Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Правители Руси

Аватара пользователя
Тамерлан69
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2240
Стаж: 10 лет 11 месяцев
Репутация: 52
Имя: Николай
Местонахождение: Ростов на дону
Благодарил (а): 3363 раза
Поблагодарили: 3339 раз

#1

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Как то не задавался этим вопросом,не скрою удивило.
Изображение


Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#2

Если можно, добавлю здесь.
.Рюрик Варяжский – князь Новгородский
Годы жизни? – 879
Годы правления 862—879

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик
и т.д. .....До самой смерти Рюрик прочно удерживал бразды правления Новгородом. Согласно летописи он княжил 17 лет и умер в 879 году во время похода на племена корелу и лопь. После его смерти правление Новгородом перешло на "бумаге" к его сыну - Игорю, но из-за малолетства князя, фактически править стал его дядя Олег. Святослав - сын князя Игоря продолжил династию Рюриковичей...прервавшуюся лишь в конце XVI века.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#3

[center]Князь Олег Вещий[/center]
После смерти Рюрика в 879 г. из-за малолетства его сына Игоря князем Новгородским стал его родственник Олег. Князь Олег был очень предприимчивым и воинственным. Как только власть оказалась у него в руках, Олег задумал захватить водный путь в Грецию, а для этого приходилось завоевывать всех славян, живших по Днепру.
Так как для достижения поставленных целей одной дружины было мало, князь Олег собрал войско из ильменских славян, кривичей, финских племен и двинулся на юг. По пути он овладел Смоленском, затем взял Любеч, где оставил свои отряды под начальством приближенных ему людей, а сам князь Олег предпринял поход на Киев.
В Киеве в то время правили Аскольд и Дир, которые не принадлежали к княжескому роду. Олег хитростью выманил их из города, и приказал убить. Киевляне сдались без боя, Олег стал князем Киевским, а Киев провозглашен «матерью русских городов».
Олег провел работы по укреплению оборонительных сооружений города, в 883-885 гг. совершил несколько успешных походов по захвату славянских племен, тем самым расширяя владения, подвластные Киеву. Князь Олег подчинил себе славян, живших по берегам Днепра, древлян (по Припяти), северян, радимичей (по реке Сож), а также по Бугу и Днестру. Всюду он строил города и крепости.
Внутренняя политика князя Олега, как и других древнерусских князей, была сведена к сбору подати с покоренных племен. Дань была едина на всей территории Руси.
В 907 г. князь Олег совершил очень удачный поход на Византию. Греки, испугавшись огромного войска, предложили киевскому князю большую дань. Приняв дань, Олег кроме того, потребовал с них разных льгот купцам. Через пять лет он скрепил мир с греками письменным договором.
После этого похода все дивились уму и хитрости великого князя Олега, стали слагать легенды, будто он одарен особенными свойствами и прозвали его Вещим (чародеем).

Князь Олег Вещий умер в 912 г. По преданию, он спросил у волхва о причине своей смерти, на что тот ответил: «Князь, умрешь ты от своего любимого коня». С тех пор Олег больше не садился на него. Смерть князя Олега случилась, когда он решил посмотреть кости давно умершего коня. Из черепа выползла змея и ужалила его.
.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#4

[center]Князь Игорь Рюрикович[/center]
правление 912 - 945

С 912 г. княжить на Руси стал Игорь, сын Рюрика. После смерти великого князя Олега древляне попытались обособиться от Киева. Князь Игорь Рюрикович усмирил их и обложил еще большей данью, чем при Олеге. Воевода Свенельд за покорение угличей и взятие их города Пересечен получил в награду от Игоря древлянские подати.
Внутренняя политика князя Игоря в основном была направлена на усмирение возмущений разных славянских племен.

В 913 г. Игорь наметил совершить набег на прикаспийских жителей. Путь лежал через хазарские владения по Волге. За обещание отдать половину добычи хазарский каган пропустил руссов. Но на обратном пути победителей хазары решили завладеть всей добычей, и большая часть русской рати была истреблена, а спасшиеся почти все погибли в борьбе с болгарами.
В конце IX века по соседству со славянскими племенами появились орды кочевников – печенегов, и князю Игорю первому пришлось оборонять свои области от них. В 915 г. князь Игорь заключил с ними мирный договор, который длился 5 лет, а позднее (в 944 г.) вступил с ними в союз против греков. Но в основном в русско-греческих отношениях печенеги выступали на стороне греков.

В 941 г. князь Игорь решил, по примеру Олега, совершить большой поход на Византию, в этот раз на азиатские берега империи. Но дунайские болгары, увидев русские суда в Черном море, сообщили об этом императору. Греки собрали силы, снарядили корабли и выступили против врага. В жестоком морском бою русские не выдержали «греческого огня» и потерпели поражение.
Игорь хотел загладить стыд своего поражения и в 944 г., наняв печенегов, снова двинулся на Грецию. На этот раз византийский император не стал вступать с русскими в бой, а откупился богатыми дарами. На следующий год князь Игорь заключил с греками мирный договор.
Во внешней политике князь Игорь преследовал торговые выгоды и разные льготы для русских купцов в Византии.
Под старость Игорь Рюрикович не ходил сам на полюдье (сбор дани), а поручил это дело Свенельду, на что возмутились его дружинники. Послушав их, князь Игорь пошел на землю древлян собирать дань, причем он и его дружина прибегали к насилию. На обратном пути в Киев, решив, что недостаточно собрали дани, они решили вернуться на повторные поборы.
Такой поход князя Игоря на древлян привел его к гибели. Древляне перебили его отряд и убили самого князя. Есть известие, будто древляне, пригнув стволы двух деревьев, привязали к ним князя, отпустили их, и он был разорван на две части.

После смерти князя Игоря в 945 г. управление взяла его жена княгиня Ольга, т.к. их сын Святослав был еще мал. Она была очень умна, решительна, твердого нрава. Ольга, прибегнув к хитрости, жестоко отомстила древлянам за убийство князя Игоря.
.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#5

.[center]Княгиня Ольга Мудрая[/center]
правление 945 -966

Княгиня Ольга (~890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой.
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.
В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун».

На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
[center]Князь Святослав Игоревич[/center]
правление 966 - 972

.
Святославу Игоревичу было всего три года, когда он унаследовал княжеский престол после смерти отца, великого князя Игоря Рюриковича. До совершеннолетия Святослава бразды правления страной взяла его мать, княгиня Ольга.
С малых лет Святослав сроднился с боевой жизнью. Княгиня Ольга, решив отомстить древлянам за убийство мужа, пошла на древлянскую землю и взяла с собой четырехлетнего Святослава, т.к. по древнерусской традиции поход должен возглавлять сам князь. Он первый бросил копье, хотя слаба была еще детская рука, но это была его первая боевая команда дружине.
Князь Святослав Игоревич большую часть своей жизни провел в походах. Война ради выгоды и славы была смыслом его жизни, государственные дела его не интересовали. Поэтому внутреннюю политику князь Святослав возложил на плечи княгини Ольги.

Походы князь Святослав совершал необычайно быстро, не возил с собой никаких обозов и шатров, ел и спал, как простой воин. Дружина относилась к нему с большим уважением. Святослав очень дорожил мнением дружинников и, видимо, по этой причине отказывался креститься. Душа князя-воителя не лежала к христианству с его кротостью и милосердием.
Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече.
В 964 г. Святослав решил совершить поход в Хазарию. Путь его проходил через вятичей, которые платили дань хазарам. Русский князь Святослав заставил их платить себе и продолжил поход, добравшись до Волги. Худо пришлось болгарам, жившим по Волге: поход Святослава на волжскую Болгарию закончился разорением и грабежом городов и сел.
Навстречу русским вышло большое хазарское войско с самим каганом. Хазары были совершенно разбиты (965 г.). Святослав взял их город Белую Вежу, разорил их землю. После этого он одержал победу над ясами и косогами, жителями Прикавказья.

