Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Мечи

El jaguar

Сообщение

Мечи

Что такое меч?

Разные классификаторы предпочитают разные трактовки: кто-то стремится отделить от них шпаги, кто-то — сабли, кто-то, напротив, присоединяет к мечам еще и кинжалы, стилеты и даже ножи.

Мы в рамках этой статьи примем следующее определение. Меч — это клинковое оружие (длина клинка значительно больше длины рукояти — китайский дадао мы рассматривали в статье о секирах), которое превосходит по размеру кинжал. Разделение это довольно приблизительное, но можно считать, что меч — это то, что от полуметра и более.

По действию мечи бывают рубящими, режущими и колющими; большинство мечей сочетает колющий эффект с рубящим либо режущим.

Тут, как показывает опыт, надо дать небольшое пояснение. Рубящее и режущее оружие зачастую путают: в большинстве ролевых игр, к примеру, считается, что это одно и то же. Между тем принцип действия этих видов оружия — совершенно разный. Вспомните, как действует топор, когда колет дрова: все решает замах (точнее — скорость удара) и масса топора, острие необходимо, но топором ничего не сделать без скорости. Другое дело — нож: он может быть легким и с размаху не всегда разрежет даже колбасу, однако, если его прижать к объекту и поводить взад-вперед, — его острие сработает как надо.

Разницу между рубящим и режущим клинком хорошо подчеркивает известная история времен крестовых походов. Якобы король Ричард Львиное Сердце поспорил со своим другом-сарацином (как часто утверждается — самим Саладином), чей меч лучше. Ричард взмахнул мечом со всей своей немалой силушкой — и разрубил железный брус! Сарацинской сабле такое не под силу — зато, как тут же продемонстрировал сарацин, ею можно рассечь... подушку. А попробуйте сделать то же самое рубящим клинком европейца!

Конечно, воинам в бою не слишком часто приходится сражаться с подушками. Но если рубящий меч лучше годится против тяжелобронированного противника, то кожаный или стеганый доспех намного лучше поддается сабле. Под рубящим клинком он зачастую вминается. Кроме того, режущие удары не требуют такого размаха, а потому их можно наносить намного чаще. И, наконец, слабый, скользящий удар европейским мечом почти безвреден, тогда как сабля и таким способом может нанести серьезную рану — если, конечно, придется не по латам.

Меч состоит из следующих частей: клинок, рукоять, навершие и гарда. Совокупность рукояти, гарды и навершия называется эфесом.

Гарда — это деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.

Навершие (оно же — головка) — это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно оно затем, чтобы сбалансировать оружие: сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.

Что такое клинок и рукоять, объяснять, наверное, не требуется. Замечу, что клинки различаются прежде всего формой, длиной и способом заточки. Так, например, большинство европейских клинков в средние века были обоюдоострыми и отточенными с конца, но это вовсе не обязательно. Боковая режуще-рубящая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец — острием.
Стоит ли вооружаться мечом?

Необычайная популярность меча в литературе и играх имеет свои основания. Пусть удар мечом по пробивной и убойной силе не сравнить с топором, а радиус угрозы — с копьем или секирой, у меча есть несколько серьезнейших преимуществ.
Воин с мечом намного меньше устает, чем обладатель несбалансированного оружия. На удар расходуется малая доля той энергии, что нужна на взмах топором.

Мечом удобно парировать удары — во всяком случае, удобнее, чем древковым оружием, которое при этом имеет обыкновение ломаться. Меч помогает своему владельцу защищаться.

Меч — быстрое оружие. Даже рубящий, он все-таки достаточно маневрен.
Важное следствие из всего этого: меч лучше многих видов оружия позволяет реализовать преимущество в технике боя. Количество приемов, стоек, маневров с клинками намного выше, чем у топора, булавы и копья. Пожалуй, потягаться с ним смогут разве что легкие секиры (например, нагината или глефа). Недаром именно эти два класса оружия чаще других порождали школу боевого искусства. Правда, в этой силе кроется и слабость: в неумелой руке меч почти бесполезен. Это оружие профессионала или ветерана: ополченцу и рекруту лучше выдать копье (даже если не упоминать того факта, что меч — штука очень недешевая).
Для сравнительно короткого одноручного оружия у меча очень приличная дистанция угрозы. Копью, секире, алебарде он по этой части уступит — зато им иногда можно позволить себе срубить железко вражеского оружия (хотя делать это часто не рекомендуется: затупившийся меч лишен всякого смысла, что и показывали римляне галлам, подставляя под галльские мечи свои копья).

Но не стоит считать меч супероружием. Не раз и не десять в истории человечества мечники становились легкой добычей: для алебардного строя, для пикинеров, а порой для тяжелой пехоты с ударным оружием. Против кавалерии в пешем строю он тоже не поможет: тут годится лишь то, что можно упереть в землю, как пику.

В бою с тяжелобронированным противником меч также может оказаться не лучшей идеей: очень уж большое нужно усилие, а попасть точно в сочленение лат нелегко. Против щитника остерегайтесь «увязания» клинка в щите, хотя меч вязнет меньше, чем топор и копье.
Древние времена

Первые известные нам мечи возникли в Египте или, быть может, на Ближнем Востоке: нам известны египетские, ханаанские, палестинские. Как и прочее древнее оружие, в девичестве они были мирными орудиями труда, а если точнее, серпами.

Хопеш, египетский или ханаанский меч, делали из бронзы, и на своего родича — серп — он был весьма похож. Металл в ту пору стоил дорого, и уже в силу этого факта им вооружались только лучшие бойцы — например, телохранители фараона.

В длину хопеш достигал 60 сантиметров. Почему не длиннее? Да потому, что бронза тяжеловата для клинков. Это — главная причина, почему до появления железа в больших количествах мечи оставались экзотикой.
От серпа хопеш позаимствовал не только изгиб, но и одностороннюю заточку по внутренней стороне. Позднее хопеши стали делать обоюдоострыми.

Греческие мечи

Активнее пользовались мечами греки. У них возникло сразу несколько типов мечей.
Копис — как нетрудно догадаться по названию, близкий родич хопеша. Это слово то ли позаимствовано напрямую, то ли подобрано по созвучию: соответствующее греческое слово значит «рассекать».

Он изогнут лишь слегка, заточен со внешней стороны и больше всего напоминает мясницкий секач, только большой — сантиметров 70. Такие мечи греки нередко делали, но использовать не слишком любили — часто производили на продажу.

А вот ксифос — дело другое. Это прямой короткий (около 60 см) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием. Клинок — листообразной формы. Греки умели им и рубить, и колоть. Ксифос шел в ход, когда у гоплита ломалось копье. Спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче — мы вправе назвать их кинжалами, и упоминаем тут только в силу традиций.
Ксифос.
Наконец, всадники греков предпочитали махайру. Это клинок односторонней заточки, по форме напоминающий большой нож, слегка изогнутый вперед. Он слегка напоминает кукри, только менее изогнутый. Название его можно приблизительно перевести как «бойцовский»: корень «мах» — тот же, что в словах «титаномахия» (война с титанами) или «Телемах» (далеко бьющий).

Еще махайрой иногда называли прямой или волнистый обоюдоострый меч, очень широкий у гарды и клином сужающийся к концу.
А вот мечи извечных противников греков — персов с трудом можно вообще признать мечами. Знаменитый акинак, нежно любимый отечественными авторами фэнтези (потому что пришел к персам от скифов — кроме акинака и стремян, не так-то много знаем мы скифских изобретений), по большому счету, самый обыкновенный слегка изогнутый кинжал. Длины в нем — значительно меньше полуметра.
Акинак.
У греков мечи всегда оставались вспомогательным оружием — на случай, если боец останется без копья. Тяжелая пехота — гоплиты — полагалась на длинное копье, легкая — пельтасты — на дротики. Позднее, во времена македонян, мечи стали широко использоваться конницей — катафрактами (поскольку пикой с седла без стремян можно орудовать только очень осторожно), ну, а пешие фалангиты, удлинив пику, практически перестали орудовать мечами.

Рим и галлы

Гладий.

Знаменитый римский гладий,
он же гладиус (римские родовые окончания существительных -ус и -ум вообще-то принято отбрасывать в
русских переводах, но для гладия часто делается исключение) был, похоже, позаимствован незадолго до Пунических войн у испанцев. Его так и называли в те времена: «гладиус испаненсис».

Сохранился всего один образчик такого меча. Размером он был немногим меньше метра и почти чисто колющим: лезвие затачивалось не на всю длину клинка. Тогда же появилась «фирменная» колодкообразная гарда.

С I века до н. э. в ходу
помпеянский
гладий: этот уже и вовсе почти кинжал, всего полметра или даже чуточку меньше. Он был так мал, что его даже носили не на левом бедре, а на правом — более длинный клинок удобнее выхватывать с левого бедра, а этому и так соидет.
Гладий для римлянина был важным оружием. Поначалу римское войско делилось на гастатов, принципов и триариев: для триариев меч был основным вооружением, гастаты и принципы больше использовали копья. Позднее, после реформ Мария, меч начал играть все более важную роль. Копьями пользовались все больше затем, чтобы заставить врага бросить щит: они делались с длинным наконечником из мягкого металла, который напрочь застревал в щите и мешал им работать.

Римская фехтовальная техника практически

исключала
рубящие удары (хотя меч для них и годился). Основных причины такого явления две: во-первых, колющий удар не
заставляет воина открыться, во-вторых, у него больше радиус угрозы.

Смешные короткие римские «тыкалки» оказывались тем самым словно
бы длиннее кельтских рубящих мечей.

Ну, а кельты (они же галлы) использовали то, что в большинстве игр называется длинным мечом (long sword). Правильнее именовать его спатой.

Внимание — миф: стандартное для фэнтези и игр название longsword совершенно неверно: оно относится к двуручному мечу намного более поздней эпохи.

Спата — это достаточно широкий и тяжелый меч длиной около 90 см. Гарда поначалу была подобна гладиусовой, а позже появилось перекрестие. Острие у него выражено слабо, потому что галлы полагались главным образом на рубящий удар. Эта техника подходила им намного лучше. Дело в том, что римская техника идеально использует дисциплину строя — главное преимущество легиона. А галльская — боевую ярость варвара.

Увы, римской технике галльская обычно проигрывала. К тому же делались спаты из плохого металла (хороший галлы научились делать очень нескоро), а потому работал тот прием, о котором мы говорили в начале статьи: хитрые римляне тупили вражеские мечи о свои копья и брали беззащитных галлов «теплыми».

Идею спаты заимствовали многие. У тех же римлян она стала мечом всадника; и с тех пор в качестве кавалерийского меча просуществовала еще много веков у самых разных народов Европы. Да и в пешем строю ее применяли германцы, бритты и другие народы. Слова «шпага», «эспадрон», «эспадон» — все ей сродни.
Средневековье
Многое изменилось в военной тактике на рубеже античности и средневековья. И главное среди изменений — конечно же, повсеместное распространение стремян. Кавалерия, которой в армиях Рима и Карфагена отводилась вспомогательная роль, без которой отлично обходились германцы и многие кельтские племена и которую активно использовали в Европе разве что македоняне, в одночасье сделалась «царицей полей».

Восточная Римская империя, она же Византия, сделала основой своей армии среднюю кавалерию с луками и мечами, франки и персы — тяжелую конницу, арабы — легкую. Степняки — болгары, половцы, гунны-мадьяры — сделали ставку на конных лучников.

Основным кавалерийским мечом Запада стала модифицированная спата; она сделалась длиннее и тяжелее, а также обзавелась крестообразной гардой. Этому весьма способствовало принятие креста как главного символа веры (не исключено, что и изогнутые сабли арабов тоже как-то связаны с полумесяцем, но это утверждение многими оспаривается).

Но начнем мы все же не с конницы...
Германские народы

Как известно, Рим устоял перед всадниками-гуннами, но пал под натиском пеших германцев. Готы, саксы, даны, алеманы, франки сделались властителями большей части Европы.

Первое время все они воевали в пешем строю. И у многих эта привычка сохранилась: так, например, скандинавы остались верны пехотной тактике на много веков.

Одно из таких племен, к примеру, завоевало почти всю Британию, оттеснив кельтские народы на запад (в Уэльс и Корнуолл) и в шотландские горы. Это племя — саксы; когда-то с ними яростно бился король Артур, а ко времени, описанному в «Айвенго», они уже считают себя коренным населением и огрызаются на новых захватчиков — норманнов.

Скрамасакс.
На знамени саксов — белый конь, но, тем не менее, в седле они почти не воюют.

Оружие саксов так и называется: сакс.

Это, по сути дела, не более чем длинный нож. У него всего одна режущая кромка (ножу вторая не нужна и даже мешает), он прямой, с широким, сходящимся к острию клинком. И существует в самых разных ипостасях: мелкие саксы легко прячутся в сапоге, а в атаку воины берут полновесный меч длиной в три четверти метра. Это как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что разделение на мечи и кинжалы-ножи — чисто условное. Гарда у сакса минимальная или даже вовсе отсутствует.

Некоторые предпочитали более длинный вариант: скрамасакс. Он тоже сродни ножу, но не простому, а тому, которым рубят хворост. Поэтому он слегка изогнут, но не как сабля, а чуть-чуть. Размером он достигал 90-95 см. Такой меч неплохо годился всаднику, но и в пешем строю был весьма уместен, особенно для рассыпного строя.

Это интересно: кому-нибудь может показаться странной идея рубить деревья ножом или мечом, когда существуют топоры. Но это только потому, что далеко не всем из нас доводилось попробовать в действии дальний потомок скрамасакса, доживший до наших дней: мачете. Я пробовал и могу засвидетельствовать: для рубки хвороста и расчистки дороги он несравненно лучше топора, и для валки нетолстых деревьев тоже весьма хорош. Можно им рубить и большие деревья, хотя и не очень удобно. Он сильно проигрывает топору только при раскалывании очень больших чурбаков вдоль.

Оба этих меча — почти исключительно рубящие, колющая техника у саксов не слишком процветала. Саксы любили и топоры; пристрастие к ним сыграло, по мнению ряда историков, печальную роль в битве при Гастингсе, после которой саксы покорились завоевателям из Нормандии.

Их северные родичи — викинги — взяли на вооружение классическую спату. Меч викинга поначалу обходился гардой-колодкой, потом перешел на изогнутое дугой перекрестие. Викинги тоже предпочитали рубить, а не колоть, и тоже бились исключительно в пешем строю. На мечах они не «зацикливались» — уважали и топор, и булаву.

Военная тактика викингов была позаимствована их учениками и подданными — русичами. Это более чем понятно: несколько столетий и князья, и их дружина были куда более варягами, нежели славянами.

Это интересно: сомневающимся в этом рекомендую, например, такой вот текст. «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину...». Стесняться тут нечего, для истории это дело естественное. Болгарские славяне быстро стали напоминать своих покорителей, степняков-булгар, а греческие стали византийцами хоть куда. В советские времена было модно разоблачать «миф о варяжском происхождении русской государственности», но поверить этим разоблачениям можно лишь по незнанию.
Итак, наши с вами предки использовали все ту же спату и все тем же пешим порядком. Позднее, когда стало ясно, что для успешной борьбы со степняками без лошадей не обойтись, — слегка удлинили спату и пользовались ею в седле. Со временем гарда русского меча удлинилась и распрямилась, на манер франкского.
Империя франков и ее осколки

А вот франки осознали преимущество доброго коня и лихого наскока довольно рано. И немудрено: в их империю вошли и
и галлы, и другие народы,

к тому моменту уже прочно сидевшие в седле.

Поначалу их мечом была та же спата, затем появилось прямое широкое или стержневое перекрестие гарды. Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.

Так появился рыцарский меч. Его форма и параметры свидетельствуют о развитии защит клинком, не слишком характерных для саксов.

После того, как сверхтяжелая броня выходит из моды, рыцарский меч становится более легким и плоским.
Хотя ассоциация «рыцарь — меч» для нас совершенно очевидна, франкский меч оставался вспомогательным оружием. Конница сперва вонзала во врага копья, а мечами уже добивала или вступала в отдельные поединки. Некоторые рыцари предпочитали мечу бердыш, булаву или моргенштерн.

Шли годы; Столетняя война опять перевернула представления европейцев о тактике. Англичане положились на валлийское изобретение — длинные луки, и они оказались серьезнейшим ответом тяжелой коннице. Снова наступила эпоха, когда пехота на поле боя играет важнейшую роль.

Лучник — по определению профессионал; ополченец с длинным луком даже стрелу пустить не сможет, не говорю уже — попасть. Потому-то вспомогательным оружием лучника стал тоже меч, но другой. На первый взгляд меч лучника казался похожим на рыцарский; но он не только короче, а еще и гораздо сильнее сходит на клин. Это не случайно: им не столько рубят, сколько колют. Техника работы напоминает римскую, только вот щит у лучника «не удался» — круглый и маленький. Аналогичный меч взяли на вооружение и арбалетчики.
Чинкуэда.
Так постепенно колющая техника стала «проникать в массы». Итальянцы берут на вооружение чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом.

А вот французы и поляки (за ними — англичане и итальянцы) начали переходить на чисто колющую технику. Для этого предназначался эсток.

Первое время эсток был очень похож на рыцарский меч, только намного уже. Потом перестали точить лезвие, ограничиваясь острием, а клинок сделался граненым — трех- или четырехгранным.

Эсток неплохо пробивал доспехи, целясь в щели и сочленения; у него также была отличная дистанция угрозы. Длина меча была от 1 м 20 см до полутора метров (такие эстоки чаще всего встречались в Польше).

Вместе со стрелковой пехотой появилась пехота прикрытия:
пикинеры, позже алебардщики. Прорыв их строя для конницы — задача совсем
не банальная. Для пехоты — тоже.

Но европейская военная мысль нашла асимметричный ответ, правда, годящийся лишь для профессионалов: двуручные мечи.
Двуручник-цвайхэндер.

Похоже, первыми они возникли у шотландцев: широкие, с почти параллельными лезвиями клейморы. Немецкий цвайхэндер, он же биденхэндер, итало-французский эспадон (не путать с эспадроном, который по сути своей сабля!) и франкский длинный меч (вот он, longsword!) были уже более клинообразными. У немцев ими обычно вооружались наемники-ландскнехты, ну, а в Шотландии и рыцари не брезговали.

Длина клинка двуручного меча — от метра с небольшим до полутора или даже чуть больше, да еще добавьте сантиметров сорок на рукоять. Это замечательное оружие требует немалой физической силы (все-таки от двух до трех с половиной килограммов!) и превосходной выучки, но в умелых руках бесценно.

Это интересно: нередко можно встретить упоминания о пяти- и даже семикилограммовых двуручниках. Да, они существовали (и некоторые даже дожили до наших дней), но ими не сражались. Это церемониальное оружие. Фехтовать семикилограммовой громадиной невозможно!

Прелесть двуручного меча — в том, что он дает своему обладателю некоторую защиту и при этом легко прорывает строй с древковым оружием. Он запросто ломает древки, по дистанции угрозы почти не уступает алебарде и вместе с тем опасен и на ближней дистанции тоже!

Отправлять таких меченосцев против конницы можно только в припадке умопомрачения, но новое «супероружие» пехоты им было не указ. Специалистов по двуручному бою очень ценили, но смертность среди них всегда была высока: ведь цвайхэндер и клеймора никак не прикрывают от стрел и пуль, а носить их со щитом немыслимо.

Внимание — миф: конных двуручных мечей не бывает. Двуручник верхом слишком разбалансирует седока.
Двуручный меч всегда хорошо сбалансирован. Нередкие в фильмах ситуации, когда герой берет его одной рукой у самого навершия и раскручивает, — неимоверная чушь. Вообще, слишком сильно размахиваться им обычно не нужно: широкий замах — только для отрубания древков. А в остальных случаях им работают в основном понизу, не заводя меч наверх. Любимый художниками прием с поднятием клинка на невообразимую высоту существовал, но... не у воинов, а у палачей.

И совсем уж невообразимая глупость — описанный несколькими авторами плотный строй с двуручниками. Цвайхэндеру нужен простор.

Аналогичные европейским двуручные мечи были и у других народов. Например, у индийцев и даже ацтеков. Китайцы вместо них пользовались дадао, который скорее секира, нежели меч; японцы сделали «двуручную катану» но-дачи. Все они служили той же самой цели.

Неоднократно рыцарский меч пытались скрестить с двуручником. Один из популярных гибридов называется полуторным мечом, или бастардом. Его использовали с седла, где двуручный меч неуместен.
Внимание — миф: «бастард считался подлым мечом, недостойным дворянина, потому так и назван». Это, конечно, чушь: напротив, бастард использовался как раз в основном рыцарями, которые не могли использовать верхом полноценный эспадон и вынуждены были сокращать его до полуторника. А слово это означает всего-навсего гибрид — между обычным рыцарским мечом и двуручником. Никакого бесчестия.
Ближний Восток

В пустынях Аравии,
Берберии и Палестины конница также была основным войском, но не тяжелая рыцарская, а легкая. Носить
броню на манер европейской под палящим пустынным солнцем невозможно.

Поскольку разрубать доспехи оказалось незачем, а скорость приобрела решающее значение — то и основной меч арабов стал не рубящим, а режущим. Он называется скимитаром (у персов — шамширом, у турок — киличем).

Скимитар — клинок сравнительно легкий и очень острый. Он предназначен для маневренного боя: на удар нужно намного меньше времени, чем с тяжелым мечом, Для усиления удара он сильно изогнут (форму шамшира и вовсе характеризуют как «подобная луку»).

Считается, что скимитар произошел напрямую от хопеша еще в те времена, когда дикие арабы скитались по пустыне в окрестности Египта. Так ли это, в точности неизвестно.

По мере изобретения лучших видов металла для оружия (вспомним дамасскую сталь) скимитар дальше усовершенствует свои сильные стороны, становясь еще легче и острее и постепенно переходя в саблю.
Внимание — миф: одно из самых странных поверий в мире оружия породила история о «двурогом клинке» пророка Мухаммеда. Удивляясь странной характеристике, многие представили себе такую неимоверную чепуху, как меч с двумя клинками: то ли расходящимися под углом градусов в тридцать (этакая гигантская вилка для бутерброда), то ли направленными в противоположные стороны. Отсюда и пошли двухклинковые мечи, которые мы с вами можем наблюдать во множестве игр, например, Warcraft III или Neverwinter Nights. На самом же деле, по-видимому, клинок Мухаммеда был всего лишь двояковыгнутым, на манер ятагана; не исключен и другой вариант — что это просто характеристика неописуемо быстрых взмахов меча («кажется, будто он разом в двух местах»). Но не подлежит сомнению, что никто, будь он хоть Мухаммедом, хоть четвероруким Шивой, не сможет эффективно использовать меч с двойным клинком. Двойное оружие может быть лишь на очень длинном древке — и это уже будет не меч, а секира. Или посох.

Сабля (нового времени).
На арабскую технику постепенно
Сабля (нового времени).
переходят и византийцы; их армия вообще очень похожа на восточную, хотя
вооружение и потяжелее. Персы, которые сражались в доспехах, на крупных конях и с пиками — почти как франки, — тоже постепенно переходят на кривой клинок (после завоевания их арабами), но остаются в сарацинской армии тяжелой конницей. Только персидские всадники могли встретить крестоносцев лоб в лоб; арабам же приходилось маневрировать, осыпать издали стрелами и вообще избегать прямой встречи.

Индия тоже воюет похожим образом, но отстает. К тому моменту, когда мечи арабов уже рассекают на лету шелковый платок, индийцы своими клинками все еще пытаются рубить. В конечном счете это приводит к серьезным поражениям. При моголах они привыкают к сабле-тулвару.

Турки адаптируют саблю и к пешему бою: так появляется янычарский ятаган. На первый взгляд он мало похож на традиционные клинки Востока: выгнут в обе стороны и чем-то смахивает на кукри. Работают им и так, и этак; ятаган показал себя весьма эффективным, но одним из самых сложных в обучении видов оружия.
Дальний Восток

Основную особенность японских мечей, наверное, представляют себе все. Легкий изгиб, режущий клинок, длинная рукоять, практически
Катана.
нет гарды, на конце — клиновидное острие. Что популярная катана, что более короткие вакидзаси и шото, что двуручный но-дачи — Катана.
все
они устроены примерно одинаково и отличаются в основном размерами.
Техника японцев весьма сложна и разнообразна: вскоре после появления школ боевых искусств с нагинатой появляются аналогичные и с катаной, и развивается масса приемов и стоек. Япония — по-видимому, единственная страна, где с давних времен
активно
используются парные клинки (катана + вакидзаси или шото). Арабы применяли их эпизодически, а в Европе широко распространилась только техника «шпага + кинжал», и то, конечно же, намного позже.

При этом нельзя сказать с уверенностью, что японская техника боя превосходила западную: они не сталкивались, и все предположения на этот счет чисто спекулятивны.

Конечно, для таких мечей требовался очень качественный металл и работа. Так оно и было: по цене катана превосходила вооружение европейцев и арабов во много раз. Самурайское войско не могло быть особенно многочисленно, а другие сословия мечей не носили.

Китайцы же не привязывались к «единственно верной» форме меча, а непрестанно экспериментировали.

Самой популярной, похоже, была форма, слегка напоминающая скимитар: однако этот клинок изогнут лишь с одной стороны, другая — прямая, и заметно тяжелей. Она называется просто «меч»: дао.

Но были и другие мечи: прямые, наподобие сабли джианы (дан гьены); катанообразные водао; утяжеленный дао-клинок на длинном древке — секира-меч дадао, о ней мы говорили в статье о секирах; двуручный мяо дао; напоминающий катану джанмадао и многие другие. Чуть ли не любой меч, когда-либо производившийся на свет от Исландии до Индонезии, имеет свой аналог в Китае.

Применяли китайцы и технику парных клинков: правда, все больше с маленькими «мечами-бабочками», которые скорее кинжалы, нежели мечи.

Оружие Востока — отдельная огромная тема; мы вернемся к ней позже в отдельной статье, и я для этой цели передам перо специалисту в этой области. Мое знакомство с восточными техниками слишком поверхностно, чтобы вдаваться в подробности.
Новое время

В Новом времени огнестрельное оружие нанесло смертельный удар тяжелой броне — и вместе с этим изменились и фехтовальные приемы. В чести оказалась подвижность,
Доспехи еще не исчезли: но теперь главным типом доспехов стала кираса, а она многое оставляет открытым. И оказалось, разумеется, что в ближнем бою выгоднее не пытаться пробить кирасу, а сосредоточить атаки на руках и ногах противника.

В Европе эсток постепенно начал преобразовываться в шпагу. Как ни странно, при этом он вновь обзавелся лезвием (дабы сохранить возможность и режущих ударов) и слегка укоротился. Очень развилась гарда: появились чаши, а также гарды-ловушки, предназначенные для захвата клинка противника.
Рапира.

Обычно в фильмах про мушкетеров и других героев «романа плаща и шпаги» изображают вовсе не шпагу, а рапиру: очень легкий, чисто колющий клинок. Но рапира входит в моду позже: в XVII веке, причем и тогда это — оружие придворного хлыща, а никак не военного. Д’Артаньян, надо полагать, носил военную шпагу.

% Внимание — миф: д’Артаньян — автор соответствующих мемуаров, обработанных Дюма. На самом деле эти «мемуары» — подделка, и даже более того — пасквиль, написанный Гасьеном де Сандрасом на много лет позже. Но капитан Шарль д’Артаньян, видимо, действительно существовал и был убит при осаде Маастрихта.

Вместе с появлением шпаги возникает сложная фехтовальная техника; в моду входит бой шпагой и кинжалом. Но техника боя все равно мало напоминает то, что можно увидеть в кино.

Так, например, в ряде фильмов мы с удивлением наблюдаем попытку, скрестив клинки, «передавить» противника. Так шпагой не работают. Еще более удивительна сцена, которую также можно встретить в околоисторических фильмах: передавливание шпагой алебарды. Во-первых, для этого нужна геркулесова сила, а во-вторых, шпагой алебарды не давят, а рубят. В частности, за этим и сохранилось рубящее лезвие!

Беготня по комнате, эффектные удары ногой и прочие шалости в этом роде — тоже романтическая чепуха. Во времена д’Артаньяна французская техника фехтования предполагает минимум шагов, а работают в основном рука и корпус. Подвижный бой внедрили итальянцы; во Францию этот стиль приходит намного позже... чтобы сразу же смениться стилем, напоминающим современный. Вот обученный в Италии Николя Давид, убитый Шико в «Графине де Монсоро», быть может, мог фехтовать в «прыжковом» варианте.

Ну, а удары ногой для дуэли вообще подходят слабо. Бесчестная это штука. До дворянина можно дотрагиваться лишь клинком!

В кавалерии (и флоте) берут на вооружение восточную саблю. В XVII-XVIII веках она быстро распространяется по всей Европе и Америке. Сабельная техника, однако, изменяется наподобие шпажной.

В некоторых странах сабля полностью заменяет шпагу. Особенно в тех, что побывали под турками: Румыния, Сербия. В Германии шпага слегка изгибается и весьма похожа на саблю.
Примерно на таком оружии, только немного потяжелее, идут знаменитые студенческие дуэли. Романтику в этих дуэлях мог усмотреть только немецкий студент: бойцы заматывались в защитную одежду, прикрывая шею и грудь, старались рассечь лицо и гордились шрамами. Ничего даже отдаленно напоминающего технику фехтовальщиков; с тем же успехом они могли бы драться на мясорубках.
Есть в кавалерии и практически прямой клинок, потомок рыцарского меча: палаш. Им вооружают в основном тяжелую конницу (кирасир, например).
Однако в начале XIX века карьера мечей как боевого оружия начинает подходить к концу. Мы еще увидим казацкие сабли и шашки и в более позднее время, но все же клинки уступают место штыку, оставаясь оружием дуэли, церемониала или стражи.


El jaguar

Сообщение

Двуручный меч цвайхандер

Цвайхандер (zweihaender, немецкое «для двух рук», так же называют bidenhаеnder or bihаеnder) - двуручный меч эпохи Ренессанса.

