Боевой конь» РККА - М-72

Обсуждение, вопросы, советы, отзывы, исторические факты
Аватара пользователя
МАШКА
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2473
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Прибор: ХР Джимакс и ГМП
Имя: Марина
Откуда: Новочеркасск-Каменск
Благодарил (а): 2838 раз
Поблагодарили: 3269 раз

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение МАШКА » 14 янв 2018, 16:13:42

Изображение
Советские военные специалисты внимательно следили за развитием мирового мотоциклостроения, особенно германского. Выявить лучшую иностранную конструкцию для последующего копирования предстояло на государственных междуведомственных испытаниях 15 мотоциклов различных классов фирм BSA, Zundapp, BMW и др., организованных в начале 1940 г.
Для сравнения в них участвовали и отечественные ИЖ-9, Л-8. ТИЗ и А-750. Лучше всего себя показал германский BMW R-71 с боковой коляской. Это был надежный, неприхотливый мотоцикл с высокими эксплуатационными качествами.

Позже Главное автобронетанковое управление провело обсуждение текущих проблем эксплуатации мотоциклов в Красной Армии. На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов, среди которых были известные испытатели мотоциклов Б.В. Зефиров, СИ. Карзинкин, преподаватель Военной академии механизации и моторизации РККА имени Сталина И.И. Дюмулен и другие специалисты. По итогам совещания было решено воспроизвести на отечественных заводах BMW R-71 (в советских документах — К-71).
Изображение
Этот мотоцикл был интересен в техническом плане, и его освоение могло привнести ряд важных новшеств в мотопром СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную передачу на колесо. При этом конструкция прототипа не являлась технологически сложной и допускала массовое производство.

Характерное для R-71 оппозитное расположение цилиндров не являлось чем-то необычным, но у нас в те годы не применялось. Оппозитная схема обеспечивала высокую уравновешенность и хорошее охлаждение мора потоком встречного воздуха, что было важно для нагруженной армейской модели.
Надежность двигателя достигалась подшипниками качения коленчатого вала. Ряд агрегатов (масляный насос, прерыватель зажигания и генератор) приводились шестернями.

В то же время конструктивно этот мотор не считался передовым к началу 1940-х гг., так как в нем применялся нижнеклапанный механизм. Цилиндры и головки двигателя изготавливались из чугуна. При сопоставимом с А-750 рабочем объеме двигатель BMW был мощнее примерно треть (на 7 л.с). Мотоцикл с коляской обеспечивал перевозку трех бойцов и стрелкового вооружения по любым дорогам со скоростью до 85-90 км/ч.

Сегодня можно сказать, что решение о принятии в качестве прототипа BMW R-71 было поистине историческим. Во-первых, появился армейский мотоцикл, удовлетворявший требованиям того времени. А во-вторых, освоение выпуска поднимало мотопром СССР на новый уровень технологий 1940-х гг. Следует отметить и то, что новый мотоцикл полностью перечеркивал все довоенные наработки мотозаводов: ни одна из отечественных моделей не получила дальнейшего развития.

Для организации работ по перспективной машине в августе 1940 г. организовали Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ), которому поручалось выпустить к 1 ноября 1940 г. комплект технической документации нового образца на основании имеющихся материалов по немецкому прототипу. Отечественный аналог назвали М-72.
Выставочный экземпляр М-72 ранних выпусков
В ЦКБМ одну немецкую машину разобрали до последней детали. В лабораториях НАТИ также исследовали химический состав почти сотни подлинных деталей и предложили им эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами СССР. В целом ЦКБМ поручалось в точности повторить конструкцию BMW.
ИзображениеИзображение
Модель К-750 с маятниковой короткорычажной вилкой
переднего колеса и маятниковой длиннорычажной - заднего.
Позднее, весной 1941 г., при утверждении серийной документации решили несколько доработать конструкцию, главным образом в части увеличения емкости топливного бака и адаптации электрооборудования к отечественным реалиям. К слову сказать, в наши дни некоторые недобросовестные антиквары нередко пытаются продать «русский БМВ» с новодельными эмблемами на топливном баке под видом оригинального немецкого мотоцикла, объясняя наличие современного электрооборудования «колхозингом», хотя при этом сама форма топливного бака позволяет идентифицировать модель однозначно.