Недолго отдыхал Святослав в Киеве после череды побед, как к нему прибыло посольство от греческого императора Никифора II Фоки просить помощь против дунайских болгар. В 967 г. киевский князь Святослав отправился на Дунай. Болгары были разбиты, множество городов было захвачено. Святославу очень понравились богатые болгарские земли, занимающие выгодное положение в соседстве с Византией, и он даже захотел перенести столицу в Переяславец.
Хазарский каганат в течение долгого времени был как бы заслоном от набега азиатских кочевников. Разгром князем Святославом хазар открыл путь новой орде, печенеги быстро заняли степную полосу.
В 968 г. печенеги, подкупленные византийским императором, воспользовались отсутствием киевского князя Святослава и окружили Киев. Княгине Ольге удалось вызвать на помощь воеводу Претича, находившегося в это время на противоположном берегу Днепра. Печенеги подумали, что сам Святослав с войском идет на выручку города, и отступили. А когда князь Святослав вернулся в Киев, он прогнал печенегов далеко в степь.
Не сиделось Святославу долго на месте, но княгиня Ольга уговорила его остаться, т.к. чувствовала, что скоро умрет.
После смерти матери в 969 г. Святослав не стал сдерживать свою ненависть к новой вере. Он убивал христиан, в т.ч. высокопоставленных лиц и родственников, уничтожил несколько храмов и церквей.
В том же году князь Святослав отправился во второй поход на Болгарию, оставив вместо себя править трех своих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На тот момент ситуация в Греции изменилась. Император Никифор II Фока был убит, троном завладел Иоанн Цимисхий.
Святослав одержал победу над болгарами и взял в плен двух сыновей царя Бориса. Новый византийский император не желал господства Святослава в Болгарии, т.к. это представляло бы опасность для Византии. Он отправил к русскому князю послов с дарами и требованием покинуть Болгарию. В ответ Святослав предложил грекам выкупить болгарские города.
Началась война с греками. В результате долгой тяжелой битвы греки завладели Переяславцем, почти все русское войско погибло. Святослав в это время находился в Доростоле, куда затем переместился бой. Греки сильно превосходили по численности и вооружены были лучше.
В течение 3 месяцев находился Святослав в осажденном городе, терпя со своим войском голод, нужду, болезни. В одном из боев он, раненный, едва спасся от плена. Греки тоже были изнурены продолжительными битвами.
Стороны заключили договор, по которому Святослав обязался выдать всех пленных греков, уйти из Болгарии и не начинать войны с Византией, а также мешать нападению на них других племен.
Пока князь Святослав воевал в Болгарии, печенеги опустошали его земли и чуть не завладели Киевом. Говорят, византийский император известил печенежского вождя о том, что Святослав возвращается с малым количеством воинов. Печенеги подстерегли киевского князя, завязалась схватка, и великий князь Святослав погиб со всеми дружинниками.

По преданию печенежский вождь Куря из черепа Святослава сделал чашу, украсил ее золотом и пил из нее на пирах.


.
.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#6

[center]Великий князь Ярополк I Святославович[/center]
правление 972 - 980

Еще при своей жизни великий князь Святослав Игоревич, не любивший заниматься государственными делами, разделил Русскую землю на уделы и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший сын, получил Киев, а после смерти отца в 972 г. и звание великого князя; Олег стал княжить на древлянской земле, а Владимир – в Новгороде.

Недолго ладили братья. Через 3 года правления Ярополка возникла угроза единству Руси с древлянской стороны.
Как то раз на охоте князь Олег убил Люта, сына Свенельда, главного советника Ярополка. Разгневанный Свенельд подбил князя пойти войной на Олега и отобрать у него волость, он советовал киевскому князю собрать русские земли под одной властью. Ярополк послушался и начал войну с древлянами, которые уже наметили курс отделения от Киева. Ярополком была взята древлянская столица Овруч. В этой схватке (977 г.) князь Олег погиб, упав с моста в ров. Князь Ярополк не хотел смерти Олега и очень горевал по нему.
Вскоре весть о гибели Олега дошла до Новгорода. Древнерусский обычай требовал от Владимира отомстить за смерть брата. Он вместе с дядей, воеводой Добрыней отправился к варягам, чтобы собрать войско, а Ярополк в это время присоединил Новгород к своим владениям и посадил там наместника.
Но Владимир скоро вернулся с ратью и снова занял свой удел, а затем двинулся на Киев. Князь Владимир вступил в переговоры, которые от имени Ярополка вел воевода Блуд. Он сговорился с Владимиром и убедил Ярополка покинуть город, сказав, что его положение в Киеве непрочно, дружина относится к нему с недоверием.
Послушав Блуда, Ярополк покинул столицу и перебрался в город Родня, а Владимир занял Киев и осадил Родню. В Родне начался голод. Отсюда пошла по Руси поговорка: «Беда, как в Родне».
И опять рядом с Ярополком оказался Блуд со своими советами. Он рекомендовал Ярополку заключить мир с Владимиром. Слуга Ярополка Варяжко предупреждал его о заговоре и советовал бежать к печенегам, чтобы собрать там войско и отвоевать престол.
Но Ярополк по совету Блуда сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина пронзили его мечами, когда тот шел к нему мириться.
У Ярополка осталась беременная супруга, бывшая греческая монахиня, которую привез ему отец Святослав из Византийского похода. Князь Владимир взял ее себе в жены.
Ярополк во время своего княжения имел дипломатические отношения с германским императором Оттоном II. В генеалогии немецкой королевской семьи есть запись, что родственник императора, граф Куно (будущий швабский герцог Конрад) в конце 970-х годов выдал свою дочь замуж за «короля ругов». Вероятнее всего «королем Руси» являлся Ярополк, который одновременно со вступлением в брак (в то время на Руси было распространено многоженство) собирался принять и крещение.
Любовь к христианству Ярополку привила его бабка великая княгиня Ольга. И даже есть такие сведения в Никоновской летописи, что Ярополк принимал у себя послов от папы римского. Был ли крещен князь Ярополк Святославович при жизни неизвестно, но в 1044 г. его племянник, Ярослав Мудрый, раскопал могилы Ярополка и Олега, крестил их останки (несмотря на то, что такое деяние запрещено православными канонами) и перезахоронил рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[center]Великий князь Владимир Святославович Красное Солнышко[/center]
правление 980 - 1015

