Просто так , для всеобщего развития кто знает , может на таких подвесках будем кайфовать старыми пердунами
Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того, что находится под колесами. Кто мог бы создать такую подвеску? Немцы? Японцы? Нет, ее создали американцы – причем не из Ford или GM, а из компании, которая вообще производит не автомобили, а аудиотехнику – Bose.
Американец индийского происхождения, он и сам нес в себе немало революционного: его отец в юности был на острие борьбы индийских революционеров с английскими колонизаторами. Амару повезло больше: он родился уже после переезда отца в США, но дух новаторства и стремление расширять границы возможного передались ему по наследству, воплотившись в его самореализации в технике.
Будучи страстным увлеченным меломаном, он посвятил себя акустике и аудиотехнике. Но как и любой разносторонне развитый человек, он не ограничил себя только ей: еще одним увлечением Амара были автомобили. Однако в отличие от большинства, которое привлекали мощность, скорость и дизайн, Боуз ценил в них другое: комфорт. Еще за шесть лет до основания собственной компании, которой суждено было стать в ряд лучших производителей топовой акустики, Амар приобрел Pontiac Bonneville с подвеской Ever-Level Air Ride, где вместо пружин были применены пневмобаллоны. Был ли он удовлетворен ей? Ответом может послужить то, что спустя 10 лет он сменил Pontiac на Citroen DS, чья гидропневматическая подвеска была настоящим произведением искусства. Но судя по тому, что произошло дальше, Боуз имел на этот счет свое мнение.
В 1980 году, уже будучи владельцем собственной компании, профессор в одиночку начал разработку совершенно нового типа автомобильной подвески, используя свой опыт и знания в совершенно несопоставимой на первый взгляд сфере аудиотехники. Но если приглядеться, можно увидеть кое-что общее: колебания, волны, передача энергии… Проецировав и масштабировав их от динамического излучателя на подвеску, Боуз создал конструкцию, которая предвосхитила появление систем шупомодавления – только в автомобильном понимании.
Технологическая магия
Подвеска, спроектированная профессором, буквально «подавляла» колебания, поступающие извне. Убедившись, что идея жизнеспособна, через три года после начала своих изысканий Боуз привлек к работе над ней отдельную команду, но тщательно засекретил разработку. Подразделение, занятое ей, получило имя «Project Sound», чтобы не распространять информацию не только вовне, но и внутри самой компании. Что же представляет собой изобретение Bose, и что в нем революционного?
Основой конструкции является линейный электромотор, питаемый усилителями и управляемый системой на основе микропроцессора. Электромотор выполняет функции амортизационной стойки: он «сжимается» и «разжимается», но делает это в разы быстрее обычного амортизатора с пружиной, изменяя свою длину за миллисекунды. Именно этот «лаг» у традиционной подвески не позволяет ей обеспечить абсолютный покой кузова: ее ходы и скорость отклика ограничены физикой, и в определенный момент сжатие или разжатие подвески не позволяет компенсировать размеры преодолеваемой неровности, передавая остаточные колебания дальше, на кузов. Линейные электромоторы с молниеносным откликом полностью решали эту проблему, прецизионно повторяя неровности поверхности и не передавая дальше абсолютно ничего. Диапазон перемещения электромоторов составлял 20 сантиметров – это и был предел полного комфорта, в пределах которого кузов оставался неподвижным.
И это было не единственным преимуществом электромоторов. Разумеется, столь сложная и мощная электронная система, несущая большую нагрузку в виде автомобиля, требовала соответствующего питания. Однако эта особенность во многом компенсировалась схемой работы моторов: они имели рекуперативную функцию, возвращая обратно на усилители часть затраченной энергии в циклах сжатия. По данным Bose, такая схема позволяла обеспечить потребляемую мощность на уровне втрое меньшем, чем у штатной системы кондиционирования автомобиля.
Но и это еще не все! Во-первых, конструкция подвески предусматривала гашение не только крупных, но и мельчайших неровностей, проявляющих себя на уровне вибраций. Для этого ступичные узлы имели собственные встроенные демпферы, подавляющие микроколебания. Ну а во-вторых, программный комплекс обеспечивал идеально стабильное положение кузова автомобиля не только на неровностях, но и при маневрировании, полностью исключая поперечную раскачку в поворотах и продольную при разгонах и торможениях. «Железную» же основу подвески составляли торсионы, которые, впрочем, выполняли фактически лишь несущую функцию для кузова, оставляя всю настоящую работу системе от Bose.
Работа над революционной подвеской продолжалась долгие 24 года: Боуз рассекретил свое детище только в 2004-м, представив его широкой публике, но так, впрочем, и не разрешив даже журналистам опробовать его в деле. Но и без этого презентация произвела ошеломляющий эффект: это была настоящая технологическая магия, все отзывы и рассказы о которой сводились к главному – тому, что «кузов невероятным образом оставался абсолютно неподвижным, пока колеса отрабатывали все неровности». Тестовыми прототипами стали два седана Lexus LS 400, один из которых был оставлен в заводском исполнении, а другой оснащен комплексом от Bose. И этот комплекс, управляемый тогда, в 2004-м, 750-мегагерцовым Pentium-III, работающим на четверть своей производительности, был настоящей квинтэссенцией сути автомобильной подвески.
К слову, будучи управляемой программно, подвеска от Bose позволяла вносить изменения в алгоритмы ее работы и создавать алгоритмы различных режимов движения. В Bose, к примеру, отказались от того, к чему в наши дни пришел Mercedes-Benz со своей подвеской Magic Body Control — наклона кузова автомобиля в поворотах, хотя подобные алгоритмы были разработаны и протестированы. Испытания, проведенные к тому моменту, показали, что подобное «мотоциклетное» поведение было слишком непривычным и неожиданным для пассажиров, а некоторые водители в скоростных поворотах, напротив, переоценивали возможности автомобиля, провоцируя опасные ситуации.
Один из журналистов, побывавших на презентации подвески Bose, так описал свои первые впечатления от этой технологии.
СНАЧАЛА НАС ПРИВЕЛИ АНГАР, ГДЕ ДВА АВТОМОБИЛЯ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ БОК О БОК НА ВИБРОСТЕНДАХ С ЧЕТЫРЬМЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ОПОРАМИ, ПО ОДНОЙ НА КОЛЕСО. КАЖДАЯ ИЗ ОПОР МОГЛА ПОДНИМАТЬСЯ И ОПУСКАТЬСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДИАПАЗОНАХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И СКОРОСТИ, ИМИТИРУЯ НЕРОВНОСТИ ДОРОГИ. НО, НЕ УДОВЛЕТВОРИВШИСЬ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПРОГРАММНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИМИТАЦИИ ДОРОГИ, В BOSE РАЗРАБОТАЛИ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ. ПРОЕХАВ КРУГ ПО НАСТОЯЩЕЙ ДОРОГЕ, ИЗОБИЛУЮЩЕЙ КОЧКАМИ, ВЫБОИНАМИ И ЯМАМИ, ИНЖЕНЕРЫ ПРОГРАММНО ПЕРЕНЕСЛИ ЕЕ НА СТЕНДЫ. КРОМЕ ТОГО, ОНИ РАЗРАБОТАЛИ ДЛЯ МАШИНЫ, ОБОРУДОВАННОЙ ПОДВЕСКОЙ BOSE, РЕЖИМ, ИМИТИРУЮЩИЙ ЗАВОДСКУЮ ПОДВЕСКУ, С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ МЕЖДУ НИМ И ФИРМЕННЫМ РЕЖИМОМ BOSE ПО НАЖАТИЮ КНОПКИ.
ДВОЕ ИЗ НАС СЕЛИ В МАШИНЫ, И ИНЖЕНЕРЫ ЗАПУСТИЛИ ВИБРОСТЕНДЫ. СНАЧАЛА АВТОМОБИЛЬ С ПОДВЕСКОЙ BOSE БЫЛ ПЕРЕВЕДЕН В РЕЖИМ ЗАВОДСКОЙ ПОДВЕСКИ, И МЫ ОЩУЩАЛИ КОЛЕБАНИЯ, ХОТЬ И НЕСИЛЬНЫЕ, И РАСКАЧКУ МАШИНЫ МОЖНО БЫЛО НАБЛЮДАТЬ В ЗЕРКАЛА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ СНАРУЖИ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ. ДРУГОЙ LS 400, БЕЗ ПОДВЕСКИ BOSE, КОЛЕБАЛСЯ АБСОЛЮТНО ТАК ЖЕ – МЫ «ДВИГАЛИСЬ» ПО ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ДОРОГЕ. ЗАТЕМ ИНЖЕНЕР НАЖАТИЕМ КНОПКИ ПЕРЕВЕЛ ПОДВЕСКУ BOSE В ЕЕ НОРМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ – РАЗНИЦА БЫЛА ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ. В ЗЕРКАЛА СНАРУЖИ БЫЛО ХОРОШО ВИДНО, ЧТО КОЛЕСА ПРОДОЛЖАЮТ ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ ВВЕРХ И ВНИЗ В ТАКТ КОЛЕСАМ СТАНДАРТНОГО АВТОМОБИЛЯ РЯДОМ С НАМИ, НО КУЗОВ ОСТАВАЛСЯ НАСТОЛЬКО НЕПОДВИЖНЫМ, ЧТО В САЛОНЕ МОЖНО БЫЛО ПИТЬ КОФЕ, НЕ ПРОЛИВ НИ КАПЛИ.
Остальную часть презентации, тщательно составленной специалистами Bose, можно и нужно видеть своими глазами. Автомобиль преодолевает неровности, входит в повороты, разгоняется и тормозит – и все это без малейшего колебания кузова. Финальным аккордом в этом шоу был трюк, в котором автомобиль с подвеской Bose легко и плавно перепрыгивает деревянную планку, имитирующую препятствие, а затем «кланяется» вместе с водителем, вышедшим из машины. Эта часть, конечно была просто демонстрацией возможностей: инженеры не планировали подобную опцию в серийной реализации. Но впечатление на зрителей этот прыжок производил исправно, начиная с 2004 года – ведь подобные презентации в Bose проводили не только для журналистов, но и для потенциальных партнеров, которые могли бы заинтересоваться их технологией.
Слишком смело для рынка
Но вот как раз с потенциальными партнерами ситуация складывалась не так ярко, как с разработкой и практической реализацией. Разумеется, главными целевыми потребителями своей технологии в Bose видели крупных производителей люксовых автомобилей – как спортивных, так и представительских. Ferrari, Jaguar, Mercedes, Honda и другие были заинтересованы в том, чтобы применять новую подвеску в своих автомобилях. Каждый, кто испытывал лично изобретение Bose, неизменно говорил, что это лучшая подвеска, которую он когда-либо видел. Но когда дело доходило до цифр, все с миной сожаления закрывали свои папки и отправлялись домой, чтобы «обдумать» предложение, которое не решился принять никто.
У МЕНЯ НЕТ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ МОЖЕТ СТАТЬ УСПЕШНОЙ НА РЫНКЕ. НО ДЛЯ ЭТОГО ТРЕБУЕТСЯ КОМПАНИЯ, КОТОРАЯ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ЧЕМ-ТО БОЛЬШИМ, ЧЕМ ДИЗАЙН И ЛОШАДИНЫЕ СИЛЫ.
Помимо усложняющей автомобиль электрической обвязки на момент разработки стоимость некоторых компонентов была весьма высока, усложняя серийное производство и удорожая конечный продукт. К примеру, помимо микропроцессора «узким местом» были мощные неодимовые магниты, материал для производства которых был дорог. Но это было не главной проблемой: профессор Боуз был совершенно прав, предсказав, что в будущем стоимость этих компонентов снизится до приемлемой.
Понять, что такое неподрессоренная масса, несложно: это масса, не поддерживаемая «рессорами» — ну или другими несущими элементами подвески. То есть, все, что несет на себе подвеска – это подрессоренная масса: в нее…
Но вот избавить систему от двух других недостатков оказалось не так легко, и первым из них стала масса конструкции. Целевой показатель увеличения веса автомобиля, по расчетам инженеров, составлял 90 килограммов – именно столько, почти центнер, должна была прибавить подвеска автомобиля с системой Bose по сравнению с обычной. Конечно, здесь рост неподрессоренной массы не оказывал никакого негативного влияния на плавность хода и устойчивость автомобиля – напротив, эти показатели вырастали до небывалых высот. Но вот ухудшение динамики и повышение расхода топлива исключить из уравнения не удавалось никак – а на фоне ужесточающихся уже тогда экологических норм и требований к снижению расхода топлива это было довольно важно. Ну а еще внедрение подвески от стороннего производителя без обширных испытаний, в том числе ресурсных, ни один автобренд, разумеется, позволить себе не мог. Интеграция системы Bose означала довольно серьезные инвестиции, которые в случае успеха оборачивались уникальным конкурентным преимуществом, но в случае неудачи не могли окупиться никоим образом.