Впрочем, в последнее время появилась возможность приобрести и новодельный топливный бак польского изготовления, неотличимый от настоящего. А китайская компания Chang Jiang пошла еще дальше и стала предлагать копию BMWR-71 уже целиком.
Изображение
Китайский "Чжанг-Сянг"
Создание М-72 велось с невиданным для мотопрома СССР размахом — для этого привлекли несколько десятков заводов по всей стране. Головным определили Московский мотозавод (ММЗ) — бывший Московский велозавод, один из наследников «Дукса». Двигатели должен был изготавливать Автозавод им. Сталина (ЗИС) и комплектовать их коробками передач Московского автозавода им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), основной гражданской продукцией которого являлся новый автомобиль КИМ-10.
Еще одно предприятие автомобильного профиля — автозавод в Горьком — обязывалось поставлять колеса, карданные валы и коляски. Выпуск светотехники передали в г. Киржач. Трубы для рам должны были получать с Харьковского велозавода.

Административно-командная система, грамотно сочетавшая поощрения с наказаниями, творила чудеса: менее чем через год, в начале 1941 г., руководству страны в Кремле продемонстрировали два опытных образца М-72 вместе с эталонным BMW R-71. Известный гонщик, водитель-испытатель Московского мотозавода Борис Зефиров несколько раз обьехал Царь-колокол. Присутствовавшие после недолгого обсуждения одобрили новый армейский мотоцикл М-72.
Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. закрепило за существовавшими в СССР мотозаводами модели для Красной Армии и определило новые объемы производства.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
По замыслу руководства Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ), ведущая роль отводилась мотоциклам М-72: помимо Москвы, их решили выпускать еще и на Ленинградском мотозаводе (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харьковском мотозаводе (ХМЗ) и на Таганрогском инструментальном заводе №65. Изготавливать двигатели для М-72 (помимо ЗИСа) предстояло также Киевскому заводу мотоциклетных моторов (КЗММ). Мотозаводам ЛМЗ, ММЗ и ХМЗ поручалось начать выпуск уже в июне 1941 г. и к концу года выйти на необходимые производственные мощности.

Оставались в планах и старые модели, выпуск которых должен был идти параллельно. В Таганроге продолжали собирать АМ-600. В Ленинграде и Серпухове предполагалось производить Л-8. Кроме того, в Серпухове и Ижевске предполагалось делать ИЖ-9 и ИЖ-12.
ИзображениеИзображение
М-72 мог эксплуатироваться и как мотоцикл-«одиночка».
Однако в установленные сроки в Ленинграде начать выпуск М-72 не успели, а в Москве и Харькове изготовили лишь несколько сот мотоциклов, когда эти заводы и их смежники оказались под угрозой захвата, что вынудило начать эвакуацию предприятий на Восток. Ленинградский мотозавод в июле переехал в Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна»; туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский — в Ижевск, на площади мотоциклетного завода, который, в свою очередь, переключили на производство пулеметов.

Постановление Совета по эвакуации при СНК СССР от 21 октября 1941 г. предписывало Московскому мотозаводу, головному по выпуску М-72, эвакуироваться в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. Эвакуацию проводили в спешке — за несколько суток, на морозе и при бомбежках. В вагоны и даже на открытые платформы грузили оборудование и уже готовые узлы (так называемую «незавершонку»). Затем эти эшелоны месяц, а то и два добирались до пунктов назначения на Востоке страны. Следом отправили и специалистов, но лишь малую часть от требовавшихся — остальных призвали на фронт.

Эвакуировали и московский завод КИМ. В марте он начал освоение коробок скоростей М-72 и к июню вышел на заданную мощность. С началом войны производство малолитражного автомобиля КИМ-10 прекратили, а кузовные штампы и уникальное оборудование вывезли в Омск. Параллельно с продолжением выпуска КПП для мотоциклов завод освоил выпуск комплектующих для артиллерийских заводов №4 и №8, а также фугасных огнеметов и снарядов. В октябре началась эвакуация завода КИМ в Ташкент, однако в пути маршрут изменили и местом нового размещения выбрали Свердловск. До эвакуации завод КИМ успел изготовить 3615 коробок передач.
Изображение
М-72 обр. 1942 г. с противотанковым ружьем Симонова.
Также трудно проходила эвакуация и других предприятий, занятых в выпуске М-72. Производственная кооперация, сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах, на совершенно неприспособленных площадях, зачастую под открытым небом пришлось заново восстанавливать и организовывать производство мотоциклов. Фактически не было ничего — электроэнергии, литейных, кузнечных и инструментальных цехов, станочного оборудования. Да и работать было некому, не говоря уж о специалистах. Восполнять кадры приходилось за счет женщин, школьников и инвалидов, вынужденных трудиться в условиях военного времени при 10-12-часовом рабочем дне.