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.
После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.
Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.
До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.
Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.
Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы - представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.
Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.
Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.
Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.
По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.
Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.
Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.
В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.
В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.
После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.
Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.
У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.
Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.
Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.
Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.
Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.
Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#7

[center]Святополк I Владимирович (Ярополкович) Окаянный[/center]
правление 1015-1019

.
Великий Князь Святополк I Владимирович (Ярополкович) (в св. крещении Петр) Окаянный (978 – 22 марта/4 апреля 1020).
Правители Руси - .jpg
Единственный сын Великого Князя Ярополка I Святославича и бывш. монахини-гречанки, привезенной в числе пленных Великим Князем Святославом I Игоревичем. Родился после гибели отца, павшего в борьбе с братом Владимиром I. Усыновлен дядей. Получил в удел Туров и Пинск. В 1013 вступил в брак с дочерью Князя Польши Болеслава I Храброго. Вместе с супругой подвергся опале и заключению в темницу по приказанию св. Владимира I, подозревавшего их в заговоре против него. В 1015, после кончины св. Владимира, освобожден и, как старший в роде, взошел на Киевский Великокняжеский престол. Приказал умертвить сыновей Владимира Святого свв. Князей-Страстотерпцев Бориса Ростовского и Глеба Муромского, несмотря на то, что они признавали его старшинство и власть, а также их брата Князя Древлянского Святослава Владимировича. За это злодеяние получил прозвание Окаянного. Еще один сын Владимира I Князь Новгородский Ярослав Владимирович выступил против Святополка и у г. Любеч разбил его и его союзников печенегов. Великий Князь Святополк бежал в Польшу к тестю, а его жена попала в плен к Ярославу. В 1018 Святополк I при поддержке Болеслава I нанес поражение Ярославу I и заставил его бежать в Новгород Великий. Вскоре поссорился с тестем и лишился его помощи, а также Червенских городов, отторгнутых Болеславом. В 1019, устрашившись приближения войска Ярослава I, бежал из Киева к печенегам. В союзе с ними пытался вернуть престол, но был разгромлен в битве на реке Альта (на том же самом месте и в тот же самый день 24 июля/6 августа, где и когда по его приказанию в 1015 был убит св. Князь Борис). Возможно, получил ранение. Умер в неустановленном пустынном месте между Польшей и Чехией.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#8

[center]Князь Ярослав Мудрый[/center]
правление 1019 - 1054

.
Правители Руси -  мудрый.jpg
Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.
Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.
В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.
Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.
Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.
Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.
Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».
Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.
Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.
Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Аватара пользователя
marino
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 106
Стаж: 11 лет
Репутация: 2
Имя: marino
Местонахождение: Астрахань
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 162 раза

#9

А где АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО?
Аватара пользователя
STAS 7
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 6874
Стаж: 10 лет 1 месяц
Репутация: 110
Имя: Александр
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 8194 раза
Поблагодарили: 3826 раз

#10

marino писал(а):А где АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО?
Все в ваших руках. Если эта история вас не устраивает, создайте отдельную тему и там уже расскажите всем свою версию .
Изображение
Нумизмат – это состояние души. Можно быть нумизматом, не имея ни одной монеты, и не быть им, обладая прекрасной коллекцией.
Ответить

Вернуться в «Древняя Русь и средневековье»