Как известно Римляне не знали седел, следовательно, могли использовать конницу в сражении лишь ограниченно, например, для обхода и фланговых атак, преследования отступающего противника. Это было одним из факторов неспособности Римской империи противостоять нападениям варваров, которые широко применяли седла, что позволяло им использовать конницу в различных целях, в том числе для лобовых кавалерийских атак. Всадник мог использовать в бою тяжелое оружие и доспехи, и ни одна армия в мире долгое время не могла ничего противопоставить лобовой атаке тяжелой кавалерии.
Были и другие факторы. Благодаря седлам армии варваров могли полностью составляться из конницы, как это было у Гуннов. Обычно воин выходил в поход с не менее,чем тремя лошадьми: на одной вез доспехи и поклажу, на другой ехал во время перехода, и, наконец, сражался на боевом коне. Все это делало армии более мобильными. Скорость перехода увеличивалась иногда в десятки раз.
Основным стимулом для развития седел в течение многих веков являлось то, что конница была важнейшей составной частью армий, как во времена Египта, Вавилона и Римской империи, так и в последствии в Средние века и Новое время. Стремление к военному превосходству заставляло совершенствовать седла. В наше время стимул к усовершенствованию седел - это достижение высоких спортивных результатов, удобство путешествия, а иногда просто искусство. Барьерами на пути данной инновации были, прежде всего, низкое развитие производительных сил и альтернативное использования лошадей, например, колесницы.
В создании седла ключевую роль сыграли целые народы. Первые всадники покрывали спину лошади попоной. Историю седла помогли восстановить древние изображения. Они поведали, например, что в 9 веке до нашей эры ассирийские воины пользовались большим седлом-попоной, закреплявшимся на лошади нагрудными и подхвостными ремнями.
В 8 веке до нашей эры размеры седла-попоны уменьшились. Крепилось оно на лошади уже при помощи передней подпруги и нагрудного ремня.А уже в 7 веке до нашей эры появилось мягкое седло треугольной формы, которое фиксировалось уже двумя подпругами и под которое подкладывалась большая попона. Примерно в то же время появились стремена.
В средние века их стали делать металлическими (4-5 век). У разных народов в те или иные эпохи исторического развития постепенно складывался свой особый тип седел. Но все они должны были облегчить езду всаднику, сделать его посадку наиболее устойчивой и предохранить спину животного от повреждений.
Строение седла, его размеры и вес во многом зависели от целей, которые стояли перед всадником, и даже от моды. Средневековому рыцарю, вооруженному копьем и мечом, требовалось седло, максимально укрепляющее его посадку. Седла рыцарей имели очень сложную и громоздкую конструкцию. В средние века также появляются дамские седла. Позже кавалерии понадобились седла, удобные для длительных переходов и стремительных атак. И конечно, значительно более легкие, чем рыцарские. Дальнейшее облегчение веса седел было вызвано развитием скачек, а затем и конного спорта. Позднее в Англии появился тип седла, который постепенно нашел самое широкое применение во всех видах верховой езды. В конце 19 века главнейшими типами седел в Европе считали следующие: английское, французское, немецкое, венгерское и наше,известное,как - казачье.
Казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование.

Седло верховое казачьего типа:
1 - тебеньки (крылья); 2 - подушка; 3 - подперсье; 4 - паквы (подхвостье); 5 - путлища со стременами; 6 - подпруги; 7 - трок седельный; 8 - потник
Седло верховое казачьего типа включает твердое основание - арчак, тебеньки (крылья) 1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги, подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни.
Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных.
Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше.

Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.
Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью.
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха.
Немного истории и устройства казачьего седла.

Устройство седла.

Основой казачьего седла является деревянный арчак или ленчик, состоящий из деревянных полок, металлических передней и задних лук (1и 6) и сыромятных живца с ожиловкой. В отличие от строевого седла, живец казачьего седла не имеет боковых подушечек. На передней и задней луках имеются небольшие рукояти, предназначенные для подвеса какого-либо оружия и вьючного снаряжения, а также для использования их для захвата рукой при джигитовке. Так же для джигитовки казачье седло снабжено не обозначенной на рисунке скашовкой - ремнём определённой длины, который соединяет между собой стремена под животом лошади.
Кроме этого, казачье седло снабжено пахвой (8). Пахва - подхвостник - ремень, одним своим раздваивающимся или одинарным концом пристёгивающийся к задней луке. Другой конец пахвы имеет мягкую петлю, сквозь которую пропускается хвост лошади так, чтобы петля оказалась в районе репицы хвоста. Пахва препятствует сползанию седла на шею лошади во время крутых спусков, езды по пересечённой местности, джигитовке.
В отличие от остальных сёдел, вместо кожаного сидения на арчак или ожилованный ленчик казачьего седла кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой (2). Сверху подушка притягивается к ленчику седельным троком (4), проходящим вкруговую, под животом лошади.
От натирания боков лошади путлищами применяются небольшие крылья прямоугольной формы - тебеньки (11), которые крепятся к ленчику с помощью сыромятных ушивальников.
Под номером 18 - обозначен клапан, защищающий ногу всадника от натирания пряжкой путлища.
Особенности казачьего седла.
Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных.
2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше.
3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.


Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу.
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха.