналогичной продукции других российских заводов, но и образцам иностранного производства.

Как и все солидные промышленники, клинские стеклозаводчики удостоверяли свою продукцию товарным знаком. Чаще для этого применялось обычное клеймо. Его заранее закладывали в оформление будущего предмета. Клейма располагали в определенных для них местах. Расстановка товарных знаков делалась в соответствии с «Законодательством о фабричных и торговых клеймах» от 1886 года. Не вся стеклопосуда имеет свои товарные знаки. Иногда причиной его отсутствия был простой брак. Не исключена элементарная забывчивость. Вполне имела место преднамеренность, как результат развивающейся конкуренции в самом ее неблаговидном проявлении.

И все же большинство товаров стекольных заводов «просчитывается» именно по клеймам. Ставя свое клеймо, владелец завода соблюдал юридические требования государства и, что для него было весьма важно, отмечал гарантии качества изготавливаемого именно им товара. Поэтому сплошь и рядом на абсолютно одинаковой, по внешнему виду, стеклопосуде стоят клейма разных производителей. И сегодня любителям и знатокам стекла, клейма позволяют систематизировать свои находки не боясь ошибиться .
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано

Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5529
Стаж: 6 лет 9 месяцев
Имя: Михаил
Откуда: Самарская Губерния
Благодарил (а): 113 раз
Поблагодарили: 691 раз

Клинское стекло

Сообщение Монах » 23 апр 2011, 14:57:16

Как правило, заводчиком применялось множество клейм, часто различающихся только размерами и местами расположения. Авторитетность своего стекла Сергей Глинский поддерживал клеймами, состоящими из заглавных букв своих имени и фамилии: С. Г., проставляя их на внешней стороне донышка сосудов, вплетая в орнамент рисунка, или оттискивая на гладких лицевых гранях изделий. Буквы и точки выпуклые, заведомо включенные в форму самого проектируемого предмета.

Завод Орлова и братьев Орловых проставлял свое клеймо подобным же образом, но с отличием в написании. Существуют следующие клейма Орловых: ОРЛ., ОР., ор.

Перечисленные клейма часто можно видеть на попадающихся стеклянных предметах выпущенных клинскими заводами до 1917 года. По похожести «клейменного» стекла те или иные флаконы причисляют к определенному заводу-изготовителю, хотя они и не имеют торговой марки. В таких случаях аналогию предметов надо проводить с осторожностью, желательно опираясь не только на внешний вид изделия, но и на документальное тому подтверждение.

Совсем редко, примерно в соотношении один на пятьдесят, встречаются флаконы похожие на «орловские» и «глинские», но несущие на себе клейма других изготовителей: В.Б. или П.П. Неизвестность заводчика, мастера-стеклодела, проставившего товарный знак еще оставляет надежду на его определение. Хуже, если нет аналога и формы изделия и клейма. И совсем грустно, когда известны клинские мастера, написаны их истории, но совершенно забыты клейма которые эти люди ставили на свои произведения, что не позволяет продемонстрировать мастерство художников, рабочих завода Титова и многих других, менее известных и ранних.

Усваиваемые в России технологии окрашивания стеклянных сосудов во многом заимствованы в Западной Европе, в частности Германии. Опыт стеклоделов Тюрингии (стеклозаводы Лангенбаха под Шюйзенгеном (1525 г), Ференбаха (1590г.), Лауша (1597 г.)) прямо прослеживается в изделиях клинских мастеров.

Российское стекло по цветности подразделялось на три главных вида: прозрачное, непрозрачное и цветное. Несомненно, такое определение обедняет мастерство клинского стеклодела. На практике, аптечная и парфюмерная упаковка окрашивалась намного привлекательнее. Учитывался и внешний вид изделия, и условия хранения его содержимого, и, конечно, принятая для конкретного изделия окраска. Около двадцати цветов и их оттенков встречается в практике клинских стеклоделов: коричневый, бледно-желтый, светлый желто-зеленый, голубой, светло-голубой, бесцветный, бесцветный мутноватый, травяной, розовый, синий, болотный, серо-зеленый, светло-зеленый, зеленый, опаловый. Большинство изделий светлого стекла подернуто радужной побежалостью.

Заимствованные Россией в Германии, Франции, Англии и США способы аптекарского (медицинского) взвешивания постепенно определили «стандартные» размеры стеклянной тары . То есть объем тары подгоняли под весовые категории, употребляемые фармацевтами и парфюмерами. Введенная в 1840 году во Франции и в 1872 году в Германии десятичная и граммовая система распространялась и в России. Параллельно с десятичной системой существовал «нюрнбергский аптекарский фунт», несколько меньший, чем обычный торговый, и равнявшийся 12 унциям. Двойственность измерения, вероятно, нисколько не смущала ни производителей, ни потребителей. Рекламные проспекты стекольных заводов XIX и начала XX веков включают указания вместимости своей продукции и в унциях, и в золотниках, и в раздробленных фунтах. И хотя в 1907-1910 гг. твердо указывается на переход к десятичному весу (в граммах), измерение флаконов по-прежнему отталкивается от нюрнбергского фунта, равного 84 золотникам, 12 унциям или 356,783 граммам.

