Расшифровка номерных знаков транспорта Третьего рейха

Общегерманские (военные и серии некоторых ведомств):

Задний номер ССWH-1752866 - (1935-1945) Wehrmacht-Heer (сухопутные войска)
WL-803860 - (1935-1945) Wehrmacht-Luftwaffe (военно-воздушные силы)
WM-110442 - (1935-1945) Wehrmacht-Kriegsmarine (военно-морской флот)
RW-54064 - (1923-1935) Reichswehr, в 1935-м переименован в Вермахт
SS-944252 - (1936-1945) SS-Verfuegungstruppen und SS-Wachverbaende (транспорт и войска СС)
Pol-174217 - (1937-1945) Polizei (полиция)
DR-102115 - (1934-1945) Deutsche Reichsbahn (имперское управление железных дорог)
RAD-50423 - (1941-1945) Reichsarbeitsdienstes (имперские рабочие службы, трудовой фронт, германские рабочие)
LC-222176 - (1936-1939) Legion Condor (немецкие войска в Испании)
61к фото, передний мотономер полицииRP-700203 - (1923-1945) Reichspost (имперская почта)
OT-142100 - (1943-1945) Organisation Todt, до конца 1944 года (полувоенная строительная организация Тодта, иностранные рабочие)
WT-25-3624 - Wehrmacht Transport (транспорт вермахта), с конца 1944 года
WP - Wehrmacht-Polizei (военная полиция), видимо тоже с конца 1944 года
FG - Feldgendarmerie (полевая жандармерия), видимо тоже с конца 1944 года
RK - (1943-1945) Rotes Kreuz (Красный Крест)
Fp.-Nr. 05160 - временный номер 1940 г. для трофейных машин (Fp.-Nr. = Feldpost Nummer - номер полевой почты, см. в конце списка серии WH).
KURIER - не знаю, что на заднем знаке, Ваймар, 1938.

В 1914-1923 военные номера отличались разнообразием:
XVIII-2046 (1918), Kr.A1-124 (1918), M.K.III-8575 (1918), XI-2338.

Гражданские серии провинций и государственных округов, гражданские и военные администрации оккупированных территорий:

Preussen (Пруссия):

IA-341452 - (1906-1945) Landespolizeibezirk Berlin (земельный полицейский округ Берлин)
A-238 - (1901-1906) Berlin (Берлин)
IB-16526 - (1922-1938) Provinz Grenzmark, Posen, Westpreussen (провинция Грэнцмарк, Познань, Западная Пруссия)
IC-144048 - (1906-1945) Provinz Ostpreussen (провинция Восточная Пруссия)
C - (1902-1906) Ostpreussen (Восточная Пруссия)
ID-8 - (1906-1930?) Provinz Westpreussen (провинция Западная Пруссия)
D - (1902-1906) Westpreussen (Западная Пруссия)
58к фото, передний знак НюрнбергаIE-300117 - (1906-1945) Provinz Brandenburg (провинция Брандэнбург)
E - (1901-1906) Brandenburg (Брандэнбург)
IH-177554 - (1906-1945) Provinz Pommern (провинция Померания)
H - (1902-1906) Pommern (Померания)
J - (1902-1906) Posen (Познань)
IK-522416 - (1906-1945) Provinz Schlesien (провинция Силезия)
K - (1902-1906) Schlesien (Силезия)
IL-3769 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Hohenzollern (Sigmaringen) (государственный округ Хохенцоллерн (Зигмарингэн))
IM-381152 - (1906-1945) Provinz Sachsen (провинция Саксония, скорее всего имеется в виду Нижняя Саксония)
M - (1902-1906) Sachsen (Саксония)
IP-158100 - (1906-1945) Provinz Schleswig-Holstein (провинция Шлезвиг-Хольштайн)
P - (1902-1906) Schleswig-Holstein (Шлезвиг-Хольштайн)
IS-291243 - (1906-1945) Provinz Hannover (провинция Ганновэр)
S - (1901-1906) Hannover (Ганновэр)
IT-235838 - (1906-1945) Provinz Hessen-Nassau (провинция Хэссэн-Нассау)
T - (1902-1906) Hessen-Nassau (Хэссэн-Нассау)
86к фото, передний знак Рейнской провинцииIX-450932 - (1906-1945) Provinz Westfalen (провинция Вэстфалия)
X - (1902-1906) Westfalen (Вэстфалия)
IY-297805 - (1928-1945) Regierungs Bezirk Duesseldorf (государственный округ Дюссэльдорф)
IY - (1906-1920) Posen (Познань)
IZ-301407 - (1906-1945) Rheinprovinz ausser Regierungs Bezirk Duesseldorf (Рейнская провинция, с 1928 исключая государственный округ Дюссэльдорф, в 1940-1945 включая Eupen и Malmedy)
Z - (1901-1906) Rheinprovinz (Рейнская провинция)

Bayern (Бавария):

IIA-74325 - (1906-1945) Stadtbezirk Muenchen (городской округ Мюнхен)
IIB-374240 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Oberbayern (государственный округ Верхняя Бавария)
IIC-405359 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Niederbayern (государственный округ Нижняя Бавария)
IID-94280 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Pfalz (государственный округ Пфальц)
IIE-555305 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Oberpfalz und Regensburg (государственный округ Верхний Пфальц и Регенсбург)
IIH-103346 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Oberfranken (государственный округ Верхняя Франкония)
IIM - (1910-1919) Fuer die Kraftfahrzeuge der Militaerverwaltung - для транспорта военно-административного управления
IIN-49566 - (1906-1945) Stadtbezirk Nuernberg und Fuerth (городской округ Нюрнберг и Фюрт)
IIP - (1910-1919) Fuer die Kraftfahrzeuge der Postverwaltung - для транспорта почтового управления
IIS-11972 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Mittelfranken (государственный округ Средняя Франкония)
IIU-68900 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Unterfranken und Aschaffenburg (Mainfranken) (государственный округ Нижняя Франкония и Ашаффэнбург, долина реки Майн)
IIZ-227115 - (1906-1945) Regierungs Bezirk Schwaben und Neuburg (государственный округ Швабия и Нёйбург)

Sachsen (Саксония):