Все заводы постоянно срывали выпуск продукции и ни за один военный год план не выполнили. Далеко не все изготовленные мотоциклы и моторы принимались ОТК заводов, а затем и военной приемкой. Например, в III квартале 1944 г, после приемки ОТК ИМЗ предъявил военной приемке ГБТУ КА 555 мотоциклов. Из них 80 мотоциклов забраковали окончательно с аннулированием пробеговых испытаний, а еще 475 возвратили заводу для доработки с повторным испытанием согласно техусловиям. Таким образом, из всех мотоциклов, предъявленных заводом в III квартале после приемки ОТК военным, ни одного без дефектов не оказалось. Дефицит кадров и перебои со снабжением приводили к хроническому недовыполнению плана выпуска М-72, что стало основанием для проведения неоднократных расследований.
Изображение
Изображение



Аватара пользователя
KopIvan
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 231
Стаж: 5 лет 5 месяцев
Прибор: Ace 350 Euro,XP Gmaxx2
Имя: Иван
Откуда: Кубань Матушка
Благодарил (а): 443 раза
Поблагодарили: 190 раз

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение KopIvan » 14 янв 2018, 17:33:54

Классную раньше мототехнику выпускали в СССР хоть и половина скопирована,но зато "своя".У брата Днепр мт-16, вроде, был зверь еще тот,заводился с пол пинка в любую погоду.Весь в оригинале да еще и с приводом на коляску,жаль брат продал его,а я на учебы был и не знал agresiv так бы себе оставил

Аватара пользователя
but.aleck
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2010
Стаж: 6 лет 5 месяцев
Имя: ****
Благодарил (а): 361 раз
Поблагодарили: 1554 раза

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение but.aleck » 14 янв 2018, 17:58:49

Знаю хде такой у болоте утоплен! Только башня (тфу) руль торчыть! :lol:

Аватара пользователя
Волк
Модератор военного раздела
Модератор военного раздела
Сообщений: 5517
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Прибор: Loza Vinograder 0.5-L
Имя: Имя
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1871 раз
Поблагодарили: 4155 раз

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение Волк » 14 янв 2018, 17:59:44

Изображение

многие выдают к-750 за м-72 , одно из отличий это головки цилиндров
Боевой конь» РККА - М-72 - f10.jpg

Аватара пользователя
bearbeers
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 131
Стаж: 7 лет 2 месяца
Прибор: ГМП и Асенька 350
Имя: Алексей
Откуда: Недалеко
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 216 раз

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение bearbeers » 15 янв 2018, 09:19:05

Никто случаем не знает, где можно найти покрышки на этот мотоцикл с рисунком "елочка", как на запаске из цветного фото мотоцикла с коляской из первого поста?

Аватара пользователя
Игорь61
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6310
Стаж: 8 лет 5 месяцев
Прибор: ХP Deus
Имя: Игорь
Откуда: Каменск.
Благодарил (а): 4758 раз
Поблагодарили: 4973 раза

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение Игорь61 » 15 янв 2018, 09:24:58

bearbeers писал(а): Никто случаем не знает, где можно найти покрышки на этот мотоцикл с рисунком "елочка", как на запаске из цветного фото мотоцикла с коляской из первого поста?
Есть сайт Ретро шина, вот там можно пошукать
Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Не бойтесь делать то что не умеете.
Ковчег строил любитель, а Титаник профессионалы!!!

МОЙ камень из за пазухи, носит моя жена на безымянном пальце.
Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Аватара пользователя
bearbeers
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 131
Стаж: 7 лет 2 месяца
Прибор: ГМП и Асенька 350
Имя: Алексей
Откуда: Недалеко
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 216 раз

Боевой конь» РККА - М-72

Сообщение bearbeers » 15 янв 2018, 09:33:40

Игорь61 писал(а): Есть сайт Ретро шина, вот там можно пошукать
Спасибо за подсказку, в интернет магазинах такой пока не нашел. Может кто выкопает такую?)))) Хоть на запаску ее положить. У польских новоделов тоже пока такой не увидел

Вернуться в «Обсуждение/вопросы раздела ретро техники»