Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Статья Древнерусская металлопластика

Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#1

[center]Древнерусская металлопластика[/center][/color]
Меднолитная пластика - кресты, иконы и складни - это крупное национальное явление русской художественной культуры.
В Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтому кресты представляют собой самый массовый и одновременно самый древний тип изделий меднолитной продукции. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные указатели христианского крещения». Крестом крестили, благословляли, напутствовали, с его помощью исцеляли, с крестом и нательными образками хоронили. Наиболее почитаемые кресты и иконки, часто с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству и являлись семейными реликвиями.
Известны медные кресты, по преданию принадлежавшие русским святым преп. Авраамию Ростовскому, преп. Евфимию Суздальскому, преп. Сергию Радонежскому и другим великим подвижникам. Позднее эти кресты являлись образцами для подражания и многократно воспроизводились, им предавалось значение национальной святыни.
Действительно, опорой земли русской были святые, глубоко почитаемые народом. Подтверждением этому служат многочисленные меднолитные иконы и складни, к которым обращались с горестями и радостями со словами молитвы русские люди на обширных просторах от Белого моря до окраин Сибири.
В XIX веке одним из первых назначение медных икон и крестов указал известный филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев. Он отметил, что оригиналы, с которых снимали копии русские иконописцы, были небольших размеров, и это позволяло переносить их по необъятным просторам России, привозить их из дальних стран. Особенно ценились металлические складни, заменявшие целые иконостасы и святцы.
«Это были святыни, - писал Буслаев, - самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в употреблении в простом народе, особенно у раскольников».
Совершенно особое отношение к меднолитейным иконам и складням было у старообрядцев, почитавших их как прошедших «очищение» огнем, т.е. «не руками творенных».
Как чудотворный известен русский двухстворчатый крест-энколпион с изображением Богоматери Купятицкой.
Предание связывает крест с местечком Купятицы (Минская обл.). На месте явления этого креста в 1182 году был поставлен деревянный храм, сожженный при нашествии монголо-татар. Но медный образ уцелел, прославился многими чудесами и в 1656 году был перенесен в Софийский собор Киева.
Памятники медного художественного литья составляют наиболее многочисленную группу предметов церковного обихода, которые появились на Руси со времени принятия христианства. Первоначально такого рода произведения христианского искусства ввозились из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки в Херсоне, Киеве и других городах Южной Руси.
Греческие образы копировали, а в дальнейшем и перерабатывали в зависимости от вкусов и потребностей местного населения, однако, привозная продукция не могла удовлетворить спрос на предметы личного благочестия, предназначенные в первую очередь для домашнего употребления. Поэтому в киевской Руси уже в начале XII века налаживается их серийное производство. Материал, из которого выполнялись эти изделия, не только накладывал отпечаток на художественные особенности этих предметов , характер изображений, но и сам по себе обладал глубоким символическим смыслом. Широкое употребление меди для литья крестов-энколпионов, тельников, икон, змеевиков и складней не было случайным. Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как по библейскому преданию пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
В отличие от городов Юго-Восточной Руси, Новгород, не испытавший тяжести монгольского разорения сохранил преемственность своей техники. Найденные на территории Новгорода домонгольские кресты-энколпионы, кресты-тельники, иконки привески и другие изделия свидетельствуют о том, что основное число памятников этого периода в точности воспроизводит киевские образцы, либо перерабатывает их в более упрощенном виде.
К XIV веку в Новгороде происходит становление местной школы медного литья. На раннем этапе развития меднолитейного дела мастера ориентировались на древние памятники византийского круга, в особенности на миниатюры, клейма чеканных серебряных окладов и каменные рельефы, а также на образцы новгородской мелкой пластики. Это приводило прежде всего к развитию пластического начала в литье, укрупненности деталей и изображений в небольших образках.
Со временем упрощается композиция, сокращаются и иконографические изводы, в которых остаются лишь главные персонажи. Простота, лаконичность и образность становятся основными чертами новгородского искусства медного литья в этот период.
«Новгородские меднолитные изделия XV начала XVI века обладают характерными технико-технологическими и стилистическими особенностями. Например, основным материалом для их отливок является красная медь либо медный состав красновато-коричневого цвета с большим содержанием меди».
Кроме того, форма изделий чаще всего напоминает квадрат или прямоугольник с шириной, превышающей высоту. Встречаются также предметы с полукруглым завершением.
Приемы литья упрощаются - в основном изготовляются односторонние четырехугольные иконки с неподвижным оглавием, пластины отливок становятся тоньше (1,5-2 мм). Кроме того, в изделиях используется техника ажурного литья со сквозным фоном, характерная для новгородской металлической пластики XIV века.
В XVI-XVII вв. первенство в литье медных образов переходит к Москве и средней Руси , однако уровень литья резко падает. Вещи становятся «зело неискусными», отливки - ремесленными поделками.
Древнерусские традиции литейного дела находились на грани исчезновения, и в 1722 году вышел указ Петра I «о воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». Однако, несмотря на запрет, медные кресты, складни и иконы, столь почитаемые в народной среде, продолжали отливать.
В начале XVIII века вновь наступает расцвет меднолитейного дела, связанный со старообрядческими мастерскими в Поморье. Для старообрядцев важно было не копирование конкретного образца, а поиск свидетельств, подтверждающих правоту их мысли и ее творческое воплощение, и как следствие этого - новизна Выговских изделии, несмотря на использование традиционных сюжетов и традиционно изображаемых святых. Их главные изделия - кресты, складни - в своей основе традиционны и по форме, и по содержанию, но их сюжетная сторона настолько тщательно проработана и композиционно выстроена, что «традиционность» не замечается, а изделие, великолепно отлитое, воспринимается как нечто новое в меднолитной пластике.


ИзображениеКрестик нательный. XI-XII в.

ИзображениеКрест энколпион. Конец XV нач. XVI в.


ИзображениеКрест наперсный. XVI в.

ИзображениеИконка нательная. Никита бесогон XVI в.

ИзображениеСкладень. Святитель Никола Можайский. XVII–XVIII в.

ИзображениеКрест киотный. XIX в.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.


Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#2

Из истории креста
Православный (русский) крест
Приняв крещение от Византии, светские и церковные власти Киевской Руси заботились о том, чтобы насытить духовный обиход новообращенных христиан, священным инвентарем новой религии. Согласно Ипатьевской летописи, уже Владимир Святославович вывез из Корсуни такую драгоценность, как мощи св. Климента, епископа Римского. В дальнейшем христианские святыни потекли из Византии на Русь широким потоком. Новые реликвии оказались более содержательными по своему смыслу и больше давали работы воображению, чем идолы и обереги прежних времен. Они были лучше исполнены, что значительно усиливало их эмоциональное воздействие. Популярность новых символов достигалась тем легче, чем успешнее они сочетались со старыми. Раскопки дают нам большое количество икон, на одной стороне которых имеется образ того или иного христианского святого, а на другой – явно языческое изображение, например, олицетворяющее болезнь. Как правило, такие иконки носились на шее и представляли собой христианско-языческий оберег от нечистой силы и других напастей. Вскоре эта форма амулета была вытеснена получившим всеобщее распространение нательным крестом.
Считается, что символ креста обладает особой магической силой, охраняющей человека от зла и греха. Его изображение обычно носили на груди, миряне – под одеждой (нательный крест), а священнослужители - поверх одежды (наперсный крест).
Наперсные кресты в православии бывают следующих видов:
а) даваемые при крещении (крестильные), металлические или деревянные;
б) крест "энколпион", полый внутри и имеющий на внешней стороне изображение монограммы имени Иисуса Христа; в нем обычно хранят священные реликвии, в) епископский крест, изготавливаемый из металла или финифти без пустоты внутри; с 1794 г. протоиереи и священники носят на груди серебряный или позолоченный крест с распятием;

