Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Медное литьё

Кресты, иконы, церковная утварь и всё что с ней связано. Опознание и оценка.
серый345

Сообщение

Знаток русской народной жизни С. В. Максимов в конце XIX века писал о своих

встречах со старообрядцами, которые носили медные образки за пазухой и не молились на

чужие иконы. Они «вынимают из-за пазухи свой медный образок, поставив его где-нибудь на

полочку, начинают молиться спешно, скоро... Садясь за стол обедать, эти же иконки кладут

через стол против себя, чтобы и в этом отличаться от православных»Обереги — небольшие образки и складни — сопровождали владельца во время

дальних поездок и путешествий. Часто подобные меднолитые предметы находили далеко за

пределами Русской земли. Так, в 1780 году у берегов Франции во время шторма затонул

русский корабль «Слава России». Только через 200 лет были подняты со дна 80 меднолитых

иконок и небольших складней, принадлежавших русским морякам Подобные предметы

были найдены и в Северной Голландии. Здесь, на месте сражений 1799 года между англо—

русскими и франко—нидерландскими войсками, среди военных реликвий были обнаружены

русские складни с изображением святых Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы Эти

небольшие и скромные предметы донесли до нас память о безвестных русских воинах,

павших на чужой земле...Материал, из которого выполнялись эти изделия, не только накладывал отпечаток на художественные особенности предметов, характер изображений, но и сам по себе обладал глубоким символическим смыслом. Широкое употребление  меди для литья крестов—энколпионов, тельников,икон, змеевиков и складней не было случайным. Меди  как металлу приписывали магические свойства.Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»Предметы медного художественного литья делятся на несколько типов: нательные кресты (от трех до двенадцатиконечных), иконки привески различных форм; наперсные кресты—энколпионы (двустворчатые для вложения мощей и иных святынь) с подвижным оглавием, двусторонние и односторонние, как правило, с фиксированным оглавием; змеевики с изображением на лицевой стороне христианского образа, на обороте — головы (личины) в окружении змей либо змееногой фигуры; иконыэнколпии двустворчатые с подвижным оглавием; иконы двусторонние и односторонние с ушком для подвешивания; панагии, как правило, двустворчатые, путные (дорожные) с подвижным либо фиксированным оглавием; складни

(от двух — до четырехстворчатых); наугольники и средники Евангелий или матрицы для них;

богослужебные предметы (кадила, кации и др. ); хоросы, состоящие из отдельных

меднолитых ажурных пластин и рельефных фигурок, в дальнейшем монтирующихся на

основу.Все эти типы изделий, сосуществуя и дополняя друг друга, имели различное

назначение: большинство из них было рассчитано на индивидуальное употребление,

некоторые служили для украшения церковной утвари, богослужебных книг, лампад. На Руси

использовались в основном три способа литья: в жестких каменных формах; в пластичных

формах (глина, песок, формовочная земля); по восковой модели с сохранением либо с

утратой формы.

Основным центром производства медного литья в конце XI — начале XIII века

являлся Киев, в XIV—XV веках его место занимает Новгород Великий, Древнерусские традиции литейного дела находились на грани исчезновения, и в 1722

году вышел Указ Петра I «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и

отливные иконы».

Указом 1723 года предписывалось «... медныя и оловянныя литыя иконы, где

обретаются, кроме носимых на персех крестов, по тому ж в ризницы обрать для того:

выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма

лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы, и о том, чтоб оных

икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных

воспретить... »Однако, несмотря на запрет, медные кресты, складни и иконы, столь

почитаемые в народной среде, продолжали отливать.

В начале XVIII века вновь наступает расцвет меднолитейного дела, связанный со

старообрядческими мастерскими в Поморье. Так, в литейной мастерской Выговского

старообрядческого общежительства были выработаны совершенно новые типы продукции,

широко распространенные вплоть до начала XX века Продолжателями традиций поморского литья стали крупнейшие московские литейные

мастерские Преображенской общины второй половины XIX — начала XX века,

располагавшиеся также в Лефортовской части, в селе Черкизове и на улице Девятой роты Меднолитые произведения московских мастерских, несмотря на сходство с

поморскими образцами, имеют существенные отличия: значительное увеличение веса,

изощренную декоративность и многоцветную гамму стекловидных эмалей. На отдельных

меднолитых иконах, складнях и крестах появляются монограммы мастеров — литейщиков О популярности медного литья в России свидетельствует и массовая продажа этого

вида продукции на Нижегородской и других ярмарках. Спрос вызвал появление особой

отрасли промысла — подделки медных образов «в старинном виде». Такие мастерские

существовали и в селе Никологорский погост, что в 25 верстах от Мстеры (Владимирская

губерния): «В Никологорском погосте подделывают медные образа и кресты следующим

способом: отливают в снятую с старинного изображения форму, или крест, из зеленой меди,

потом кладут на два часа в воду, в которой распущена простая соль, затем вынимают и

держат над парами нашатыря, отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и

изображение принимает кроме того закоптелый старый вид»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Аватара пользователя
Алекс 17
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1851
Зарегистрирован: 9 лет 5 месяцев
Имя: Александр
Местонахождение: Воронеж
Благодарил (а): 273 раза
Поблагодарили: 240 раз

Сообщение

Металлопластика мое. Раньше коллекционировал, сейчас осталось немного, раздарил.....

Вернуться в «Металлопластика»