Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Определение подлинности монет советского чекана.

Нумизмат
Первый из Первых
Сообщений: 64
Стаж: 12 лет 2 месяца
Репутация: 0
Имя: Имя
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 31 раз

#1

В различных областях коллекционирования подделки называют фальсификатами, в нумизматике же различают поддельную монету от фальшивой. И та, и другая — фальсификаты, но первая предназначена для обмана не искушённого нумизмата и, как правило, имитирует редкую, давно выбывшую из обращения или пробную монету, в то время как фальшивая предназначена для обмана при платежах и всегда имитирует монету, находящуюся в обращении. Здесь речь пойдет исключительно о поддельных монетах.

Нумизматическое коллекционирование существует уже свыше шестисот лет и ведет свое начало от Франческо Петрарки (1304—1374). Родившись в среде обеспеченных людей, не жалевших денег ради удовлетворения своего увлечения, нумизматика вызвала к жизни искусных фальсификаторов. Во многих музеях мира до сих пор хранятся некоторые неопознанные подделки знаменитых падуанцев: ученого Алессандро Бассиано и гравера Джованни Кавиню, «трудившихся» в XVI веке. В память о них была даже отчеканена ироническая медаль.

Изображение

Не менее известен немец Карл Беккер (1772—1830), изготовивший с гравером Цинделем свыше 360 пар штемпелей редких монет. Для подделок античных нонет они пользовались стертыми античными же монетами, так что анализ металла нисколько не способствовал их опознанию.

Грек Константин Христодулос отливал из бронзы штемпеля, моделями для которых служили подлинные монеты. Эти штемпеля ему приходилось подгравировывать, что в какой-то мере облегчало распознание подделки. До разоблачения (в 1914 г.) он изготовил свыше 650 пар монетных штемпелей.

В нашей стране подделкой коллекционных монет в начале нынешнего столетия занимались одесситы Л. Гойхман и Н. Рахумовский. Они печально прославились в Европе в связи с «тиарой скифского царя Сайтаферна», изготовленной Рахумовским по эскизам Гойхмана и проданной Лувру за огромную сумму.

Наряду с известными мастерами подвизались легионы фальсификаторов рангом пониже. Появление иллюстрированных каталогов подделок Беккера, Христодулоса и Чигои породило новую тему коллекционирования — «произведения знаменитых фальсификаторов».

С развитием нумизматического коллекционирования увеличивается спрос на редкие монеты, возрастает их стоимость. А поскольку просто не существует такого количества редких монет, которое могло бы удовлетворить всех «жаждущих», то всегда находятся фальсификаторы, берущие на себя заботу о поставке «редкостей».

Дело осложняется чисто психологическим фактором. Когда коллекционеру, и не только молодому по стажу, попадается какой-либо раритет, то желание пополнить им свою коллекцию превозмогает, порой, естественную осторожность.

Только не разпознав на практике истину, что опыт дается дорогой ценой (в буквальном смысле слова!), коллекционер начинает искать правильный подход к приобретению раритетов.

В чем же состоит этот правильный подход вообще, и, применительно к редким монетам советского чекана, в частности?

Во-первых, в усвоении правила: относиться к редким монетам с возможно большей осторожностью, памятуя, что на каждый подлинный экземпляр приходится множество подделок.

Во-вторых, в хладнокровном, тщательном ознакомлении с монетой с целью определить, нет ли в ней перечисленных ниже признаков, характерных для подделок.

В-третьих, в тщательной, скрупулезной проверке всех особенностей штемпеля, присущих данной монете.

К любому предложенному раритету всегда рекомендуется относиться, как к заведомой подделке. И первым делом предстоит выяснить: каким способом она изготовлена?

Существует неписаное правило: «знакомство с монетой начинай с гурта». Имеется в виду проверка, не столкнулись ли мы с так называемым «гальвано», т. е. с двумя половинками монеты, выполненными гальванопластическим путем, затем соединенными вместе и заполненными свинцом. Если это так, то под лупой можно заметить место стыка половинок по всей окружности гурта. «Гальвано» обычно медные, но они могут быть посеребрены или позолочены.

Если на гурте монеты обнаруживается след литника или же следы обработки каким-либо инструментом, то необходимо проверить, не имеем ли мы дело с подделкой, выполненной способом литья. В этом случае монетное поле представляет собою не идеально гладкую, как при чекане, а более или менее шероховатую поверхность. Иногда она заглажена, но шероховатость все же остается в промежутках между буквами, цифрами или иными мелкими деталями изображения. Основания букв или цифр (если смотреть в профиль) не образуют прямого угла, как при чекане, а плавно, как бы по кривой, переходят в поле монеты. Детали литых подделок иногда подправляются штихелем, и это не должно ускользнуть от внимания.

Попадаются подделки, довольно искусно гравированные от начала до конца — лицевая и оборотная стороны и гурт. Рассматривая поверхность поля такой монеты под небольшим углом, почти на уровне глаз, легко обнаружить его волнистость, неровность. Дело в том, что, в отличие от резчика штемпеля, который на ровной поверхности вырезает изображение, выбивает пунсоном буквы и цифры, оставляя будущее поле монеты нетронутым, резчик подделки, изготовляя позитив, гравирует как раз будущее поле, а также промежутки между буквами и цифрами, поэтому ему не удается сделать поверхность поля идеально ровной.

Чтобы убедиться в том, что исследуемый экземпляр чеканен на монетном дворе, а не самодельными штемпелями, можно рекомендовать детально сравнить его с подлинным экземпляром монеты или с хорошим фотоснимком. К сожалению, более простого способа не существует.

Само собой разумеется, что во всех случаях проверяется вес экземпляра, стиль изображения, форма букв и цифр, но, повторяем, для чеканенных экземпляров сличение с подлинником (фото) необходимо, причем сличать нужно все, вплоть до мельчайших деталей штемпеля.

Нам остается упомянуть о своеобразных способах подделки, при которых рядовая подлинная монета превращается в «редкость». Мы имеем в виду исправление» или наплавку новых цифр, букв или деталей изображения, соединение двух половин разных монет (лицевой стороны одной с оборотной стороной другой), вырезку кружочка, например, с гербом и вставку на это место кружочка с другим гербом, покрытие монеты другим металлом, и т. д.

В последние годы число коллекционеров монет советского чекана весьма заметно увеличилось, и, как можно было ожидать, стали чаще попадаться подделки.

Изложение методов их распознания мы начнем с подделок, выполненных способами, общими для всех номиналов и дат чеканки.

Увеличение размера монет. Нам попадались монеты, чаще всего полтинники 1961 г., диаметр которых примерно на 1,5—2 мм больше обычных. При этом не только сам монетный кружок, но и каждая деталь изображения соответственно больше обычной. Эти монеты выдавались за «пробные», «выполненные особым штемпелем» и т. п. При исследовании под сильной лупой обнаруживалась некоторая шероховатость поверхности и незначительная деформация окружности, совершенно не свойственные обычным монетам. Предположение, что эти монеты, заложенные между двумя свинцовыми пластинами, расплющены каким-то способом, при котором детали изображения равномерно увеличиваются, было подтверждено экспериментом.

«Подправка» гурта монеты. Здесь мы можем встретить накатку гуртовой насечки на обычные монеты, имеющие гладкий гурт; уничтожение гуртовой насечки или надписи и, наконец, частичное изменение надписи.

Накатка, наносимая на гурт, встречается, главным образом, на 3- и 5-копеечных медных монетах 1924 г. В искусно сделанной накатке трудно распознать подделку. Кружки подлинных монет получали накатку на специальных станках до того, как попадали на чеканочный пресс. Бронзовые же монеты этих номиналов получали гуртовую насечку в момент чеканки, в печатном кольце, имеющем насечку. Поэтому исследуемый экземпляр, имеющий на обеих сторонах заметные заусенцы от накатки, должен насторожить. Далее, 3- и 5-ти копеечные монеты 1924 г. по размеру, весу и гуртовой накатке не отличались от соответствующих дореволюционных монет. Наложив исследуемый экземпляр на соответствующую монету дореволюционной чеканки в хорошей сохранности, нужно сравнить шаг накатки (расстояние между двумя зубчиками или между двумя впадинками) по всей окружности гурта. Монеты с поддельной накаткой, помимо несовпадения шага, имеют чуть меньший диаметр по сравнению с дореволюционными.

Встречаются рубли 1961 г. с накаткой на гурте или с набитыми пунсоном гуртовыми надписями. Эти подделки выполнены настолько грубо, что их опознание не составляет труда.

Во многих коллекциях находятся монеты, не имеющие гуртовой насечки. Их ошибочно принимают за монеты с гладким гуртом. На самом деле это либо результат технологической неполадки, при которой монета чеканилась вне печатного кольца, либо фальсификат — гуртовая насечка опилена. В первом случае диаметр монеты чуть больше обычного, поскольку кружок, не будучи ограничен печатным кольцом, раздался при чеканке; иногда на ее гурте видна ложбинка. Во втором случае диаметр монеты чуть меньше обычного, под лупой чаще всего можно заметить следы обработки гурта.

Подлинная монета с гладким гуртом чеканена в печатном кольце, имеющем гладкую поверхность. На ее гурте нет следов опиливания или шлифовки. При рассматривании ее в профиль виден четырехугольник с четкими прямыми углами. Однако некоторые рубли 1961 г., несмотря на наличие гладкого гурта, имеют вовсе не четырехугольный профиль. Дело в том, что они были чеканены, скорее всего, на заводах, привлеченных в помощь монетному двору к изготовлению монеты перед реформой 1961 г. После высечки монетных кружков, гурты этих рублей подвергались грубой обработке. Они не представляют собою разновидностей, и нет смысла держать их в коллекции, если в ней имеется рубль с нормальным гуртом.

Частичное изменение гуртовой надписи фабрикуется на обычных полтинниках 1924 г. Две последние буквы этой надписи — «Т. Р.» обозначают инициалы начальника монетного передела лондонского монетного двора Томаса Роса. Опустив в букве «Т» две дужки от концов перекладинки к ее вертикальной гасте, фальсификаторы превращают ее в «Ф». Эта несложная операция, по их мнению, превращает обычный полтинник в «пробную монету большой редкости». К сожалению, позицию фальсификаторов укрепляют некоторые коллекционеры, выступающие в печати. Вот что пишет С. Гинзбург в статье «Немного о русских монетах»: «Случается, что две монеты абсолютно одинаковые, а гурт разный. Значит, это две разные монеты. Смело кладите обе в коллекцию. Ведь именно инициалы начальника монетного передела «Ф.Р.» на гурте, внешне ничем не отличающихся друг от друга полтинников, делают одну из этих монет большой редкостью»

Насколько прав цитируемый автор, читатель может убедиться, сравнив ли-цевые стороны этих полтинников (пробный полтинник справа) и их гуртовые надписи (пробный полтинник — нижняя надпись).

Изображение

Пробный полтинник, как видим, резко отличается от обычного: слова «один» крупнее, а «полтинник» — мельче, и под ними нет линейного знака; ободок палочный вместо точечного; земной шар меньше и выпуклее; восходящее солнце крупнее; вязка колосьев иная. Короче, все детали изображения вплоть до звездочки в гербе выглядят по-другому. Для гуртовой надписи пробного полтинника характерна стилизация под старославянский шрифт, полностью выписанные слова «золотника» (с латинской буквой «N») и «долей».

Совершенно очевидно, что ни С. Гинзбург, ни тем более фальсификаторы; никогда не видели в натуре пробного полтинника 1924 г.

Литье. С литыми подделками нам приходилось сталкиваться в двух случаях.

— Подделки под алюминиевые пробные 5-копеечные монеты 1953 г. Они сделаны из какого-то легкоплавкого сплава, очень похожего на алюминий по цвету.

При рассматривании под лупой на поверхности лицевой и оборотной сторон местами видны маленькие заплывы внутри букв и цифр. Гуртовая насечка местами выглядит совсем неплохо.

— Подделки под 10-копеечные монеты 1958 г. Они сделаны из свинца способом литья под давлением. Опознаются по литниковому шву на гурте я по темному цвету.

Чекан. В некоторых коллекциях имеются бронзовые 20-копеечные монеты 1923 г. с характерным признаком: точкой между буквами «П» и «Е» в слове «копеек», а также бронзовые 20-копеечные монеты 1925 г. с небрежно выполненными изображениями на лицевой стороне. Эти монеты следует считать фальшивыми, а не подделками, поскольку они попадаются иногда с сохранившимися следами серебрения. Это свидетельствует, что они предназначались не для коллекционеров, а для платежей. Мы не знаем ни одного случая чеканенной подделки советских монет.

«Подправка» цифр в дате чекана — наиболее распространенный способ превращения обычной монеты в «редкость». Фальсификаторов обычно прельщают те монеты, на которых достаточно изменить всего одну цифру. Вместе с тем подправка цифр в дате чекана представляет наиболее коварную подделку, так как для ее распознания нужен тренированный глаз специалиста, привыкший к сличению мелких деталей штемпелей. Недаром вопрос о подделках редких советских монет беспокоит не только коллекционеров, но и ученых-нумизматов. Вот, что пишет один из них: «Большой редкостью считается монета 1934 г. в 20 копеек. По-видимому, чеканка этим штемпелем не производилась; в последние годы какой-то «умелец» научился довольно удачно переделывать в четверку единицу на двугривенных 1931 г.». Можно согласиться с И. Г. Спасским, что единица на упомянутой монете удачно переделана в четверку, однако это нисколько не мешает опознать подделку.