Нательный крест обычно носится на теле, под одеждой и никогда не выставляется наружу, потому он и называется нательным (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо специально тщательно прятать, но все же нарочно выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.
Одним из обычаев связанных с нательным крестом, является "крестование" - побратимство, устанавливаемое через обмен крестами. После такого обмена мужчины становятся крестовыми братьями, а женщины крестовыми сестрами.
В православии установлен специальный праздник, посвященный кресту - Крестопоклонная неделя, которая приходится на третье воскресенье Великого поста. Это особый праздник Креста, когда на утренней службе он выносится на середину храма и возлагается на аналое для поклонения. В этом отношении интересна содержащаяся в Ипатьевской летописи характеристика исключительной магической силы креста: "…крестом бывают побеждены силы бесовские, крест князьям в битвах помогает, на поле брани, крестом охраняемы, верующие люди побеждают врагов-супостатов, крест же быстро избавляет от напастей тех, кто взывает к нему с верою. Ничего не боятся бесы, только креста".
Вернемся же к Русскому или Православному кресту, называемому также иногда "Восточным" или "Крестом св. Лазаря". Это восьмиконечный крест, который является символом православной церкви в восточном средиземноморье, на востоке Европы и в России. Над средней, длинной перекладиной этого креста находится прямая короткая перекладина, представляющая табличку - "титулус", на которой по приказу Пилата было написано имя и обозначена вина распятого: "Иисус Назорей – Царь Иудейский". Ибо формально Он был осужден и казнен за самозванство, т.е. за то, что якобы называл себя иудейский царем. К средней длинной перекладине были прибиты его руки, а нижняя короткая косая перекладина представляла собой подставку для ног. Рис1
Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в жизни человека, где восьмой – это жизнь будущего века, Царствие Небесное, почему один из концов такого креста указывает вверх, в небо.

Изображение
Православное распятие.
Здесь мы видим образ, скорее не казнимого человека, а вознесенного на Кресте Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Спасителя, это распятие, в то же время очень точно соответствует смыслу слов Иисуса: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, а сам Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой своей смерти.
.................................................................................................................................................

ИзображениеВосьмиконечный (православный) крест – самый распространенный в России. Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором был распят Иисус. Над средней длинной перекладиной находится прямая короткая, а под средней – короткая косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний – на юг.
Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: "Иисус Назорей Царь Иудейский", а нижняя – подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь будущего века, Царство Небесное, поэтому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведение из области тьмы в область света небесного. Вот это движение… и обозначает собою косая перекладина Креста. Вертикальная же линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу.
...........................................................................................................................................................................

ИзображениеКрест шестиконечный с наклоненной нижней перекладиной – один из древнейших русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 г. преподобной Евфросинией, княжной Полоцкой был шестиконечным.
Крест четырехконечный "каплевидный" - издавна был одним из самых любимых и распространенных у христиан крестов. Каплеобразные окончания в полудужьях четырех концов каплевидного креста символизируют кровь, которой окропил Спаситель крестное древо, придав кресту Его силу.
......................................................................................................................................................................

Изображение Крест "Трилистник" - это крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков. Эта форма чаще других используется для изготовления напрестольных крестов.
......................................................................................................................................................................................................


ИзображениеКрест схимнический "Голгофа". Этот восьмиконечный крест, установлен на ступенчатом возвышении, под которым помещен череп праотца человечества Адама, по преданию похороненного на Голгофе, где был распят Христос. Изображение креста дополнено атрибутами казни – терновым венцом, копьем и тростью с губкой. Три ступени возвышения символизируют путь Христа на Голгофу и обозначают три главные христианские добродетели: веру, надежду и любовь. "Схимническим" этот крест называется потому, что 8 изображений именно такого креста (три на парамане и пять на куколе) вышивали на своих облачениях схимники. Этот же крест изображается и на погребальном саване православных, знаменуя верность обетам, данным при крещении. Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к лобному месту. Христа казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу - возвышенность на северо-западе от Иерусалима (ныне она находится в самом городе). Название Голгофа (означающее череп) дано этому месту, вероятно, из-за сходства формы возвышенности его с формой черепа или потому, что на ней находили черепа казненных преступников. По преданию христианской церкви здесь же погребен Адам; вышло, что крест Голгофы с распятым Христом покоился на черепе и костях праотца человечества. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена, из орудия убийства крест стал символом самопожертвования из-за любви ко всему человечеству. В целом крест Голгофы это символ восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа.
......................................................................................................................................................................................


