Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Казахские аулы . Быт казахов .

Обсуждение тем касающихся кладоискательства, коллекционирования и т.д ...флуд ниже ...!!!
Аватара пользователя
шаман
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 164
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

Вовка это рядом с казахским кладбищем,недалеко от переезда.Я туда наведывался когда ещё снег был,а так на трассе авто оставлял и там 300 метров пройти.Находок там немного было,если поднял там монет 30 максимум,Н1,Н2 и всё.А так вроде смотрится богатым поселением.,дворы большие и загоны для скота большие,и ямок копаных немного было.Так что чутьё тебя не подвело..Ты там машинисту хоть говори когда фотать будешь чтобы он скорость сбавлял.,или останавливался вообще.Пошёл походил с МД и дальше поехали..
Последний раз редактировалось шаман 08 фев 2014, 17:42:57, всего редактировалось 1 раз.


Вовка54регион
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3680
Стаж: 10 лет 4 месяца
Имя: Владимир
Местонахождение: г. Карасук .
Поблагодарили: 27 раз

Сообщение

<div>Вовка это рядом с казахским кладбищем,недалеко от переезда.Я туда наведывался когда ещё снег был,а так на трассе авто оставлял и там 300 метров пройти.Находок там немного было,если поднял там монет 30 максимум,Н1,Н2 и всё.А так вроде смотрится богатым поселением.,дворы большие и загоны для скота большие,и ямок копаных немного было.Так что чутьё тебя не подвело..
</div>

Ага , я уже  "другими глазами" теперь смотрю... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_wink.gif[/img] 

А что за название то было , не в курсе ? 
Аватара пользователя
шаман
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 164
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

Про название аула как то не заморачивался узнать.Я здесь в радиусе 50 км знаю каждый куст,а аулы где стояли и подавно.Я ведь круглый год на охоту езжу,летом на машине или урале(если грязь ),а зимой на снегоходе,так что ни один аул от меня не уйдёт.Сейчас правда нашёл пару деревень распаханых в настоящее время но как там будет с находками покажет весна.Знаю что там почти месяц стояло колчаковское войско когда из Омска отступали и двигались на Чарыш.
Вовка54регион
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3680
Стаж: 10 лет 4 месяца
Имя: Владимир
Местонахождение: г. Карасук .
Поблагодарили: 27 раз

Сообщение

КРАТКИЙ ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КАЗАХСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  НАЗВАНИЙ И РУССКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 

Петропавловск, 2002

http://www.nklibrary.freenet.kz/elib/collect/statyii/yavor/nauch/krat_slovar.htm

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">Краткий топонимический словарь составлен старшим преподавателем кафедры географии и экологии Северо-Казахстанского государственного университета Яворской В.Н.

Технический редактор: Мокроусова Е.В, Яворская В.Н. 

Краткий топонимический словарь казахских географических названий и русских географических терминов. Петропавловск: СКГУ, 2002. - 27 с.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">Примечание: собрано из нескольких источников, некоторые толкования противоречат друг другу.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;"> 

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">АБЛАКЕТКА - приток Иртыша, в честь хана Аблая. 

АГЫН - течение, поток. 

АГЫНСУ - стремительная, бурная. 

АДЖИ - горький. 

АИРТАУ - двухвершинная гора В Северо-Казахстанской области так называется район. 

АЙДАР - чубатый, айдарлы - с чубом. Возвышенность с грудой камней на вершине. 

АЙДЫШСУЛЬ - большое открытое озеро. 

АЙТАУ - лунные горы, второе название - Чу-Илийские (на границе Жамбылской и Алмати-ской областей). 

АКАН - водный поток. р.Акан - приток Ишима. 

АК-КУМ - белые пески, сыпучие пески. 

АКМОЛА - белая могила. Старое название Астаны (столица Республики Казахстан). 

АКПЕТ - белолицая. Эту гору первой освещает солнце. Высшая точка Баян-Аульских гор. 

АКСОРАН - белая сопка. Ак - белый, соран - солончак. Высшая точка Казахского мелкосопочника в горах Кызылрай - 1565м. 

АКСУ - белая чистая вода, вода, которая, бежит от снежных вершин. 

АКСУАТ - белый водопой, многоводный. 

АК-ТЕНИЗ - белое море, так называют оз. Балхаш. 

АКТЮБИНСК - от ак-тюбе, белый холм. Областной центр. 

АЛАКОЛЬ - пёстрое озеро. На границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. 

АЛАП / АЛАПА - займище, открытая обширная впадина. 

АЛАТАУ - пестрые, пегие горы. Горы со снежным покровом и пятнами древесной растительности. Второе название Тянь-Шанcких гор. 

АЛГА - вперед. Город в Актю-бинской области. 

АЛМА-АРАСАН - яблоневый источник. 

АЛМА-АТА - Алма - яблоко. ата - отец, отец яблок. 

АЛМАЛЫК - древнее поселение на р. Или (Узбекистан), резиденция чагатайских ханов 13-14 в. - местность изобиловала яблоневыми садами. 

АЛТАЙ / АЛТЫН - золотые горы (на юго-востоке Казахстана). 

АЛТЫНСУ - золотая река, левый приток р. Пуры. 

АЛТЫН-ЭМЕЛЬ - золотое седло - горы Джунгарского Алатау. 

АМАНКОЛЬ - озеро в Актю-оинскои ооласти уцелевшее озеро, озеро расположенное в стороне от обжитых мест. 

АНАР - гранат. 

АНГАР - Ангара - расщелина. зияющая щель, долина реки. 

АРАЛ - остров. Аральское море - море островов. 

АРГАНАТЫ - горные сопки в Тарбагатае, метеоритный кратер - аргар. 

АРЖАН - минеральная вода. 

АРКА - стена, удлиненная возвышенность, вытящтая в виде хребта. Сары-Арка o желтая возвышенность, второе название Казахского мелкосопочника. 

АРКАЛЫК - небольшой хребет с эродированным гребнем. Так называется город в Карагандинской области. 

APT - перевал. 

АРХАР - гора архаров, кратер архаров. 

АРЫК - оросительный канал. 

АРЫКБАЛЫК - чистая вода, Кокчетавская область, Кзыл-Ординская область. 

АРЫС / АРЫСЬ - племенное деление, от которого отделяются десятки племенных групп, так называется река, впадающая в р. Сыр-Дарью в Южно-Казахстанской области. 

АРЫСТАНДЫ хребет Кар-тау, от казахского - место, где водятся львы. 

АСА - река в Джамбульской области - перепиливающая хребет. 

АСКАР - высокая, недоступная гора. 

АСУ / АШУ - горный перевал. 

АТАЛЫК - урочище и остров Аральском море - дед, отец. 

ATБАСАР - город в Акмолинской области, ат - лошадь, басар - топтать. Город возник на скотопрогонном тракте. 

АУЗКОЛЬ - озеро в Уральской области - ауыз - рот, выход, первое озеро в цепи озер. 

АЩИ БУЛАК - горький родник.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">БАБЬЕ ЛЕТО - временный возврат осенью теплой и сухой погоды в лесостепной и степной зонах. 

БАДАМ - река, впадающая в Арысь, миндаль, бузина. 

БАЗАР - сборное место - река в Семипалатинской области. 

БАЗАРТОБЕ в Кызыл-Ординской области - холм, где проходили сходки и увеселения. 

БАИР - холмистый увал. 

БАЙГОРА - юго-восток. 

БАЙКОНУР мужское имя. Байконыр - богатый. 

БАЙРАК / БУЕРАК балка, овраг, заросший растительностью. Байрачные леса по склонам балок. 

БАКАНАС - река, короткая река, извилистая река, сухой лог, древнее русло. Приток Или. 

БАКИР - медь. 

БАКЫРТУ - медные горы. Казахский мелкоcопочник. 

БАЛАКОЛЬ - верхнее озеро. 

БАЛАКТАУ - предгорье, прилавок. На таких прилавках расположен Алматы. 

БАЛАНДИ возвышенность. Баланды-киик - возвышенность, где водятся козы. 

БАЛКА - форма нормальной эрозии на равнинах. В днище балки водный поток. 

БАЛКАН / БАЛКАНТАУ - от баяакана - горная страна. Тюркское "Балканы". 

БАЛХАШ - озеро на юге Казахстана. Кочковатое, болотистое место, топь, кочки на болоте. 

БАЛЫКШИ - рыбный. 

БАНКА - мель на море. 

БАНТУЗ - небольшая меандра, излучины у крупного берега реки. 

БАР - поперечная коса на дне устья реки, образована наносами, которые образуются при соприкосновении текучих и стоячих вод. 

БАРАНИЙ ЛОБ - скала овальной формы, которая встречается в областях древнего обледенения. 

БАРСАКЕЛЬМЕС - пойдешь - не вернешься. Остров в Аральском море. 

БАРСУКИ - пески. Большие барсуки на берегу Арала. БОРСЫК - вспученные, бугристые пески. 

БАРТОГАЙ - ущелье, зажатое горами на реке Чилик. 

БАРХАН - материковая дюна, песчаный нанос серповидной формы, образован ветром. 

БАРШИН / БАРШИНО - беркут. 

БАСКУДУК - главный колодец. 

БАСТАУ / БАШТАУ - верховье, ручей, являющиеся истоком реки. 

БАСТУЗ - самосадочное верхнее озеро. 

БАТКАК - ил на дне соленых озер, соленая грязь. 

БАТПАК - топь, грязь, болотистое место. 

БАТХЫЗ - плоскогорье, земля. 

БАХЧА - поле, занятое арбузами, дынями, тыквами. Уменьшительное от бачсадик. 