Время шло, а уникальная технология так и оставалась в статусе «перспективной, но сложной в реализации». Эксперты сулили ей рыночный успех то в новом флагманском Cadillac, то в Audi A8, а некоторые даже полагали, что смелые французы увидят в ней будущее, сменив свой Hydractive на принципиально новую и более эффективную схему. Однако и по сей день ни одного соглашения с автопроизводителями заключено не было. Наработки Bose нашли свое серийное воплощение в другом продукте – сиденьях с системой амортизации Bose Ride, адресованных профессиональным водителям грузовых автомобилей. Но вот подвеска дальше «обкаточных» Lexus LS 400 не пошла…
От революции к эволюции
В 2013 году умер отец идеи электромагнитной подвески, профессор Амар Боуз, который больше всех верил в успех своего детища. Но успех к нему так и не пришел, и в конце 2017 года в Bose объявили о продаже своих наработок молодой компании ClearMotion. Но продажа не обозначила возрождения технологии под новым именем: текущий курс ClearMorion предполагает разработку подвески, сохраняющей классическую конструкцию с упругими элементами в виде пружин и амортизаторов. Упор в ней сделан на электрогидравлический модуль Activalve с электронным управлением, который является внешним элементом амортизатора и позволяет ускорить отклик гидравлической системы на дефекты дорожного полотна: амортизатор с ним сжимается и разжимается быстрее.
Дальнейшее развитие системы предполагает сбор и анализ данных о рельефе дорожного полотна, их глобальное аккумулирование в облачных хранилищах и дальнейшее использование для «предугадывания» поведения подвески. Звучит революционно – но революционно по-современному, с привкусом стартапов, краудфандинга и Кремниевой долины. Да и конструкция получается куда сложнее, чем то, что предложил почти 30 лет назад профессор Амар Боуз.
Электро-подвеска Вose suspension
Авто-мото-вело-авиа и прочая техника для поездок на коп, экстрим, отдых и тд.
3 сообщения
• Страница 1 из 1
Человек
ИВС
3 сообщения
• Страница 1 из 1
Перейти
- Оценка и Идентификация
- ↳ Оценка и Идентификация. Общий раздел.
- ↳ Нумизматика
- ↳ Металлопластика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Перстни, печати, пломбы
- ↳ Бонистика
- ↳ Военная археология
- ↳ Посуда, Самовары
- ↳ Антикварная мебель, часы и пр.
- ↳ Элементы снаряжения, аксессуары, конина
- ↳ Запчасти Авто-Мото-Авиатехники и пр.
- Поиск
- ↳ Новости
- ↳ Осторожно, ОАН
- ↳ Клады и находки
- ↳ Юридический раздел
- ↳ Раздел для новичков
- ↳ Кладоискатели в регионах РФ
- ↳ Техническая сторона поиска
- ↳ Снаряжение, аксессуары
- ↳ Поисковая техника
- ↳ Приборы фирмы Minelab
- ↳ Приборы фирмы Garrett
- ↳ Приборы фирмы Fisher
- ↳ Приборы фирмы White's
- ↳ Приборы фирмы АКА
- ↳ Приборы фирмы Bounty Hunter
- ↳ Приборы фирмы Tesoro
- ↳ Приборы фирмы XP
- ↳ Другое поисковое оборудование и аксессуары
- ↳ Металлоискатель своими руками
- ↳ Специальный поиск
- ↳ Пляжный поиск
- ↳ Чердачный/подвальный поиск
- ↳ Прочее ...
- ↳ Подводный поиск
- ↳ Специфический поиск
- ↳ Поиск окаменелостей (Палеонтологией)
- ↳ Поиск полезных ископаемых (Минералогия)
- ↳ Поиск метеоритов
- ↳ Итоги выездов и находки
- ↳ Видео с копа
- ↳ Реставрация артефактов
- ↳ Оформление находок
- ↳ Поиск компаньонов на выезд ,встречи, мероприятия и т.д.
- ↳ Слеты/Встречи Юг Клад
- ↳ Беседка
- ↳ Мои раритеты или жемчужина коллекци
- Торговые ряды
- ↳ Аукцион Юг Клад
- ↳ Архив Аукциона Юг Клад
- ↳ Закрытые аукционы
- ↳ Аукцион - Предложите цену
- ↳ Монеты России до 1917 года
- ↳ Монеты СССР и России
- ↳ Иностранные, антика и прочие монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика, филобутонистика и металлопластика
- ↳ Все остальное
- ↳ Архив - Предложите цену
- ↳ Покупка или Обмен
- ↳ Архивы
- ↳ Продам
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- ↳ Монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика
- ↳ Пряжки, пуговицы, кокарды
- ↳ Металлопластика
- ↳ Предметы быта
- ↳ Военная тематика
- ↳ Предметы коллекционирования
- ↳ Пломбы и печати
- ↳ Поисковая техника, оборудование
- ↳ Амуниция
- ↳ Справочная литература, альбомы и пр.
- ↳ Копии
- ↳ Подарки
- ↳ Архив
- ↳ Услуги
- ↳ Продавцы и покупатели
- ↳ Мои покупки
- Ретро Техника
- ↳ Ретро Авто-Мото-Вело-Броне-Авиатехника. Общий раздел
- ↳ Определение и оценка деталей и механизмов
- ↳ Реставрационная мастерская
- ↳ Покупка-Продажа-Обмен
- ↳ Библиотека реставратора и коллекционера
- ↳ Обсуждение/вопросы раздела ретро техники
- ↳ Обсуждение новодельных деталей
- ↳ Масштабные модели авто-мото-вело-бронетехника
- ↳ Номерные знаки
- Клуб коллекционеров старинного стекла
- ↳ Идентификация и оценка стекла
- ↳ Классификатор тары и упаковки
- ↳ Водочные бутылки и настойки
- ↳ Коньячные бутылки и бренди
- ↳ Ликерные бутылки и бальзамы
- ↳ Винные бутылки
- ↳ Пивные бутылки
- ↳ Бутылки для минералки и содовой
- ↳ Церковные флаконы
- ↳ Молочные бутылки
- ↳ Парфюмерия и косметика
- ↳ Чернила и тушь
- ↳ Тара для чая,меда и кондитерки
- ↳ Уксус и эссенции
- ↳ Пищевые масла
- ↳ Тара для консервации, соусы, сиропы
- ↳ Баночки для горчицы
- ↳ Тара для специй
- ↳ Техническая и химическая тара
- ↳ Фигурные бутылки
- ↳ Аптечная посуда
- ↳ Графины и сифоны
- ↳ Стаканы, рюмки, стопки.
- ↳ Керосиновые лампы
- ↳ Сосуды с секретами
- ↳ Стеклянные оттиски-печати-клейма
- ↳ Пивные кружки
- ↳ Этикетки
- ↳ Пробки
- ↳ Разное
- ↳ Полезная информация
- ↳ Стекольные заводы/ фабрики
- ↳ Фарфоровые заводы/ фабрики
- ↳ Старая реклама
- ↳ Каталоги и справочники
- ↳ Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет
- ↳ Полезная инфа
- Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Прицепное оборудование
- ↳ Общий раздел
- Юг Краевед
- ↳ Музеи России и мира
- ↳ Общий краеведческий раздел
- ↳ Краснодарский край
- ↳ Ростовская область
- ↳ Волгоградская область
- ↳ Ставропольский край
- ↳ Астраханская область
- ↳ Северо-Кавказский округ
- Генеалогический форум
- Охота и Рыбалка
- Путешествия и Туризм
- Грибной сезон или Тихая охота
- Авто Клуб 4х4
- Форум о выживании
- Военно-историческая реконструкция
- Наши хобби
- Карты и навигация
- ↳ Карты России до 1917 года
- ↳ Губернии Российской Империи
- ↳ Карты Юга России
- ↳ Карты Северо-Кавказского округа
- ↳ Карты России после 1917 года
- ↳ Планы Генерального межевания
- ↳ Карты Иностранных земель
- ↳ Ищу/Предлагаю
- ↳ Прочее
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Полезные ссылки
- ↳ Навигация
- ↳ Софт и оборудование
- ↳ Космоснимки
- ↳ GPS Garmin
- ↳ Карты для Ozi
- Библиотека
- ↳ Литература для скачивания
- ↳ Археология
- ↳ Дактилофилия
- ↳ Геральдика и генеалогия
- ↳ Метрические книги
- ↳ Кампанофилия
- ↳ Каталоги, рекламные буклеты и прейскуранты Российской Империи
- ↳ Металлопластика
- ↳ Нумизматика
- ↳ Программы
- ↳ Оружие, гильзы, патроны
- ↳ Путеводители
- ↳ Реставрация
- ↳ Фалеристика
- ↳ Филобутонистика
- ↳ Справочники, книги, руководства по ретро-автомобилям
- ↳ Статьи
- ↳ Археология
- ↳ Полезная литература
- ↳ История
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Нумизматика
- ↳ Записки Положительно Странного Человека.
- ↳ История России
- ↳ Скифы, сарматы, хазары
- ↳ Варяги, викинги, норманы
- ↳ Византия
- ↳ Орда и ханства
- ↳ Древняя Русь и средневековье
- ↳ Казаки
- ↳ Исторя и культура Донского края
- "Поисковое Движение России"
- ↳ ВИЦ "Поиск"
- ↳ Работа поисковых отрядов России
- ↳ Найти человека
- ↳ Без вести пропавшие солдаты иностранных армий... Missing soldiers of foreign armies
- ↳ Война как она есть ...
- ↳ Фотоархив
- ↳ Литература
- ↳ Статьи
- ↳ Мемориалы и памятники
- ↳ Волонтёрское движение по сохранению памятников истории
- Монеты
- ↳ Чешуя
- ↳ Монеты Золотой Орды, Крымского ханства, Куфические дирхемы
- ↳ Античные монет
- ↳ Средневековые денежные слитки
- ↳ Западноевропейские средневековые монеты
- ↳ Россия до 1917 года
- ↳ Коллекционные монеты
- ↳ Серебряные, золотые и платиновые монеты
- ↳ Медные монеты
- ↳ Монеты РСФСР,СССР, России после 1917 года
- ↳ Разновидности монет РСФСР-СССР-России
- ↳ Монеты РСФСР-СССР до 1961 года
- ↳ Монеты СССР-России после 1961
- ↳ Монеты современной России с 1997 года
- ↳ Оценка
- ↳ Разновидности погодовки
- ↳ Разновидности юбилейки
- ↳ Бракованные монеты, подделки, рукоблудие
- ↳ Иностранные монеты
- ↳ Фуфло
- ↳ Коллекционирование монет(Хранение, фотографирование, сканирование и т.д.)
- ↳ Реставрация и консервация монет
- ↳ Новости
- Антиквариат и коллекционирование
- ↳ Жетоны
- ↳ Банкноты
- ↳ Фалеристика
- ↳ Милитария
- ↳ Часы
- ↳ Антиквариат
- ↳ Филокартия
- ↳ Филателия
- ↳ Другое коллекционирование
- ↳ Металлопластика
- ↳ ПМВ, Гражданка, ВОВ
- ↳ Мебель
- ↳ Бытовая утварь
- southklad.ru
- ↳ Форум Юг Клад
- ↳ Новости и работа проекта
- ↳ Как пользоваться форумом (FAQ)
- ↳ Наши друзья
- ↳ Призы от форума
- ↳ Лучший отчет об Активном отдыхе
- ↳ База данных цен
- Разное
- ↳ Флуд
- ↳ Разбор полетов
- ↳ Творческая тема или Сделай Сам
- ↳ Касса взаимопомощи
- ↳ Потерянные (украденные вещи)
- ↳ Фотография
- ↳ Старинные фотографии
- ↳ Видео
- ↳ Фильмы
- ↳ Кулинария
- ↳ Юмор
- ↳ Знаете ли Вы , что ...
- ↳ Спорт
- ↳ Игры
- ↳ Поздравления
- ↳ Помним... скорбим...