I-141225 - (1901-1945) Landraete Bautzen, Loebau, Zittau, Kamenz (начальник окружной администрации Баутцэн, Лёбау, Циттау, Камэнц)
II-141890 - (1901-1945) Polizeipraesident Dresden, Landraete Dresden, Freilberg, Pirna, Meissen, Grossenhein, Dippoldiswalde, Sanda (полицайпрезидент Дрэздэн, начальник окружной администрации Дрэздэн, Фрайльберг, Пирна, Майссэн, Гроссэнхайн, Диппольдисвальдэ, Занда)
III-117580 - (1901-1945) Regierungs Bezirk Leipzig (государственный округ Ляйпциг)
V-94648 - (1901-1945) Regierungs Bezirk Chemnitz (государственный округ Хэмнитц)
V-62514 - (1901-1945) Regierungs Bezirk Zwickau (государственный округ Цвиккау)
Wuerttemberg (Вюрттэмберг):
IIIA-49076 - (1906-1945) Polizeipraesident Stuttgart (полицайпрезидент Штуттгарт)
IIIC-22029 - (1906-1945) Landraete Backnang, Besigheim, Boeblingen, Brackenheim, Esslingen (начальник окружной администрации Баккнанг, Бэзигхайм, Бёблингэн, Браккэнхайм, Эсслинген)
IIID-25419 - (1906-1945) Landraete Leonberg, Ludwigsburg, Marbach, Maulbronn, polizeidirektor Heilbronn (начальник окружной администрации Леонберг, Людвигсбург, Марбах, Маульбронн, полицайдиректор Хайльбронн)
IIIE-18218 - (1906-1945) Landraete Heilbronn, Neckarsulm, Vaihingen an der Enz, Weiblingen, Kreis Stuttgart (начальник окружной администрации Хайльбронн, Нэккарсульм, Файхингэн-на-Энце, Вайблингэн, округ Штуттгарт)
IIIH-6454 - (1906-1945) Landraete Balingen, Calw, Freudenstadt, Herrenberg, Horb am Neckar, Nagold (начальник окружной администрации Балингэн, Кальв, Фрёйдэнштадт, Хэррэнберг, Хорб-на-Нэккаре, Нагольд)
IIIK-13270 - (1906-1945) Landraete Neuenburg, Nuettingen, Oberndorf, Reutlingen, Rottenburg (начальник окружной администрации Нёйенбург, Нюттингэн, Обэрндорф, Рёйтлингэн, Роттэнбург)
IIIM-5251 - (1906-1945) Landraete Rottweil, Spaichingen, Sulz, Tuebingen, Tuttlingen, Urach (начальник окружной администрации Роттвайль, Шпайхингэн, Зульц, Тюбингэн, Туттлингэн, Урах)
IIIP-4170 - (1906-1945) Landraete Aalen, Crailsheim, Ellwangen, Gaildorf, Gerabronn (начальник окружной администрации Аален, Крайльсхайм, Элльвангэн, Гайльдорф, Гэрабронн)
IIIS-13238 - (1906-1945) Landraete Schwaebisch-Gmuend, Schwaebisch-Hall, Heidenheim, Kuenzelsau (начальник окружной администрации Швебиш-Гмюнд, Швебиш-Халль, Хайдэнхайм, Кюнцэльзау)
IIIT-9585 - (1906-1945) Landraete Mergentheim, Neresheim, Oehringen, Schorndorf, Welzheim (начальник окружной администрации Мэргэнтайм, Нэрэсхайм, Эрингэн, Шорндорф, Вэльцхайм)
IIIWP - (1912-1919) Fuer die Kraftfahrzeuge der Postverwaltung - для транспорта почтового управления
IIIX-25594 - (1906-1945) Landraete Biberach an der Riss, Blaubeuren, Ehingen (Donau), Geislingen, Goeppingen, Kirchheim, Ulm (начальник окружной администрации Биберах-на-Риссе, Блаубёйрэн, Эхингэн-на-Дунае, Гайслингэн, Гёппингэн, Кирххайм, Ульм)
IIIY-10880 - (1906-1945) Landraete Laupheim, Leutkirch, Muensingen, Ravensburg, Riedlingen (начальник окружной администрации Лаупхайм, Лёйткирх, Мюнзингэн, Рафэнсбург, Ридлингэн)
IIIZ-38339 - (1906-1945) Landraete Friedrichshafen, Saulgau, Tettnang, Waldsee, Wangen, Polizeidirektor Ulm (начальник окружной администрации Фридрихсхафэн, Заульгау, Тэттнанг, Вальдзэе, Вангэн, полицайдиректор Ульм)

Baden (Бадэн):