БАШ / БАС - голова. Так называются горные вершины. 

БАЯН - женское имя. богатый. Горы Баянаул - национальный парк. 

БАЯНЖУРЕК - джейляу в предгорьях Джунгарскрго Алатау. Место летовок красавицы. 

БАЯНСЛУ - горы, объединённые в форме сердца в одну гору. Три ущелья сходятся - сердце Баян. 

БЕКТАУАТА - высокая гора в Сары-арке, гранитный монолит, порос можжевельником. Здесь сходятся караванные пути. У подножия горы - грот, родник, прозрачная вода. Гора видна с побережья Балхаша. Высокая, святая гора. 

БЕКТОБЕ - высокий холм. 

БЕЛОК / БЕЛКИ снеговая гора, которая и летом сохраняет снег. 

БЕЛУХА - высшая точка Алтайских гор (4506м). 

БЕЛЬ - широкий перевал в горах, удобный проход. 

БЕЛЬТАГ - одиночные песчаные барханы. 

БЕРЕСЫ - так называются беговые косы на Каспийском море. 

БЕРЛЫТОБЕ - меловой холм. 

БЕРТИС - недоступный, одинокий утёс - посёлок и бухта на озере Балхаш. 

БЕРЧОГУР - на этой стороне. Актюбинская область. 

БЕСИККОРГАН - урочище на Сыр-Дарье - бесик - люлька, колыбель, корган - крепость. Крепость в форме колыбели. 

БЕСКАРГАЙ - пять сосен. 

БЕСКОЛЬ - пять озер. Поселок Бишкуль в Северо-Казахстанской области, село у пяти озер. 

БЕСТАУ - пять гор. 

БЕТПАК-ДАЛА - злосчастная степь. 

БЕТПАК-ДАЛА - богатая растительностью холмистая местность. 

БЕШБАРМАК / БЕСБАРМАК - пятипалый, по названию травы. Национальное кушанье казахов. 

БИДАИК - пырей. 

БИЕНЬ - река в Джунгарском Алатау - высокогорная, высокая - отсюда Бия. 

БИЖЕ - река, приток Коксы в Талды-Курганской области, болото с древнего языка. Русское название - Бежеца. 

БИРАТ - песчаные степи, равнины с закрепленной растительностью. 

БЛЮДЦЕ - плоское, округлое углубление на равнинах, заполненное водой. 

БОГАЗ / БУГАЗ - горло, горловина, проход, узкий пролив. Кара-богаз-гол - залив в Каспийском море. 

БОЗАКОЛЬ - серое озеро. 

БОЗАРАЛ - светлый остров. 

БОЗШАКОЛЬ - белёсое озеро. 

БОЛЬШАК - большая главная дорога, вдоль которой стояли верстовые столбы. 

БОМ / БООМ - крупная отвесная стена в узком месте речной долины. Боомское ущелье реки Чу. 

БОР - сосновый лес на песках. Отсюда термины Боровое, Борки. Борок. От слова "борода" - густой, частый лес. 

БОРБАС - злаковая типчаково-ковыльная степь на севере Казахстана. 

БОРЛЫКОЛЬ - меловое озеро. 

БОРЬЖТЫКОЛЬ - озеро с мелким камышом. Чимкентская область. 

БОСАГА - буквально дверной косяк, сопка, круто спускающаяся к широкому понижению. 

БРОВКА - верхний край берегового склона вершина обрыва, край яра. 

БРОД - мелкое место на реке, где её можно перейти. 

БРОДНЫЙ ПУТЬ - путь по мокрому снегу, рыхлым пескам, болотистому месту. 

БУГРЫ БЭРА - элементы соляно-купольной тектоники на Прикаспийской низменности. 

БУДАРА - рыбацкая лодка на Урале. 

БУЗАЧИ - от казахского. Бозащи - белёсая солонцеватая местность. Полуостров в Мангыстауской области. 

БУЙРА - курчавая местность, усеянная сопками. 

БУЙРАТ - мелкосопочник (от казахского). 

БУЛАК - родник. 

БУЛАНДЫ - урочище, где водятся лоси. 

БУЛЮККУМ - южные пески, мятежные пески. 

БУРГАН - малая река, отведённая от главного русла. 

БУРГЕНЬ - река в Семипалатинской области, по названию растения бургенъ. 

БУРЖАР - волнистый обрыв. Алма-Атинская область 

БУРУБАЙ - медведь священный - озеро в Кокчетавской области. Русское Боровое. 

БУРХАН / БУРКАН - тюркское происхождение, так называли представителей древних родов. Бурхандух, повелитель Байкала.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ВЕДРО - ясная, сухая погода. 

ВЕРНЫЙ - так называлась Алматыс 1855 до 1924 г. 

ВЗВОЗ - крутой подъём на гору. 

ВОРОБЬИНАЯ НОЧЬ - самая короткая в году летняя ночь с грозой, дождём, ветром. 

ВОРОТА - проходы, ущелья, насквозь прорезающие горные породы. 

ВЫГОН - пастбище для животных. 

ВЫГОН - южный ветер, дующий со стороны реки к морю. На Каспийском море это северный ветер.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ГАРМСИЛЬ горячий поток, поднимающий температуру воздуха, фенообразный ветер, сжигающий растительность. 

ГОЛЫНЬ - песчаная отмель, оголяемая при сгоне воды или отливе на Каспийском море. 

ГРИВА - пологие, удлинённые увалы, отделённые друг от друга ложбинами, вытянутые в северовосточном направлении.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ДАКК - впадина, занятая такы-рами. весной заливаемая водой. 

ДАЛАКАЙНАР - степной ключ. 

ДАЛАКОЛЬ - озеро, образуемое во время паводков. 

ДАЛАТАЛА - равнина открытая, урочище Бетпак-дала - равнинная ковыльная степь, злая степь, злосчастная. 

ДАМ / ТАМ - родник, у которого вода падает по каплям. 

ДАМСЫ - приток Ишима - вода для корма и для водопоя. 

ДАРБA3А - дарбаз - ворота. Употребляется для обозначения прохода между холмами. Дар - дверь, баз - открытая. 

ДАРЬЯ - большая река. 

ДАРЬЯЛЫК - речное ущелье, отсюда дарьялъское ущелье. 

ДАШ - камень. 

ДАШКАЛА - каменная крепость на Мангышлаке. 

ДЕГЕЛЕН - плоскогорье - кас-келен - место, с которого видны козы. 

ДЕНГИЗ / ДЕНИЗ / ТЕНГИЗ - море, большое озеро. 

ДЖАЙЛЯУ - летовка. летнее пасбище. 

ДЖАЛ / ЖАЛ вытянутый увал, низкая возвышенность с хорошо очерченными формами. 

ДЖАЛАНАШ - голое место, чистое от растительности озеро. 

ДЖАЛТЫР / ЖАЛТЫР открытое, не заросшее травой озеро, открытая водная гладь. Название многих озёр в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. 

ДЖАР / ЖАР - обрыв, круча. У русских яр. В Ишимской степи высота до 12м и в длину до 12 км. 

ДЖАРКЕНТ - город у обрыва. Город в Алматинской области - Панфилов. 

ДЖАРЫК / ЖАРЫК - трещина в почве, теснина, проток воды, земля с оврагами. 

ДЖЕЗКАЗГАН - место, где копают медь. 

ДЖЕНГЕЛЬ - густые кустарниковые заросли, труднодоступная чаща по долинам рек. 

ДЖЕТЫСУ - семь рек. Область семиречья, на юг от Балхаша. 

ДЖИЛГА - овраг, балка, в Казахстане жилга - ручей, речка в овраге. 

ДЖУНГАРСКИЙ АЛАТАУ в честь народа джунгар, живших в 18 веке. ДЖУУКУ - тесное ущелье. 

ДЖУСАЛЫ - семь сопок. 

ДЖУСАЛЫ - охристый. 

ДОЛ - низкая впадина, широкая, пологая долина. 

ДОНГЕЛЕК - круглый 

ДОССОР - от сор - солёное озеро. Дос - казахское имя. 

ДУБРАВА - в Западной Сибири так называются берёзовые леса на возвышенностях с хорошими почвами и гидрологическими хорошими условиями. Отличаются хорошим ростом берёз. Село Дубровное в Северо-Казахстанской области. 

ДУВАН - открытое, высокое место.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ЕВГЕЙ - юго-восточный ветер на озере Алакуль. 

ЕГИЗКОЛЬ - два озера, озёра-близнецы. 

ЕКИБАСТУЗ - см. Экибастуз. 

ЕЛЕК / ИЛЕК - ветряная река. Йел - ветер. Приток Урала. 

ЕНБЕК - труд. 

ЕРИК - залив, старица, глухая протока, мертвое русло. 

ЕРМЕНТАУ горы Ермена, малая преграда, малые горы. Горы в Акмолинской области. 

ЕРТИС - Иртыш - роющий, переваливающий. Артыш-Артек-Атрек. 

ЕСИК иссык - буквально дверь, глубокое горное ущелье. 

ЕСИЛЬ / ИШИМ - от древнетюркского йешиль - голубой. Первая по длине река второго порядка в Казахстане. 

ЕСПЕ - временная степная река, распадающаяся летом на плёсы. 

ЕСПЕ / ЭСПЕ - сыпучие, подвижные пески. 

ЕТЕК - итек - наклонная подгорная равнина. 

ЕШКИЛИ - место, где много коз. Текели - город в Адма-Атинской области.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ЖАБАЙ - приток реки Ишим. Род Жабаи - род Аи. 

ЖАИЛМА широкая пойма реки. Жаик / Яик / Урал - река на западе Казахстана. 

