Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Исчезнувшие города России и СССР

Обсуждение тем касающихся кладоискательства, коллекционирования и т.д ...флуд ниже ...!!!
El jaguar

#21

Исчезнувшие города России и СССР - a3e5a7bcdb55.jpg
полярная станция Остров Виктория

(Арктика)
Россия, Архангельская обл.
Основание: 1959 (XX в.) Ликвидация: 1992

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Виктория — небольшой арктический остров (80°9’N 36°46’E) посредине между Шпицбергеном и архипелагом Земля Франца-Иосифа. В архипелаг Земля Франца-Иосифа географически не входит, административно считается его частью (и, таким образом, является частью Приморского района Архангельской области). Является самым западным островом арктических владений России, находится на расстоянии 62 км к востоку от норвежского острова Белый. Большую часть территории занимает ледник.

Остров был открыт 20 июля 1898 норвежскими капитанами Й. Нильсеном (Johannes Nilsen) и Л. Б. Себулонсеном (Ludvig Bernard Sebulonsen). На следующий день остров был замечен П. В. Нильсеном, капитаном паровой яхты «Виктория», и назван в честь корабля. Поскольку остров лежал вне границ полярных владений Норвегии, закреплённых договором о Шпицбергене 1920 года, он считался ничейной землёй, пока СССР не заявил свои права на него и на Землю Франца-Иосифа декретом от 15 апреля 1926, официально установившим границы полярных владений СССР. Норвегия заявила протест и даже попыталась (в 1929-30 гг.) занять остров. Советский флаг был впервые поднят на Виктории 29 августа 1932 г. С. В. Поповым, капитаном экспедиционного корабля «Н. Книпович».

Постоянного населения нет. Полярная станция, организованная в 1959 году, законсервирована (по информации В.Динца, в 1992 году), предполагается установка автоматической метеостанции. На острове также расположена рота ПВО России (на мысе Книповича). Планируется, что остров войдёт в состав национального парка «Русская Арктика». Сейчас остров посещается туристами по пути круиза на Северный полюс на атомных ледоколах.


El jaguar

#22

Исчезнувшие города России и СССР - 22b0dc250818.jpg
полярная станция Остров Генриетты

(Арктика)
Россия, Республика Саха (Якутия)
Основание: 1937 (XX в.) Ликвидация: 1939 (XX в.)

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Остров Генриетты — остров в группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море, в северо-восточной части Новосибирских островов. Принадлежит России. Площадь около 12 кв.км, высота — до 315 метров. Административно входит в состав республики Саха-Якутия. Является крайним северным островом Восточно-Сибирского моря.

Остров необитаем. Состоит из песчаника, кое-где покрытого глетчерами, ледяной купол покрывает большую часть острова. Относительно гладкая поверхность острова противоречит его сложной геологической истории: согласно работе, опубликованной в 2007 году, остров включает сложный ассортимент вулканических пород, некоторые, относятся ко времени Ордовикского Периода (примерно 500 к 450 миллионов лет назад).

Остров был открыт американским полярным исследователем Джорджем Вашингтоном Де-Лонгом в мае 1881 года, когда корабль исследователя, зажатый ледяными массами, дрейфовал мимо острова Генриетта и его соседа, острова Жаннетты. В августе 1902 года в районе острова пропала экспедиция барона Эдуарда Толля, но поисковой отряд лейтенанта Александра Колчака на острове Генриетты не высаживался.

Третья высокоширотная экспедиция на «Садко» в 1937 году, успешно плавая севернее Новосибирских островов, где искала и не нашла Землю Санникова, организовала полярную станцию на острове Генриетты. Из статьи В. Ю. Визе «Остров Генриетты» («Советская Арктика», № 5, 1938): «Остров Генриетты был открыт случайно во время дрейфа судна «Жаннетта» американской экспедиции Де-Лонга... В первых числах июня 1881 г. на остров была отправлена партия под начальством инженера-механика Мельвиля, который произвел частичную опись острова и сложил на нем каменный гурий, положив внутрь его цинковую банку и медную трубку с записками. С тех пор прошло 56 лет, и за это время небольшой остров, затерянный среди полярных льдов и обозначенный на карте в виде черной точки, не посещался ни разу».