IVB-186046 - (1906-1945) Baden (Бадэн)
IVSt - (1941-1945) Strassburg (Штрассбург)
IVT - (1941-1945) Thann, Muehlhausen, Altkirch (Танн, Мюльхаузэн, Альткирх)
IVU - (1941-1945) Erstein, Molsheim, Schlettstadt (Эрштайн, Мольсхайм, Шлеттштадт)
IVX-14233 - (1941-1945) Gebweiler, Kolmar, Rappoltsweiler (Гэбвайлер, Кольмар, Раппольтсвайлер)
IVZ - (1941-1945) Hagenau, Zabern, Weissenburg (Хагенау, Цабэрн, Вайссэнбург)
Elsass-Lothringen (Эльзас и Лотарингия, области, не вошедшие в Бадэн, и деление 1906-1920):
Wm-380682 - (1941-1945) Westmark (Lothringen) (Вэстмарк (Лотарингия)) (мне попадались только серии Wm-380xxx)
VIA - (1906-1920) Unter-Elsass (Нижний Эльзас)
VIB - (1906-1920) Ober-Elsass (Верхний Эльзас)
VIC - (1906-1920) Lothringen (Лотарингия)
Hessen (Хэссэн):
VH-125914 - (1937-1945), Hessen (Хэссэн)
VO-9457 - (1906-1937) Prowinz Oberhessen (Провинция Верхний Хэссэн)
VR-20172 - (1906-1937) Prowinz Rheinhessen (Провинция Райнский Хэссэн)
VS-22114 - (1906-1937) Prowinz Starkenburg (Провинция Штаркэнбург, Хэссэн)
Thueringen (Тюрингия):
Th-135308 - (1922-1945) Thueringen (Тюрингия)
T - (1920-1922) Thueringen-Freistaat (Свободная Республика Тюрингия)
CG - (1909-1920) Sachsen-Coburg-Gotha (Захсен-Кобург-Гота)
RA - (1906-1920) Reuss aeltere Linie (Рёйсс, старая линия)
RJ - (1906-1920) Reuss juengere Linie (Рёйсс, молодая линия)
S-579 - (1906-1920) Sachsen-Weimar (Захсен-Ваймар)
SA-285 - (1906-1920) Sachsen-Altenburg (Захсен-Альтэнбург)
SM - (1905-1920) Sachsen-Meiningen (Захсен-Майнингэн)
SR - (1906-1920) Schwarzburg-Rudolstadt (Шварцбург-Рудольштадт)
SS - (1906-1920) Schwarzburg-Sondershausen (Шварцбург-Зондэрсхаузэн)
Reichsgaue und kleinere Laender (Государственные области и малые земли):
A-29591 - (1901-1945) Anhalt (Анхальт)
B-111040 - (1906-1945) Braunschweig (Брауншвайг)
HB-87396 - (1906-1945) Hansestadt Bremen (Ганзейский город Брэмэн)
HH-78206 - (1906-1945) Hansestadt Hamburg (Ганзейский город Гамбург)
HL-2356 - (1906-1937) Hansestadt Luebeck (Ганзейский город Любэкк)
L-14647 - (1906-1945) Lippe (Липпэ)
M-86910 - (1934-1945) Mecklenburg (Мэккленбург)
MI-22644 - (1906-1934) Mecklenburg-Schwerin (Мэккленбург-Швэрин)
MII-3738 - (1906-1934) Mecklenburg-Strelitz (Мэккленбург-Штрэлитц)
OI-74898 - (1906-1945) Herzogtum Oldenburg (Хэрцогтум Ольдэнбург)
OII-2190 - (1906-1937) Fuerstentum Oldenburg-Luebeck (Фюрстэнтум Любэкк (Ольдэнбург))
OIII - (1906-1937) Fuerstentum Oldenburg-Birkenfeld (Фюрстэнтум Биркэнфэльд (Ольдэнбург))
SAAR-72334 - (1935-1945) Saarland (Саар)
SL-2375 - (1901-1945) Schaumburg-Lippe (Шаумбург-Липпэ)
W - (1902-1929) Waldeck (Вальдэкк)
DW-111784 - (1940-1945) Danzig-Westpreussen (Данциг (Гданьск) - Западная Пруссия)
DZ-2687 - (1919-1939) Danzig (свободный город Данциг, номера были "немецкого" стандарта)
Lux-18001 ... Lux-27000 - (1941-1945) Luxemburg (Люксембург)
Oesterreich (Австрия), немецкий стандарт с апреля 1939 года:
K-65667 - (1939-1945) Kaernten (Каринтия)
Nd-55450 - (1939-1945) Niederdonau (Нижний Дунай)
Od-110998 - (1939-1945) Oberdonau (Верхний Дунай)
Sb-9085 - (1939-1945) Salzburg (Зальцбург)
St-91163 - (1939-1945) Steiermark (Штирия)
TV-161971 - (1939-1945) Tirol mit Vorarlberg (Тироль с Форарльбергом)
P-14232 - (1939-1945) Wartheland (Вартэлянд)
W-206528 - (1939-1945) Wien (Вена)

Номера дооккупационного и послевоенного периода (до апреля 1939 и 1945-1946)