ЖАЙЛЯУ - джайляу - летнее пастбище, летовка. 

ЖАЙНДЫКОЛЬ - от казахского жаим - сом. Озеро с сомами. 

ЖАЛАГАШ - вытянутая возвышенность с зарослями кустов. 

ЖАЛАНАШСКАЯ - открытая впадина. 

ЖАЛАУЛЫКОЛЬ - озеро горной гривы. 

ЖАЛТЫР - открытое, не заросшее озеро. 

ЖАЛТЫРША - название в Северо-Казахстанской области. 

ЖАМАНСОПКА - плохая сопка, невысокая гора. Гора в Северо-Казахстанской области. 

ЖАМБАС - крутой перевал, дорога на него идёт зигзагом. 

ЖАМБЫЛ - тюркское жам / чам - муть, глина, глинистый, мутный. 

ЖАНААРКА - новая возвышенность. Станция на железной дороге. 

ЖАНТАК - название травы. 

ЖАРМА - река с глубоким руслом. 

ЖАРЫК - трещина, щель. 

ЖАСЫБАЙ - озеро, названное в честь батыра Жасыбая в Баян-Аульских горах. 

ЖАСЫЛКУЛЬ - зелёное, лазоревое озеро. Общее название высокогорных озёр. 

ЖАРКЕНТ АРАСАН - минеральный источник в Талды-Курганской области. 

ЖАРЛЫКОЛЬ - озеро с обрывистыми берегами. 

ЖАРЫКТАУ - гора с трещинами. 

ЖАУТОБЕ - сопка для наблюдения за врагом. 

ЖАЯ - кострец, злак, пологие вершины с хорошим кормом. 

ЖЕНГАЛА - местность, где происходят каменные лавины. 

ЖИДЕЛИ - старое русло Или. заросшее джидом. 

ЖИЛАН / ДЖИЛАН - змея (в Приаралье). Жиланды - змеиная. 

ЖИЛЫСАЗ - тёплое болото. 

ЖИНГАЛДЫ - тамарисковая степь. 

ЖИНДЫСУ - бешеная, бурная вода. 

ЖИНШИКЕ - узкая, тонкая. 

ЖИРГАЛАН - жирга - наслаждайся, получай наслаждение, 

ЖИРЕНАЙГЫР - масть лошади, рыжий жеребец, джайран, дзерен, джейран, антилопа из рода газелей. 

ЖИРЕНАТ - озеро, где охотятся на джейранов. 

ЖИРЕНДИ - холмистая степь, джейрановая степь. Зереяда - от слова джейран. 

ЖОТА - хребет.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ЗАБУРУНЬЕ - мель вдоль берега реки, образованная прибоем Каспия. 

ЗАВОДЬ - место с замедленным течением у берегов рек и озёр. 

ЗАИМКА - одинокий хутор, где живут во время сельскохозяйственных работ. 

ЗАЙМИЩЕ - пойма заливного луга, покрываемая водой во время весенних разливов. 

ЗАЙМИЩЕ - так называются камышовые степные озёра, сплошь заросшие тростником и камышом. 

ЗАЙСАН - благородное озеро с монгольского, с китайского - озеро поющих колоколов, за мелодичный плеск волн. 

ЗАКАЗ - заказник, заповедное место. 

ЗАЛОМ - поломанный на определённой высоте тростник, образующий над водой подобие сетки или крыши. 

ЗАМАН - пойма реки Урал. 

ЗАМАНИХА - глухое русло, дорожный фарватер. 

ЗАМОР / ЗАМОРА - уменьшение кислорода в воде Западно-Сибирских рек и озёр в зимнее время. 

ЗАПАДИНА - степное блюдце, пологая котловина, округлая или овальная. 

ЗАСОЛ - застойная или ржавая вода, стоящая окошками в болотах. 

ЗАТОН - длинный, непроточный рукав в реке. 

ЗАХОД - рукав, приток, залив. 

ЗГА - мгла, туман, кольцо на дуге конской упряжи. 

ЗЕРЕНДА - место, где водились дзерены - джейраны. Севе-ро-Казахстанская область. 

ЗОРУАРА - громадный холм.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ИБЭ - юго-восточный ветер на озере Алаколь, дует с большой силой из джунгарских ворот. 

ИЗЕНДИ - от казахского щель - вид травяного растения. 

ИИР - извилистый берег. 

ИЛЕК - река, где водятся косули, ивовые заросли. 

ИЛИ - с персидского извилистая река. 

ИМАНКУМ - снежные пески. 

ИМАНТАЙ - снежная гора. Возвышенность на севере Кокчетавской области. 

ИНЫЛЪЧЕК - гнуть, гибкий, пёстрая змея. Самый большой ледник в Казахстане. 

ИРЕК - горная дорога на Алтае, ломаная линия. 

ИРИМ - отдельные плёсы, на которые распадаются малые реки. 

ИТИШПЕС - озеро в Бетпак-дале. собака не пьёт.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">КАИНАК - кипящая сопка, грязевой вулкан. Полуостров Бузачи, Мангыстаузская область. 

КАИР - вязкое озеро. 

КАЙНАР - ключ, источник. 

КАК - мелкое пересыхающее озеро. 

КАЛКАН - небольшая гора, заслон. Горы в низовьях Или. 

КАЛМАКАН - укрытие, преграда. 

КАМЫСАКТЫ - камышовая речка в Кокчетавской и Северо-Казахстанской обастях. 

КАНДЫАГАШ - ольшаник. 

КАПЧАГАЙ / ХАПЧАГАЙ - горная теснина, ущелье. 

КАРАБАСТУЗ - соль карабасов. Озеро в Семипалатинской области. На дне озера - остатки древних исполинских животных. 

КАРАБУЛАК - грунтовый ручей. 

КАРАГАЙЛЫ - еловые, сосновые леса. Каргалинка - дом отдыха под Алма-Атой. 

КАРАГАНДА - от Карагановой растительности, кустарник, желтая акация. Областной центр. 

КАРАГАШ - дремучий лес. 

КАРАГИЕ - впадина чёрной кобылы - самое низкое место Казахстана, 132м. Мангыстаузская область. 

КАРАКОЛЬ - с тюркского грунтовое озеро, чёрное озеро. 

КАРАКУМ - Кара с туркменского земля, кум - песок. Земля песков. 

КАРАМБАДЖАЗ - месторождение нефти. Место, где не ступала нога человека. 

КАРАСУ - черная вода. Родник, стоячая вода, озерко. 

КАРАСЬЕ ОЗЕРО - озеро без проточной воды, заболоченное, где может жить только рыба карась. 

КАРАТАЛ - чёрная ива. 

КАРАТАЛ - боевой клич племени. Местность на юге республики. В Забайкалье река Харатал - исток Селенги. 

КАРАТАУ - чёрные горы. На юго-востоке Казахстана и на полуострове Мангышлак. 

КАРАШАЛГЫН - луговая степь, от тюркского чал / чыя - густой. 

КАРАШИГАН / САРЫШИГАН - залив, чёрный, желтый. Шиган - холм. Посёлок в Карагандинской области на берегу Балхаша. 

КАРГАЛЫ - нагромождение камней. 

КАРКАРА - женский головной убор с пером чёрной цапли. Каркаралинские горы. Каркаралы - сундук с украшениями. 

КАСКАБАС - лысая голова. 

КАСКЕЛЕН - река, лысая, проворная. Приток реки Или. 

КАСТАУ - зимнее пастбище. 

КЕНДЕРЛИК - конопля 

КЕНТ - город, оседлое поселение. 

КЕНТАУ - рудные горы. 

КЕНТУБЕК - широкий, полуостров на Балхаше. 

КЕРЕЙ - озеро в Акмолинской области, этнический род казахов. 

КЕТМЕНЬ - заступ. Горный хребет. 

КИИК - сайга, джейран. 

КИШЛАК - зимнее жильё. От кыш, кис - зима. 

КИЯЛЫ - путь, ведущий в гору, путь к светлому будущему. Посёлок в Северо-Казахстаыской области. 

КОБЫ - горная долина, сухое русло. 

КОДЕ - типчак. 

КОГАЛЫ - озеро с рогозом. 

КОЗЫ-КОРПЕШ - местность на северо-востоке, побережье озера Балхаш, в 12 км от железнодорожного разъезда. Здесь находится древнее надмогильное сооружение - башня над могилой возлюбленных Козы-Корпеш и Баян-Сулу. 

КОЙБАГАР - гранитная отвесная скала в одном из живописных уголков южного склона Каратусского хребта. 

КОКБУЛАК - голубой родник. 

КОКПЕК - белая лебеда. 

КОКТОБЕ - невысокий холм, зелёная гора. Кок - небесная гора под Алматы, откуда всё видно, как с неба. 

КОКШЕТАУ - синие горы, город. 

КОЛДОБА - колдобина - омут, яма в реке. Котловина, залитая весенней водой. 

КОЛОК / КОЛКИ - островные леса на юге Западной Сибири, состоящие из берёзы и осины, расположены в понижениях. Около - околок - колок. 

КОЛТЫНКОЛЬ - озеро в Кокчетавской области. С казахского - подмышки, укромное место. 

КОМИССАРОВСКОЕ УЩЕЛЬЕ - одно из ответвлений. Мало-Алматинского ущелья. С казахского ким-ассар - кто перевалит, трудное ущелье. 

КОНУРАТ / КОУНРАД - один из родов среднего жуза и масть жеребца. 

КОПА - рыхлый солончак, заросший камышом, кугой. Заросшее озеро. 

КОПАЛЬСК - Копалы - местность с рыхлым грунтом. Город в Алматинской области. 

КОРАХОРА / ХЫРАХИРА - горные гряды. Хребет Боро-хоро. 

КОРДАЙКУРДАЙ - тетеревиная гора, перевал из Алматы во Фрунзе. 

КОРПЕШ - озеро в Карагандинской области - зелёные лужайки. 

КОРСАК - род лисицы. КОРСАКПАЙ - город в Джезказганской области. 

КОСОВА - две кучи камней. 

КОСЧАГЫЛ - две песчаные возвышенности. 

КОШКА - буквально лысый - сухое место, лишенное растительности. 

КОЯНДЫ - место, изобилующее зайцами. 

КОЯНДЫГАШ - заячья роща. 

КУДУК - колодец. 

КУЖАТКАН - озеро в Павлодарской области, озеро с лебедями. 

КУЙГЕНСАЙ с казахского горельник - турбаза вблизи Алма-Аты. 

КУЛАН - название древнего городища в Чуйской долине на берегу реки Курагаты. 

КУЛАНТЮЗ - степь, где водятся куланы. 

КУЛУНДИНСКАЯ СТЕПЬ от куланды, куланы. Степь, где есть куланы. 

КУЛЫКОЛЬ - лебединое озеро. 

КУМАК - мелкобутристые полузаросшие пески. 

КУМКУДУК - песочный колодец. 

КУНДЫЗДЫ - речка, где водятся бобры. 

КУРГА - крепость. 

КУРГАЛЬДЖИНО - с монгольского свинцовое озеро. 

КУРХАМЫС - сухой камыш. 

КУРЬЯ - залив, бухта, изгиб реки, протоки, соединяющая озеро с рекой. 

КУРТЫКОЛЬ - червивое озеро. 

КУСТУМСУК - горный выступ. 

КУШМУРЫН / КУШМУРУН - птичий клюв. Озеро, город, где родился Чокан Валиханов. 

КЫЗЫЛКАК - красная, солёная грязь. 

КЫЗЫЛРАЙ - красные горы, самые высокие в Казахском мелкосопочнике. 

КЫР - верх возвышенности, гребень невысокой горы. 

КЫЗЛАЛДАКТЫ - тюльпанная степь. 

КЫСТАУ - зимовка. 

КЯРИЗ - подземная водосборная галерея в предгорьях. Длина кяризов может быть до 10км.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ЛАБЗА - сплавина, плавучие острова на заросших озёрах лесостепной зоны. 

ЛЕНГЕР - от иранского лингар - обитель. Зангар-калнагар- кандагар-талгар посёлок в АлмаАтинской области. 

ЛЕПЛЕПСЫ приток реки Или, река с ветерком. 

ЛОГ - овраг, заросший растительностью. 

ЛОЖБИНА - первичная форма нормальной неускоренной эрозии. Естественный канал стока вод. 

ЛОПАТИНА -- округлая западина с низкими, плохо очерченными границами, углубление поймы. 

ЛОЩИНА - отрицательная форма рельефа эрозионного происхождения с ярко выраженным днищем и склонами. 

ЛУГ - любая пойма. 

ЛЯГ / ЛЯГА - сырое заболоченное понижение в пойме.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">МАЗАР - могила. 

МАЙ - масло. 

МАЙБАЛЫК - жирная рыба, озёра во многих областях Казахстана 

МАЙКАИН - масляная берёза. 

МАЙЛИСАЙ - масляная вода. 

МАКАТ - мужское имя. город Маках. Атыраусская область. 

МАМЫК - птичий пук. 

МАНГЫЗТАУ - овечий загон, овечье пасбище. Горы на полуострове Мангышлак. 

МАНГЫШЛАК / МАНКЫШЛАК - тысяча зимовий. От казахского манкишлак - зимнее кочевье, овечье зимовье. 

МАПАП - родовая группа казахов. 

МАРАЛБАСЫ - оленья гора. 

МАРЕВО - мираж, призрачное изображение лесов, озёр, гор, летний зной, жара. 

МАРКАХАУ - гора-ягнёнок. 

МАРКОКОЛЬ - с казахского. Марко - ягнёнок, рано родившийся до весны, собственное имя. Название рыбы жерех. 

МАРЬ - сухой туман, мгла, дымка, зной. 

МЕРКИ / МЕРКЕ - от древнего народа меркиты. Мерке - город в Джамбульской области. 

МЫНАРАЛ - тысяча островов. Остров на Балхаше. 

МЫНЖИЛКИ - плато, пригодное для выпаса овец.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">НАГОРНЫЙ ВЕТЕР юго-восточный ветер на Каспии. 

НАРЫМ - болото. 

НАРЫН - солнце, солнечный, узкая, рын - пески, солнечные пески. 

НАРЫНЫ - песчаные гряды на прикаспийской низменности в Уральской области. Тянутся на 510км. 

НАСТ - обветрившаяся плотная корка старого снега или обледеневшая поверхность снега. 

НАУРЗУМСКИЙ - Наурзум - имя человека, с иранского - Новый год. 

НАУША - нефрит. В Бетпак-дале. 

НИЛЬДЫ - синий. В Карагандинской области. 

НИЯЗ - большая гора, с иранского добродетель, хорошая гора. В горах Нияз на высоте 560м начинается река Ишим. 

НУРА - удлинённая балка или лощина с крутыми склонами, провал, пропасть. Река в центральном Казахстане. 

НЯМА - яма, глубокое место в реке.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ОБО - пограничный знак в виде кучи камней, указатель дорог, сложенный из камней. 

ОБОДИНА - заливы, мало впадаюшие в сушу. 

ОГУЗАРАЛ - остров на Балхаше. Угуз - река, арал - остров. 

ОГУРЧИНСКИЙ - остров на Каспийском море, назван по имени племени огурджи, жившего на острове и грабившего суда. 

ОЗРИГ - мостик, прислонённый к отвесной скале неприступных ущелий, плетёный балкончик, прикреплённый деревянными кольями, вбитыми в расщелины скал. 

ОЖАР - г. в Алматинской и Павлодарской областях. Учар - ужар - порог, водопад на реке. 

ОЖАР - в Чимкентской области - отдаленное зимнее пастбище. 

ОИЛ / УИЛ - река с выемками. 

ОЙ - низина, лес в долинах рек. Оик / Уик - посёлок в дельте Таласа. 

OK - стрела. 

ОКЖЕТПЕС - стрела не долетает. Гора в Кокчетавской области. 

ОЛЬХОН на Байкале - орлиная гора. 

ОПАРИНА - не замёрзшее, а слегка затянутое льдом место в реке. В сильные морозы здесь поднимается пар. 

ОР - котловина, узкая ложбина, яма. 

ОРАЛ - гребень горы, пояс - Оралтау. Арал - остров. Урал - горный остров среди равнины. 

ОРАЛКОЛЬ - озеро в Кокчетавской области - озеро с изгибами. 

ОРДА / УРДА стан, ставка влиятельного человека, главный посёлок. 

ОРОЛЬ скалистая сопка в Восточном Казахстане - орёл, сын Бурхана, духа хозяина острова. 

ОРТААРАЛ - средний остров. 

ОТГОННЫЙ ВЕТЕР - ветер с берега, сбивающий морскую волну, понижающий уровень Каспийского моря. 

ОШ - город.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ПАД - степные блюдца, плоские понижения, куда стекает дождевая вода. 

ПАЛ - лесной пожар, дым. 

ПАРГАНА - межгорная впадина, котловина с одним выходом - бархана, фергана. 

ПАТАЧМНА - небольшой исток, болото между гривами. 

ПЕРЕКАТ - мелководная часть равнинных рек. 

ПЕРЕКОП поперечный ров или вал, запруда, плотина. 

ПЕСКИ - песчаная отмель в реках при меженном уровне. 

ПИСТЕ - фисташка. ПИСТЕЛИ - фисташковое урочище в Чимкентской области. 

ПЛАКУН - скудный родник, роняющий капли как слёзы. 

ПЛЁС - участок реки между перекатами с ровным течением. 

ПОДСТЕПОК - речной рукав, уходящий в сторону от речной долины в степь. 

ПОЗЁМКА - метель, переносящая снег над самой поверхностью земли. 

ПОЙМА - поим - наносное, плоское, затопляемое в половодье дно долины реки. 

ПОЧИНОК - освоение новой земли. 

ПРЕСНЯК - берёза, пресняко-вый лес - берёзовый нестроевой лес. 

ПРИЛАВКИ - третичные предгорья - низкие горы, окаймляющие основные хребты. 

ПРОРВА - прорыв реки по новому руслу, молодое русло. 

ПУШУК - кончик носа, гора в Центральном Казахстане. 

ПУШУНТАИ - гора с богатым сенокосом.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">РАЗВИЛОК - перекрёсток дорог, участок реки с узким фарватером между мелями. 

РАЗМОИНА - овраг. 

РАКИТА - ивняк на берегу реки и в блюдцеобразных западинах. 

РАПА - крепкий солёный раствор, из которого получают соль. 

РАСПАДОК - маленькая падь, мелкая, плоская ложбина. 

РЁЛКА / РЕЛЬ - удлинённый, невысокий вал. Грива, гряда на пойме. 

РУКАВ - проток реки, отделившееся русло, ниже вновь впадаюшее в реку. 

РЯМ - моховое болото с кустарником или отдельными деревьями.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">САБЫНДЫКОЛЬ - мыльное озеро. 

САБЫР / ШАБЫР - грязь, топь, топкий. 

САГЫЗ - Актюбинская область, особое слово огузов - правое крыло в войсках. 

САЗ - заболоченный участок. 

САЗТЕРЁК - мокрые луга с тополями. 

САИ - сухое русло балки, ручей. 

САИКЫН - западный ветер на озере Алакуль - шайкын, от шайтана. 

САЙКАЙ - глубокое ущелье. 

САКМА - тропа, дорожка, скотопрогонные тропы. 

САЛО - тонкий лёд, плывущий по реке. 

САЛП - одинокий хребет, гора. Имя собственное. 

САМ - крупное пересыхающее озеро. 

САНДЫКТАУ - горы в виде сундука. 

САНТАШ / САНТАС - куча камней, перевал. Тимур приказал каждому воину бросить камень,чтобы образовалась куча камней (легенда). 

САПОЖЕК - пашня среди леса. 

САРАДЫР - холмистая степь. 

САРАЙ - дворец, стольный город. Сарайчик в низовьях Урала. 

САРАМ - нагорное плато, выровненная поверхность. 

САРАНЬ - город в Карагандинской области. Сортан - степная трава. Соран - конусообразная вершина. 

САРДОБА - водохранилище, собирающее дождевую воду. Оно имеет стены и крышу для уменьшения испарения. Дно выложено камнями. 

САРКРАМА / САРКРЫМА - гремящая река. 

САРКЫРАМА - быстротекущая. 

САРЫАГАШ - барбарис. 

САРЫ-АРКА - жёлтая степь, распростёртый хребет. 

САРЫБУЛАК - жёлтый родник. 

САРЫЖАЛ - жёлтая грива. 

САРЫКАМЫС - жёлтый камыш. 

САРЫКОЛЬ - жёлтое озеро. Сарыкопа - жёлтое озеро, заросшее тростником. 

САРЫМБЕТ - горный склон в Кокчетавской области. 

САРЫМСАКТЫ - луковая река, дикий чеснок, чесноковая. 

САРЫОЗЕК - жёлтая река, жёлтое русло реки. 

САРЫСУ - жёлтая вода. Река в Центральном Казахстане. 

САРЫТАР - жёлтый обрыв. 

САРЫЧЕЛЕК - озеро, желтый сосуд. 

САРЫШАГАН - жёлтый залив. 

САСЫККОЛЬ - тухлое, гнилое озеро. 

САУР - круп лошади - горный хребет на юго-востоке Казахстана. 

САЯК - одинокий, обособленный. 

СЕЛЬ - стремительный кратковременный грязекаменный поток, стекающий с гор после ливня. 

СЕНТИР - утёс, скалистый мыс. 

СИРОТСКАЯ ЗИМА - тёплая зима. 

СЛЕПОЙ ДОЖДЬ - дождь в солнечный день. 

COГPA - кочкарное болото. 

СОР - солёное пересыхающее озеро. 

СОРКОЛЬ - солёное озеро. 

СПЛАВИНА - плавучий ковёр но краям зарастающего водоёма. образованный корневищами плавучих растений. 

СТАРИЦА - староречье реки, удлинённая котловина изогнутой формы. 

СУ - вода. 

СУЛУКОЛЬ - красивое озеро. 

СУЛУТАУ - гора, где есть вода. 

СУЛЫКОЛЬ - многоводное озеро. 

СУНКАР - горная вершина. 

СУРЧИНА - холмик, бугор земли у входа в норку сурка. 

СЫРДАРЬЯ - большая жёлтая река. 

СЫРЛЫАСАР - таинственная область. Развалины древнего города в Кызыл-Ординсксй области. 

СЫРТ - вытянутая невысокая плоская возвышенность, спина. 

СЮРТАСУ - река, впадающая в Сарысу в Джесканганской области - еле тянущаяся река.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ТАИНЧА - двухгодовалый телёнок, телячье. 

ТАКЫР - обширные, глинистые, ровные пространства в пустынной зоне, полигональная трещинность. 

ТАЛДЫБУЛАК - ивовый родник. 

ТАЛГАР - горный узел, образующий перемычку, многоглавая вершина на стыке Заилийского и Кунгей-Алатау. Тал - холм, гар - вершина. 

ТАЛГАРДЫН - тал шокасы - народное название Талгара. Недоступный пик. 

ТАЛДЫ - холм, лоза, ива, заросшее кустарником место в степи. 

ТАЛДЫКОДЕ - местность по реке Аягуз. Типчак с ивовыми кустами. 

ТАЛДЫКУРГАН - кустарниковая крепость. 

ТАЛЬНИК - берёзовая и островная ивовая урема. Леса вдоль рек. 

ТАМЕРЛИК - железный. 

ТАМЧИ - скудный родник, там - капля. Такие родники на плато Устюрт и на Мангышлаке. 

ТАНСЫК - любопытная. Это имя девушки, служанки Баян-Сулу. 

ТАРA3 - весы. Город на юге Казахстана. 

ТАРАН - гребень, многозубчатые вершины. 

ТАРБАГАТАЙ - горы, заселённые сурками. Горы на юго-востоке. 

ТАС - камень. 

ТАСКАН - широкая ложбина с высохшим каменистым дном. 

ТАСКОЛЬ - каменистое озеро. 

ТАСПА - вытянутый гребень, тесьма, равнинная поверхность. 

ТАСТЫ / TACTАН - каменистая местность. 

ТАСТЫТАЛДЫ - каменистый, холмистый. Ж/д станция в Кокчетавской области. 

ТАТТИМБЕТ - родовое имя казахов среднего жуза. Речная долина в Кокчетавской области. Здесь жил казахский композитор, автор кюев прошлого столетия. 

ТАУ - гора. 

ТАУГАШ / ЖАУГАШ - название рода среднего жуза. 

ТАУКУМ - горы песка, бугри-грядовые пески. 

ТЕБЕНЁВКА - зимнее пастбище. 

ТЕЗ - быстрая река. 

ТЕКЕЙ - горькая трава с жёлтыми цветками. Урочище в низовьях Чу. 

ТЕКЕЛИ - горный козёл. Город у Джунгарского Алатау. 

ТЕКЕС / ТЕКЕСУ - козлиная река. Исток реки Или, берёт начало с Хан-Тенгри. 

ТЕЛЕКОЛЬ - озеро телеков - Телецкое озеро. 

ТЕМЕРШИ - кузнец, кузница. 

ТЕМИР - железо. Приток Эм-бы. Темирсу упоминается в книге большого чертежа. Темирлан - в честь правителя Тимура. 

ТЕМИРТАУ - железная гора. 

ТЕНГИЗ - море. Озеро Тенгиз. 

ТЕНТЕК - буйная, шаловливая. 

ТЕРЕКТЫ - тополиная, тополевое урочище. 

ТЕРЕНСАЙ - глубокий сай. 

ТЕРСАККАН - река, текущая неправильно. 

ТЕРСЕК - локоть, так называются излучины Амударьи. 

ТЕРСКИЙ - теневой хребет, хребет в тени. 

ТЕСКЕНСУ каменистый брод, пробившаяся вoдa. 

ТЕСНИНА - ущелье, начальная стадия речной эрозии, созданная глубинной эрозией. 

ТИКАСУ - крутой перевал. 

ТМА / ТУМА / ТЫМА - родник с медленным течением, образующий лужу, поросшую луговой растительностью. 

ТОБЕ / ТЮБЕ / ТЕПЕ - вершина, холм, бугор, макушка головы. 

ТОБОЛ / ТАБЫЛ / ТАВОЛГА - разделительный знак. Река служила границей. 

ТОГАН / ТУГАН - большой арык, оросительный канал. 

ТОГЛАР - название местности - этническая группа мойтанов. 

ТОГУЗАК - девять источников, имя предков адбанов. 

ТОГУЗБУЛАК - переплетение многих речек. 

ТОКРАУН / ТОКРАУ - так называлось племя тюрков. Река, когда-то впадавшая в Балхаш. 

ТОКСАНКОЛЬ - девяносто озёр, много озёр. Озеро в Кустанайской области. 

ТОКТА - стой, имя, место привала. 

ТОКТАРАЛ - остров на Балхаше. 

ТОЛАГАЙ - одинокие горы с хoрошими травами. Батыр перенёс гору, чтобы добыть воду, и упал под её тяжестью. 

ТОЛЕНТАЙ - родовая группа казахов в Восточном Казахстане. 

ТОЛОКА - вытравленная скотом степь у селений. 

ТОМАР - кочковатая болотистая местность с луговой растительностью и обилием грунтовых вод. В Северном Казахстане. 

ТОРАИГЫР - гнедой жеребец. 

ТОРАНГАЛЫ - тополь туранга, место, гае растёт тополь. 

ТОРГАЙ / ТУРГАЙ - обширная равнина, котловина, расщелина между горами, жаворонок, воробей. 

ТОРЕГАМ - господский дом. 

ТОРТКУЛЬ - четырёхугольная крепость. Система городов Семиречья связывалась торткулями, которые стояли через определённое расстояние. Торткули были небольшие по размерам, в них была вода, пища, отдых. Здесь отдыхали караваны. 

ТУАСЫ - древняя крепость в Чуйской долине. Ту - знамя, асы - племя - знамя племени. 

ТУГУЛ - урочище у реки Арысь. Здесь была древняя крепость - впадина между горами. 

ТУГАЙ - лес, лесные заросли по долинам рек в пустынной зоне, состоят из ивы, тополя, тамариска, тростника. 

ТУЕКУЙРУКТЫ - ледник в форме верблюжьего хвоста. Ледник на Талгарском узле. 

ТУЗ - соль - название солёных озёр и солончаков. 

ТУЗГЕН - озеро, где добывают соль. 

ТУЗДЫ - солёная река. 

