1 копейка 1727 года цена

верстовые столбы

Статьи о истории, археологии и прочих темах.
серый345

верстовые столбы

Сообщение серый345 » 07 авг 2019, 01:20:03

В нашей стране столбы, отмечающие расстояние между городами, появились даже раньше, чем в Европе. Правда, всего на одной дороге, ведущей к загородной резиденции царя Алексея Михайловича. В 1667 году от Калужской заставы в Москве до нового дворца в Коломенском через каждую версту были врыты в землю двухсаженные каменные столбы - это около 4 метров высотой! Они были облицованы разноцветным мрамором и увенчаны орлами. Кстати, от них-то и пошло выражение «коломенская верста». 

На других дорогах страны верстовые столбы выглядели попроще. К примеру, князь Василий Голицын велел расставлять вдоль ямских трактов длинные шесты с привязанным сверху пучком соломы. Они-то и отмечали каждую версту. Все изменилось в правление Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами». В течение XVIII века такие вехи появились на всех основных дорогах Российской империи. 


А в царствование Екатерины II было решено устанавливать на главных дорогах России каменные верстовые столбы по единому образцу в стиле барокко. Это были обелиски около 10 метров высотой, венчал их<span> 

флюгер в виде коня. В 1774 году первые такие верстовые столбы из гранита и мрамора появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт- Петербурга (которая в XVIII веке проходила по Фонтанке) до Царского Села. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были сделаны солнечные часы. 

Их можно увидеть и сегодня на Московском проспекте Петербурга.В Москве обходились без излишеств , ставили попроще,но тоже делали столбы каменные. Один такой,установленный в 1783 году, по сию пору стоит близ Рогожской заставы от которой начинался Владимирский тракт.На нем написано: «От Москвы 2 версты». 

Впрочем, изготовление и установка каменных столбов обходились казне слишком дорого, и в 1817 году император Александр I подписал указ об установке впредь деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами, обеспечивающими лучшую видимость в любое время суток. В том же указе говорилось: «При въезде в каждое селение иметь столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит, и какое имеет число душ». 

Образцовые проекты верстовых столбов разрабатывались и позже - в 1830 и в 1857 годах. А в 1918 году большинство из них были сломаны как символы самодержавия, поскольку почти на каждом сверху имелся двуглавый орел. Ныне по всей стране их сохранились считанные единицы. 

В XIX веке километровые столбы стали использовать не только на обычных, но и на железных дорогах. Постепенно они упростились - каменные обелиски были заменены на бетонные, а деревянные столбы - на металлические трубы. Впрочем, суть их от этого не изменилась!</span>



Вернуться в «Статьи»