ИзображениеКрест "просфорный". По форме напоминает мальтийский, по сторонам украшен греческими буквами "IC. XC. NIKA", что означает – "Иисус Христос – победитель". Именно это изображение печатается по древней традиции на просфорах.
......................................................................................................................................................................................................

ИзображениеКрест "терновый венец". Имеет форму восьмиконечного креста, вторая перекладина которого в центре обведена кругом с остриями, символизирующим терновый венец.
.........................................................................................................................................................................................................

ИзображениеКрест греческий. Четырехконечный крест, образованный пересечением двух равных отрезков. Равенство вертикальной и горизонтальной линий указывает на гармонию небесного и земного миров. Греческий крест был традиционен для Византии и появился в то же время, когда в римской церкви появился крест "латинский", у которого вертикальная балка длиннее горизонтальной. Греческий крест считается древнейшим русским крестом. По церковному преданию святой князь Владимир вывез из Корсуня, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Поэтому его называют еще "Корсунским". Такой крест высечен на гробнице князя Ярослава Мудрого в Киевском Софийском Соборе.
.....................................................................................................................................................................................................

ИзображениеКрест “криновидный”
Белые полевые лилии называются по-славянски “крины сельные”.
Такие крестики известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси.
............................................................................................................................................................................................................

ИзображениеКрест четырехконечный "каплевидный" - издавна был одним из самых любимых и распространенных у христиан крестов. Каплеобразные окончания в полудужьях четырех концов каплевидного креста символизируют кровь, которой окропил Спаситель крестное древо, придав кресту Его силу.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#3

[center]Великомученик Никита, побивающий беса.[/center][/color]
Никита Готский
По происхождению Никита был гот (готф), родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе с готским епископом Вульфилой участвовал в распространении христианства среди своих соплеменников. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Воевал в войсках готского вождя Фритигерна против Атанариха во время межплеменного конфликта.
После победы Фритигерна вера Христова стала успешнее распространяться среди готов (готфов). Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готскую азбуку и перевел на готский язык много священных книг.
Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. В последствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.

В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный святому Никите, прозванному в народе «бесогоном».
Бытование сюжета «Великомученик Никита, побивающий беса» насчитывает более 600 лет. Каменный рельеф на западной стене Дмитровского собора во Владимире (1197г.) - старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.).
Период наибольшего распространения - 2-я пол. ХIV-1-я пол. XVI вв.

Новозаветный апокриф: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. В нем содержится рассказ о Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.
События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергал пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам «кумирским». Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол в ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам «кумирским». Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть «Божьего посланника» испытанию. Что Никита и сделал: «и...простре руку свою, и наступи на шею его.- и снем оковы, яже бяху на ноге его., и бьюще дьявола оковами». Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.
Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, не признаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях».

Изображение
Кресты с изображением сюжета "Великомученик Никита, побивающий беса"




Изображение Крест нательный
Медный сплав, литье
Датировка XV – начало XVI в.
Крест двухсторонний четырехконечный с прямоугольными лопастями
Лицевая сторона -Великомученик Никита, побивающий беса.
В верхней оконечности буквы "НКI", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Нательные иконки с изображением сюжета "Великомученик Никита, побивающий беса"

Изображение Иконка арочной формы "Великомученик Никита, побивающий беса"
Медный сплав, литье.
Конец XV – начало XVI в.

ИзображениеИконка нательная "Великомученик Никита, побивающий беса"
Медный сплав, литье.
Конец XVI в.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#4

[center]Энколпионы[/center][/color]
Энколпион (енколпион; др.-греч. egkolpion нанедренник, наперсник, панагир, панагия) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.