ТУЗДЫКОЛЬ - солёное озеро. 

ТУНДИК - ночная река. За одну ночь всадник может проехать эту реку. 

ТУП / ТЮП - дно, залив. 

ТУРАН - солончак, солончаковый луг. 

ТУРГЕНЬ - быстрая (с тюркского). Алматинская область. 

ТУЮКСУ - начало воды. Здесь берёт начало Малая Алма-Атинка. 

ТУЮК - начало чего-нибудь, ложбина, упирающаяся в скалу. 

ТУЯК - родовая группа казахов. 

ТЫШКАН - заяц. 

ТЫШКАНТАУ - гора с зайцами. Горный хребет в Джунгарском Алатау. 

ТЮЛЬКУБУС - лисья голова.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">УАКИ - казахский род. В Северном Казахстане Уаковская роща. 

УВАЛ - гряда с пологим склоном, с плохо выраженным гребнем, цепь холмов. 

УГОР / УГОРЬЕ - крутой, высокий берег моря, высокая терраса. 

УЗБОЙ - мёртвая долина, сухое русло, вытянутое понижение, имеющее сток. 

УЗЕНЬ / ОЗЕНЬ - небольшая, маловодная, пересыхающая река, ложе ручья. 

УЗЕНЬ - проток (с тюрского). Большой Узень - река в Западно-Казахстанской области. 

УЗУНАГАЧ - длинное дерево. 

УЗЫНКОЛЬ - длинное озеро. 

УЗЯК - старица. Проток в дельте Аму-Дарьи. 

УИЛ - река (с казахского). 

УЙ - дом. Река, приток Тобола. 

УК - племя, род (с тюркского). 

УКИЛИ - место, где водятся филины. 

УКОК - короб, ящик, плоская, высокая долина. 

УЛАН - олень. 

УЛАРЛЫ - горы, где водятся улары. 

УЛАСТЫ - тополевая или осиновая река. 

УЛАТАУ - большие горы. Карагандинская область. 

УНГУЗ - староречье, мёртвое русло. 

УНЧУР - горная теснина, щель в скалах. 

УРАЛ / ОРАЛ - гребень горы, пояс, остров гор. Аралтова гора упоминается в книге большому чертежу. 

УРАНГАИ - этническая группа тюрков. 

УРДЖАР - верх, крыша, покрывало. На юге Семипалатинской области 

УРЕМА - от тюркского урман - болотистый лес. Влаголюбивое растительное сообщество на поймах рек. 

УРИЛЬ - от тюркского заслон, сумерки. 

УРЫНКАЙ - топонимы тюрков. Кокчетавская область. 

УСЕК / ОСЕК - река из трех рукавов. 

УСТА - от слова кузнец, местность в долине реки Нуры. 

УСТЮРТ - плоская возвышенность. Плато Устюрт. 

УЧАРАЛ - три острова. 

УЧУГ - частокол, устраиваемый поперёк реки для ловли рыбы на реке Урал. 

УШАРАЛ - междуречье. 

УШКАМЫС - камыш, растущий в воде. 

УШКОЛЬ - три озера. Село в Се-веро-Казахстанской области. 

УШТОБЕ - три холма. Город в Алма-Атинской области. 

УЮКМАН - топкое болотистое место. 

УЯЛЫ - место, где много гнёзд, озеро с гнездовьями птиц.

<p style="color:rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;">ХАБАРАСУ - гостевой перевал. Перевал в Тарбагатае. 

ХАК - лужа. Небольшое подземное водохранилище глубиной до метра, устраиваемое на глинистом грунте и питающееся атмосферными осадками. 

ХАН - гора в Каратау - ханская гора. 

ХАНЖОЛЫ - ханская дорога. Древняя грунтовая дорога вдоль западного побережья Балхаша, по которой кочевники кочевали с севе
Аватара пользователя
шаман
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 164
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

Ну что ж,будем учиться казахскому языку,однако..
Вовка54регион
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3680
Стаж: 10 лет 4 месяца
Имя: Владимир
Местонахождение: г. Карасук .
Поблагодарили: 27 раз

Сообщение

<div>Ну что ж,будем учиться казахскому языку,однако..
</div>

...аул Карасарт надо проверить в этом сезоне... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img] ..200летняя история , и человечек есть , с которым в любой огород пустят... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_wink.gif[/img]
Аватара пользователя
Sapper
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2366
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

[align=center]Обычаи и поверья казахов
[/size][/align]

В прошлом, если надвигалась засуха, то на открытом месте, обычно у реки, озера или родника совершался старинный обряд "тасаттык", с жертвоприношением и угощением, для чего собирали с каждого хозяина деньги или муку. Жертвенное животное, также приобретенное в складчину, резали над водой, прося бога ниспослать дождь. Бывали случаи, когда тасаттык совпадал с дождем. Тогда духовенство использовало это в своих интересах, объясняя случившееся милостью бога. Некоторые обычаи и поверья казахов связаны с животными. Лошадей, овец, верблюдов они наделяли свойствами оберега — кие, и потому запрещалось бить их по голове, пинать ногами, тогда как таким почитанием не пользовались, например, крупный рогатый скот или, скажем, козы. Последних мог отстегать любой прохожий, якобы для изгнания вселившихся в них «злых духов». Истоки почитания животных восходят к древности и средневековью. Примером этому могут служить надгробные изваяния «койтас» (дословно «каменный баран».— У. Д.), встречающиеся в мангышлакских некрополях, глиняные фигурки баранов, коней, верблюдов, находимые при раскопках средневековых городов на юге Казахстана. Скотоводы, естественно, хорошо знали особенности домашних животных и по своему усмотрению регулировали время получения приплода. Обычно оно приурочивалось к наступлению тепла. Этим объясняется подвязывание войлочных фартуков—куйек баранам-производителям для исключения раннего покрытия маток и преждевременного ягнения.
[/size]

Подвязывание и снятие фартуков поручалось по древним поверьям казахов многодетным женщинам. Вполне серьезно предполагалось, что это содействует плодовитости овец, получению большего количества самок в их приплоде. Фартуки снимали с баранов обычно в конце сентября, в среду или четверг ночью, когда, как считалось, овцематки будут готовы к покрытию производителями. Казахи исповедовали ислам, однако степень религиозности различных групп степного населения Х1Х не была одинаковой. Наиболее скрупулезно мусульманство соблюдалось феодальной знатью, умело использовавшей его в своих интересах, а также в земледельческих селениях, городах, где располагались мечети, медресе и различные культовые сооружения. Большинству же казахов официальные догмы ислама были известны в самых общих чертах, ибо аульные муллы не кончали каких-либо духовных учебных заведений и весьма условно представляли основы магометанства, чтобы повлиять с должной отдачей на религиозность народа. Мало что давало, например, обучение, основанное на зубрежке корана и других религиозных книг у аульного муллы, пользовавшегося дурной славой думше — невежды. Отдавая ему детей на обучение за неимением других «ученых» людей в степи, родители соглашались на все. Иные прямо-таки лебезили перед ним: «Кость моего чада принадлежит мне, а мясо — тебе. Распоряжайся с ним по своему разумению, лишь бы он научился писать и читать». По этому поводу мы находим у Джамбула следующие строки:
[/size]

Джамбул Джабаев
[/size]
 — (каз. Жамбыл Жабаев, 1846—1945), казахский и советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени.
[/size]

"Разве школа у муллы? Сгорбив плечи, ходит злынь,
Из халата, как из торбы, ловит жертву глазом злым.
В белой он чалме, урод, верблюдицей он ревет, 
Что же это за урок?
Слово к сердцу не идет. Школа горькая, прощай!
Мне во сне явилась песня, сердце, песней закипай!
Мой отец! К мулле насильно
Ты идти не заставляй!"

[/size]

Это было первым стихотворением 10-летнего Джамбула, будущего великана казахской поэзии. За учебу платили натурой, мулла мог бить детей розгами, наказывать любыми другими средствами. Ученики обязаны были, помимо прочего, отрабатывать еще и в его личном хозяйстве, на дому. Хотя ислам начал проникать в казахские степи давно, начиная примерно с IX — X веков, среди народа, унаследовавшего от своих предков широкий круг представлений, вытекающих из преклонения перед силами природы, он смог пустить свои корни значительно позже, благодаря стараниям мулл, ишанов и ходжей. Ч. Валиханов считал, что ислам у казахов тесно переплетается с многочисленными пережитками домусульманских верований. Казахи верили и в заклинания баксы — шамана, и в проповеди ишана, которые одинаково усердствовали в восхвалении аллаха, поклонялись местам, связанным с именами мусульманских святых, их могилам — с одной стороны, камням, деревьям, родникам, не имевшим никакого отношения к мусульманству,— с другой, устраивали около них моления и жертвоприношения при болезнях, бесплодии. Известно, что мусульманское духовенство никогда не пренебрегало использовать в своих интересах культовые объекты других религий, провозглашая погребенных в них людей «святыми», превращая их в молебные помещения, в мечети. Классическим примером этого является пещерный храм крестово-купольного типа, целиком вырубленный в массиве скалы, подземная мечеть Шакпак-Ата, что на Мангышлаке. Памятник явно домусульманский, который, очевидно, перестраивался в более поздние времена, но в ранний период его жизни под сводами главного зала, возможно, и разжигался костер — символ огнепоклонников. На такое прежнее назначение храма указывает и его название — «Шакпак» — кремень, огонь, «Ата»— святой, святое место. В обширных степях Казахстана все еще встречается великое множество таких «святых» мест.
[/size]