Появившись в Германии в 14 веке, цвайхандер получил известность в течение 16 века как отличительное оружие признака немецкого ландскнехта со времени Максимилиана I. Цвайхандеры предположительно использовались в первой линиями фронта ландскнехтов, где они использовались для прорубания рядов противостоящих пикейщиков и копьеносцев, копья которых представили трудный барьер для обычного оружия, и особенно конницы.
Возможно, самым известным пользователем цвайхандера был Pier Gerlofs Donia, который, как считается, владел цвайхандером с таким навыком, силой, и эффективностью, что ему удалось обезглавить множество людей одним ударом. Цвайхандер, которым он владел, выставлен в Фризском музее. Он имеет длину длина 213 см и вес приблизительно 6.6 кг.
Технические характеристики цвайхандера
Цвайхандер обычно был до 180см длины от основания навершия до острия клинка, с клинком блинной 120-150см и эфесом длиной 30-45см. Вес цвайнхандера лежал в интервале от 2кг до 3.2кг. Однако, церемониальный цвайхандер, который был неподходящим для боя, мог весить до 7кг.
Тем не менее, некоторые цвайхандеры были короче. У более ранних версий, в частности, часто встречалась общая длина меча приблизительно в 150см, и вес всего 1.5кг.
Особенности цвайхандера
Гарды могли быть простыми или декоративными, в то время как эфесы обычно заканчивались тяжелым навершием в виде сердца или груши. Иногда не заточенная часть клинка (пята), или fehlscharfe (немецкое «потерянная острота») позволяла второй рукой взяться за меч ниже гарды, сокращая захват, в результате чего цвайхандер удерживался на подобие древкового оружия. Это позволило его владельцу отразить кавалерийскую атаку. Цвайхандеры имели боковые кольца, прикрепленные к эфесу, тем самым увеличивая гарду до 35см в ширину. Вдоль клинка, приблизительно в 10-20см от конца гарды, были расположены «парирующие крюки» (parierhaken) оформленные как выступы или гребни, действующие как гарда для пяты клинка, препятствующие скольжению другого оружия вниз по клинку цвайхандера.
Применение цвайхандера
Согласно поздним средневековым отчетам, раньше, большинство типов цвайхандеров использовались для «проламывания» формирований пикейщиков, сначала разбивая пики и затем поражая непосредственно пикейщиков.
Некоторые ученые предполагают, что это - современная легенда, и что цвайхандер главным образом использовался для показательного фехтования. Но, по крайней мере, как легенда, понятие «цвайхандер» появляется в крайней мере 17 веке, если не в конце 16 века. Причудливое описание цвайхандера, используемого против алебарды в боевых линиях появляется в польской хронике, датированной 1597 годом.
Солдаты обучались использованию цвайхандера (название Meister des langen Schwertes было предоставило братством Marx), получая двойную оплату, по сравнению с обычным пехотинцем, и были названы Doppelsoldner («двойные наемники»). Эти ландскнехты часто использовались как охранники артиллерийских батарей.
Труд «Голиаф Fechtbuch» (1510 год) описывает фехтование на мечах, размерами сопоставимых с цвайхандером, однако без парирующих крюков. Это создает некоторые споры относительно того, изображен на рисунке цвайхандер или нет. Мечи изображены и используются в стиле, сходным с внешним видом и стилем фехтования полуторным мечом. Хотя эту точку зрения можно было бы считать спорным, учитывая тот факт, что и полуторный меч и цвайхандер использовали одинаковый стиль фехтования, модифицированный для большего размера цвайхандера.
El jaguar

Сообщение

Полуторный меч


Полуторный меч (Longsword) - тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные рукояти с эфесом приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.
Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и навершие.
Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.
История полуторного меча

Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.
Точно так же варианты отдельного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществуя вместе, пока некоторая новая разработка не подошла близко к обоим из этих типов оружия. Такие ситуации демонстрируют и путь развития меча в целом, и взлет и падение полуторного меча как хронологически туманного и запутанного широтой определений - как нашего времени, так и современников.
Относительно всесторонняя типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей и каталогизировать их, основываясь на их физической форме, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча. Вместо этого, данная типология разделяет широкую область вооружения на множество ограниченных типов, основываясь на их преобладающих физических характеристиках, включая форму клинка и конфигурацию рукоятки. Эта типология также сосредотачивается на меньших одноручных мечах, вроде боевых мечей.
Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в искусстве и рассказах данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.
По Окшотту, полуторные мечи находятся в типах XIIa и XIIIa, так как первые ранние варианты полуторных мечей возникают как просто более длинные версии одноручных мечей. Есть редкие археологические находки мечей этого типа с конца 12 века. Соревнуясь в увеличении длины рукояти и увеличении длины клинка, полуторные мечи было мощным рубящим оружием, возможно разработанным для сражений во время преобладания кольчуги и пластинчатых доспехов. Это оружие также точно соответствует современному разговорному выражению "полутораручный меч", как отмечает Окшотт, поскольку они не обеспечивали полный двуручный захват рукояти так же, как некоторые сохранившиеся до нашего времени ранние образцы и цвайхандэр в 16 века.
Бастарды
Бастард, или современный espee bastarde, является типом меча, датирующегося примерно началом 15 века. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Эти мечи обладали более длинными эфесами, подобными эфесам полуторных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, однако его хватало, чтобы дополнительно использовать несколько пальцев или часть кисти, обеспечивая дополнительные рычаги. Эфесы бастардов часто имеют утонченный вид, как в типе XVIa по Окшотту. Бастард более так чем полуторный меч подходит под класс «полутораручный меч», поскольку некоторые полуторные мечи обеспечивали значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половина» руки. Так же, более короткая длина меча в 115-140см помещала бастард на полпути между более коротким одноручным мечом и большим (и иногда полностью двуручным) полуторным мечом.
Как и все другие типы мечей, бастард существовал во многих вариантах, в основном имеющих тенденцию к сильно клиновидному и более толстому клинку. Эта особенность, наряду с относительно маленькой длиной клинка относительно длины эфеса, делало бастард очень точным и быстрым мечом, и хорошо подходила для рубящих и колющих ударов. Форма бастарда стала развиваться от полуторного меча в начале 15 века от переходных мечей, развивающихся от спаты. Подобно первым переходным мечам, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, и круглое или колесообразное навершие. Более позднее развитие оружия, однако, включает в себя кривые гарды, кольцевые гарды, и составные эфесы, подобные эфесам типа «корзина» (мечи, такие как скьявона, имели гарду, защищающую почти всю руку). Они служили для обеспечения дополнительной защиты для рук, и могли положительно сказываться на балансе оружия.

Мечи с составными рукоятками включают в себя немецкий Reitschwert, вид меча всадника, и «Degen» или «рыцарский меч». Возможно, однако, что эти мечи - фактически одноручные варианты эстока.
Форма полуторных мечей
В то время как почти каждый полуторный меч несколько отличается от другого, большинство содержит несколько основных частей. Клинок меча являет собой режущую часть оружия и обычно является обоюдоострым. Клинки имеют множество форм и размеров. Широкие и тонкие клинки более эффективны для ориентированных на рубящие удары полуторных мечей, в то время как толстые конические клинки более эффективны для колющих ударов. Однако все полуторные мечи были эффективны для рубящих, режущих и колющих ударов, и вариации формы влияли только на незначительные особенности применения. Эфес - это часть меча, который не является клинком - по существу все остальное. Как и клинки, эфесы развивались и менялись в течение долгого времени под влиянием как моды, так и разработки мечей для определенных целей.

Клинок средневекового полуторного меча является прямым и преобладающе обоюдоострым. Конструкция клинка является относительно тонкой, с прочностью, обеспечиваемой точной геометрией лезвия. В течение долгого времени, как свидетельствует типология Окшотта и другие подобные системы, клинки полуторных мечей становятся немного более длинными, более толстыми в поперечном сечении, менее широкими, и значительно более тонкими (на конце). Эти изменения меча в значительной степени обусловлены использованием пластинчатых доспехов как весьма эффективной защиты, более или менее сводящих на нет способность меча прорубить доспех. Вместо прорубания, полуторные мечи использовались в основном для нанесения колющих ударов против противника в пластинчатом доспехе, требуя для этого более острого и более твердого клинка. Однако, рубящая способность полуторных мечей полностью никогда не устранялась, как например в некоторых более поздних рапирах, но была не так важна, как колющая.

Клинки значительно различаются по поперечному сечению, так же как по длине и ширине. Две наиболее канонических формы поперечного сечения лезвия - двояковыпуклое и алмазообразное. Двояковыпуклые клинки представляют собой в поперечном сечении тонкие двояковыпуклые линзы, обеспечивая тем самым адекватную толщину для прочности в центре клинка, и достаточно тонкие края, для нанесения рубящих ударов. Алмазообразный клинок имел наклоны лезвия непосредственно от краев клинка, без кривых элементов двояковыпуклого клинка. Центральная область клинка, имеющего такую геометрию, известен как riser, самая толстая часть лезвия, обеспечивающая его жесткость. Эти две основных конструкции дополняются дополнительными способами ковки, которые дают некоторые вариации этих двух сечений.
Самыми распространенными из таких вариаций клинка являются клинки с желобом и клинки с полым основанием. В то время как обе из этих вариаций сводятся к удалению материала из лезвия, они различаются прежде всего местоположением изымаемого материала и итоговым результатом. Желоба - это углубления или каналы, «удаленные» из клинка, в полуторных мечах, обычно идущие вдоль центра клинка и начинающиеся у эфеса или рядом с ним. Подобное удаление материала позволяет кузнецу значительно облегчить оружие, не жертвуя прочностью, подобно двутавровой балке. Хотя в разговорной речи эти желоба часто называют кровостоками, желоба не были разработаны ни для того, чтобы позволить крови вытекать из раны быстрее, ни для облегчения вытаскивания меча. Желоба различаются количеством и толщиной на клинке, от некоторых невероятно широких желобов, охватывающих почти всю ширину оружия, до меньших и более многочисленных желобов, обычно более тонких. Длина желобов так же имеет различные вариации - на некоторых рубящих клинках желоб может идти почти на всю длину клинка, в то время как на других клинках длина желоба составляет от трети до половины от всей длины клинка. У лезвий с полым основанием имеются выемки материала с каждой стороны riser`а, тем самым утончая геометрию края клинка, при этом сохраняя утолщенную область в центре клинка, чтобы обеспечить силу для лезвия.

У полуторных мечей существует множество вариантов эфесов, с различными видами наверший и гард, изменяющиеся в течение долгого времени, чтобы улучшения различных свойства клинка и соответствия возникающим новым тенденциям.
Бой полуторным мечом

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.
«Голое фехтование»
Blobfechten, или «голое фехтование», являются техникой фехтования без существенных защитных доспехов, таких как пластинчатый доспех, или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и верхняя часть туловища, полностью незащищены, за исключением нормальной одежды, во время голого фехтования. Нехватка существенной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества рубящих и режущих ударов, в дополнение к уколам. Эти удары могли быть практически сразу фатальными или выводящими из строя, такие как укол в голову, в сердце, или главный кровеносный сосуд, что вызовет обширную травму. Точно так же, сильные рубящие удары могли прорубить кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья - частая цель некоторых рубящих и режущих ударов в защитном или атакующем маневре, служащих, чтобы искалечить противника и позволить фехтовальщику нанести следующий удар.
Фехтование в доспехах
Harnischfechten, или «фехтование в доспехах», описывает бой в защитном костюме, обычно в пластинчатом доспехе. Увеличенная защищенность человека, одетого в «full harnisse» (полный пластинчатый доспех), привела к радикальному изменению техники фехтования мечом. В то время как рубящие удары были более-менее эффективны против противника, защищенного половинчатым пластинчатым доспехом, рубящие и режущие удары против противника в полном пластинчатом доспехе были уже практически полностью неэффективны для нанесения любого вида резаной раны, поскольку меч просто не мог прорубить сталь. Вместо этого энергия рубящего удара переходит практически полностью в энергию «сотрясающего» удара. Позже закаленный пластинчатый доспех, в сочетании с гребнями и roping, фактически стал угрозой для неосторожного нападающего. При сильных ударах меча по пластинчатому доспеху было вполне возможно повредить клинок меча, тем самым делая его намного менее эффективным для рубящих ударов, и способным нанести только «сотрясающий» удар защищенному противнику.
Для преодоления данной проблемы, мечи стали использоваться в основном для нанесения колющих ударов. Оружие использовалось в технике «полумеча», с одной или обеими руками на клинке. Это позволяло увеличить точность и силу колющих ударов, и позволяло использовать больше рычагов для Ringen - Schwert(«Борьба на мечах»). Эта техника комбинирует использование меча с элементами борьбы, обеспечивая возможности сделать подножку, разоружить, остановить, или бросить противника, тем самым поместив его в менее выгодную позицию. При использовании техники полумеча, весь меч работает как оружие, включая в себя навершие и гарду, выполняющие функции булавы.
El jaguar

Сообщение

Двуручный меч клеймор


Термин клеймор (от шотландского Гэльского языка «claidheamh mor», «большой меч») относится к одному из двух различных видов шотландских мечей. Он может обозначать двуручный меч с крестообразной гардой, или же палаш с гардой типа «корзина», принятому в 16 веке, который до сих пор входит в парадную форму горных полков британской армии.
Двуручный (горный) клеймор
Двуручный клеймор был большим мечом, использовавшимся в позднесредневековый период и раннее новое время. Он использовался в постоянных клановых войнах и приграничных сражениях с Англией приблизительно в период с 1500-1700 года. Последнее известное сражение, в котором, как предполагается, клейморы использовались в значительном количестве, было сражение при Killiecrankie в 1689 году. Клеймор был несколько меньше других двуручных мечей той эпохи. Двуручный клеймор скорее всего был ответвлением ранних шотландских средневековых мечей, которые развили отличительный стиль наклонной гарды с плечами, оканчивающимися лопаткообразными «шишками». Эти шишки часто делали в виде четырехлистника.
Средний клеймор был приблизительно 140см длины, с 33см эфеса и 107см клинка, весил приблизительно 2.5 кг, клинки больше всего подходят под тип XIIIa по Окшотту. Довольно однотипный, клеймор имел навершие типа «колесо», часто оформленное в виде полумесяца, и гарду с прямыми, скошенными вниз плечами, заканчивающимся в форме четырехлистника. Другой распространенный стиль двуручного клеймора (хотя меньшее известный сегодня) был клеймор «раковина моллюска». Он имел гарду, состоящую из двух изгибающихся вниз плеч, и две большие, круглые, вогнутые пластины, которые защищали рукоять спереди. Этот клеймор получил такое название, потому что его гарда напоминала открытую раковину моллюска.
Палаш с гардой «корзина»
Более поздний меч было намного более коротким одноручным мечом, популярным в шотландских войсках и среди некоторых английских офицеров начиная с 17 века. Современный клеймор был введен во время Второй мировой войны лейтенантом Col Jack Churchill DSO, MC & BAR. Это был заточенный с одной стороны или обоюдоострый, обычно весящий от 0.9 до 1.5 кг, с довольно широким лезвием 75-90см длиной меч. Гарда типа «корзина» была разработана для защиты руки в бою. Шотландский клеймор часто отличает от других бархатная прокладка внутри корзины карды (часто красная), и иногда дополнительные декоративные кисточки на эфесе или навершии. Как и его итальянская копия, скьявона, он обычно использовался с круглым щитом, известным как торч. Эта поздний вид «клеймора» (несвязанный с первым) может быть увиден в некоторых формах традиционного горного танца (который соответственно происходит от эры Викторианского романтизма горной местности Шотландии). Клеймор с корзиной все еще носят офицеры в Королевском Полку Шотландии как часть церемониального платья, в отличие от остальных офицеров армии, которые носят маленькие мечи.
Использование термина "клеймор"
Термин «клеймор» был использован по крайней мере с начала 18 века применительно к одноручному мечу гардой-корзиной, более или менее синонимично с термином «палаш». По крайней мере с конца 18 века этот термин так же применялся и к двуручным мечам. Современный Гэльский термин для двуручных мечей неизвестен; они могли и не называться «клеймор» во времена использования. В современном использовании термин правилен для обоих видов мечей. Гэльский термин для двуручного меча «claidheamh da laimh», и в современной терминологии иногда применяется к шотландским двуручникам, чтобы отличить их от одноручного клеймора.


Меч спата

Спата - прямой меч с длинным острием, имеющий размеры около 0.75 метра, и использовавшийся в течение 1-ого тысячелетия в Европе и на территории Римской империи приблизительно до 600 года н.э. Более поздние мечи после 1000 года являются производными мечами, но спатами уже не являются.
Предшественником спаты в третьем столетие до н.э. был кельтский меч. Спата появляется в Римской империи в 1 веке как стандартное оружие римских вспомогательный войск (auxiliaries), и продолжала использоваться, став стандартным мечом тяжелой пехоты, в то время как легкая пехота использовала гладиус. Вероятно, спата просто заменяла гладиус в первых рядах, давая пехоте большую досягаемость в бою.
Археологами было найдено много экземпляров спаты в Великобритании и Германии. Спата широко использовалась германскими воинами, но эволюционировала ли спата из Помпейского гладиуса, или из более длинных кельтских мечей, или сама спата была моделью для различных палашей и мечи викингов в Европе, очень запутанная тема. Спата оставалась популярной на протяжении всего периода Великого переселения народов в 4-12 веках. Возможно, спата развилась в рыцарский меч Высокого Средневековья приблизительно с 1100 годов, но большое количество типов мечей, которые появились во время того периода делает трудным сделать какие-либо определенные выводы. Некоторые детали процесса изготовления спаты и моделей, используемых их изготовителями, остаются неизвестными.
Этимология термина «спата»
Слово «спата» происходит от древнегреческого spathe, что означает «любой широкий клинок, деревянный или металлический», но также «широкий клинок меча». (Самое вероятное то, что spatha - романизация дорического греческого spatha). Сегодня слово существует как греческое «spathe» (женский род); латинский термин стал французским «epee», португальским и испанским «espada», итальянским «spade», румынским «spata» и албанским «shpata», которые все переводятся как «меч».
Спата в Римской империи
Первоначально спату носили римские офицеры от конницы, и вспомогательные войска в поздних римских армиях. Обычно как более длинная версия короткого листообразного гладиуса, используемого легионерами, спата была примерно 75см длины. В отличие от гладиуса, однако, спату носили слева из-за большей длины.

Используемая как римскими всадниками, так и их немецкими врагами, более поздняя спата племен лангобардов была более технологически продвинутой, чем железный гладиус, будучи выкованной из пакетов, состоящих как из железа, так и из стали, то есть являть композитными материалами. В конечном итоге, в более поздней Римской империей спата была принята многими, если не всеми, легионерами. Латинское слово «spatha», и все его производные, является заимствованием из древнегреческого «spathe», означающего любой длинный и плоский объект, например лопасть весла, ребро, челнок ткацкого станка, лопату, и так далее. Также в древнегреческой культуре слово «спата» использовалось в средний Архаичный период (не ранее 6-ого века до н.э.) для обозначения различных типов мечей Железного века, впервые появившись в работе Alcaeus Mytilene (Chalkidikai spathai, Alc.15.6). Насколько сейчас известно, спата не уходит корнями в Бронзовый век, и не встречается нигде в работах Гомера.

В конечном счете, термин «spathe» был принят римлянами во времена Римской империи в общем смысле как «спата» («spatha»). Это показано впервые у Плиния и впоследствии у Сенеки, в другом значении: спатула («spatula») - орудие обработки металлов, пальмовый лист и так далее. Здесь нет никаких связей с национальным римским мечом - спатой.
Как меч спата сначала появляется на страницах Тацитуса в описаниях ранней империи. Британский король Карактак, оказавшись в ловушке на скалистом холме, таким образом, что, если бы он повернул в одну сторону, то столкнулся бы с гладиусами легионеров, если бы повернул в другую, то столкнулся бы со спатами вспомогательных отрядов. Не имея возможности вернуться, он сбежал к племени бригантов, оставляя его в плену, был возвращен в Рим королевой бригантов, был прощен Сенатом после его прошения о милосердии, и в дальнейшем успешно правил еще раз как римский наместник.
Тацитус не описывает, кем были вспомогательные войска. Римляне перемещали вспомогательные войска вокруг границ и также полагались призывников из местного населения. Однако, большинство экземпляров спат пришло из Германии и восточной Европы. Есть обоснованные основания считать, что владельцы спат были германцами. У Тацитуса нет никаких признаков того, что они служили в кавалерии; в целом, римляне, используемые и конница и пехота.
Когда впоследствии спаты опять появляются, после загадочного пробела в течении двух веков, они - стандартное оружие тяжелой пехоты. Римляне, очевидно, заимствовали это оружие от вспомогательных отрядов, вероятно германских наемников, но название «спата» не указывает на такое происхождение. Этимологические словари английского связывают слова «spade»(лопата), «spoon»(ложка), «spatula»(лопатка), и так далее, в то время как лингвист Юлиус Покорный и другие, основываясь на Покорном, дают корень как *spe-или *sp (h), подразумевая физическое орудие, которое, по предположению этимологов было плоским и широким.
Спата была определенно не германским названием, и при этом нигде не найдено никаких признаков того, каково же было ее германское название. Есть масса германских названий, таких как старо-английское «sweord», «bill», и так далее, но нет никаких свидетельств, привязывающих любое название к спате, которая никогда не использовалась на германском праязыке как название меча. Английский язык принимает другие варианты использования: «spade», «spatula», и так далее, но нет ничего подобного итальянским, французским или испанским словам.
Римский Железный век
Римский Железный век обращается приблизительно ко времени Римской империи в Северной Европе, которая была вне юрисдикции империи, но, судя по импортируемым римским продуктам, находилась под влиянием римской цивилизации. Один из источников товаров с этого периода - болота Шлезвига, Холстена и Дании. Предметы были преднамеренно сломаны и брошены в трясину так, чтобы они могли пойти с умершим правителем в его путешествии в лучшее место.
Тайник из 90 мечей был найден в Nydam Mose (Moor) в 1858 году. Мечи были в форме спаты и поэтому были классифицированы как «римские мечи», но их дата находилась в диапазоне 200 - 400 годов н.э., то есть, римская спата могла бы также быть классифицирован как «мечи Nydam». Также в Nydam было выкопано хорошо сохранившийся корабль викингов, датированный 320 годом н.э. дендрохронологией. Многие соотносят тайник Nydam с мечом Беовульфа, который, как предполагается, был современником этих мечей.
Период Великого переселения народов
Сохранившиеся экземпляры этих германских мечей имели клинки длиной от 71 до 81 см, шириной 45-60мм и массой от 1.7 до 2.4 кг. Этот одноручный меч имел острие от 10 до 13 см длины, и имел очень небольшую конусность формы с обычно закругленным наконечником.
Эпоха викингов
Возможно, самыми отдаленными распознаваемыми родственниками спаты были клинки эпохи викингов. Эти мечи имели намного более острое схождение на конус клинка и острие. Они имели глубокие желоба по всей длине, всё еще имея одноручные эфесы, оснащенные навершием уникальной формы, плоским со стороны хвата и треугольным с конца вначале, позднее изогнутым для более удобного хвата. В то время как такой образец эфеса и дизайн клинка этого времени можно было бы с готовностью назвать «мечом викингов», но чтобы это сделать пришлось бы пренебречь широкой популярностью и распространением этих мечей. На всем протяжении континентальной Европы между 700-1000 годами н.э. мог быть обнаружен этот дизайн меча в незначительных вариациях. Многие из лучших клинков имели франкийское происхождение, а эфесы изготавливались уже в местных центрах. Баланс этого меча был значительно лучше. Множество клинков Саксонской эры были в значительной степени церемониальными, из-за низкого качества железа и несбалансированности в сторону утяжеления наконечника. Клинки эпохи викингов были более совершенным оружием.
На протяжении «норманнских» времен клинки увеличились приблизительно на 100 мм в длину; также значительно изменился эфес. Вместо навершия в форме бразильского ореха, толстое дискообразное навершие было прикреплено к основанию железного эфеса. Дополнительно, верхняя гарда существенно выросла, причем в предыдущих вариантах таких мечей она почти отсутствовала. Также клинки имели тенденцию сужаться немного меньше, чем найденные в эпоху Викингов.
Из-за объединенных военных традиций Греции и Римской империи, или, возможно, из-за присутствия варягов в Константинополе, спата появилась в Византийской империи, и в ее армии. В Византийском суде, Spatharios, или «тот, кто носит спату», означал членство в охране императора. Harald Hardrada, будучи подданным Византийской империи, был назначен как «Spatharokandidatos», что вероятно подразумевало «Капитана охраны».
Ян Петерсен в «De Norske Vikingsverd «(«норвежские мечи викингов», 1919 год) ввел наиболее широко используемую классификацию мечей эпохи викингов, различая 26 типов, которые были промаркированы от A до Z. В 1927 году R. E. M. Wheeler сжал типологию Петерсена в упрощенную типологию из девяти групп, пронумерованных от I до IX.
Нормандские мечи
Переход от спаты эпохи викингов к боевому мечу Высокого Средневековья имел место быть между 10 и 11 веками. Главное развитие меча - это перерастание передней защиты руки в полную поперечную гарду, и сокращение типичного для мечей эпохи викингов дольчатого навершия в более простую форму лесного ореха или диска. Меч Отто I, сохранившийся в Эссене, является примером появление боевого меча, хотя он был инкрустирован и украшен, он сохранялся в течение столетий как реликвия (полная длина меча 95.5 см).
El jaguar

Сообщение

Пламенный меч "фламберг"


Фламберг (flamberge) - меч с характерным клинком волнистой формы (так называемый «пламенеющий» клинок). Волнистый клинок, как полагали, давал фламбергу дополнительные «огненные» качества и преимущества. В то время как такая форма клинка была в значительной степени декоративной, тем не менее, некоторые характеристики волнистого клинка были полезны в бою. Фламберг также известен как «волнистый меч» или «огненный меч».
Фламбард, фламмард, и фламменшверт
Термины «фламбард» и «фламмард» означают «пламенеющий клинок» и означают обычный режущий клинок, который был выкован с волнистыми краями. Немецкое слово «фламменшверт» переводится как «пылающий меч». Этот термин означает весь меч, а не только его клинок, также, как и фламбард и фламмард. Эти «пламенеющие» мечи обычно имели форму истинного двуручного меча, или цвайхандера. Это оружие обладало исключительно длинным эфесом и клинком, так же как и длинной пятой клинка, защищенный рядом «parrierhaken», или парирующими крюками, также известными как зазубрины. Эта верхняя гарда защищала руку владельца, захватывая пяту клинка. Используемый в течение 16 века ландскнехтами, бихандер нашел свое место в тактике «квадрат пик». Здесь бихандер использовался для защиты важных лидеров хорошо обученными и опытными фехтовальщиками, называемыми «doppelsoldner» (двойной наемник), потому что они получали двойную плату. Возможно, имело место то, что края волнистого клинка были более приспособленными для атаки деревянных древков пик противника, отрубая наконечник и таким образом делая пику относительно безопасной. Достоверно неизвестно, обладают ли волнистые клинки фламбергов значительно большей или меньшей рубящей, режущей или колющей способностью против человеческой цели. Точно так же, по видимому, волнистая форма клинка не делала клинок существенно слабее или сильнее. Однако, у меча с волнистым или зазубренным клинком имеется увеличенная режущая поверхность и уменьшенная общая масса. Вероятно, была некоторая практическая причина для использования мечей с такой формой клинка, который был сложным в ковке, и множество истинных двуручных мечей были выкованы, по крайней мере, с частью клинка, выполненного в волнистом стиле.
Модный и привлекательный внешний вид фламберга, однако, привел к появлению большего и более тяжелого церемониального paradeschwerter («парадного меча»).
Фламберг
Термин «фламберг», означающий «пламенеющий клинок», это волнистый клинок, найденный и на длинных клинках, и на рапирах. При парировании ударов таким мечом, в клинок нападающего передавались неприятные колебания. Эти колебания заставляли клинки замедлять контакт друг с другом, поскольку каждая волна на клинке создавала дополнительное трение.
Термин «фламберг» неправильно употреблялся коллекционером и музеями к клинкам, которые исторически называют фламбарды и фламмарды. Это неправильное употребление термина «фламберг» продолжается до сих пор, несмотря на признание ошибки.
El jaguar

Сообщение

Особенно интересно, что именно в период переселения народов и у викингов, а не в период раннего Средневековья мы встречаем большинство сказаний об особенных или магических мечах. Будь то Грам Сигурда, Экскалибур Артура или жаждущий крови меч Тирфинг: языческие германские саги просто кишат этими специальными мечами. Наряду с дорогим украшением и высокой степенью кузнечного искусства, это еще одно доказательство тому, какую важную роль меч играл в германской культуре.



Быть может, наиболее элегантным и совершенным мечом эпохи переселения народов был меч 3-го типа. Характерным для него является бронзовая рукоять, имеющая форму двух конусов, направленных навстречу друг другу. Одним из самых красивых экземпляров является меч Крагехуль, датируемый пятым столетием. Он был найден в одноименном болоте в Дании.



Важнейшим типом спаты, находившимся на вооружении германцев в эпоху переселения народов, был 4-й тип, который иногда по корабельному захоронению в шведском Венделе называют «вендельским типом».



Его головка и дужки крестовины собраны из разных дисков. Между дисками из благородного металла при этом часто склепывались органические материалы, такие, как рог, или кость, или металлические сплавы. Крона головки имеет треугольную форму или форму «перевернутого кораблика». Большинство таких рукояток великолепно украшено ручной резьбой.



У многих спат «вендельского типа» имеется еще одна интересная деталь: так называемое кольцо головки. Это маленькое кольцо, закрепленное скобой на головке. Точное значение этого кольца теряется в тумане прошлого. Современные историки обычно рассматривают его как знак отличия. Кольца головок ранних мечей подвижны, а более поздних версий - часто срастаются со скобой - это исключает практическую функцию. По-видимому, здесь идет речь о детали, отличавшей высокопоставленного воина.



Во времена переселения народов было обычным делом клясться в верности вождю или князю на мече или кольце. Поскольку все найденные мечи с кольцами на головке очень дорого украшены, можно предположить, что это - княжеские подарки знатным воинам. Это намекало на особую связь, а также символизировало ранг воина. По-видимому, явно предусматривалось также в определенных обстоятельствах снижение воина в ранге: «На временный характер награждения кольцом указывают прежде всего головки мечей, на которых конструктивно предусмотрено приклепывание кольца или на которых имеются вещественные следы нахождения ранее на них таких колец».

Наиболее значительным из спат 4-го типа является меч Саттон Ху. В 1939 году в английском Саффолке на холме Саттон Ху было найдено великолепное, хорошо сохранившееся корабельное захоронение.


Мечи - 636c5cd80288.jpg
Мечи - 636c5cd80288.jpg (7.1 КБ) 166 просмотров
Мечи - 7d4b74d15fee.jpg
Мечи - 7d4b74d15fee.jpg (5.88 КБ) 166 просмотров
Мечи - 8632bb8d5944.jpg
Мечи - 8632bb8d5944.jpg (13.81 КБ) 166 просмотров
Мечи - edd6dd45024a.jpg
Мечи - edd6dd45024a.jpg (14.04 КБ) 166 просмотров
Мечи - 1e1baad7d336.jpg
Мечи - 1e1baad7d336.jpg (17.86 КБ) 166 просмотров
Мечи - 9693f153ad6a.jpg
Мечи - 9693f153ad6a.jpg (18.28 КБ) 166 просмотров
Аватара пользователя
Митяй
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
1
Сообщений: 4582
Зарегистрирован: 11 лет 11 месяцев
Имя: митяй
Местонахождение: каменск
Благодарил (а): 1290 раз
Поблагодарили: 1583 раза
Забанен: Бессрочно

Сообщение

Да,к стати,мечи сохранились и по сегодняшний день,и ими так же не плохо пользуются и сей час. hurray
*Запрещенная ссылка*
Одна голова хорошо,а две лучше,но три мы не прокормим.

Вернуться в «Полезная литература»