Как известно, крест является одним из основных символов христианского вероисповедания. Изображение креста, на котором был распят Христос, известны с 4 века, после обретения Святого Креста царицей Еленой. К 5 веку относится начало распространения четырехконечного креста двух типов; греческий Крест с равными вертикальной и поперечной перекладинами и латинский Крест, у которого вертикальная стойка длиннее поперечной. К 6 веку распространение получает восьмиконечный крест, впоследствии широко принятый Русской православной церковьюКрест существовал и в дохристианский период, олицетворяя в разное время, стилизованное изображение человека, центр вселенной, солнце, огонь, четыре стороны света, землю.На Русь Крест пришел вместе с Христианской верой более 1000 лет назад из Византии, Естественно, что все основные символы христианства нашли свое отражение в изображениях на крестах.Авторы не ставили задачу создать исчерпывающий каталог, включающий все существующие типы и разновидности. Тем не менее, книгу можно использовать как справочник по основным типам крестов.Предметом публикации являются кресты-энколпионы, нательные и наперсные кресты, хранящиеся в нескольких частных коллекциях и характеризующие эволюционный процесс развития креста на Руси. Все они были найдены на протяжении последних 7-10 лет при помощи селективных металлоискателей в пределах Европейской чести. России Подавляющее большинство находок публикуется впервыеЭнколпионы (от греческого "эн колпио" - на груди) первоначально представляли Собой небольшую коробочку, вместилище частиц святых мощей, с изображением креста на верхней крышке. На Русь в XI веке пришли уже коробочки крестообразной формы, состоящие из двух створок. Такие кресты стали называться мощевиками или энколпионами. Иногда вместо мощей в них носили частицы Богородичной просфоры.Наперсные кресты носились "на персях", то есть на груди, поверх одежды. Такие кресты и сейчас обязательно носит духовенство, но в период средневековья их носили и миряне.Нательные кресты отличает небольшой размер, простота и незатейливость иконографии. С древних времен нательный крест, по другому называемый тельником, как следует из его названия, носился прямо на теле, под одеждой. "При таинстве крещения св. церковь возлагает крест на грудь каждого крещаемого, и каждый носит сей крест на протяжении всей своей жизни. Архиреи, архимандриты и все иереи украшаются крестом, который носят на персях своих, как печать засвидетельствованного ими сердечного исповедания своей веры в жизни при всяких обстоятельствах" - говорит "Полный церковно-славянский словарь" (Москва, 1899) Получаемый при крещении нательный крест, изредка заменяясь на новый, сопровождал христианина всю жизнь. Нательные кресты зачастую терялись, о чем говорит большое количество таких крестов в культурных слоях древних поселений.Многочисленность находок произведений христианской металлопластики не только на поселениях, но и в пределах их сельскохозяйственной округи характеризует не только очевидный факт их широкого бытования в народной культуре, но и некоторую небрежность владельцев в обращении с ними. Кресты терялись прямо в поле во время сельскохозяйственных работ или во дворах и вывозились на поля с навозом и т. п. Ныне, наряду с другими археологическими категориями, они хорошо датируют периоды сельскохозяйственного использования исторических территорий. Взаимовстречаемость этих изделий с хорошо датированными предметами, особенно монетами, является надежной основой для уточнения хронологии христианской металлопластики.Иногда кресты попадали в землю и иным образом. Например, из этнографических описаний начала XX в. известно, что "в Медынском уезде, чтобы сбросить с себя лихую болезнь, кидают на перекресток свой тельник...". Широко известен обычай развешивать крестики на деревьях, растущих у особо почитаемых источников. По воспоминаниям поэта А.А. Фета, в начале XIX века крестьяне "... на Троицын день шли в лес завивать венки и кумиться. Последнее совершалось следующим образом: на ветку березы подвешивался березовый венок, и желающие покумиться вешали в середину венка на шнурке снятый с шеи тельник, затем кумящиеся становились по обе стороны венка и единовременно целовали крест с двух сторон, целуясь в тоже время друг с другом. Потом крест зарывали в землю на берегу или где-нибудь в чистом поле".