перья

Статьи о истории, археологии и прочих темах.
серый345

Сообщение

Поданным археологии уже древний Рим знал перья из бронзы, меди и серебра, причем их внешний вид не очень расходился с современным. Король остготов Теодолих подписывал приказы металлическим пером в VI в н.э. Немецкие мастера делали медные и серебряные перья в XV в. В середине XVIII в. предпринимались попытки изготовления вручную металлических перьев во Франции. 
Доводилось писать серебряными и золотыми перьями Екатерине Второй. В начале прошлого века в Лондоне продавались стальные перья, но по-прежнему — ручной работы. Они были дороги и несовершенны, писать ими было неудобно и популярностью они не пользовались. И лишь в 20-30-е годы XIX в. благодаря усилиям, в первую очередь, английских и немецких изобретателей и промышленников стальные перья начинают изготавливать фабричным способом в массовом количестве, и они постепенно вытесняют традиционное гусиное перо. И рано или поздно, когда появляется большое число однотипных предметов, у кого-то возникает интерес к их собиранию.<span> 

Одним из них спал московский инженер Виктор Наумович Вильк. За 25 лег ему удалось собрать свыше 3 тысяч стальных перышек разного времени, разных стран и фирм-изготовителей, разного внешнего оформления — по форме, размерам, конфигурации, рисунку, цвету и другим атрибутам. Располагает коллекционер перья на отдельных картонках по странам — это, так сказать, одна из классификационных рубрик. По числу перьев на первом месте Англия и Германия — это они начали осваивать “писчую” целину, за ними следует Франция, далее Россия, США, Австрия, Венгрия, Чехословакия. 

Современного человека коллекция перьев поражает прежде всего разнообразием размеров, форм, цвета; конфигурацией изгибов, прорезей, вырезов и отверстий; различными рисунками и надписями. Такое разнообразие вызвано, надо думать, соображениями конкурентной борьбы за рынок. В основном перья размерами одинаковы, однако встречаются и совсем маленькие, и преувеличенно большие — сувенирные и рекламные для привлечения внимания покупателей. С другой же стороны, разнообразие форм пера, в особенности его изгибов, отверстий и фигурных расщепов диктуется функциональным назначением — сделать перо как можно более гибким, мягким в работе, поспевающим за мыслью и рукой пишущего. “Стальное мягкое перо” — это из стихотворения “Бунин” Игоря Северянина... На одном из английских перьев имеется даже надпись -"эластичное “. 

Пишущий конец и изогнутый по дуге хвостовик, которым перо вставлялось в такой же формы щель ручки, — таковы традиционные перья. Но встречаются и другие — в виде довольно длинной трубочки с косым срезом и расщепом на пишущем конце — практически точная копия гусиных перьев (пример традиционности мышления создателей). Такие перья (изготавливались они, кстати, в разных странах), наоборот, надевались на ручку меньшего диаметра. Для крайних случаев, когда отсутствовала ручка, английская фирма “Перри” выпускала одно время перышко с простеньким прямым хвостовиком-лезвием. Его можно было вставить даже в подвернувшуюся под руку щенку.На небольшой поверхности пера изготовители старались помещать максимум полезной информации. В первую очередь, это — название предприятия и его фирменные знаки, часто город. На английских перьях мелькает надпись “Бирмингем”. Город традиционно славился изделиями из металла. В нем в конце XIX в. 13 фирм выпускали ежегодно 200 млн. перьев. 

На немецких перьях мелькает петушок — фирменный знак “Браузе”, на российских — надписи “Русское общество “Рига”, “Грязев” (в угоду моде исконно русская фамилия оттиснута по-французски). 

Перьям часто присваивались имена — “Циклон”, “Нева", “Аргус”, “Комета”, “Атлант”. Особенно хорошо это просматривается на русских перьях. Был выпущен целый ряд с надписями, как бы указывающими на предназначение — “всеобщее”, “универсальное”, “банкирское", “конторское”, “биржевое”, “служебное перо”, “перо для училищ”, “московское школьное перо”. Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Например, надпись на английском пере: “перо для правительственных учреждений”. 

Следует сказать, что поскольку появилось много видов перьев, еще в прошлом веке делались попытки как-то их стандартизировать. Отдельным типам перьев были присвоены определенные номера, под которыми они в одинаковом виде выпускались в разных странах.  Остроумный народец — школяры, не довольствуясь сухими номерами, они часто присваивали отдельным перышкам свои “фирменные” названия. Например, перо № 23 за изящество формы ласково именовалось “шкилети- ком". 

Надо думать, стандартизация в прошлом не была все же слишком строгой , потому что многие перья так и не имеют номеров или на них оттиснуты разные буквы алфавита (возможно это “определяющие” внутрифирменные обозначения). 

Между прочим, цифры не всегда означали определенный тип пера. В собрании коллекционера В.Н. Вилька имеются целые наборы однотипных перьев с пишущими кончиками, заточенными но-разному — остро или тупо и с разными же цифрами на перьях, обозначающими толщину линии, выводимой пером на бумаге. 

