Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Традиционное русское жилище 13-15 вв.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19778
Стаж: 12 лет 7 месяцев
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15971 раз
Поблагодарили: 12780 раз

Сообщение

Основной единицей застройки в XIII-XV вв. как в городе, так и в деревне была усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. В деревне крестьянская и господская усадьбы, очевидно, резко отличались прежде всего по величине. Писцовые книги всегда называют господский двор "большим" в отличие от крестьянских дворов. По-видимому, эта усадьба включала в себя, кроме жилых помещении (барского дома и "людских" изб), погребов, конюшен, амбаров, поварни и бани (они характерны и для городской усадьбы), - также постройки, необходимые для обработки урожая - овин, где сушился хлеб, гумно, где производилась молотьба, и т. п. Эти названия встречаются в письменных источниках неоднократно.

Усадьбу феодала окружал крепкий частокол, а у наиболее крупных землевладельцев сохранились еще настоящие укрепления - земляные валы и рвы. Усадьба обязательно имела огород, а нередко и фруктовый сад. Писцовые книги Новгородской земли, например, упоминают сады, в которых было по нескольку десятков плодовых деревьев - большей частью яблонь и вишен. Судя по тому, что о садах иногда говорится в источниках, когда речь идет о деревнях, где господские дворы не упоминаются, фруктовые сады могли быть и в крестьянских усадьбах.

Крестьянская усадьба состояла из жилой избы, надворных хозяйственных построек и огорода. Мы в точности не знаем обычного плана усадьбы, но в ряде случаев ее постройки располагались по периферии двора, центром которого была жилая изба. Деревенский двор, учитывая специфику сельских поселений того времени, должен был быть замкнутым, окруженным забором, особенно, когда он стоял одиноко.

Можно предполагать, что распространившийся впоследствии в северных и. восточных русских областях комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенный однорядной, двухрядной или трехрядной связью, с крытым хозяйственным двором, также восходит к древнему периоду. Если в центральных и южных землях крестьянскую усадьбу следует представлять похожей на сохранившуюся до наших дней в южновеликорусских и североукраинских селениях застройку с жилым домом, стоящим несколько поодаль от улицы (за забором), с хозяйственными постройками, рассредоточенными по усадьбе и не связанными непосредственно с домом, то на севере Руси, в Старой Ладоге и Белоозере, дома с примыкавшими к ним, по всей вероятности, крытыми хозяйственными дворами существовали в домонгольское время.
Традиционное русское жилище 13-15 вв. - 1570961736187310216.jpg
В городах значительные участки земли принадлежали крупным феодалам и монастырям. Конечно, владельцы больших участков не занимали их целиком под свой собственный двор. Они устраивали здесь слободы, заселяя свои земли ремесленным и торговым людом. Усадьба самого боярина занимала все же большую площадь. Ее окружал крепкий и высокий частокол-тын, за которым можно было выдержать даже непродолжительную осаду. Массивные ворота (шириной, по-видимому, несколько больше 2 м) вели во двор - обычно широкий, замощенный плахами и дранью. Боярская усадьба имела по большей части несколько жилых домов, в одном из которых жил сам хозяин, а в остальных - зависимые от него люди или арендаторы, которым владелец сдавал часть помещений. Иначе трудно объяснить, почему в крупных усадьбах, несомненно принадлежавших феодалам, оказываются дома и мастерские ремесленников. Писцовые книги зачастую прямо указывают, что боярин в усадьбе не живет, а во дворе проживают его люди или ремесленники.

Характерна усадьба ремесленника, открытая в Москве, в Зарядье, в слоях конца XIV - начала XV в. На улицу выходил большой жилой дом, к которому примыкал с двух сторон частокол. Во дворе позади дома находились небольшая плавильная печь-домница, хозяйственная постройка (по-видимому, хлев) и колодец. Ремесленник занимался добыванием железа из руды и литьем бронзовых украшений. Работал он на дворе возле горна и в доме.

Внутренняя планировка усадеб зависела от многих обстоятельств. Усадьба феодала по самой планировке отличалась от усадьбы купца, приказного человека или ремесленника. В ней господский дом находился в глубине двора, а на улицу выходили глухие стены хозяйственных построек, тын ограды и ворота, Такая планировка подсказывалась замкнутым характером хозяйства феодала; она обнаружена как в археологически изученных усадьбах XVI в., так и в сохранившихся планах усадеб XVII в. В ней можно видеть корни традиционного плана застройки дворянских владений XVIII в. с почетным "чистым" двором перед домом, хозяйственным двором и садом позади него.