Древнерусские кресты-энколпионы — яркий и значительный пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления на Руси христианства, определившего ее культурное развитие и самосознание. Это и важная часть истории древнерусского ремесла — искусства художественной обработки металла, которое послужило основой для формирования русской средневековой металлопластики.

Название «крест-энколпион»1 уже более ста лет используют в научной литературе в отношении византийских и древнерусских нагрудных полых двустворчатых крестов-реликвариев, иногда с расширительным значением — включая и монолитные кресты с двусторонними изображениями, отлитыми наподобие энколпионов, иногда наоборот — применяя его только к определенной группе энколпионов. В российской литературе последних десятилетий оно утвердилось в своем основном значении — для всех византийских и органично с ними связанных древнерусских крестов-складней домонгольского периода. Двустворчатые кресты, сформировавшиеся позже, начиная с XIV в., принято называть крестами-мощевиками.

Массовое производство и широкое бытование крестов-энколпионов в средневековом обществе домонгольской Руси— явление исключительное в мировой историко-культурной практике, сопоставимое по масштабам и разнообразию лишь с культовым литьем сиро-палестинского круга, лежащим в основе этой традиции. Зародившаяся, вероятно, у истоков культа Честного Креста, практика изготовления меднолитых крестов-реликвариев для паломников получила развитие во многих регионах восточно-христианского мира. В Малой Азии, по-видимому параллельно, если не ранее, создавались кресты-мощевики при монастырях и мартириях святых. На Балканах и Дунае новообращенные христиане на основе восточно-средиземноморских образцов, иконографические типы которых сложились еще в доиконоборческие времена (VI— VII вв.), вырабатывали местные, зачастую упрощенные варианты крестов-реликвариев. Восстановление этой традиции связывается с возрождением деятельности в X—XII вв. мелькитских культурных центров. И только в Древней Руси складывается новое самостоятельное направление в развитии этого ярчайшего пласта культового литья.

Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являясь предметами личного благочестия, прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию, заложенную уже в самой символике креста. Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью. Вера в их чудотворную силу связана с культом святых мощей, развитым в христианской церкви, корни которого глубоко уходят в раннехристианскую эпоху.

Надписи о вложенных реликвиях на серийных меднолитых крестах-энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им, очевидно, служили лицевые изображения на наружной стороне створок, как правило, подписные. Относительно энколпио-нов с изображениями святых Бориса и Глеба это не вызывает сомнений, поскольку появление этих энколпионов увязывается с обретением мощей первых русских святых и их канонизацией. При отсутствии своих святынь на начальном этапе христианизации Древней Руси только борисоглебские энколпионы и могли быть крестами-мощевиками в буквальном смысле слова. Гораздо сложнее установить, какие реликвии содержались в других крестах-складнях, имеющих принципиально иной состав лицевых изображений, по-своему раскрывающих их сакральную сущность.
На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово, прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви. Эти лицевые изображения можно рассматривать и как образное изложение основ христианского вероучения, и, одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии. В Византии энколпионами называли носимые на груди предметы различной формы (медальон, крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой, служившие их владельцам фалактериями (оберегами). Примеры употребления этого названия византийскими авторами XI—XII вв. гичной композицией, но выполненные из драгоценных материалов и в сложной технике, иногда с надписями, сообщающими о вложенных в них реликвиях, предназначались для частиц Крестного древа Христа — главной святыни христианской церкви Об этом, в частности, свидетельствует их устройство— характерный для ставротек вложенный внутрь дополнительный крест с крестообразным углублением для частиц Истинного древа Креста. Среди древнерусских меднолитых энколпионов также встречаются экземпляры с крестообразными ячейками в средокрестье внутренней стороны створки, выделяемыми чаще всего рельефным бортиком.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#5

[center]НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ[/center][/color]
Наперсный крест - енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.
Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов.