Есть немало древних насыпей, курганов, именуемых в народе «оба» (по всей вероятности, они были местами поклонения духам предков), объектов, связанных с древним культом природы — родников, деревьев, рощ. Почитание «вечного неба», унаследованное от древних тюрков, как пережиток прошлого среди отдельной части населения, сохраняется и поныне. Отождествляя его с аллахом, казах обращался всегда к "вечному небу", когда надо было посылать по чьему-то адресу проклятия или присягать на верность духам предков: "О, тенгри" - "О, вечное небо!". С зороастризмом, по-видимому, связана вера в очистительную силу огня. Оставляя весной зимовку, раскладывали обычно костры и прогоняли между ними скот, навьюченных верблюдов, чтобы «нечистая сила» не преследовала их на кочевьях; возвращаясь же поздней осенью на зимовку, окуривали ее дымом, чтобы прогнать «злых духов», якобы поселившихся летом. Согласно древним поверьям, огонь нельзя тушить водой, в огонь нельзя плевать, нельзя наступать на очаг, шагать через него. По обычаю, как только невеста переступала порог, мать жениха должна была предать огню ложку масла, после чего, нагрев свои ладони над огнем, водить ими по лицу суженой сына. Существовал ритуал изгнания «злого духа», когда огнем описывали круги над головой недомогавшего. Культ огня прослежен еще у жителей средневековых казахстанских городов. В их домах имелись специальные очаги — алтари для возжигания огня. Интересно, что культ огня сосуществовал с исламом. Куплеты бадика (бедiк), песен-бессмыслиц, исполнялись дуэтом у постели больного его сверстниками, если тот страдал от воспалительного заболевания кожи. При исполнении всех этих обрядов произносились имя аллаха, мольбы об исцелении, просьбы о счастье и благополучии потомству. Конкретными носителями пережитков таких явно домусульманских верований в старом ауле были баксы — шаманы, кумалакшы — гадальщики, козбайлаушы — колдуны. Баксы играл на кылкобызе, плясал под звуки дангры, асай-мусая, выкрикивая нечленораздельно и без того непонятные слова заклинания, создавая видимость «вселения» духа, доводя себя до исступления. При этом он мог бить недомогавшего, чтобы «выбить» из его тела «злого духа». Сеанс этот повторялся несколько дней и нередко заканчивался трагическим исходом.
[/size]

Как с мусульманством, так и домусульманскими верованиями переплетаются у казахов обряды почитания умерших. Здесь мы видим, как в борьбе за существование здоровая стихия народного мировоззрения выработала определенное отношение как к жизни, так и к небытию. То повышенное внимание, которое уделяли наши предки уходящему, было обращено не столько в прошлое, сколько в настоящее и грядущее. Культ предков, как культ старших, бытовавший в казахском ауле, связан прежде всего с морально-этическими и нравственными устоями. Он являлся для народа здоровой основой и залогом сохранения себя как этнического целого в пору трудных исторических потрясений и горьких испытаний. В этом аспекте затрагиваемый нами вопрос сыграл, безусловно, объективно прогрессивную роль. По установившейся традиции правую сторону юрты, где по обыкновению спят старики, всегда оставляли свободной. И если в семье кто-то умер, то покойника на смертном одре также укладывали на этой стороне. Умершего из дома выносили вперед ногами, этим подчеркивалось, что он покидаает его навсегда. Если хоронили состоятельного степняка, рядом с его юртой ставили вторую, траурную, застлав ее пол коврами, установив с правой стороны кровать, покрытую черным ковром, на которой тело покойника должно было оставаться до окончания церемониала прощания с усопшим. Обычно в такой юрте сидели мулла и старики, убитая горем жена с распущенными волосами. Дочери или сестры, накинув на плечи черные шали, оплакивали умершего, встречая скорбным напевом — жоктау всех, кто пришел почтить его память. Лица мужского пола в это время подпоясывались кушаками из темной ситцевой ткани и становились в ряд у юрты, соответственно возрасту, занимаемому в семейном клане положению, для встречи с теми, кто решил разделить горе утраты. Опираясь на посохи в знак скорби, они поочередно обнимались с каждым, обмениваясь траурными приветствиями, и заходили в юрту вместе с ними лишь на время чтения молитвы и произношения слов успокоения — жубату. Как бы ни ссорились, ни враждовали аулы, у «свежей могилы» забывались все обиды. В дни, овеянные дыханием смерти, никто не смел вспоминать размолвку. Родичи, друзья и сверстники покойного приезжали на похороны со своими юртами, убойным скотом, кумысом, поминальными лепешками, баурсаками, сладостями, ибо поминальный дастархан должен быть разостлан для всех, кто изъявит желание находиться в эти траурные дни вместе с родственниками умершего.
[/size]

У казахов тургайских степей бытовала старинная традиция водружать пику справа при входе в юрту, с одной стороны — как оберег благополучия жившей в ней семьи, с другой — как знак присутствия в доме мужчины. По-видимому, этот обычай в измененном виде заимствован казахами от своих предков: в древности мужчина вешал свой колчан перед юртой или повозкой приглянувшейся женщины и вступал с ней в интимную связь. А вот к юрте покойника с правой стороны полагалось прикрепить на острие пики траурное полотнище. «Это было самым большим знаком почитания покойного, знаком печали: траурный стяг, укрепленный на острие пики. Если бы Божей (имя покойника.— У. Д.) происходил из ханского рода,— писал Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая»,— то вывешено было бы знамя тюре — белое, голубое или полосатое. Если же умерший простого происхождения, то цвет знамени зависит от его возраста. Байдалы советовался об этом с Суюндуком, который славился как знаток старых обычаев. Суюндук ответил, что у тела молодого умершего вывешивается красное знамя, у старика — белое, а у человека среднего возраста, каким был Божей, знамя должно состоять из двух полос — черной и белой. Этот стяг, водруженный Байдалы с правой стороны траурной юрты на другой же день после смерти Божея, свидетельствовал о том, что память покойника будет почтена особо торжественно. Это обозначало, прежде всего, что почитание его памяти не прекратится в течение целого года, после чего будет устроен ас — поминальный пир. По другому старому обычаю, была совершена общая молитва, и к двери траурной юрты с противоположных сторон подвели двух коней и привязали к косяку. Один был огромный, жирный, темно-рыжий, с крутой шеей, другой — подтянутый, стройный, темно-серой масти. На рыжем коне Божей ездил зимой, темно-серого холил с начала этого лета. Увидев коней, напоминавших о живом, чтимом всеми Божее, толпа не выдержала: поднялся новый горький плач. Некоторые рыдали, опираясь на свои посохи, другие падали на колени и склонялись к земле. "О, несравненный мой! Лев мой! Родной мой!" — гудела толпа.
[/size]

Кулыптас
[/size]
 — представляет собой каменный столб и функционально применяется как вертикальная надгробная стела у изголовья. Истоки возведения кулыптасов можно искать в менгирах. Наиболее древние кулыптасы представляют собой вертикально поставленные столбы, зачастую необработанные.
[/size]

Байдалы пришел в себя раньше других. Он приблизился к темно-рыжему коню, привязанному у правого косяка. "О, бесценный жануар!" — обратился он к коню. "Умер твой хозяин, осиротел ты, несчастный!" И подойдя к нему, он отрезал его челку, потом захватил хвост и, хрустя ножом по конскому волосу, отрезал его вровень с коленами. Так же он подстриг и темно-серого коня. Потом оба меченых коня были отпущены в табун на отгул. За год отдыха они разжиреют, и тогда их забьют на поминках хозяина. Байдалы посмотрел вслед коням. У темно-серого — грива и хвост черные. Пусть он будет траурным конем. Во время кочевок он будет ходить под седлом хозяина, покрытым черным,— решил он. Здесь же, у траурного стяга, старейшины решили, какое количество скота и имущества следует выделить им на похороны». Поминки устраивались на седьмой и сороковой после смерти дни и через год, как в данном случае. А по наиболее почитаемым людям поминальные асы, где помимо угощения, организовывались скачки, борьба, устраивались и через четыре года, после чего траур снимался. Победителям скачки, борьбы «казахша курес» присуждались ценные призы. Например, для байги выделяли девять голов животных во главе с верблюдом, борцам — хорошего коня, шелковый халат с бориком (шапка с меховой опушкой). Своеобразен у казахов культ почитания памяти усопших. По древней традиции обычно ничто не должно напоминать о покойнике, преданном земле, и потому казах не утруждал себя сооружением надгробий на могилах. Мавзолеи, каменные стелы, надгробия, явившиеся материальным воплощением культа предков, возводились лишь на могилах мусульманских «святых», особо почитаемых в народе биев — старейшин родов, отличавшихся справедливостью, батыров, прославившихся воинской доблестью, акынов, певцов-импровизаторов, музыкантов-исполнителей, ставших любимцами публики. Однако, в связи с ростом классового расслоения казахского общества в более позднее время, главным образом, начиная с конца XVIII века мавзолеи, богато орнаментированные кулыптасы — стелы, кой-тасы — надгробные изваяния, кок-тасы — плитки стали устанавливаться и на могилах представителей власть имущих, феодальной знати и зажиточных степняков. Более состоятельные люди строили еще и сахану — фамильный склеп. В подземной части саханы, куда обычно вела лестница с низким проходным коридором, предусматривались, как правило, две камеры для погребения отдельно мужчины и женщины. В склепе покойного, облаченного в кебн (кебiн) — посмертное одеяние из белого полотна, как обычно, не закапывали в землю, а укладывали в камеру. При новом погребении останки предыдущего покойника соответствующего пола спускали в колодец, расположенный рядом.
[/size]

Узбекали Джанибеков
[/size]


Рождение ребенка
[/size]
 Обычаи, связанные с рождением ребенка в казахской семье, имеют древние корни. Отдельные обычаи в несколько измененной форме сохранились до сих пор. После появления на свет ребенка бабушка и дедушка или самый старший из родственников нарекает ребенка именем. Раньше, как правило, это почетное задание возлагалось на муллу, так как появление на свет ребенка связывлось с религиозным понятием. Человек, нарекающий ребенка именем, наклонившись к ушам новорожденного, трижды произносит выбранное имя: 

- Твое имя ... ! 

