Кукольный домик. Англия 1830-е годы.
В Европе история кукольных домов, как и в древние времена, берет истоки в религии: первыми кукольными миниатюрами стали рождественские вертепы. Деревянных ящик, поделенный пополам, в нижней своей части изображал ад (куда, согласно сюжету, черт утаскивает царя Ирода, убивавшего безвинных младенцев), а в верхней – тот самых хлев, где родился Иисус. Ясли, солома, деревянные стены сарая – все это создавало обстановку знаменитой вифлеемской рождественской ночи и, к тому же, являлось кукольным домиком, в котором «жили» куколки Марии, Иосифа и Иисуса, куда приходили волхвы со своими дарами, повинуясь свету звезды, вырезанной из блестящей бумаги.
Вследствие дороговизны первые кукольные домики были доступны только знатным богатым семьям. Более того, первые домики, предназначались вовсе не для детей, а для вполне взрослых представителей знати – матрон, обставлявших свои кукольные дома-шкафы с тщанием и заботливостью рачительных хозяек. В течение всей жизни европейские женщины собирали мебель и приборы для своих домиков, передавая их потом по наследству младшим женщинам рода.
Эти – не игрушки, а произведения искусства – особенно распространенные в Германии, Англии, Италии и Голландии, подразделялись на две категории.
Display cases – дома-витрины – представляли собой большой ящик-шкаф, зачастую с дверями, разделенный перегородками на несколько этажей и комнат. По сути своей, эта система повторяла в расширенном виде вертеп и отлично иллюстрировала вертикальное сознание средневекового человека (внизу ад (подвал), в середине – хлев (жилые комнаты), наверху – чистилище (в варианте кукольного дома – прачечная). Интерьер в display cases был вымышленный, но имеющий отношение к конкретной исторической эпохе.
Вторая категория – cabinet house – кабинетный дом, воспроизводящий в абсолютной точности архитектурные особенности и убранство дома, для которого он и был сделан. Эти дома были распространены меньше, и появились куда позже витринных домов.
С течением времени кукольные дома все же доставались детям – девочкам, уже способным осознавать не только дороговизну родового артефакта, но и его историческую ценность. Безусловно, родители этих детей преследовали педагогические цели: девочка училась управлять хозяйством (ведь в подвалах домов хранились кукольные припасы – еда и вино), а еще, благодаря роскоши дорогой игрушки, с самого детства осознавала могущество и богатство собственной семьи.
Когда грянула промышленная революция, волна прогресса докатилась и до производства кукольных домов. Если все ранние кукольные дома производились в единственном экземпляре и вручную, то уже в XIX веке фабрики игрушек наладили массовый выпуск мебели и посуды. Благодаря этому кукольный дом стал доступен и детям из не очень богатых семей.
После Второй Мировой войны производство кукольных домов и аксессуаров к ним было поставлено на поток. К сожалению, детализация убранства была сведена к минимуму, вместо натуральных материалов стали использовать жесть и пластик. Зато такое упрощение способствовало резкому удешевлению игрушек.
В ХХ веке был изобретен и другой вид кукольных домов – румбокс от английского roombox – комната в коробке. Эта миниатюра несколько проще в производстве, так как включает в себя только одну комнату, а зачастую вообще только одну ее часть (угол или стену), соответствующую необходимой тематике. Довольно часто румбоксы делаются для украшения витрин магазинов или кафе, а также к какому-то знаменательному событию, например, к юбилею или к свадьбе.