Варианты настенных часов
Пендели
Самого большого совершенства и самого большого изобразительного богатства достигли французские «пендели» («маятники»), названные так из-за хорошо видного в нижней части стеклянного корпуса маятника.
Часы «картель»
В 1-й половине 18 века во Франции появилась мода на настенные «картельные» часы. Их изощренные по форме корпуса были украшены листовым, цветным и рокайльным орнаментом. Часы отливались из бронзы, которую затем золотили.
«Картинные часы»
Во второй половине XVIII в., в период расцвета интереса к фигурным автоматам и играющим часам, возник новый вариант настенных часов. Их часовой механизм вставлялся в художественно разрисованную композицию с пейзажной или архитектурной тематикой, вписанную в позолоченную раму.
Из этих «картинных часов» несколько позднее, в начале XIX в., развились рамные часы со стереотипным орнаментом. Самой существенной и самой дорогой частью этих часов была наряду с часовым механизмом позолоченная рама в стиле бидермейера или позднего рококо.
Французские или венские настольные часы XVIII в. украшались литой бронзовой и золоченой фигурной пластикой, изображавшей библейские фигуры или сцены из античной мифологии.
В XIX в. эти мотивы уступили место романтическим сценам, особенно у так называемых часов «aux sauvages», украшенных фигурами негров, индейцев и т.п. С традицией фигурных автоматных часов XVI и XVII вв. были связаны часы с аллегорическими мотивами; для этих часов было характерно сочетание механизма боя с фигурным механизмом.
«Пенделовки»
Самым распространенным, а также самым поздним видом настенных часов были так называемые «пенделовки» («маятниковые» часы), которые стали производить главным образом в Австрии в конце XVIII в. и в начале XIX вв.
Австрийские часовщики помещали механизм в прямоугольный четырехгранный застекленный корпус, украшенный резными орнаментами. Образцом же для подобных часов американского происхождения были более сложные по форме линии некоторых музыкальных инструментов – банджо, гуслей и т.п.
Часы с игровым механизмом
Из мастерских тогдашних аугсбургских часовщиков вышли прекрасные экземпляры фигурных часов с движущимися фигурами музыкантов, античных богов, воинов или различных животных – львов, слонов, попугаев и т.д. Такие часы в виде коляски с парой или четверкой коней двигались при отбивании часов по столу, причем одновременно двигались все фигуры, находившиеся в коляске.
Большинство этих настольных автоматических часов, изготовленных из бронзы, латуни или из дерева и металла одновременно, достигали значительных размеров. Их длина колебалась в пределах от 60 до 90 см.
В корпусах этих часов бывали еще дудочные или колокольные музыкальные механизмы, ход которых был синхронизирован с работой часового механизма. Применение движущихся фигур сохранялось и в более позднее время.
«Табернакловые» часы
В начале XVIII в. Англия начала экспортировать в Европу настольные «табернакловые» часы. Во Франции подобием этих часов были так называемые религиэзы (напоминавшие по своему внешнему виду фасады костелов). Футляр таких часов был прямоугольный, застекленный, и часто заканчивался мансардным навесом над циферблатом. Такие часы стали весьма популярными в Европе (их южногерманская модификация известна под названием «древнегерманские часы»).
Особенности карманных часов
Во 2-й половине 17 века форма карманных часов становится круглой и остается такой до наших дней. С последней четверти 17 века в них стали применять спиральную пружину, что повлияло на форму корпуса, он стал более выпуклый и карманные часы стали называть «луковицей». Тогда же к часам начали делать футляр, и в их изготовлении сильно возросла роль мастеров-ювелиров.
Обратный процесс наблюдается во 2-й половине 18 века: в результате усовершенствования часового механизма толщина часов уменьшается и к концу века уже все часы делали без футляров.
В течение 19 века произошло дальнейшее техническое усовершенствование карманных часов: завод механизма производится не ключом, как раньше, а головкой, приделанной к корпусу часов; та же головка начинает использоваться и для перевода стрелок, а во 2-й половине века появляется и секундная стрелка.
Материал и декоративное оформление карманных часов
Чаще всего часы делались из золота, серебра, золоченой меди, горного хрусталя, футляры же изготовлялись из кожи, черепахи, металлов с чеканным орнаментом, плоским рельефом, гравировкой, лаком или эмалью. Неповторимый расцвет прикладное искусство пережило в эпоху рококо – середине 18 века.
Часы становятся драгоценностью и украшают костюм наряду с брошью и ожерельем. С 30-х годов 18 века их стали носить на специальной цепочке – шатлене, которую прикрепляли к поясу одежды.
В изготовление часов привлекается перламутр, слоновая кость, цветные камни – агат, гелиотроп, серая яшма, букеты из драгоценных камней. Орнамент середины 18 века следует излюбленной рококо форме раковины и отличается характерной для этого стиля пышностью и подчас перегруженностью деталями.
Сменивший рококо в 60-е годы классицизм, в своем стремлении к большей простоте и естественности, предпочитает спокойные формы и линии, симметрию в расположении орнамента. В украшении часовых коробок и циферблатов преобладают прямые линии и античные мотивы.