25 августа 1937 г. остров Генриетты стал обитаемым. Высадившимися участниками экспедиции и команды «Садко» на берегу был сложен из камней гурий и водружен флаг Советского Союза. Профессор Самойлович произнес речь, в которой объявил, что этот остров отныне присоединяется к владениям СССР (интересно, что в резолюции HJR 27, принятой в июне 1999 года, парламент штата Аляска не согласился с "передачей под российскую юрисдикцию острова Генриетты" - при том, что этот остров никогда и не был под юрисдикцией США). После этого «Садко» снялся с якоря и пошел вдоль острова на юг, чтобы выбрать место для постройки радиостанции. Однако, обойдя с запада и юга остров, места, где можно было бы высадиться на берег, не нашли, и руководство экспедиции решило строить радиостанцию на северо-западном берегу острова - между мысами Дюнбара и Беннетта, где члены экспедиции высаживались на остров при первом подходе к нему «Садко». Для выгрузки нужно было подойти к берегу вплотную и ошвартоваться к обледенелому снежному склону («навеянному леднику»), по которому надо было поднимать груз наверх, к месту строительства станции, на высоту около 36 метров. Для зимовки было доставлено три разобранных дома, радиостанция, большие запасы продовольствия, снаряжение и стиральная машина. Погрузка производилась под аккомпанемент собачьего лая - зимовщики острова Генриетты взяли с собой около тридцати ездовых собак.

На высоком берегу острова были поставлены две палатки. В одной из них установили магнитный теодолит; другая находилась около места, выбранного для астрономического пункта, и служила складом инструментов, различного снаряжения и запаса продовольствия, а также пристанища для работавших на берегу – на тот случай, если «Садко», вследствие подвижки льда, будет принуждён на некоторое время отойти, не успев взять людей с берега. Во время выгрузки строители работали на сборке жилого дома, склада и радиорубки. Научный состав экспедиции был занят обследованием и топографической съемкой острова, производством гидрологических, метеорологических и других наблюдений. Воспользовавшись тихой и ясной погодой и прекрасной видимостью, Хромцов и Самойлович 1 сентября отправились на восточный берег острова Генриетты, откуда увидели остров Жаннетты. Расстояние до него казалось равным 15-20 милям. 5 сентября строительство полярной станции было закончено, и «Садко», распрощавшись с зимовщиками и отсалютовав им прощальными залпами из ружей и гудком, направился к острову Жаннетты. Самойлович рапортовал об открытии новой, 57-й по счету полярной станции Главсевморпути.

Хромцов обращал внимание руководства экспедиции на то, что в будущем снежный склон может обрушиться и, следовательно, берег острова будет недоступен для выгрузки снабжения для радиостанции, а при наличии льда и при северных ветрах подход к острову вообще невозможен. Действительно, прогноз Хромцова оправдался. Станция просуществовала недолго и вскоре была закрыта - из-за обвала ледника снабжение ее оказалось невозможным. Хромцов считал выбор острова Генриетты для постройки на нем радиостанции неудачным не только в отношении выгрузки, но и в навигационном отношении, поскольку она находилась далеко от северной судоходной трассы и большой пользы судам принести не могла. Как судоводителя его интересовали ледовые и гидрометеорологические условия на трассе Северного морского пути и вблизи нее. По его мнению, в навигационном отношении более полезной была бы станция на острове Беннетта, поскольку она освещала бы гидрометеорологические и ледовые условия к северу от Новосибирских островов, знание которых необходимо судам при плавании из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское не проливами, а вокруг этих островов.

Дальнейшая история станции связана с получившим большую известность конфузом. Начальник станции Л. Ф. Муханов, совсем не новичок в Арктике, 12 октября 1937 года записал в дневнике: «Прямое освещение северо-востока позволило увидеть контуры неизвестной земли, вытянутой с запада на восток, с двумя куполообразными возвышенностями на западе и значительным понижением к востоку. Мною, а через некоторое время т. Леоновым были сделаны зарисовки острова. Два рисунка, занесённые в вахтенный журнал, имеют между собой полное сходство». Весной 1938 года самолёт ледовой разведки обнаружил в районе, указанном зимовщиками, гигантский столовый айсберг (один из так называемых дрейфующих ледяных островов), в западной части которого действительно отчётливо просматривались два ледяных купола.

Время консервации станции точно неизвестно; можно предположить, что она произошла не позже 1939 года, когда была остановлена работа многих не оправдавших надежд арктических полярных станций; тогда же была окончена зимовка партии Муханова. Но на этом история станции не закончилась: теперь она стала базой экспедиций, ставящих цель достижения Северного полюса. Так, 16 марта 1979 г. с острова Генриетты статовала отважная семерка спортсменов-лыжников, участников высокоширотной экспедиции газеты "Комсомольская правда" во главе с Дмитрием Шпаро, 31 мая успешно достигшая Северного полюса.

В 1950 году остров стал прибежищем советских Робинзонов. Во время выполнения очередного рабочего задания гидрометеоролога полярной станции "Четырёхстолбовый" Александра Кузнецова вместе с двумя товарищами и упряжкой собак унесло на оторвавшейся льдине в открытое море. Законсервированная советская полярная станция на острове Генриетты с домом, баней, запасами топлива и еды приютила людей во время долгой полярной зимы. Дважды за это время над островом пролетал самолет и даже сбрасывал какой-то груз, не попавший, к сожалению, в руки полярников. Они не могли быть уверены, что о них знают и намереваются весной послать за ними ледокол. Поэтому накатывавшую время от времени депрессию и отчаяние, когда в самые, беспросветные полярные ночи один из спутников, блокадник Виктор чуть было не покончил с собой, лечили приготовлениями к новому большому пути. В апреле 1952 года полярники покинули остров и, совершив тысячекилометровый переход, достигли Большой земли.

19 апреля 1957 г. на ледяном острове начала работать вторая смена зимовщиков полярной станции «СП-6» во главе с кандидатом географических наук геофизиком В. М. Дриацким. Льдина дрейфовала в районе береговой отмели, перемещаясь в основном на запад. Скорость постепенно увеличивалась, и лагерь несло в направлении островов Де-Лонга. Это вызывало серьезные опасения: ведь ледяной остров мог наскочить на скалистые берега островов Жаннетты и Генриетты и расколоться. 22 октября участники дрейфа увидели в юго-западном направлении о. Жаннетты, а 26 октября показался и второй остров - Генриетты. Кто-то в шутку сказал, что эти острова с такими красивыми женским именами надо было бы скорее назвать «Пронеси меня, господи!». Мольба, по-видимому, была услышана, и льдину пронесло мимо обоих островов благодаря изменению напрвления ветра. Льдина станции СП-6 прошла в 40 км от о. Генриетты и далее стала перемещаться на западо-северо-запад.

27 января 1966 года в «объятия» острова Генриетты попала дрейфующая полярная станция СП-14. Льдина раскололась, и возле станции не оказалось посадочной площадки даже для небольшого самолета. Пришлось эвакуироваться с помощью вертолета. В условиях полярной ночи вертолету пришлось сделать 12 рейсов! Такая операция, по оценке «Правды», была «проведена впервые в истории освоения Арктики» - но её можно было бы избежать, если бы решение об эвакуации было принято вовремя, до ожидаемого столкновения с островом.

Через несколько лет история повторилась с полярной станцией СП-19. В ночь 5 января 1970 года произошел разлом льдины и она села на мель вблизи островов Де-Лонга. Часть ледового острова была раздроблена на небольшие обломки, многие из них перевернулись. В середине марта 1970 года участников дрейфа перевезли с обломка на основную льдину с помощью вертолета. По существу, станция была организована заново. Через десять лет, 30 августа 1980 года полярная станция «СП-24», следовавшая в сплошном ледярном потоке, прошла в 37 километрах севернее острова Генриетты.
El jaguar

#23

Исчезнувшие города России и СССР - 5deaeba19f36.jpg
полярная станция Остров Жохова

(Арктика)
Россия, Республика Саха (Якутия)
Основание: 1995 Ликвидация: 1993

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Остров Жохова находится в группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Площадь около 58 км2. Высота до 123 м. Сложен главным образом базальтами. Тундровая растительность. Открыт в 1914 русской гидрографической экспедицией на судах "Вайгач" и "Таймыр". Назван по имени участника экспедиции А. Жохова. На острове открыта стоянка древнего человека возрастом более 8000 лет.

В 1955 году на острове Жохова была организована полярная станция и постоянно действующая база, куда завозились ГСМ, оборудование и новая смена полярников дрейфующей станции "Северный полюс". В 1973 г. впервые в высокоширотной экспедиции приняли участие самолёты Ан-12 Якутского авиапредприятия. Экипаж командира корабля С.Я. Андросова перевёз на ледовый аэродром острова Жохова сотни тонн экспедиционных грузов и горючего. Позже полёты на Ан-12 на остров Жохова и непосредственно на СП выполняли экипажи А.Именнова, Н. Горбунова, А. Иванцова и других.

В 1993 году полярная станция на острове Жохова, как и многие другие, прекратила своё существование после остановки финансирования программы.
El jaguar

#24

Исчезнувшие города России и СССР - db5a1d336427.jpg
полярная станция Остров Колючин

(Чукотка)
Россия, Чукотский автономный округ
Основание: 1934 (XX в.) Ликвидация: XX в.

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Колючин — остров в Чукотском море (Джеймс Кук называл его в своих дневниках остров Барни). Кратчайшее расстояние до материка через пролив Сергиевского - 11,3 км. Находится на севере Иультинского района Чукотского АО рядом с селом Нутепельмен. Представляет собой горный останец с максимальной высотой 188 м. н.у.м. На острове обитают белые медведи, находятся птичьи базары и лежбище моржей. Рядом с островом проходят маршруты миграции гренландских китов.

Остров с самого начала оправдывал своё "колючее" название. Здесь «Вега», корабль Норденшельда, застряла во льдах и простояла неподвижно целых девять месяцев, с 26 сентября 1878 года по 15 июля 1879 года. Пробираясь через ледовые нагромождения вблизи острова Колючина, ледокол "Сибиряков" потерял все лопасти винта и способность двигаться. Следующим был «Челюскин», затонувший 13 февраля 1933 года вблизи все того же острова Колючина. Погиб в этой катастрофе только один, а сто четыре человека, высадившиеся на льдине, были вывезены самолетами.

Заброшенная метеорологическая станция острова (основана в 1934 году) представляет собой довольно мрачное зрелище. Впрочем, непоседливый гомон тысячных колоний ипаток, чистиков, бакланов и других птиц оживляет прибрежный ландшафт. Около берега стоит скала в форме пирамиды, вся облепленная птицами, уже она одна заслуживает высадки.
El jaguar

#25

Исчезнувшие города России и СССР - bf962ae360d6.jpg
полярная станция Остров Рудольфа

(Арктика)
Россия, Архангельская обл.
Основание: 1932 (XX в.) Ликвидация: 1995 (XX в.)

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км². Почти полностью покрыт ледником.

Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.

Метеорологическая станция на острове Рудольфа была открыта в августе 1932 года в рамках программы Второго Международного Полярного года. На первую зимовку остались 4 человека во главе с Н.Ф.Балабиным. Через год станцию законсервировали, и вновь работы продолжились летом 1936 года. Изначально станция была оборудована как база для воздушной экспедиции 1937 г. на Северный полюс. Вблизи станции и на ледяном куполе острова были оборудованы аэродромы. В период с апреле 1942 г. до 1947 года - вновь была законсервирована. Последний период работы 1947-1995 годы.
El jaguar

#26

Исчезнувшие города России и СССР - 60138919b9c6.jpg
полярная станция Остров Русский

(Арктика)
Россия, Красноярский край
Основание: 1935 (XX в.) Ликвидация: 1993 (XX в.)

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Архипелаг Норденшельда — острова в юго-восточной части Карского моря, протянувшиеся с запада на восток на 93 км. Расположены несколько северо-западнее Таймырской губы полуострова Таймыр. В 30-х гг. XX в. архипелаг был исследован советскими экспедициями на «Седове» и «Торосе».

В 1935-1999 годах постоянно на острове Русский и непостоянно в 1940-1975 годах на острове Тыртова действовали полярные метеорологические станции; полярная станция "Остров Русский" открылась в 1935 году. В настоящее время все полярные станции закрыты, и архипелаг полностью необитаем. С 1993 года Архипелаг Норденшельда является участком Большого Арктического заповедника.
El jaguar

#27

Исчезнувшие города России и СССР - a345d2413a10.jpg
полярная станция Остров Ушакова

(Арктика)
Россия, Красноярский край
Основание: 1954 Ликвидация: XX в.

Причины исчезновения:
Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Остров Ушакова — остров расположенный в северной части Карского моря в Северном Ледовитом океане между Землёй Франца-Иосифа и Северной Землёй. Площадь 328 км². Максимальная высота 350 м над уровнем моря. Ближайшая суша в 140 км на юг остров Визе. Покрыт льдом. Назван и открыт в 1935 году советской экспедицией на ледоколе «Садко» в честь исследователя Арктики Георгия Ушакова. Административно входит в состав Красноярского края.

Полярная станция на острове была создана в 1954 году. Вот что пишет писатель Владимир Санин о станции в пору её расцвета: "Остров Ушакова, затерянный в Карском море клочок суши с нахлобученной на нее ледяной шапкой купола, — идеальное место для человека, пожелавшего на какое-то время расстаться с цивилизацией. К подножию купола прилепилась крохотная полярная станция, ее коллектив — начальник, механик, радист, метеоролог; летом на денек подходит корабль со снабжением, в остальные времена года то ли случайно залетит, то ли проскочит мимо одинокий вертолет; из развлечений — книги, радио, собаки да медведи (развлечение сомнительное, отлично можно было бы без него обойтись). Для зимовки такие станции самые трудные, особенно если коллектив назначен волевым решением кадровика, а не подобран начальником".

В 2001 году на острове побывала полярная высокоширотная кинорадиоэкспедиция "Затерянные острова", посвященная 100-летию со дня рождения первопроходцев российского Крайнего Севера - основателя "Норильского никеля" А.П.Завенягина и выдающегося полярного исследователя ГА.Ушакова. К этому времени станция уже давно не действовала: "Брошенную в конце восьмидесятых полярную станцию лишь напоминают два вросших в лед домика (один под самую крышу, а второй наполовину)".
El jaguar

#28

Исчезнувшие города России и СССР - 2331e5c7ef1e.jpg
деревня Острогляды

(Беларусь)
Беларусь, Гомельская обл.
Основание: информация отсутствует Ликвидация: 1986

Причины исчезновения:
Объекты, брошенные в результате техногенных катастроф (классические города-призраки)

Современное состояние:
нежилое поселение

Страницы истории:

Деревня Острогляды Брагинского района Гомельской области находится всего лишь в 1 км от трассы Хойники-Брагин. Расселена в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Разграблена мародёрами.

Сохранились развалины панской усадьбы – флигель, в котором жила панская прислуга. Развалившиеся колонны свидетельствуют о том, что усадьба была построена в стиле классицизма.

Потомки жителей Острогляд периодически приезжают на местное кладбище. Некоторые из них уже даже не живут в Беларуси. Кстати, хоронили здесь людей и после 1986-го года.
El jaguar

#29

Исчезнувшие города России и СССР - 0fb39982160d.jpg
посёлок Паляваам

(Чукотка)
Россия, Чукотский автономный округ
Основание: информация отсутствует Ликвидация: 1972

Причины исчезновения:
Временные посёлки строителей и геологоразведчиков

Современное состояние:
не сохранилось

Страницы истории:

Временный посёлок гидрологов на одноимённой реке в Чаунском районе, недалеко от посёлка Комсомольский. Состоял из четырех небольших брусчатых домов и нескольких утепленных палаток, построенных на берегу реки. Посёлок упразднён в 1972 году.