Sudetenland (Судетская область):
S-143363 - (1938-1945) Sudetenland (ausser Suedboehmen und Suedmaehren) (Судетская область, за исключением Южной Богемии и Южной Моравии)
S-1 ... S-100, S-54001 ... S-57000, S-75001 ... S-79000, S-100001 ...(S-138477)... S-195000 - Aussig (Ауссиг)
S-101 ...(S-13608)... S-50000, S-250000 ... S-282000 - Troppau (Троппау)
S-50001 ...(S-51432)... S-54000, S-57001 ...(S-71664)... S-75000, S-79001 ... S-100000, S-200001 ... S-218000 - Eger (Эгер)
Protektorat Boehmen-Maehren (Протекторат Богемия-Моравия):
PA - (1940-1945) Boehmen (Богемия)
PB-39871 - (1940-1945) Maehren-Schlesien (Моравия-Силезия)
PC - (1941-1945) Post und Eisenbahn (почта и железная дорога)
PD - (1940-1945) Prag (Прага)
PS - (1941-1945) Sicherheitsorgane (органы безопасности)
PV - (1941-1945) Regierungstruppe (правительственные войска)

Generalgouvernement (Генерал-губернаторство)(восточные и юго-восточные воеводства современной Польши, комментарий внизу):
Ost-112141 - (1939-1943) Generalgouvernement (Генерал-губернаторство)
IOst - (1943-1945) Krakau (Краков)
IIOst - (1943-1945) Lublin (Люблин)
IIIOst - (1943-1945) Radom (Радом)
IVOst - (1943-1945) Warschau (Варшава)
VOst - (1943-1945) Galizien (Галиция)

Другие оккупированные территории:
KR-3472 - (1941-1944) - о. Крит (Греция).
MB-12033 - (1941-1945) Mil.Befh. Belgien und Nordfrankreich (военный командующий Бельгии и Северной Франции)
MD - (1941-1945) Befh. der deutschen Truppen in Daenemark (командующий немецкими войсками в Дании)
MF - (1941-1945) Mil.Befh. in Frankreich (военный командующий во Франции)
MG - (1941-1945) Mil.Befh. in Generalgouvernement (военный командующий в Генерал-губернаторстве)
MH-8917 - (1941-1945) Wehrmachtsbefehlhaber in den Niederlanden (командующий вермахтом в Нидерландах)
MN - (1941-1945) Wehrmachtsbefehlhaber Norwegen (командующий вермахтом в Норвегии)
MO-128 - (1941-1945) Wehrmachtsbefehlhaber Ostland (командующий вермахтом на Восточных землях)
MR - (1941-1945) Deutsche Heeresmission Rumaenien (немецкая сухопутная миссия в Румынии)
MS-23 - (1941-1945) Wehrmachtsbefehlhaber Suedost (командующий вермахтом на юго-востоке)
MU - (1941-1945) Wehrmachtsbefehlhaber Ukraine (командующий вермахтом на Украине)
RK-2277 - (1941-1945) Reichskomissariat (райхскомиссариат, Норвегия, Нидерланды)
RO-70475 - (1942-1945) Reichskomissar Ost (райхскомиссар на востоке (Латвия, Эстония, + ?))
RU - (1942-1945) Reichskomissar Ukraine (райхскомиссар на Украине)
ZB - (1943-1945) Zivilverwaltung Belgien und Nordfrankreich (гражданская администрация в Бельгии и Северной Франции)
ZF-40340 - (1943-1945) Zivilverwaltung in Frankreich (гражданская администрация во Франции)
ZO - (1943-1945) Zivile Kraftfahrzeuge im Operationsgebiet Osten (гражданский транспорт в зоне операций на востоке)

В сериях номеров военного времени допускались некоторые вольности местного начальства.
Придумывались новые серии или пометки на знаках, иногда вместо номера рисовали адрес полевой почты,
например, на трофейных машинах. В основном это были временные номера.

Номерные знаки этого стандарта появились ещё до 1-й Мировой войны и были упразднены вскоре после окончания 2-й Мировой.
В левой (или верхней - на задних номерах) части номера находился код региона, обычно состоящий из римской цифры или буквы, или их сочетаний.

