Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Словарь терминов

Чистка. Хранение.Реставрация. Пересылка
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 4 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

Авантюриновое стекло — цветное декоративное стекло с мелкими включениями золотистых частиц. Наиболее известны хромовый (зеленый) и медный (оранжево-красный) «авантюрины», окрашенные соединениями хрома и меди

Алмазная грань — глубокие канавки и линии, преломляющие лучи света и образующие узорчатый орнамент на поверхности изделий. Наносятся остро заточенным ободом шлифовального круга (см. также «Мальцевская грань»)

«Венецианская нить» — линейный узор в толще стекла, образованный сплавлением с горячей заготовкой цветных стеклянных стержней, чередующихся в заданном ритме: 1) параллельными рядами лент и нитей (нередко еще и спирально закрученных) или 2) сплошной ажурной («филигранной») сеткой

Выдувание — специфический для стекла способ изготовления изделий. Чаще всего производится в раскрывные, полые формы с гладкими стенками, при одновременном вращении стеклодувной трубки с заготовкой на ее конце (см. также Свободное выдувание, Формы для выдувания изделий)

Глубокое травление — один из видов декорирования двух- и многослойных стекол узорными изображениями. При этом плавиковой кислотой частично снимают верхние цветные слои, оставляя рельефным изображение и обнажая фон рисунка—подстилающие слои иного цвета; в результате на поверхности изделий образуется цветной декор. Нередко называют методом «галле» — по фамилии французского художника Э.Галле (1847—1904), плодотворно использовавшего этот метод

Глушители — вещества, замутняющие стекло вплоть до полной непрозрачности. Обычно образуют белую окраску (фосфор, олово, мышьяк, сурьма, фтористые соединения), которая способна «наводиться», усиливаясь при термообработке (см. также Наводка)

Гравировка, гравирование — способ нанесения рельефного декора на поверхность изделия из стекла путем выемчатой резьбы — до образования матовых или «светлых» (т. е. полированных) узоров. Осуществляется художником либо мас­тером высокой квалификации с помощью абразивных порошков или твердых инструментов (медных колесиков, тонких мелкозернистых абразивных кругов), победитовых наконечников либо буров. Используют также гравировку с помощью ультразвука, пескоструйной обработки и т. п.

Гута—1) (разговорн.) — горячий цех, где установлена стекловаренная печь и осуществляются производственные операции с горячим стеклом; 2) стекольный завод (устарело); 3) гутные изделия (гутное стекло) — в общем виде (переносн., разговорн.)

Гутная работа — метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувания (в формы и без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, получения накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом цикл операций производят непосредственно возле стекловаренной печи

Гутные изделия, гутное стекло— 1) изделия, отформованные посредством приемов гутной работы (свободным выдуванием, лепкой и т. п.); 2) изделия, декорированные с их помощью. Декорирование обычно сводится к украшениям на поверхности объемов изделий (цветными либо бесцветными пластическими деталями) и цветным и фактурным вплавлениям — «наводке», оптическим эффектам в толще гладкого стекла и т. п. Гутными являются как старинные, так и современные изделия народных мастеров-стеклодувов

Живопись по стеклу — один из древнейших способов декорирования стекла. Производится от руки (кистью) силикатными красками, эмалями, цветными люстрами. В настоящее время в производстве используют механизированные методы нанесения красочных рисунков и покрытий: распылением красок с помощью сжатого воздуха (аэрография), печатью через шелковую сетку (шелко-графия), способом переводных картинок (деколью), узорчатым штемпелем и т. п.

«Залив» — массивное, утолщенное (по сравнению с тонкими стенками) донышко изделий

Золочение — производится нанесением препарата жидкого золота с закреплением его обжигом при высокой температуре. Подобным же образом наносятся пленочные покрытия из иных драгоценных металлов

«Чеканное золото» — нанесение позолоты на поверхность стекла, предварительно обработанную плавиковой кислотой до образования матового узорчатого рельефа. При этом образуется узор, подобный чеканке по металлу (прежде выполнялся агатовым карандашом)

Иризация — декорирование поверхности стекла тонкой радужной пленкой с перламутровым отблеском. Достигается воздействием паров ряда химических соединений (при высокой температуре). Древние стекла, найденные в земле, иризируют за счет частичного перерождения структуры поверхности под воздействием воды и солей, содержащихся в почве

Кракле — декор из трещинок на поверхности либо внутри стекла. Получают мгновенным охлаждением горячего набора стеклянной заготовки

Красители стекла — чаще всего окислы тяжелых металлов: меди, железа, марганца, кобальта, хрома, а также золота, серебра, серы, селена, кадмия и окислы редкоземельных элементов. Медь обычно окрашивает стекло в вишневый цвет («медный рубин») и голубой, железо — в оранжевый, зеленоватый, слабо-голубой (в зависимости от условий режима варки стекла; цвет не отличается чистотой, и окрашенное железом стекло "в художественном стеклоделии не применяется). Марганец красит в фиолетовый цвет, кобальт — в густосиний, хром — в зеленый и т. д. Сера, селен и кадмий сообщают стеклу различные тона оранжево-красной гаммы; золото — пурпурно-красный тон («золотой рубин»). Дымчатую окраску стекла получают сложением ряда красителей. Окислы редкоземельных элементов (церия, неодима, празеодима и других) сообщают стеклу тонкие «размытые» оттенки желтого, лилового, зеленого цвета, меняющего тон в зависимости от толщины стенок изделий

Люстры, люстровые краски — прозрачные, с металлическим блеском пленки в виде растворов солей металлов-красителей. Наносятся широкой мягкой кистью, с последующим обжигом для закрепления на поверхности стекла

«Мальцевская грань» — узаконенные старыми прейскурантами заводов Мальцевых ремесленные системы грани с обилием разномасштабных элементов («камни», «звезды», «кусты», «медальоны», «мельницы» и др.) в их эклектическом смещении. Характерна в хрустале начала XX века; нетворчески использовалась у нас в 1930-е, 1950-е годы

«Миллефиори» (дословно (ит.) «тысяча цветов») — узор наподобие множества пестрых розеток, получаемый спаиванием с поверхностью изделий нарезанного поперек цветного стек-лодрота (см.)

Наводка — повторное нагревание заготовки (или готового изделия), способствующее лучшему проявлению или даже возникновению окраски — в случае применения в качестве красителя золота, серы и др. Частичное и узорчатое окрашивание в этом случае получают, предварительно помещая заготовку в рифленую форму, а затем нагревая и выдувая изделие окончательно (см. рифление)

Нацветы, наклады — сплошные (либо частичные: полунаклад, «акварельное пятно» и т. п.) тонкие слои на внешней поверхности изделий, наносимые в процессе гутной работы (см.). Стекло со сплошным нацветом иногда называют накладным; подцветом называют тонкий окрашенный слой на внутренней поверхности или внутри стенок

«Нить» (и «лента») — один из распространенных видов горячего (гутного) декорирования: цветная стеклянная нить в толще гладкого стекла, специально уложенная линейным узором либо беспорядочно («путаная нить»). См. также: «венецианская нить»

Овальная грань — круглые («ямки»), линейные («пальцы») и т. п. узоры, получаемые обработкой поверхности изделий на шлифовальном колесе не с острым, как при алмазной грани (см.), а с закругленным профилем; вызывает в хрустале характерную оптическую игру

Отводки (красками и золотом) — рисунок из непрерывных линейных полосок по верхнему краю (либо параллельных ему). Наносятся неподвижной кистью при горизонтальном вращении изделия

Отделка края изделия—1) горячая (гутная), когда верхнюю часть вещи отрезают ножницами и помещают в пламя для заравнивания (оплавления) края; 2) холодная — обравнивание края на шлифовальных кругах или отделка его вырезными зубцами, полуовалами и т. п. («вырезной край»). «Ажурный край» получают обычно в горячем виде (прессованием в специальных формах)

Подцвет — см. Накладное стекло

Понтия – это простой металлический стержень, снабженный деревянной рукояткой для его удерживания, с небольшим кусочком раскаленного стекла на другом его конце, которым стеклодув прилепляет изделие у дна. Иногда понтию снабжают металлической круглой плиткой, круговым кольцом или квадратом.

Прессование — усовершенствованный метод производства изделий в металлических формах. Один из древнейших способов изготовления изделий из стекла: его зачатки относятся еще к XII—X векам до н. э. (Древний Египет). Распространился с 30-х годов XIX века, в том числе в России. В настоящее время ручной способ прессования широко заменяется механизированным. Так производят различную посуду, изделия на ножке (целиком или прессуют только фигурную ножку), а также часть хрустальных изделий (как заготовки для последующей доработки алмазной гранью)

Протравы, протравное окрашивание — способ диффузного окрашивания изделий в желтый, черный, красный цвета путем частичного или полного покрытия их поверхности специальной пастой (с соединениями меди, серебра) и обжига. При этом медные или серебряные красители проникают в стекло, окрашивая его. Такие изделия декорируют шлифовкой либо гравировкой (наподобие накладных стекол)

Рифление (вальцевание) — предварительная обработка горячих заготовок ритмическими углублениями разной формы. Служит для образования оптического декора, а в работе с сульфидным стеклом (см.) используется для наведения цветного орнамента

«Рифленки» — ажурные (каркасные) или другие формы для выдувания (см.) с неровной внутренней поверхностью, вызывающие образование рельефного декора на поверхности изделий, который изменяет оптические свойства стекла и влияет на его цвет

Свободное выдувание — выдувание изделий без применения форм (см. также Гутная работа)

Свободное формообразование —изготовление монолитных изделий без применения выдувания (лепкой, литьем без форм и т. п.)