Вполне возможно, что производителям стекла и парфюмерам приходилось балансировать между многими объемными и весовыми категориями, поскольку и покупатель, будь то русский или иностранец, требовал отмеривания товара в тех единицах, к которым он привык. Еще сохраняется русский аптекарский фунт, равный 358,323 граммам, русская унция, равная 29,86 граммам и золотник, равный 4,266 граммам. Наряду с этим упоминаются: английская аптекарская унция — 28,35 гр., американская и английская жидкостные (объемные) унции, равные соответственно 29,57 куб. см. и 28,41 куб. см., английский аптекарский фунт — 373,240 гр.
Кажущаяся мерная неразбериха, тем не менее, упорядочивается отношениями между производителями стеклянной упаковки и его клиентами. Из предлагаемых изделий С. Глинского потребитель мог выбрать такие, которые устраивали его по указанным параметрам. Необходимы флаконы в 3 золотника — пожалуйста, в 1 или 2 золотника — тоже имеются. Хочется заказать у Орловых склянки в 0,5; 1,5; 2 унции? Завод Орловых произведет любой требуемый ассортимент, исходя, естественно, из своих технических возможностей. Так что не стоит особенно искать «стандартных» решений в производимых склянках. Вернее, рассматривать предмет из стекла как вещь, удовлетворяющую спрос, будь то пузырек для чернил, одеколонный флакон, баночка для мази или бутылек под микстуру.

На донышках встречающихся сосудов часто располагаются отдельные цифры или ряд цифр. В зависимости от завода, производителя, назначения, конфигурации это: 1/2, 1, 2, 3, 4, 6, ..., 12 . За каждой из цифр, скрывается объем флакона и вес его содержимого, в золотниках или в унциях. К сожалению, из-за несовершенства самого изделия не всегда прослеживается прямая зависимость веса и объема от маркировки и параметров изделия. Флакон, маркированный как 1/2 может весить и как один золотник и как 1,5 золотника. Под цифрой один проходят 1,5 золотника и 1/3 унции. Цифра 3 может значить одну унцию и четыре золотника, 4 — четыре с половиной золотника или полторы унции. Есть и обозначения — 1/5 45 , что приблизительно читается как полторы унции и следующие за ними сорок пять граммов. При маркировке 6 флакон, бывает, вмещает вес содержимого в 8 золотников или 34,128 граммов. А бутылочка весом содержимого в 4 золотника имеет маркировку 10. Довольно крупный флакон с весом содержимого в 89, 59 граммов может маркироваться цифрой 3.

Если учесть все различия между стеклянными изделиями, то получается, что цифровая маркировка имела несколько значений. Она могла обозначать, кроме вышеуказанного, номер изделия, номер партии поставки, номер заказа.

Возвращаясь к несовершенству изделий, заметим, что несоответствие цифровой маркировки и весовых и объемных категорий вполне могло способствовать элементарному надувательству покупателей. Флаконы одинаковой конфигурации, размеров и маркировки, как проверено, почти никогда точно не совпадают по собственному весу. Тому причиной разница толщины стенок, дна, высоты горлышек. Естественно количество лекарства или парфюмерной продукции могло быть занижено. Впрочем, такое предложение заведомо несправедливо по отношению к честному большинству продавцов, особенно аптекарей-фармацевтов, в чьих руках были здоровье и жизнь пациентов.

Редко, но встречаются флаконы аптечного и парфюмерного назначения совершенно не имеющие маркировки. Их схожесть с иными изделиями определяется только по внешнему виду. Но такой «недочет» проще всего объяснить или плохим качеством изделия или тем, что стеклянная упаковка какого-либо товара в маркировке просто не нуждалась.
Определить потребность и выгоду покупки стеклопосуды фармацевтам и парфюмерам помогали каталоги «на форменную, разных фасонов, аптекарскую, лабораторную, химическую и парфюмерную посуду». Платили аптекари, парфюмеры и купцы по одной-две и до шести копеек за флакон, пузырек или баночку. Но это по так называемой «средней», т.е. за упаковку из стекла для массовой продукции. Неординарное стекло разрабатывалось художниками индивидуально, по специальным заказам и эскизам, штучно и даже в единичных экземплярах. Такое стекло оценивалось соответственно сложности исполнения и количеству.

Готовые средства лечения, гигиены и парфюмерии упаковывались дюжинами, половинами и четвертями дюжин. Так поступали для упрощения оптовой распродажи.

В рознице покупатели приобретали духи от 9 копеек до нескольких рублей за флакон. Можно было купить «народные духи» за 10, 15, 20 и 35 копеек. Такие духи, в основном, составлялись на основе «ассорти».

Индивидуальность аромата и изящество упаковки обходились в 40-80 копеек. Специальные запахи, «спрятанные» в изысканное стекло, оценивались в один, два с половиной, пять, шесть и более рублей.

Своеобразное деление флаконов по размерам тоже оказывало влияние на их цену. «Малый флакон» продавали за 50-75 копеек и до рубля, «средний» — от рубля до рубля двадцати пяти копеек, «большой» — от полутора до двух с половиной рублей.

Мужской одеколон измеряемый малым, средним и большим флаконами в среднем стоил 60, 90 копеек и до 2-х рублей соответственно. Зубной элексир во флаконе с пробкой и этикеткой приобретали в «малой» расфасовке от 45 копеек, «средней» от 80 копеек и в «большой» от одного рубля пятидесяти копеек.

Цены склянок под духи вместимостью в половину, полторы и более унций колебались и в зависимости от принадлежности к ним определенного вида пробок. Если склянка без пробки стоила 5 копеек, то с «прессованной» пробкой ее цена возрастала вдвое, а со «шлифованной» пробкой достигала 11-12 копеек.

Встретив старинный стеклянный предмет отнеситесь к нему с уважением. Вспомните о его создателях - рабочих, художниках, мастерах стеклодувах.

В.Р. Пирог, Н.Е. Лисицына
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано

Вернуться в «Стекольные заводы/ фабрики»