В правой (или нижней) части был порядковый номер от 1 и по нарастающей. Нули впереди не ставились, за одним исключением, поэтому первые номера были короткими. Иногда номерную табличку для них тоже укорачивали, но не всегда. К 1945 году в крупных регионах числа перевалили за 300 и даже за 400 тысяч. Сухопутная серия вермахта, WH, едва не достигла 2 миллионов, переход за миллион произошёл примерно в 1942 году. В сухопутных войсках, воюющих в Италии, в конце войны были замечены и семизначные номера, начинающиеся на пятёрку, это явный перескок, хотя в первых двух миллионах, похоже, все или многие сочетания были заняты. Однако, у меня есть подозрения, что и в некоторых других сериях, например в RP почтового ведомства, были немалые пропуски целых массивов цифр, отчего кажется, что машин в них намного больше. В региональных сериях таких скачков не замечено. Незначащий ноль перед цифровым значением ставился на экспериментальных и пробных машинах (аналог наших номеров "проба" и "транзит").
Фон номера - белый, цифры - чёрные (номера, начинающиеся с нуля - красные на белом). В конце 1937 года очень короткое время выдавалась обратная комбинация цветов - чёрный фон, белые цифры, эти номера не были потом заменены, но уже тогда они были редкостью.
Размеры номеров не были очень строгими, равно как и стилистика и размер надписей, хотя примерно они похожи.
Вот размеры номерных рамок в каталоге аксессуаров тех лет: IM-45627.
Размеры переднего номера на верхней картинке - 489 на 104-105 мм. Верхний и нижний края имеют загнутые в сторону автомобиля бортики, но номер не гнутый, а именно штампованный, потому что эти загибы заходят на скруглённые углы и на этих скруглениях сходят на нет, так что боковые (короткие) стороны номера "острые", т.е. без бортиков. Но попадаются и просто плоские номера. Очень редко надписи на номере выштампованы. Обычно они просто рисованные, как правило очень аккуратно, видимо это серийное производство, судя по разным стилям - мелкосерийное. Попадались армейские, особенно сухопутные номера, сделанные от руки, часто в спешке. Некоторые вообще сделаны из материи, пропитанной белой краской и засохшей до твёрдого состояния.

Задние номера были трёх типов: прямоугольные, прямоугольные с наискось срезанными верхними углами и плоские, копии передних, для тех легковых машин, у которых конструкция была рассчитана на такие номера сзади. Кстати, попадались и машины, у которых впереди стоял не длинный, а тоже прямоугольный "задний" номер. Не измерял прямоугольные номера, но говорят, что их размеры примерно 300 на 200 мм, хотя даже на старых фотографиях видно, что допускалась большая вольница в этом смысле. Номера со скошенными краями тоже имели вольный стандарт. Обычно скос начинался от середин боковых сторон и шёл вверх под разными углами, от 45 до почти вертикальных. Рисованная кайма по краю номера - обязательный элемент. Редкие исключения встречаются опять в вермахтовских номерах.

Необычно крепление того номера, который я уже описывал. В нём нет крепёжных отверстий, а на тыльной стороне приварены П-образные плоские площадки с лапками для лучшей сварки, к верхним плоскостям площадок в свою очередь приварены штифты с резьбой.

Мотоциклы носили два номера - задний (обычно со скосами) и на переднем крыле, вдоль оси движения (очень старые номера - иногда попёрёк переднего крыла). Ранний вариант передних мотономеров - длинный прямоугольник, в 1930-х годах - скруглённый по форме крыла.

Трактора и троллейбусы носили такие же номера, что и автомобили.
При работе с прицепом, задний номер автомобиля перевешивался на прицеп (или изготавливался дополнительный такой же).
В отличие от системы, принятой в Советском Союзе, одно и то же сочетание букв и цифр на немецких номерах не могло встречаться одновременно на мотоцикле и автомобиле.

На некоторых (не на всех) номерах присутствуют красные печати с имперским орлом. Иногда встречаются знаки с красным уголком в фоме буквы V (угол 90 градусов), что во время войны было разрешением ездить.
Некоторые армейские автомобили, мобилизованные из мирной жизни, несли и старый гражданский номер и номер вермахта, а ещё чаще на крыле вместо номера вермахта рисовали краской большие, во всё крыло, буквы WH или целиком весь номер (от руки и коряво), эти же номера рисовались и в задней части машины. Встречались такие экземпляры и с гражданскими номерами завоёванных стран. В 1942 году было приказано присвоить всей такой технике номера военных серий и серий ведомств.

Границы первой половины 1941 года.