Стеклодувная трубка — основной инструмент стеклодува: железная с деревянной муфтой для рук. Изобретена одновременно с методом выдувания (I в. н. э.). Трубки старого образца применяются в производстве, главным образом при изготовлении экспериментальных и художественных изделий; в серийном и массовом (для небольших предметов) они в наше время заменены трубками-«самодувками» с резиновым амортизатором

Стекло дрот — тонкие стеклянные трубочки и стержни (последние называют еще иногда «штабиками»), бесцветные и цветные. В художественном стеклоделии применяются для изготовления мелкой стекольной пластики и сувениров. Используются также для гутного декорирования стекла «венецианской нитью», «миллефиори» и т. п.

Стеклодувная работа — цикл операций разогреванием и сплавлением отдельных деталей из стеклодрота над пламенем горелки. При этом применяются известные методы обработки горячего стекла: лепка, кручение, выдувание и т. п.

Стеклодувы (выдувальщики, гутенские мастера) — 1) участники процесса ручного выдувания изделий из стекла. Бригада их обычно состоит из 3—5 человек: наборщик, выдувальщик (задельщик), отдельщик (главный мастер, бригадир). Первый набирает заготовку и осуществляет ее первос-тадийную обработку; выдувальщик опускает заготовку в форму и окон­чательно выдувает изделие; мастер-отдельщик отделывает, декорирует его; 2) мастера, выполняющие стеклодувные работы (см.)

Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло — стекло, окрашенное сульфидными соединениями железа и цинка, придающими ему заметную окраску в гамме от светло-янтарной до почти черной, а также различную степень глушения (см. глушители). Первое авторское свидетельство на изобретение было выдано в 1958 году на имя инженера-технолога ЛЗХС Е.А.Ивановой и главного инженера этого завода А.А.Кирьёнена

«Тихое дутье» — выдувание изделий в форму, не рассчитанную на вращение, например, квадратную; либо в форму с глубокими рельефами, с рассеченной поверхностью, вовсе ажурную и т. п. В отличие от выдувания в рифленые формы, изделия в этом случае, как правило, формируют одноразово — вначале очень тихим, осторожным, а затем сильным и энергичным вдуванием

Травление — обработка изделий плавиковой кислотой (в растворе либо пасте) до получения непрозрачной шероховатой поверхности либо узорчатых изображений (см. Глубокое травление)

Формы для выдувания изделий —деревянные, металлические и т. п. полые приспособления, сообщающие изделиям внешнюю конфигурацию и гладкую (либо рельефную) поверхность. Чаще всего изготавливаются круглыми в сечении, с гладкими стенками (при этом выдувание изделий производят с одновременным вращением); иногда — с выступами внутри, либо ажурные (так называемые «рифленые формы», «рифленки», см.), применяемые для выдувания тиходутых изделий, для сообщения изделиям оптического декора, либо цветного узора (в сульфидном стекле)

Холодная обработка — декорирование изделий на абразивных кругах (нанесением узоров шлифовки, грани, гравировки) и иным механическим либо химическим (травление) воздействием на поверхность изделий из стекла. Нанесение декоративных покрытий (силикатными красками, золотом, люстрами, протравами и т. п.) производят также в холодном состоянии, но завершают обжигом при высокой температуре

Хрустальное стекло, свинцовый хрусталь— стекло, чаще всего бесцветное, содержащее окись свинца. Такой состав понижает температуру плавления стекла, увеличивает светопреломление, улучшает чистоту и блеск материала. Впервые широко использовалось стеклоделами Киевской Руси (XI—XII вв.). Вновь введено в Европе (Англия) в 1764 году. В обиходе хрусталем называют иногда бесцветное стекло, с высокой степенью чистоты и прозрачности, независимо от его хими­ческого состава

«Цапфы», «цапки»—довольно массивные цветные стержни, которые специально заготавливают и используют для декорирования изделий: разогревая, мастер сплавляет их с бесцветной заготовкой, сообщая ей задуманный декор и цвет

Шлифовка, шлифование — распространенный способ декорирования стекла и хрусталя. Чаще всего имеют в виду нанесение с помощью шлифовального круга несложного декора (геометрического орнамента, изобразительных мотивов и т. п.) — иногда с последующей полировкой. «Номерная», «валовая» шлифовка — устойчивые в массовом производстве рисунки шлифовки и алмазной грани (по номерам, в зависимости от сложности композиции)

Широкая грань, широкое гранение — обработка стенок изделия ограничивающими их форму шлифованными, прямыми, гладкими плоскостями. Производится плоской стороной вращающегося шлифовального круга или на специальном горизонтальном круге (шайбе). Предполагает обязательную полировку до блеска. В современном производстве граненые стенки изделий задаются формой и лишь дорабатываются шлифованием
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано


Вернуться в «Полезная инфа»