Как деревенские, так и городские усадьбы XIII-XV вв. представляли замкнутые хозяйственные единицы, содержавшие в себе все необходимое для жизни и производства. Однако усадьбы ремесленников были более связаны и с соседними усадьбами и с городским рынком по всему укладу жизни своих владельцев. По-видимому, не случайно, что именно в Новгороде с его чрезвычайно развитыми торговыми отношениями боярский дом еще в XV в. мог выходить на улицу, а погреба встречались сравнительно редко.

В русском жилище XIII-XV вв. получили дальнейшее развитие те черты, которые наметились еще в глубокой древности, а позднее определили так называемые северорусский и южнорусский типы жилища. На севере и северо-востоке в лесной полосе Руси жилой дом "рубился" из добротных (обычно еловых) бревен, которые в изобилии доставляли окрестные леса. Суровый климат вынуждал поднимать жилые помещения над землей. Так образовался "подклет", или нижний этаж дома (высотой часто в несколько венцов, но не более 1,5 м), служивший также для хранения продуктов и имущества. На подклете располагалась жилая комната с печью. В эту комнату поднимались обычно по лестнице на несколько ступеней. Не все северные русские дома имели подклет. Иногда пол избы располагался ниже, почти на самой земле и отделялся от нее лишь одним - двумя венцами сруба. В этих случаях избу утепляли, приваливая к стенам снаружи землю, которая удерживалась досками (современная "завалинка").
Традиционное русское жилище 13-15 вв. - 1570961865163274092.jpg
На юге и юго-востоке, в лесостепной полосе, где климат был мягче, а лес дорог, сложился иной тип жилища - углубленная в землю на несколько десятков сантиметров изба "полуземлянка", а то и более углубленная и присыпанная сверху землей "землянка". Стены такого жилища могли иметь срубную или столбовую конструкцию или представляли каркас из тонких стволов дерева, иногда оплетенных плетнем и всегда обмазанных внутри и снаружи глиной. Пол нередко был земляной и находился ниже поверхности земли на несколько ступенек, крыша - соломенная, а иногда тоже земляная или дерновая. Такие строения хорошо известны по раскопкам в древнем Киеве, Суздале, Рязани. При раскопках на Смоленщине найдены жилища как бы переходного типа - наземные, срубные, но, по-видимому, с земляным полом и соломенной крышей.

Основой дома являлась рубленная из бревен примерно квадратная клеть, образовывавшая нередко единственную жилую комнату от 3,5×3,5 до 6×6 м. Как показывают археологические раскопки, в древности подавляющее большинство жилищ рядового населения были однокамерными, то есть состояли всего из одной комнаты.

Дальнейшее развитие жилого дома шло по линии увеличения числа помещений. К избе пристраивали сени, иногда имевшие даже не срубную, а более легкую столбовую конструкцию; при необходимости пристраивали и другой сруб, соединявшийся с избой дверями. Большую давность имеют и цельнорубленные двухкамерные срубы, в которых капитальная бревенчатая пятая стена отделяла сени от избы. В Новгороде они преобладали уже в XI- XII вв. В XIII-XV вв. наряду с однокамерными и двухкамерными жилищами распространяются и трехкамерные постройки, обычно из двух срубов, соединенных сенями, но даже в Новгороде Великом они не составляют большинства построек (отдельные трехкамерные постройки в Новгороде были и в XII в.).

В северорусских домах в жилых комнатах и сенях пол настилали из толстых, тесанных топором деревянных досок, причем направление их обычно было от входа к противоположной стене помещения. В южнорусских жилищах нередко был плотно" утрамбованный земляной пол. Потолок также делали из брусьев или плах, опиравшихся на стену и центральную балку-"матицу". По некоторым данным, над потолком засыпали землю для сохранения тепла. Позднее, в XVI в., для молодоженов устраивали на первую ночь специальное помещение, чтобы они не оказались "под землей".

Окна в домах с курной печью делали маленькие "волоковые"; их прорубали в двух соседних бревнах и закрывали деревянным задвижным ставнем или затягивали пузырем. Таких окошечек по фасаду избы, судя по позднейшим рисункам, обычно было три, среднее прорубали несколько выше двух крайних, оно служило также для выхода дыма. В комнатах, где печь была с трубой или где жили только летом, можно было делать и окна "косящатные" современного типа. Массивные рамы этих окон закрывали пузырем, прозрачной светлой слюдой, которая в Европе получила даже название "московской" (мусковит), изредка стеклом, во дворцах - даже цветным.