Рассмотрим: деталь 20-копеечной монеты 1931 г., аналогичная деталь монеты того же номинала 1934 г. и совмещение (наложение друг на друга) этих деталей. Рассмотрим четыре даты чекана 20-копеечных монет этого типа. Каждая цифра каждой даты ориентирована по отношению к; лицу рабочего и к соседним цифрам, как и на самих монетах, с той лишь разницей, что все детали равномерно увеличены. Внимательно вглядываясь в обе иллюстрации, можно обнаружить следующие особенности:

— только в 1934 г. цифра «3» приспущена;

— только в 1933 и 1934 гг. цифра «1» находятся приблизительно на равном расстоянии от лица рабочего;

— только в 1931 г. цифра «3» находятся дальше от лица рабочего, чем тройки во всех остальных годах;

— девятки во всех четырех годах расположены на разном расстоянии от лица рабочего.

Сличение деталей штемпелей дает возможность не только опознать подделку, но и указать, монета какого года была для нее использована.

Фальсификаторы научились переделывать цифры не только на 20-копеечной монете 1934 г. Чаще встречаются подделки очень редкой 2-копеечной монеты 1927 г. В середине 30-х гг. один из старейших коллекционеров, теперь покойный Сергей Матвеевич Вигилев, перебрал в Лосиноостровском отделении Госбанка 19 800 2-копеечных монет, пока обнаружил одну чеканки 1927 г.

Присмотримся, как набиты буквы в слове «копейки» на бронзовых монетах 20-х гг. Начнем с буквы «К». В 1926 г. обе буквы совершенно одинаковы, в 1927 г. первая уже второй, в 1928 г. первая наклонена вправо, а в 1929 г. у обеих букв «К» отсечены концы верхней наклонной гасты. Буква «О» в 1926 г. ближе к букве «К», чем к букве «П», и чуть приподнята; в 1927 г. она расположена более симметрично, но слегка наклонена влево. При желании можно обнаружить и другие признаки, например наклоненные вправо буквы «П» и «Е» в 1928 г., наклоненную вправо цифру «2» в 1929 г. и т. д. Зная эти особенности чеканки, можно не только опознать подделку, но и установить, из монеты какого года она сделана.

Изображение

Необходимо оговорить немаловажное обстоятельство. Известна разновидность штемпеля оборотной стороны 2-копеечной монеты 1929 г., абсолютно ничем (кроме последней цифры даты) не отличающаяся от штемпеля 1927 г. Сама по себе эта разновидность не менее редка, чем монета 1927 г., и трудно ожидать, чтобы она послужила материалом для подделки.

Примечание автора сайта: в настоящее время эта разновидность 2 копеек 1929 года не считается особо редкой. Её цена на нумизматическом рынке составляет $10 – 25 в зависимости от состояния.

Серия редких 10-, 15- и 20-копеечных серебряных монет 1931 г. с типом оборотной стороны предшествующих лет изготовляется фальсификаторами из серебряных монет 1930 г. На иллюстрации в начале странички «Осторожно, - подделки!!!» показано сопоставление деталей 15-копеечных монет 1931 года и подделки, сделанной из монеты 1930 года.

Примерно такая же картина получается при совмещении 10 и 20-копеечных монет. Вряд ли нужно какое-либо пояснение.

На рисунке ниже показано совмещение деталей обычной медной копейки 1924 г. с соответствующей деталью относительно редкой медной копейки 1925 г.

Изображение

С особой осторожностью нужно отнестись к 2-копеечной медной монете 1925 г. Две разновидности 2-колеечной монеты 1924 г. отличаются от чрезвычайно редкой монеты 1925 г. (разумеется, кроме последней цифры в дате) очень мелкими деталями. В одном случае это всего лишь иное расположение узелков на стеблях колосьев, а в другом — отсутствие узелков на нижних стеблях. Подправка узелков, разумеется, не представляет трудности для фальсификатора.

Примечание: на самом деле, именно отличие узелков обычно позволяет легко распознать подделку. На счастье коллекционеров, фальсификаторы (пока!) не утруждают себя такими «мелочами». Я видел не менее трёх поддельных монет, опознанных таким способом.

— Самым надежным способом опознания подделки в данном случае могло бы быть фотографирование в инфракрасных лучах, но оно осуществимо лишь в специальной лаборатории. Поэтому обнаружить подгравировку или наплавку меди с последующей гравировкой цифры «5» можно только при помощи сильной лупы.



Авторы: Д.И. Мошнягин, Н.Я. Дашевский


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Нумизматика»