Повторюсь
Можно сделать вывод что мысль об увековечении тела Ленина возникла У ОЧЕНЬ УЗКОЙ группы лиц еще до смерти вождя, а общественности она была подана задним числом - как инициатива самой же общественности.
По решению Политбюро за здоровье Ленина, его лечение отвечал Сталин.Он отлично знал, что положение вождя безнадежно.
В конце октября — начале ноября 1923 года, стало ясно, что Ленин умрет, Сталин устроил встречу с участием Калинина, Бухарина, Троцкого, Каменева и Рыкова. Из членов Политбюро отсутствовали Зиновьев (он находился «на хозяйстве» в Петрограде) и Томский, тогдашний руководитель советских профсоюзов. Сталин сообщил присутствующим, что дни Ленина сочтены и что врачи бессильны.
Калинин, продолжая тему, добавил, что смерть вождя не должна застать партию врасплох и следует уже сейчас подумать о том, как организовать похороны. «Они должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал».
Сталин поддержал Калинина: «Чрезвычайно важно, чтобы все было приготовлено заранее и руководство не оказалось в растерянности перед лицом невосполнимой утраты. Вопрос о похоронах Ленина весьма беспокоит и некоторых наших товарищей из провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен. Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения пред усопшим. Оно может показаться даже оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний высший суд над теми, кто подлежал казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».
Троцкий был возмущен: «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего».
Бухарин также был исполнен негодования и согласился с Троцким. Он считал, что мумификация останков Ленина станет оскорблением его памяти: эта идея полностью расходится с мировоззрением Ленина и дальнейшему обсуждению не подлежит. Бухарин добавил: «Хотят возвеличить физический прах... Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит святости, особого значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!»
Возражал против бальзамирования и Каменев: по его мнению, «эта затея — не что иное, как самое настоящее поповство, сам Ленин осудил бы ее и отверг».
Протесты Троцкого, Бухарина и Каменева, однако, не произвели на Сталина ровно никакого впечатления; назвать имена «товарищей в провинции», которые якобы выдвинули идею бальзамирования, он отказался. Между тем Калинин, выходец из деревни, служивший как бы связующим звеном между партией и крестьянством, продолжал настаивать, что Ленина нельзя хоронить как простого смертного. Рыков склонялся на сторону Сталина и Калинина. Он не высказался прямо в пользу бальзамирования, но дал понять, что ритуал похорон Ленина должен отличаться от обычного…
22 января, доктор Абрикосов, производивший вскрытие, осуществил бальзамирование с целью сохранить тело в течение шести дней — до похорон. Профессор Абрикосов (непререкаемый авторитет в области анатомии) считал борьбу за сохранение тела бессмысленной, ибо на нем появилась пигментация и начался процесс высыхания тканей.Он говорил, что НАУКА НЕ ОБЛАДАЕТ методами сохранения тела человека на долгие сроки.
![Изображение](http://s11.postimg.org/dr35rpeen/MAImage7ee69b08_e12b_416a_8281_ccb7ae7eeda7_slid.jpg)
Абрикосов Алексей Иванович с орденом Ленина .....
И тут Дзержинский вмешивается в ход событий с предложением о подключении современной науки.
По свидетельству Бонч-Бруевича, на четвертый день было принято решение ВЦИК сделать новое бальзамирование, на сей раз уже на 40 дней. Такой срок ни у кого вопросов не вызвал — в традиции Русской православной церкви сороковины имели важное значение.
Как нельзя кстати подвернулись два профессора — В Воробьев и Б. Збарский со своей наиновейшей технологией бальзамирования, позволяющей сохранять как угодно долго любое мертвое тело в нетленном виде.
вот и они:
Воробьев преподавал в Харьковском университете. Летом 1923 года, находясь в командировке в Харькове, внезапно умер один из руководителей ЧК. Профессор забальзамировал ВИП-чекиста по своей методике, и тело, несмотря на жару, было доставлено в полной сохранности в Москву. Там его встретил предупрежденный Воробьевым коллега — Збарский, и далее уже он осуществлял несколько дней до похорон наблюдение за мумией. Всех поразило, что тело сохранилось, как живое.
Между тем новое бальзамирование производили уже Воробьев и Збарский. Сколько дней еще будет длиться прощание, ясных указаний не поступало. Из резолюции следовало, что похороны сочтено нужным временно отложить: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениям в ЦИК СССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успели прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, президиум ЦИК Союза постановляет:
1) Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения населения.
2) Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братской могилы борцов Октябрьской революции».
26 марта 1924 года начинается мумификация по методу, о котором в России догадывались лишь смутно, по аналогии с обрывочными знаниями о мумиях древнеегипетских фараонов.
На выбор повлияли, по-видимому, красочные журналистские репортажи о вскрытии гробницы Тутанхамона, которое случилось за пятнадцать месяцев до этого, - корреспонденты различных изданий живописали ее убранство и восхищались мастерством древних египтян, сумевших отправить своего фараона в путешествие сквозь века и тысячелетия.
Во временный дощатый мавзолей спускаются трое:
патологоанатом Владимир Воробьев,
биохимик Борис Збарский и
прозектор анатомического театра Шабадаш.
О содержании их работ над телом ничего не известно, однако основная техническая идея принадлежала Збарскому, а Воробьев и Шабадаш выполняли лишь анатомические манипуляции.
К 26 мая все было закончено, и делегаты XIII съезда партии посетили мавзолей.
Дмитрий Ульянов, брат Ленина, выбежал после посещения в состоянии крайнего аффекта и воскликнул:
«Я сейчас ничего не могу сказать, я сильно взволнован! Он лежит таким, каким я его видел тотчас после смерти!»
И это правда.
Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях прямо свидетельствует о негативной позиции Крупской. «Надежда Константиновна, — пишет он, — с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича». Свой протест Надежда Константиновна выражала в том, что ни разу не посетила Мавзолей и ни разу не присутствовала на его трибуне во время праздников. Она также ни в одной статье, книге или в воспоминаниях о Ленине ни словом не упомянула Мавзолей, словно его не существовало...