Даже и в богатых домах, где печь была с трубой, а в окнах слюда (а то и стекло), большую часть суток нужно было пользоваться искусственным светом. Для освещения служила чаще всего лучина, пучки которой вставляли в специально откованные фигурные светцы. Такие светцы, приспособленные для вбивания в стену, часто находят при раскопках. Иногда употребляли масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми внутрь краями и кольцеобразной ручкой. В эти плошки, очевидно, опускали фитиль. Люди побогаче могли позволить себе такую роскошь как сальные, а то и восковые свечи.
Традиционное русское жилище 13-15 вв. - 1570962055110487978.jpg
Печь, служившая рядовому населению как для отопления, так и для приготовления пищи, помещалась обычно в одном из углов. Судя по материалам раскопок, в XIII-XV вв. положение печи в избе еще не было строго зафиксировано в данной области, как это наблюдается позднее. Однако в северных областях печь чаще ставили справа или слева от входа, а в южных - по диагонали от входа. Подавляющее большинство печей были глинобитными, сводчатыми, с плоским подом; в начале рассматриваемого периода встречаются изредка каменки, а в конце его - кирпичные печи. Печь ставилась на "опечке", который чаще всего представлял четыре (реже - два) вертикально врытых в землю столба, и не была конструктивно связана со срубом избы. В избах крестьян и ремесленников печь не имела трубы, и дым выходил прямо в комнату, а оттуда через волоковое окошко на улицу.



Надворные постройки так же, как и жилые, были рубленными из бревен клетями. На них (особенно в зоне лиственных лесов) чаще, чем на жилье, шли дубовые бревна. Это объясняется тем, что дуб крепче сосны и ели, но не имеет такого прямого и ровного ствола и в срубе образует большие щели, что не так важно для хозяйственных построек. Смолистые хвойные деревья обеспечивали, кроме того, и большую сухость помещений. Пол в хозяйственных постройках или вовсе отсутствовал или его делали из неоструганных (а иногда и неошкуренных) тонких бревен и жердей.



Бани были почти в каждой северорусской усадьбе. Их строили также из бревен, но иногда на постройку бань шли отходы от других строений. Так, в Москве, в Зарядье, была открыта баня, сгоревшая при большом пожаре 1468 г. Ее венцы срублены из бревен неравной толщины, уже бывших ранее в какой-то другой постройке; пол устроен из тонких неотесанных жердей, неплотно прилегавших друг к другу для лучшего стока воды, как в современных деревенских банях. Такими жердями была выстлана земля перед срубом; это можно объяснить известным обычаем выходить во время паренья из бани на свежий воздух.



Дома феодальной знати и других богатых людей не различались так существенно в северных и южных областях Руси, как жилища крестьян и городской бедноты. И на севере, и на юге это были большие рубленные из дерева постройки, всегда из нескольких срубов, а по высоте - в несколько этажей. Богатые хоромы обычно строили в три этажа: нижний - нежилой подклет, второй, где собственно и располагались основные помещения как жилые, так и парадные, и третий, куда выходили лишь светлицы и терема с своеобразными площадками-"гульбищами" вокруг них.

Дворцовые помещения воздвигали по мере надобности в разные времена, поэтому дворцы русской знати, как и повсюду в то время - в Европе и на Востоке - не были построены по какому-то единому, заранее продуманному плану. Каждую новую "палату" пристраивали к другим там, где это находили нужным, и либо соединяли с ними переходом или дверью, либо делали отдельный вход с наружной или внутренней лестницей.



В XV в. крупные феодальные сеньоры стали строить себе каменные палаты, которые поначалу включали в общий комплекс с остальными деревянными помещениями дворца. Пожалуй, больше всего таких зданий известно в Великом Новгороде.



В XIV в. в особенно роскошных дворцах были уже и застекленные окна - например, терем Дмитрия Донского с его "стекольчатым" окном. Поскольку речь идет о "златоверхом" богато украшенном тереме, можно предположить, что и стекла были цветные, создававшие игру цветов внутри терема. Внутренние помещения дворцов знати были достаточно освещены и естественным и искусственным светом, чтобы возникла потребность в их специальном украшении. Источники XIII-XV вв. не содержат сведений о росписи стен во дворцах, но такой обычай существовал и в более ранний период, а о росписи внутренних помещений княжеских и царских дворцов в XVI-XVII вв. имеется множество упоминаний, поэтому есть все основания думать, что и в XIII-XV вв. стены и потолки богатых комнат украшали росписью, стены могли также завешивать дорогими материями - "узорочьем".



Кирпичная печь с трубой тоже очень рано должна была стать не только источником тепла, но и важным элементом украшения интерьера. Народный обычай белить печи и расписывать их различными узорами и рисунками на разные сюжеты, по-видимому, весьма древний. Позднейшие изразцовые печи, получившие широкое распространение, уже в XVI-XVII вв., по всей вероятности, сменили печи расписные.



"Красный" угол комнаты украшало множество икон, выложенных золотом, серебром и драгоценными камнями. Среди них были древние иконы и произведения, принадлежавшие кисти лучших художников.
Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Изображение


Вернуться в «История»