Крупные пограничные города Генерал-губернаторства по периметру (русские названия даны в современном звучании):
Warschau (Варшава) - Petrikau (Пётркув-Трыбунальски) - Tschenstochau (Ченстохова) - Krakau (Краков) - Neu-Sandez (Новы-Сонч) - Jaroslau (Ярослав) - Tomaszow-Lubelski (Томашув-Любельски) - Hrubieszow (Хрубешув) - Chelm (Хелм) - Warschau (Варшава)
Внешние границы (крупные пограничные города по ту сторону границы, в линию)
Со стороны СССР: Пшемысль (Przemysl) - Брест (Brest) - Ломжа (Lomza) - Гродно (Grodno)

Со стороны Германии: Memel (Клайпеда) - Tilsit (Советск) - Sudauen (Сувалки) - Schroettersburg (Плоцк) - Litzmannstadt (Лодзь) - Bendsburg (Домброва-Гурнича) - Sosnowitz (Сосновец).
Если кому интересно, то западная довоенная граница СССР (1941) проходила по следующим пограничным населённым пунктам. Русские названия современные, в скобках - по какую сторону границы находится (Герм. - Германия, Г-Г - Генерал-губернаторство) и немецкое довоенное название этого пункта. С севера на юг:
Паланга (Герм., Nimmersatt) - Кретинга (Герм., Bajohren) - Гаргждай (СССР, Garzdai) - ??? (СССР, Oisjany) - Швекшна (СССР, Schwestnau) - Жемайчу-Науместис (СССР, Giunatas) - ??? (Герм., Kondjuten) - ??? (Герм., Laugszaryen) - Таураге (СССР, Tauroggen) - Смалининкай (???, ???) - Кудиркос-Науместис (Герм., Schirwindt) - Кибартай (Герм., Eydtkau) - ??? (Герм., Wehrkirchen) - Шиплишки (Герм., Szypliszki) - Тракишки (Герм., Trakiszki) - Капчяместис (СССР, Kapciamiestis) - Сопоцкин (СССР, Sopockinie) - Августов (СССР, Augustow) - Райгруд (СССР, Rajgrod) - ??? (Герм., Prostken) - Граево (СССР, Grajewo) - Щучин (СССР, Szczuczyn) - ??? (Герм., Schwiddern) - ??? (Герм., Fischborn) - Кольно (СССР, Kolno) - Остроленка (Герм., Scharfenwiese) - Червин(?) (Г-Г, Grodzisk) - Острув-Мазовецка (Г-Г, Ostrow) - далее до Хрубешува - по реке Буг: - ??? (СССР(?), Nur) - Дрохичин (СССР, Drohiczyn) - Семятыче (СССР, Siemiatycze) - Янов-Подласка (Г-Г, Konstantinow) - Брест (СССР, Brest) - ??? (СССР, Szoslaki) - Томашёвка (СССР, Tomaszowka) - Влодава (Г-Г, Wlodawa) - Хрубешув (Г-Г, Hrubieszow) - ??? (CCCP, Uhnow) - ??? (Г-Г, Lubucza-Krolewska) - Цешанув (Г-Г, Cieszanow) - ??? (Г-Г, Dachnow) - ??? (CCCP, Oleszyce) - Сенява (СССР, Sieniawa) - Ярослав (Г-Г, Jaroslau) - Радымно (Г-Г, Radymno) - ??? (Г-Г, Deutsche Przemysl) - Пшемысль (СССР, Przemysl) - далее по реке Сан, почти до истока: - ??? (Г-Г, Dubiecko) - Дынув (Г-Г, Dynow) - Санок (Г-Г, Sanok) - ??? (Г-Г, Zagorz) - Леско (Г-Г, Lisko) - ??? (Г-Г, Hoczew) - ??? (CCCP, Sianki) - Ужокский перевал (это перевал, а не нас. пункт) (???, Uzsoker Pass) и далее по современной границе Львовской и Закарпатской областей. Закарпатская область входила в состав Венгрии.

Данный пост не является пропагандой нацизма/фашизма и т.д. и носит исключительно ознакомительный характер с предметом представляющим коллекционную и историческую ценность.

Автор и источник: autogallery.org.ru Андрей Богомолов.

0 0 голосов
Рейтинг статьи

Просмотров: 483

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments