Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Re: Истории,доклады,рассказы,споры о кладах

Послушник
Мастер
Мастер
Сообщений: 2635
Стаж: 11 лет 7 месяцев
Репутация: 91
Имя: Николай.
Благодарил (а): 3170 раз
Поблагодарили: 2040 раз

#1

В памяти народной много чего сохранилось. Но если отталкиваться от челобитной 21 казака, просивших землю для поселения на р. Донец, в 1671 Г, среди которых был и Даниил Красный, сподвижник Разина, которому удалось избежать участи предводителя, то можно предположить , что клад спрятан в районе х. Верхне Красный ! ( предположительно именно Даниилом основан хутор). Или в районе Атаманского озера, что по сути одно и то же, там разница в пару км. Озеро который год "утюжат" поисковики. Увы , безуспешно. Ну так на то она и тайна. Иначе бы ее вышибли еще у братки Разина.
Кроме как работать, я ничего не умею делать.


Аватара пользователя
МАШКА
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2481
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 112
Имя: Марина
Местонахождение: Новочеркасск-Каменск
Благодарил (а): 2840 раз
Поблагодарили: 3295 раз

#2

КЛАДЫ СТЕНЬКИ РАЗИНА
Клад, спрятанный в землю, не просто монеты и драгоценности. Как только клад зарыли -- над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы. Поэтому обычно "богатства" кладутся под зарок, т. е. его владелец, перед тем как спрятать сокровища, произносит или пишет на бумаге некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей.
Зарок содержит информацию о том, кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Когда у спрятанных сокровищ кончается срок зарока, а они еще не нашли хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания.

Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, прячут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут сами себе хозяина и сами даются ему в руки. Существуют и такие клады, овладеть которыми невозможно совсем...

Первый, персидский, поход казацкого атамана Стеньки Разина начался весной 1667 года. Тогда он с полутора тысячами донской голытьбы отправился в дальние края, на Каспий, с главной целью: "пуститься за зипунами", то есть награбить побольше добра и с богатыми трофеями вернуться на Дон. "Ой вы, ребятушки, вы, братцы, голь несчастная, вы поедемте, ребята, в сине море гулять, корабли с товарами на море разбивать, а купцов да богатеев в синем море потоплять". Так в народной песне обращался Разин к своим товарищам.

На легких судах-стругах разинцы спустились вниз по Волге. Лихой клич казаков: "Мы веслом махнем -- караван собьем" -- оправдался у Царицына, где они взяли на абордаж торговые суда, груженные разными товарами. А когда огромный отряд Разина достиг Персии, здесь его ждали и вовсе сказочные богатства.

Удалая дружина опустошала дворцы шаха и склады персидских купцов, "обирала до нитки" дома местных богачей. Были даже взяты чистокровные скакуны из конюшен персидского шаха.

Завалив доверху дорогими товарами и драгоценностями свои суда, казаки направились к родным берегам. Весть о необычайно богатой добыче и храбрости донцов неслась впереди них. Один иностранец, видевший разинцев в Астрахани, писал: "Казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и дорогие одежды, затканные золотом".

Другой вспоминал, что когда Разин "ходил по улицам, то бросал в народ золотые и другие награбленные им монеты, и оттого народ встречал его приветливыми криками". Астраханскому наместнику Разин щедро пожаловал баснословной цены соболью шубу, а воеводе -- "кучу бесценных вещей, в особенности жемчугов, прекрасных конских сбруй, усыпанных янтарем и бирюзой, а также большое количество золота и серебра".

На Дон разинцы возвратились со славой и богатством. Но долго здесь атаман не задержался и снова со своим огромным войском двинулся к Волге. Взяли Царицын и Астрахань. Немало добра забрали у бояр, купцов и в богатых дворянских имениях.
Конечно, Разин не мог не думать о будущем, о том, как, например, обеспечить дальнейшее существование своей "ватаге". А потому награбленным золотом и драгоценностями набивал секретные пещеры и потайные ходы...
Как известно, восстание было подавлено в 1671 году. Степан Разин и его брат Фрол были взяты в плен и под усиленной охраной доставлены в Москву. Их жестоко пытали в застенках по приказу Тайных дел: били плетьми, поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, стараясь в первую очередь выведать, где спрятана казна восставших, золото и серебро. Считалось, что одного помещичьего добра схоронил Разин в своих тайниках на 10 миллионов рублей золотом. Однако ни на дыбе, ни под клещами тайны своей атаман так и не выдал. Разина казнили на Красной площади четвертованием.

В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета "Северный Меркурий". В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина.

Хебдон писал: "По всему миру уже разнеслась весть о том, как мятежник Степан Разин год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство, совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве.
Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили с братом в плен.
В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку -- семи футов вышиной. Там Разин стоял так, что все люди -- а их собралось более ста тысяч -- могли его видеть.

На повозке была сооружена виселица, под которой стоял, пока его везли к месту казни. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, из них текла кровь.
Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Фрол казался очень оробевшим, так что главарь мятежников его подбадривал: "Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца". Этот Разин, как было видно, совсем не боялся смерти.

Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.

Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.
И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное действо. После того, как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: "Слово и дело государево!" И сказал, что знает тайну кладов Разина. Казнь была отсрочена.

По свидетельству очевидца -- иностранца Конрада Штуртцфлейша -- уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: "Молчи, собака!" Это были последние слова Разина.

Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля. О всех показаниях немедленно докладывали царю Алексею Михайловичу, который проявил большой интерес к кладам Степана.

Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: "Слово и дело государево" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги...
И так..7 легендарных кладов Стеньки Разина

1.Великий грешник
По преданию самый большой клад зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала не пускал, а потому разрешил со словами: «Оставайся, коли не боишься?» Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю». По легенде дал старик-Стенька бурлаку грамотку с четкими инструкциями, сколько, чего и как взять из клада. Перво-наперво часть клада раздать нищим и в церкви. Затем взять заговоренное ружье из клада, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!» В ту же минуту кончатся мучения атамана, и упокоиться его душа с миром. Да вот только беда – не тот человек встретился. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому человеку, клад от того в землю и ушел.

2.Под охраной нечисти
Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском узде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль как есть, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился – при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро стенькино стерегла.
Это знаменитый Царев курган близ устья реки Сок, притока Волги -- огромный высокий холм. Он поднимается на высоту 100 метров. В нем есть таинственные подземные ходы.
Русский путешественник И.И. Лепехин, посетивший этот курган в 1768 году, писал: "Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду, служила защитою и убежищем". В Саратовской губернии была и так называемая Стенькина пещера на реке Увековке. Нашли там монеты и вещи татарского обихода.

3.Бугор Стеньки Разина
Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый «Бугор Стеньки Разина». Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра – кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось.

4.Дурманная гора
В десяти-двенадцати километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе «Стенькина тюрьма» или «Дурман». Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман горе, пытались найти даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать клад решили на Пасху. Недолгие поиски места увенчались успехом. Помолились да начали рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника, вооруженные дубинами. Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.

5.Кладоискатель Ящеров
Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей. В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю. В отверстие размером в колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут, и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери. Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делам Ящурова помешали – на этот раз русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

6.Не теряя надежды
Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Близ царицынской церкви Святой Троицы в Волгограде земля ушла на 4 метра. На дне провала нашли захоронения. Сторожилы припомнили, что, якобы, когда-то на этом месте был сооружен тайный подземный ход, который вел из города к самой Волге, куда приплывали груженые добром «расписные Стеньки Разина челны». Поиски клада не увенчались успехом – при попытках пройтись по подземному ходу, земля начинала обваливаться. Желающих отдать свою жизнь за стенькины сокровища не нашлось!

7.Рассказ фронтовика
Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1 ранга Бессонова. По его словам, в результате налета фашистских бомбардировщиков, осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника не увенчались успехом. Вскоре началось наступление, и стало как-то совсем не до клада. Кстати, Разин любил прятать драгоценности в «порченых» пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места.

.......
В 1989 году неожиданно обнаружилось новое свидетельство. Редакция газеты "Комсомольская правда" получила от своего читателя из Витебской области письмо. Этот читатель (подписался "М.К.") сообщал, что в 1942 году стал обладателем важных документов, принадлежавших немецкому офицеру. В них говорится о сокровищах Золотой Орды, некогда закопанных за Волгой, и указаны точные места. "В тех же бумагах я обнаружил, -- писал М.К., -- место нахождения на одном из островов Дона сокровища Степана Разина".

Какой же вывод? Думается, один: никто еще серьезно кладов Разина не искал. И хотя рассказов о них много, ни один до сих пор так и не найден. Историки тоже не отрицают фактов существования "кладов разбойника Разина". Восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, поэтому вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?

В памяти народной до наших дней сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги. Туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры.
Стоя на палубе теплохода, можно слышать: "Тут Стенька станом стоял, здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут теперь это место -- Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен". Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина.Еще говорят, что на Дону или на Волге есть Настина гора -- курган, где похоронил Степан свою возлюбленную и закопал там же сокровища несметные.
..надо искать... :-)
Изображение
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Археология»