Учитывая разные поверья, понятия и пожелания, родители стремятся дать своему ребенку звучное, значимое имя. Родители, радуясь рождению сына могут назвать его именем «Куаныш», что означает «радость». Если ребенок рождается в дни айта, его могут назвать «Айтбаем» и т.д. Шилдехана - традиционный той в честь новорожденного. На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гости поздравляют родителей малыша и желают ребенку долгих лет жизни, говоря: «Счастья тебе, малыш. Долгих лет жизни тебе. Будь сыном не только своих родителей, но и Родины!» За дастарханом молодежь поет песни, играет на домбре. Все веселятся до утра, устраивают различные состязания. По древнему поверью, так гости отгоняли злых духов от ребенка и сторожили его. Иногда собравшиеся задерживались на два-три дня. Традиция проведения шилдеханы в несколько измененном виде сохранилась до сих пор.

[/size]

Через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша. Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине, подарившей колыбель. Помахивая зажженной веточкой, женщина изгоняет злых духов и очищает от запахов колыбель. После этого она стелит маленькие подушки и одеяла. Укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах. Приговаривая свои пожелания, женщина накрывает колыбель одеялом. Затем накрывает шапаном, шубкой, чтобы ребенок стал сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар, чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз. В последующие дни ребенка укрывают только одеялом. Гости, пришедшие на праздник, бросают шашу: сладости, деньги, кольца и при этом произносят добрые пожелания.
[/size]

Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. В первую рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и пускают прочь. Дети, догнав собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости. Ритуал празднования сорока дней со дня рождения малыша чаще всего отмечают вместе с праздником укладывания в колыбель.
[/size]

Резание пут - обряд, связанный с первыми шагами ребенка. Ножки малыша перевязывались полосатой веревкой. Обряд резания пут поручали человеку с красивой, твердой походкой, а также обладающему лучшими духовными качествами. Такой выбор делался с той целью, чтобы и ребенок имел такие же качества. В торжествнной обстановке выбранная женщина режит путы, приговаривая при этом:

- Разрежу путы, сковывающие твое движение, и побежишь вперед своими ножками. 

После этого две женщины ведут ребенка вперед. Женщина, исполнившая обряд резания пут, получает достойный подарок. Радостный праздник топанья малыша продолжается веселым разговором, песней и пляской.

[/size]

Атка мынгызу
[/size]
 Атка мынгызу - посвящение в наездники. Издавна у казахского народа существовал своеобразный обряд - Атка мынгызу. Суть обряда - посвящение мальчика, достигшего 4-5 летнего возраста, в наездники. Для этого готовили из дерева атамай-ер - специальное детское седло. Переднюю и заднюю части атамай-ер делали повыше, с опорой, затем им седлали смирного жеребенка-трехлетку и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших по возрасту людей, аксакалов.
[/size]

Те, в свою очередь, благославляли и напутствовали его:

- Стань хорошим наездником!
- Найди свое место в жизни!
- Будь достойным сыном своего края! 


В честь этого события устраивали небольшой праздник. Женщины бросали шашу (подарки, сладости). Дети постарше устраивали скачки на конях, играли в разные игры. Взрослые пили кумыс, ели угощения, затем расходились, благословив виновника торжества. Оседлав своего первого коня, мальчик по праву мог считаться мужчиной.

[/size]

Токым кагу
[/size]
 Токым кагу - той, посвященный первому отъезду мальчика из родительского дома. Научившись самостоятельно ездить верхом, мальчик впервые выезжает из родительского дома. По этому поводу его родители резали скот, устраивали той, который назывался «Токым кагу». Этот той устраивали в честь первого отъезда сына и его благополучного возвращения. Приглашали уважаемых людей почтенного возраста, которые выражали свои пожелания хозяину дома:

- Счастливого пути твоему сыну!
- Пусть вырастает настоящим мужчиной!
- Благополучного ему возвращения!
- Пусть удача сопутствует ему!


Гости играли на домбре, пели песни, устраивали айтыс (состязание акынов), играли в разные игры, веселились.

[/size]

 

Сундет той
[/size]
 Сундет той - той, посвященный обряду обрезания. Этот обряд впервые появился в арабских странах, затем распространился по всем мусульманским народам. Обряд обрезания делают мальчику в 5-7 или 9-летнем возрасте, обычно весной или осенью. Сундет той считался важным и радостным событием в жизни мальчика. На праздник приглашали самых близких родственников и друзей. Устраивали различные состязания, игры. Мальчику, которому сделали обрезание, дарили подарки, сладости. Обряд обрезания считается долгом каждого мусульманина, является символом мусульманства.
[/size]

 

Тилашар - той
[/size]
 Когда ребенку исполнялось 7 лет, родители вели его в медресе или в школу. Это большое и радостное событие в жизни ребенка. В честь этого праздника его родители устраивали той. Приглашенные гости поздравляли родителей, желали удачи их ребенку, дарили подарки. Для этого случая резали барана, устраивали большое пиршество для гостей. Аксакалы давали свое благословение ребенку, впервые в своей жизни идущему на учебу:

- Будь грамотным человеком!
- Стань достойным представителем своего народа!

[/size]

Жас санау
[/size]
 Обычай определения возраста. Козы жасы (возраст ягненка) мальчику, которому исполнялось 10 лет, доверяли пасти ягнят. Поэтому этот возраст считали «возрастом ягненка». Козы жасы - первая ступень ребенка в труде, начало его самостоятельности. Кой жасы (возраст овцы) После 13 лет ему доверяли пасти уже не ягнят, а овец. Поэтому возраст от 13 до 20 лет считался «возрастом овцы». Пасти стадо овец и зимой, и летом - дело непростое. К тому же сохранение в целости скота требует значительной выдержки и выносливости. Жылкы жасы (возраст лошади) - приобретя навыки по выращиванию овец, пройдя достойно это испытание, юноша переходил в «возраст лошади». Трудное, но довольно интересное дело присмотра за лошадьми доверяли джигитам в возрасте от 25 до 40 лет. Поэтому этот возраст называли «возрастом лошади». Патша жасы (царский возраст) Сорокалетний возраст называли «возрастом царей», так как именно в этом возрасте некоторые начинали управлять народом, становились известными, приобретали славу, благодаря своей мудрости, мужеству и красноречию.
[/size]
Аватара пользователя
Sapper
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2366
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

[font='times new roman']КАЗАХСКИЕ ОБЫЧАИ[/font]
[/size]

[align=center]Казахский обычай "Суйынши"[/size][/align]

Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят "Суйынши", все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Салемде"[/size][/align]

Салемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Коримдик"[/size][/align]

"Коримдик" от слова "кору" - смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Базарлык"[/size][/align]

Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Жети ата"[/size][/align]

Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода[/size]

[align=center]Казахский обычай "Тыйым"[/size][/align]

Тыйым – Запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.[/size]

 

[align=center]Казахский обычай "Араша"[/size][/align]

Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: "Араша!", "Араша!", они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Кутты болсын айту"[/size][/align]

Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить "Кутты болсын!" при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Токымкагар"[/size][/align]

Токымкагар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Тизе Бугу"[/size][/align]

Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.[/size]

[align=center]Казахский обычай "Шашу"[/size][/align]

Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.[/size]
Последний раз редактировалось Sapper 02 мар 2014, 14:02:06, всего редактировалось 1 раз.
Вовка54регион
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3680
Стаж: 10 лет 4 месяца
Имя: Владимир
Местонахождение: г. Карасук .
Поблагодарили: 27 раз

Сообщение

[img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img] ...вспоминая прошлый сезон... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img]

 

...был я осенью на одном казахском ауле , Николай ([url=<___base_url___>/user/151-%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD/]шаман[/url]) этот аул знает - довелось нам однажды вместе покопать там - надеюсь , в этом сезоне организуем коп посерьёзнее , и не только с ним... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img]  Вот такими находочками наградил аул тогда : 

 

<a class="ipsAttachLink ipsAttachLink_image" href="<fileStore.core_Attachment>/monthly_03_2014/post-14-0-55141300-1394950076.jpg">[img]<fileStore.core_Attachment>/monthly_03_2014/post-14-0-55141300-1394950076_thumb.jpg[/img]</a>
Вложения
Казахские аулы . Быт казахов . - IMG_0017.JPG
Аватара пользователя
Sapper
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2366
Стаж: 10 лет 3 месяца

Сообщение

<div>
[img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img] ...вспоминая прошлый сезон... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img]

 

...был я осенью на одном казахском ауле , Николай ([url=<___base_url___>/user/151-%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD/]шаман[/url]) этот аул знает - довелось нам однажды вместе покопать там - надеюсь , в этом сезоне организуем коп посерьёзнее , и не только с ним... [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_rolleyes.gif[/img]  Вот такими находочками наградил аул тогда : 

 

[img]<___base_url___>/public/style_images/simples/attachicon.gif[/img][url=<___base_url___>/index.php?app=core&module=attach§ion=attach&attach_rel_module=post&attach_id=1387]IMG_0017.JPG[/url]

</div>

Вова, что это сверху?

Вернуться в «Беседка»