В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.

В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.

Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии . В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Федора Лубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.


ИзображениеПавловский наперсный крест
В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена "с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть - Императора] даваемы или дозволяемы будут." Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись "пресвитеру, дающему образ верным словом и житием", вензель императора Павла I и дата: "Установлено 1797, декабря 18." На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения "павловский крест" приобрел название: "_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый," хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года - Синодом.
Академический крест Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Изображение
Наградные кресты XIX в. Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.
......................
Николаевский крест В 1896 году святым императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император "Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест" установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: "образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковно-славянском языке.
Изображение
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Изображение
Наперсные кресты конца XVII в.

Изображение

Изображение

Изображение
Поздние средневековые наперсные кресты. XV–XVI вв


Изображение

Изображение
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#6

[center]Название, размер, вес, цена изделий литых крестов и икон, количество[/center][/b]
.
Нательные кресты
Каждый сорт крестов имел название креста мужской и женский.
1 сорт. Самые малые назывались младенческие. Мужской крест имел в длину 25 мм, в ширину 7 мм, вес 2 гр. Цена 1 коп. 1 шт. Женский в длину 25 мм, в ширину 8 мм.
2 сорт. Назывались детские. Мужской крест имел в длину 36 мм, в ширину 17 мм, вес - 4 гр. Цена 1? коп. 1 шт. Женский крест детский имел в длину 36 мм, в ширину 18 мм, вес - 4 гр. Цена 1? коп.
3 сорт. Средние. Мужской длина 41 мм, ширина 19 мм, вес - 6 гр. Цена 2? коп. Женский длина 43 мм, ширина 25 мм, вес 6 гр. Цена 2? коп. 1 шт.
4 сорт. Крупные. Мужской крест имел в длину 47 мм, в ширину 24 мм, вес 8 гр. Цена 3? коп. 1 шт. Женский имел в длину 48 мм, ширину 26 мм, вес 8 гр. Цена 3? коп. 1 шт.
5 сорт. Самые крупные назывались Казацкие, мужской имел размер в длину 52 мм, ширину 48 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт. Женский имел длину 53 мм, ширину 50 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт.
6 сорт. Цареградские. По размеру и весу и цене одинаковы, как крупные и казацкие, только фасона и композиции другой.
-
Иконы
(обычно были размером от 2 до 9 вершков)
1. Иконы литые самые малые назывались полувершковые, размер имели в длину 30 мм, ширину 28 мм, вес Цена - 25 коп.
2. Вершковые иконы в длину около 60 мм, ширину 50 мм. Цена от 40 до 50 коп. за штуку (их называли иконы-листоушки).
3. Двухвершковые - размер в длину около 120 мм, ширину 100 мм. Цена от 80 коп. до 1 руб. за 1 шт.
4. Трехвершковые - размер около в длину 180 мм, ширину 140 мм. Цена за штуку - от 1 руб. 30 коп до 1 руб. 50 коп.
.
Иконы складни
состоят из 4-х половинок, которые складывались посредством шарниров с изображением религиозных праздников. Размер в длину около 180 мм, ширину 50 мм. Цена 8 руб. за складни. Были складни и менее размером.
Складни, состоящие из 3-х пластин, называемые Деисус, с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Разных размеров от 2-х вершковых до 3-х вершковых. Цена от 3 руб. малые и большие до 8 руб. за складни.
Отливались также наугольники с изображением евангелистов, а также в центре евангелия средник с изображением религиозного праздника воскресения или распятия с мироносицами. Размер угольника ширина 75 мм, длина 90 мм
Средник имел размер в длину 130 мм, в ширину 120 мм. Цена за комплект 4 угольника и один средник - 6 руб.
.
Кресты распятия
Они отливались от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб.
Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смотря по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.
Надо добавить, что икон и распятий вырабатывалось меньше, чем нательных крестов. Количество нательных крестов вырабатывалось в весе в один месяц примерно 6-7 пудов.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Ответить

Вернуться в «Археология»