Но производители не ограничиваются фирменными знаками, названиями и “типоразмерными” пометками. Выпускается множество перьев с изображением различных символов, крестов, гербов и т.д. Излюбленными сюжетами (они пришли из Франции, Англии и Чехословакии) становились: перо в виде руки человека, держащей перо; перо — перст указующий; перо — круглая рожица с надписями “луна” или “Мефистофель”. Русское перо с надписью “копье” действительно напоминало но форме древнее оружие, а кончиком “Эйфелевой башни”, естественно, французского производства, тоже можно писать. На одном из перьев изображены сердце, крест и якорь — что символически расшифровывается как “любовь, вера и надежда”. 

Для нас, пожалуй, наиболее интересными и познавательными в историческом плане являются памятные перья. В России, как и в других странах, пользовались популярностью перья с выдавленными на них портретами знаменитых людей, например, писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. Есть перья — “Петр Великий”, “Александр II”, Бисмарк”. “Иоанн Кронштадтский” и др. Вот перо “Патти”, на нем рядом с именем выдающейся итальянской певицы Аделины Патти, неоднократно выступавшей триумфально в России во второй половине XIX 

в., изображен соловей (Патти изумительно исполняла знаменитый романс Алябьева). Перья посвящались историческим событиям: “Перо Победы 1812 г.” (в память победы над Наполеоном); “1888. В память чудесного спасения у ст. Борки” (напо минание об “удачном” для царской семьи крушении поезда); перо “19 февраля 1861 

г.” с надписью по-французски “Освобождение” (так французская фирма откликнулась на манифест об освобождении от крепостничества крестьян Российской империи). 

Привлекали покупателей и цветом — коллекции пестрят желтыми, красноватыми, серыми и даже синими перьями. Конечно, покрытие пера слоем латуни, бронзы, меди, хрома, топселя или золота преследовало чисто утилитарную цель — предохранить его от ржавчины. На одном из английских перьев так и написано “антикоррозийное”. 

Разумеется, все это разнообразие — не только борьба за потребителя, но и желание удовлетворить вкусы и запросы покупателей. Вот еще один пример. Значительный процент людей — левши. Чтобы облегчить им в какой-то мере процесс писания , сделать его более удобным, фирмы разных стран выпускали перья с изгибом, причем некоторые были в форме изящной уточки. 

Некоторые перья имели не прямой пишущий “носик”, а слегка изогнутый — вправо или влево. Делалось это, видимо, в расчете на людей, несколько наклонявших перо в ту или иную сторону. Перо становилось удобным для привычной манеры письма. 

Пишущий конец пера, особенно в начале использования, пока он несколько не сточится, царапает бумагу. Против этого было найдено средство: кончик . вернее два его острия, несколько выгнули в сторону бумаги, образовав как бы полушарие. Теперь перо “пошло" по бумаге не обрубленными концами, а маленькой полусферой, процесс писания таким пером стал более “гладким”, бумага под ним не рвалась. Интересно отметить, что эти перья, как о том свидетельствуют надписи, долгое время назывались по-разному: перо с ложкообразным концом, шариковое перо, полусферическое перо. 

Представлены в коллекции В.Н. Вилька и перья специального назначения, например, плакатные. Есть перья как бы сдвоенные и строенные — для проведения одновременно двух или трех параллельных линий. Даже “пятерное” есть — скорее всего, с его помощью линовались листы бумаги для записи музыкальных нот. 

В России перьевое “дело” встало на ноги несколько позже чем в Европе. Упоминавшееся рижское “Русское общество” развернуло свою деятельность в 60-е г. прошлого века (кстати, примерно в то же время такие фирмы образовались и в США). Долгое же время в продаже в России были импортные перья. Английские фирмы, поставлявшие товар на русский рынок, на перьях наряду с русскими надписями писали и названия аглийских фирм. Создаваясь и смешанные предприятия. Коллекционерам известны перья с надписями “Англо -русская компания стальных перьев”. 

Перо в общем потоке технической революции — вещица мелкая и специально литературы о нем практически нет, да вряд ли уже будет, тем более, что перьевой “пик” уже давно прошел и производство перьев резко упало. 

У российских собирателей, по моим сведениям, нет и каталогов действовавших когда-то фирм, так что даже время изготовления того или иного пера узнать практически невозможно. Лишь у некоторых памятных перьев “день рождения” более или менее ясен. Например, перо с датой “1897” и словом “Согласие” на французском языке, с двумя руками в пожатии, производства “Русского общества’Рига”, можно предположить, выпущено в память договора Poccini с Францией. 

Многие перья в коллекции вообще не идентифицированы — не известны ни страна, ни фирма изготовления. Как сообщалось в печати, во Фракции, Англии, Бельгии существуют клубы коллекционеров стальных перьев. Может быть, налаженное в будущем сотрудничество с ними поможет нашим собирателям, и их коллекции заговорят “в полный голос”</span>Изображение


Вернуться в «Статьи»