НАШ БРОНЕПОЕЗД СТОИТ НА ЗАПАСНОМ ПУТИ

Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 709
Стаж: 11 лет 9 месяцев
Репутация: 31
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 579 раз

#1

Многие из нас смотрели фильмы про Гражданскую и Отечественную войну, и эффектно и врываясь в память черными клубами дыма врывались БРОНЕПОЕЗДА.Попалась небольшая статья про эти ОГРОМНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ГУСЕНИЦЫ и вот Предлагаю уважаемому форуму ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
В Гражданскую войну на территории России получило распространение использование бронепоездов (хотя появились они в нашей стране ещё в начале XX века).
Всего на октябрь 1920 года:
Красная армия (РККА) насчитывала 103 бронепоезда
Белая армия насчитывала 79 бронепоездов
Почти треть бронепоездов в октябре-декабре 1919 года курсировала на Юге России:
В составе Южного фронта РККА насчитывалось 37 бронепоездов
В составе Добровольческой, Донской, Кавказской армий белых насчитывалось 28 бронепоездов

Численность бронесоставов не была постоянной — не только по причине выхода техники из строя,но и потому, что она часто переходила из рук в руки: от белых к красным и наоборот, меняя при этом каждый раз свои названия.
Наряду с бронепоездами заводского производства по обе стороны фронта использовались и так называемые «блиндированные» поезда с деревоземляной защитой бортов. Новые бронированные составы для белых часто изготавливались на паровозо- и вагоноремонтных заводах, в крупных железнодорожных мастерских Юга страны, в том числе Екатеринодара, Горловки, Ростова-на-Дону, Екатеринослава.

Изображение
Людмиила Наумовна (Геооргиевна) Мокиевская-Зубок (1896— 9 марта 1919) — российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918—1919 годах, единственная известная женщина — командир бронепоезда.Родилась в 1896 году в Чернигове в дворянской семье. Была незаконнорождённой дочерью дворянки Глафиры Тимофеевны Мокиевской-Зубок, проживавшей в Чернигове, и Наума Яковлевича Быховского, известного публициста-народника, некоторое время — члена ЦК Партии социалистов-революционеров.
Из воспоминаний Е.И.Гутман, опубликованных в книге «Без них мы не победили бы»:
Есть люди, встречи с которыми оставляют неизгладимый след на всю жизнь. Таким человеком была Людмила Мокиевская-Зубок, с которой судьба свела меня в 1910 году.
Она отличалась необыкновенной простотой и скромностью не только в поступках, действиях, но и внешне. Одевалась Люда в недорогие платья, а чаще всего – в синюю сатиновую юбку и кофточку-матроску из той же материи или белую блузку. Карие пытливые глаза, озаренные каким-то внутренним светом, внимательно и спокойно глядели на людей. Люда была старше меня на три года и имела на меня большое влияние. От моей сестры, с которой они вместе учились, я знала, что отец Люды – революционер и с семьей не живет.Дом, в котором жили Люда и ее мать Глафира Тимофеевна, казался мне мрачным и таинственным, даже сад, густой и весь заросший, не привлекал в свою тень. Дом их стоял на одной из окраинных улиц Чернигова – Лесковице. Из сада вела тропинка на озеро Млиновище. Мы часто проводили здесь свободное время, катаясь на лодке по озеру или по тихой Десне. Люда прекрасно гребла и плавала. На противоположной стороне Десны манили к себе поросшей кустарником песчаный берег и раскинувшиеся дальше душистые луга…
В Чернигове же прошли её детство и юность. Училась в частной гимназии, где была одной из лучших учениц черниговской частной гимназии Кузнецовой.В казенную гимназию ее не приняли как «незаконнорожденную». Она была очень способной, много читала и во время задеснянских прогулок любила порассуждать о том, как несправедливо устроен мир.
Образованные черниговские обыватели сторонились Мокиевских, и Глафира Тимофеевна и Люда платили тем же. Одиночество матери Люды бросалось в глаза. Глафира Тимофеевна всегда была одна, закутавшись в плед, сидела в кресле и читала. Книг и журналов у них было очень много, и мать привила дочери любовь к чтению.
В 1912 году Люда уехала в Петербург и поступила в Психоневрологический институт, студенты которого отличались вольнодумством, а профессура – своими прогрессивными взглядами.Отчим ее был адвокат-еврей, сторонник эсеров, который и привил ей революционные идеи.
В институте Люда Мокиевская оказалась в гуще передового студенчества.В марксистском кружке она жадно изучает революционную литературу, страстно выступает на собраниях, диспутах.Неудивительно, что уже в 1914 году пристав шлиссельбургского полицейского участка обращается с запросом в институт: «Сообщите, в возможно скорейшем времени, состоит ли в числе слушательниц института Мокиевская-Зубок Людмила, а так же ее сословное звание, вероисповедание и лета».
В 1916 и начале 1917 года Люда снова в Чернигове в связи с тяжелой болезнью матери.В конце лета мать умерла. Ее смерть Люда очень тяжело переживала. Но нужно было возвращаться в Петроград продолжать учебу. Больше ничто уже не связывало ее с Черниговым. Революционная борьба сразу захватывает ее. В октябрьские дни 1917 года она отправляется в штаб революции – Смольный, где организуется оборона только что родившейся Советской республики. Мокиевская вступает в отряд Красной гвардии и снова учится – теперь уже военному делу.

В трудные дни декабря 1917 года народный комиссар по военным делам Николай Ильич Подвойский вручает Мокиевской мандат как комиссару по продовольствию, направлявшемуся в Екатеринослав. Работа очень важная и ответственная.
Изображение
собственно сам Николай Ильич Подвойский. Является автором символа Красной Армии — красной пятиконечной звезды («марсова звезда» вот обратите на форму ношения звезды на этом фото )и инициатором создания индивидуальной награды особо отличившимся на фронтах Гражданской войны — ордена Красного Знамени.

Так вот вернемся к Мокиевской.
В январе 1918 года рабочие Брянского завода начали строить бронепоезд. Энергичная и решительная девушка, комиссар по продовольствию Мокиевская стала одним из организаторов этой работы. И когда бронепоезд был готов, Людмилу назначили его командиром.
С 25 февраля 1918 года она – командир красного украинского бронепоезда «3-й Брянский» и одновременно комиссар Брянского боевого отряда рабочих Екатеринославщины. Ее бронепоезд сражается с немецкими войсками и гайдамаками Центральной Рады, с белоказаками-красновцами под Царицыном.
Антонов-Овсеенко, вспоминая этот период, писал:
«С февраля 1918 года Мокиевская командир бронепоезда. Ее бронепоезд в течении всего лета 1918 года не выходил из боев. Он участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ярославле, в обороне Царицына, в боях против гайдамаков, немецких оккупантов и петлюровцев на Украине».
В районе Гадяч—Ромны, а затем у Ромодана бронепоезд Мокиевской прикрывал отход красных частей под давлением наступавших войск германских империалистов на Полтаву. Когда войска Красной армии были окружены в районе Харькова, бронепоезд Мокиевской пришёл им на помощь и способствовал прорыву кольца.
Антонов-Овсеенко писал об этих боях:
«Во время эвакуации ст. Ромодан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего момента задерживавшей натиск германцев. Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска. Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы Мокиевской были искренни, правдивы, и потому бойцы так были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде».
Бронепоезд Мокиевской продолжал громить врага.К осени 1918 года он оказался насколько потрепан в боевых схватках, что его пришлось отправить на ремонт в Нижний Новгород, на Сормовский завод. Ремонт затянулся, и Мокиевская настояла, чтобы ей дали другой бронепоезд. По данным, сохранившимся в Центральном архиве Советской Армии, она получила бронепоезд №3, называвшийся «Власть Советов».

С 22 ноября 1918 года она – комиссар бронепоезда №3 «Власть советам»
С 20 февраля 1919 года одновременно его командир.
В архиве, хранится приказ о назначении Мокиевской не только командиром бронепоезда, но и одновременно комиссаром его. Это не случайно. Ее личный героизм, умение воспитывать бойцов в духе сознательной революционной дисциплины, добиваться постоянного боевого совершенствования команды – все это было основанием для того, чтобы доверить Людмиле высокую комиссарскую должность.

Из записки В.А.Антонова-Овсеенко от 7 августа 1918 года:
Товарищ Мокиевская, командуя бронированным поездом №3, проявила выдающиеся боевые качества. Постоянно держала команду в строгом порядке, все боевые распоряжения выполняла неукоснительно с полным самообладанием. Она командовала поездом с 25 февраля по настоящее время.
Из воспоминаний секретаря Купянского окружкома в 1919 году И.В.Яковины:
Я не раз встречал женщин в армии, работников политотделов, но она на них не похожа. Характером своим не похожа. У тех грубость, огрубели на фронте, а эта какая-то особая, без мужской грубости. Когда я с ней говорил, она не подчеркивала свою комиссарскую должность. А вот в разговоре чувствовалось, что она командир

Из высказываний членов команды бронепоезда «3-й Брянский»:
«Кто мы были? Простые заводские парни с Кайдак. Вы знаете, что это такое? То-то и оно! Мы на мордобой как на праздник ходили, к нам не подступись. Чуть деньги появятся – нам весь Екатеринослав по колено. Что и говорить, мы были не ангелы. От наших выражений, бывало, стекла дрожали. Она с нас мусор смела, не только командовала, но и лекции читала, культуру привила».
«Вы посмотрите на меня: в плечах до сих пор косая сажень, рост – метр восемьдесят: а она маленькая, стройненькая, интеллигентная, кажется, дунь неосторожно – с ног сшибешь. Ан нет! Крепкий орешек! Перемолола нас».
«Первое время мы еще пробовали прикладываться к самогонке, но скоро пришлось забыть как она и пахнет».
«Умела порядок навести. Мы уважали ее, гордились своим командиром, даже побаивались. Но чтобы кричать на нас, рядовых, как делали некоторые, – этого она не знала; раз пять было, помнится, но в бою: такое не в счет».

Изображение
В Черкесске стоит Мокиевская –Зубок.Сидит писательница З.Чалая, за тем А. Прищепчик - убит во время кронштатского мятежа и Г.Петров - погиб с 26 ю Бакинскими комиссарами, это он подарил Мокиевской черкесску.

По прибытию бронепоезда в начале 1919 года на Украину его направили в распоряжение командующего 13-й армией товарища Кожевникова. Уже несколько месяцев шли ожесточенные бои в Донбассе. Деникинская армия рвалась к Луганску. Обстановка была весьма напряженная, требовала сосредоточения всех революционных сил. Туда и был переброшен бронепоезд №3 «Власть Советов», экипаж которого отличался смелостью и бесстрашием.

Изображение
На фото Мокиевская –Зубок разговаривает с командармом-13 Кожевниковым.
Особенно жестокие бои разгорелись за узловую станцию Дебальцево, которая несколько раз переходила из рук в руки. Все новые и новые полчища белых перебрасывались в Дебальцево, но наши части под прикрытием бронепоезда №3 стойко защищали важный опорный пункт.
В решающий момент одного из боев из замаскированного укрытия был выпущен вражеский снаряд. Он ударил в будку машиниста, где в это время была Людмила.
Командир бронепоезда 23-летняя Людмила Мокиевская погибла 9 марта 1919 года. Её похоронили в Купянске при большом скоплении народа. После прихода белых в Купянск труп Людмилы Мокиевской был вырыт и выброшен на свалку в овраг. Захоронили её заново лишь после возвращения красных.


Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 709
Стаж: 11 лет 9 месяцев
Репутация: 31
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 579 раз

#2

Изображение
Аэровагон (Аэродрезина )Дрезина (или автомотриса) инженера Абаковского 1921года с мотором и двухлопастным винтом развивала скорость до 140 кмч.

Построен инженером В. И. Абаковским в 1921 г. для обеспечения поездок руководителей партии и правительства СССР. Представлял собой дрезину, снабжённую мотором и двухлопастным винтом. Развивал скорость 140 км/ч.
В 1921 году в Советской России по проекту инженера-самоучки Валериана Абаковского был сконструирован пробный вариант аэровагона. Первый в России аэровагон представлял из себя дрезину, снабжённую мотором от самолёта и двухлопастным винтом.Аэровагон мог развивать скорость до 140 километров в час, правда, издавая страшный грохот. В те времена подобная скорость была доступна лишь самолётам
В июле 1921 года в Москве проходили заседания Третьего конгресса Коммунистического Интернационала. 24 июля 1921 года около двадцати человек, в том числе иностранных коммунистов — представителей делегаций, прибывших на конгресс, во главе с известным большевиком, участником Гражданской войны, 38-летним Фёдором Сергеевым, более известным как «товарищ Артём», должны были отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами. Для поездки ими был избран только что построенный пробный вариант аэровагона, который уже проходил испытания и наездил порядка трёх тысяч километров испытательного пробега[2].
До Тулы делегация доехала успешно, и в тот же день после окончания встреч с шахтёрами отправилась обратно. В 18:35 по местному времени, приблизительно в 110 километрах от Москвы, в районе Серпухова, на скорости приблизительно 85 километров в час, аэровагон сошёл с рельсов и улетел под откос. Из находившихся в вагоне 22 человек на месте погибло 6[3], ещё один скончался от травм позднее. Среди погибших оказались как Сергеев-Артём, так и конструктор аэровагона Абаковский.

На рельсы попали камни-по версии следствия-"диверсия"?Официальной причиной крушения аэровагона считается катастрофическое состояние железных дорог в России начала 1920-х годов. Согласно этой версии, аэровагон во время движения подскочил на ухабе и сошёл тем самым с рельсов

Сын Фёдора Сергеева Артём был убеждён, что катастрофа, в которой погиб его отец, была подстроена:
«…Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу......

Семерых погибших, в том числе Абаковского и Артёма, похоронили в братской могиле в некрополе у Московской Кремлёвской стены.
В 1917-21 у Кремлёвской стены несколько раз устраивали братские могилы малозначительных людей, погибших за идею революции. С 1919 (после Свердлова) здесь начал формироваться уже элитный некрополь.
Аватара пользователя
fosa
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 4075
Стаж: 11 лет 6 месяцев
Репутация: 41
Имя: серега
Местонахождение: каменские
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 1140 раз

#3

Отличный экскурс в историю! Поразил возраст девушки командира!

Командир бронепоезда 23-летняя Людмила Мокиевская!Изображение
Нынешнее поколение женского пола,в таком возрасте не то что бронепоездом! сами себе не хозяйки!Изображение
Я вообще не понимаю о чём вы здесь пишите, просто читаю как фентези...
Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 709
Стаж: 11 лет 9 месяцев
Репутация: 31
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 579 раз

#4

Есть что отписать Уважаемому форуму по этой теме, если интересно то кивните, сегодня и начну, а то может скучно и не интересно ......
С уважением ....
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19759
Стаж: 12 лет 5 месяцев
Репутация: 315
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15868 раз
Поблагодарили: 12768 раз
Контактная информация:

#5

gennadiy-76 писал(а):Есть что отписать Уважаемому форуму по этой теме, если интересно то кивните, сегодня и начну, а то может скучно и не интересно ......
С уважением ....
Гена, пиши не стесняйся, почитатели найдутся :up:
Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Изображение
Аватара пользователя
fosa
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 4075
Стаж: 11 лет 6 месяцев
Репутация: 41
Имя: серега
Местонахождение: каменские
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 1140 раз

#6

gennadiy-76 писал(а):Есть что отписать Уважаемому форуму по этой теме, если интересно то кивните, сегодня и начну, а то может скучно и не интересно ......
С уважением ....
Товайте о юношах и девушках командирах,

Всегда вызывает удивление! как они в столь юном возрасте! могли командовать ?
Я вообще не понимаю о чём вы здесь пишите, просто читаю как фентези...
Аватара пользователя
Игорь61
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6848
Стаж: 12 лет
Репутация: 126
Имя: Игорь
Местонахождение: Каменск.
Благодарил (а): 5321 раз
Поблагодарили: 5773 раза

#7

Гена, пиши.!!!
Есть очень интересные факты о которых многие и не знали. Я о дрезине на винтовой тяге ни когда не слышал.
... главное правило, не бери халявное.
Ответить

Вернуться в «Записки Положительно Странного Человека.»