Информация о населённом пункте крайне отрывочна и неточна (он упоминается лишь в документах избирательных комиссий и статье "Магаданской правды"). Можно предположить, что он находился около теперешнего 225-метрового моста на трассе Билибино - Комсомольский.
El jaguar

#30

Исчезнувшие города России и СССР - 5984d64111a6.jpg
посёлок Подсочка

(Урал)
Россия, Свердловская обл.
Основание: 1934 Ликвидация: 1958

Причины исчезновения:
Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа

Современное состояние:
не сохранилось

Страницы истории:

Поселок располагался в 18 километрах от Североуральска (Свердловская обл.), за нынешней шахтой № 13-13 бис, где сейчас совхозное поле. Был построен в 1934 году для сборщиков древесной живицы и лесозаготовителей Бокситстроя. Основным видом транспорта был поезд, который связывал город с поселком Черемухово. Пользовались и попутными автомашинами. Расстояние до города пешком (16 километров) преодолевали за два с половиной часа.

В первые года существования поселок представлял собой небольшое селение с преобладающим мужским населением, жившим в каркасно-засыпнах домах и брезентовых палатках. Имелась столовая. Хлеб тогда продавали по карточкам. При перевыполнении плана выдавали дополнительный паек (100-200 граммов каши или капусты). В оплате труда преобладала договорная система. Лесоруб, например, получал, 120-150 рублей, тракторист - 200-300 рублей в месяц. В поселке был клуб.

В 1947 году сюда приехали 70 (или 75) женщин из Курской области. И сразу оживилась работа в клубе: начали действовать кружки художественной самодеятельности, ставили небольшие постановки, организовывали концерты.

22 апреля 1944 года на строительство прибыла под милицейским конвоем большая группа мобилизованных на промработы. Приезжали сюда и добровольцы и завербованные, привозили раскулаченных и других "врагов народа". Горькие и сложные их судьбы сошлись и тесно переплелись на клочке земли Северного Урала.

В Подсочке тогда было несколько бараков и домов, контора лесопункта, пекарня, конюшня, медпункт, магазин, столовая, баня и клуб. Колодцев не имелось, потому воду возили в бочках из речки Центральной Кальи. Там жили спецпереселенцы, вывезенные из Старой Ляли литовцы и немцы. Своего магазина они не имели (была только столовая), потому за продуктами ходили на Подсочку. Хлеб туда возили на лошади. Рядом с поселком находился лесозавод, который обеспечивал стройки треста, а также шахты пиломатериалом. Лес к пилораме подвозили на мотовозе из кварталов.

Среди рабочих было много так называемых "шестилетников" (так звали солдат, бывших в плену или окружении). Многие из них побывали в плену в Италии, Франции, Германии и других странах, а после окончания войны их под конвоем привозили в Советский Союз и размещали в лагерях Сибири и Урала, где решалась их дальнейшая судьба. В течение шести лет они не имели права самовольно покинуть место жительства, в данном случае, поселок Подсочку. Здесь они могли съездить не дальше города, да и то с разрешения начальника комендатуры. Дважды в неделю отмечались в комендатуре поселка Кальи. Только в 1952 году им выдали паспорта, и они могли куда-то выехать.

В декабре 1947 года отменили карточки. Очередь у магазина установилась еще ночью: никому не верилось, что свершилось чудо, и каждый может съесть хлеба сколько хочет. Выдавали в руки по одной булке. Некоторые вставали в очередь несколько раз. Один мужчина умудрился купить восемь буханок, и за сутки съел семь из них, восьмую спрятал под подушку, но ночью, вспомнив о ней, съел, и только тогда спокойно уснул. Другой купил килограмм сахара и враз съел, запивая водой.

После отмены карточной системы в поселке появились коровы в личных хозяйствах, куры и свиньи, стали выращивать картофель, овощи. Метрах в двухстах от Подсочки обнаружили источник воды и построили свою водокачку. В поселке все больше появлялось детей, пришлось открыть школу, ее разместили в бывшей рабочей столовой.

В 1955 году в соседнем посёлке Калья усиленно строили жилье. Появились двухэтажные дома из кирпича с отоплением. А перспективы развития поселку Подсочка уже не было, так как поблизости вырубили все леса. Потому, еще не дожидаясь закрытия поселка, многие жители Подсочки стали строить дома или искать жилье в Калье. Здесь в 1956-57 годах застраивались улицы имени Молотова (ныне "40-летия Октября") и Калинина. Из поселка стали уезжать семья за семьей.

Так постепенно опустел поселок Подсочка. В 1958 году здесь остались жить несколько семей.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Беседка»