Буржуазные реформы 60-70-х годов на Дону
Эпоха 60-х годов знаменовала собой начало буржуазной России. После крестьянской реформы царизм был вынужден провести и другие реформы: местного самоуправления, суда, армии, школы. Реформы сохраняли основы самодержавного строя и обеспечивали политическое господство дворян в центре и на местах. Они были буржуазными по своему содержанию и, несмотря на незавершенность, имели для того времени прогрессивное значение.
В Области войска Донского реформы 1863-1874 гг. вводились в жизнь значительно позже, чем в центральных губерниях России 1 января 1864 г. было утверждено Положение о земских учреждениях (документ № 1). В области, где существовала военная организация, правительство с введением земства не спешило, и земства стали создаваться только в 1876 г.
Создание земских учреждений затягивалось в связи с необходимостью решить ряд специфических вопросов, имеющих значение для Донской области. Главные особенности заключались в следующем: 1) по военному и по гражданскому управлению край был подчинен Военному министерству; 2) хозяйственное и финансовое управление было отдельным от общегосударственного; 3) казачье сословие и причисленное к нему калмыцкое население несли поголовную, выработанную на* своеобразных началах, воинскую повинность, имели особые права, освобождались от государственных податей и оборов, владели в области значительным большинством земли; 4) земские повинности в области выполнялисъ на иных основаниях в сравнении с другими губерниями, все повинности, включая и государственные, в пределах области выполнялись местными средствами и делились на общие-для всех сословий и частные - для какого-либо сословия или общества; 5) в области не было городских поселений, подобных городам, существовавшим в других губерниях России. С учетом этих особенностей и были разработаны Дополнительные правила о земстве (документ № 3).
На Дону земства создавались путем выборов гласных по четырем куриям на основе буржуазного принципа имущественного ценза, который был довольно высоким (документ № 4). Право голоса получали только мужчины не моложе 25-летнего возраста. Землевладельцы, шахтовладельцыи коннозаводчики составляли первую курию; вторую курию-Торговое сословие; третью-станичные общества и четвертую - сельские (крестьянские) общества.
В объяснительной записке к проекту Дополнительных правил (документ № 2) определяется норма представительства в окружные и областные земские собрания в зависимости от числа населения и земли в округе. Из приведенной второй таблицы в этом документе видно, что абсолютное большинство гласных было выдвинуто от землевладельцев и казачьей верхушки. Таким образом, избирательная система обеспечила преобладание в земстве зажиточного, имеющего чины казачества.
Земства учреждались, как это определяла первая статья общего Положения, для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам (документ № 1). Как органы местного управления, они должны были заниматься только хозяйственными вопросами, благоустройством и сбором средств (Документ № 5. О деятельности земств см. разделы о просвещении и здравоохранении).
Либералы в период введения земств в стране, преувеличивая значение их, утверждали, что земство есть кусочек конституции. Возражая им, В. И. Ленин писал: «Земство - кусочек конституции. Пусть так. Но это именно такой кусочек, посредством которого, русское общество отманивали от конституции» (В. И. Ленин. Соч., г. 5, стр. 59).
До введения земств казачество освобождалось от земского сбора. Так как на Дону повинности раскладывались не на души, а на земли, то за земли, принадлежавшие станичным обществам, платила казна Войска. С введением земств положение о земских повинностях изменилось. За казачьи станицы Войско оплачивало только государственные повинности. Все земские сборы на местные нужды теперь возлагались, наряду с другими сословиями, и на станичные общества. Но казачество по-прежнему находилось в более выгодном положении в отбывании повиностей в сравнении с крестьянством, так как по усмотрению войскового начальства на земские сборы станицам могло выделяться пособие. Однако уже в первый год после введения земства казачество стало выражать недовольство привлечением его к уплате земских сборов и вмешательством других сословий в решение местных дел.
Несмотря на преобладанием земских собраниях имущих сословий, войсковая верхушка не доверяла этим выборным органам управления, в которые, наряду с дворянами, входили представители и других сословий. Без ведома Войскового правления земства не могли публиковать свои отчеты, принимать более или менее значительные решения, поддерживать связь друг с другом. В 1880 г. был подготовлен проект изменений и дополнений к Правилам о земских учреждениях на Дону, который сводил на нет роль земств. Против этого проекта возражали земские управы округов, где крестьяне составляли основную часть населения. В частности, Миусская управа правильно отмечала, что в проекте проводятся только две главные цели: полное уничтожение самостоятельности земских учреждений с подчинением их администрации и возможное ограничение обязанностей Войска по платежу им денег за станичные земли (ГАРО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 3). Недолго просуществовали донские земские учреждения. 24 марта 1832 г. постановлением Государственного совета они были закрыты. Обязанности по исполнению земских повинностей возлагались на вновь созданные областной и окружные распорядительные по земским делам комитеты.
16 июня 1870 г. было утверждено Городовое положение. Городская реформа ввела новое городское самоуправление.
Как и земства, городская дума и управа занимались только хозяйственными вопросами и не имели права выходить за очерченный для них круг деятельности. Таким образом, и в городах была создана лишь видимость самоуправления.
В Ростове и Нахичевани-на-Дону, в то время не входивших в состав Области войска Донского, городская реформа была проведена, в 1871-1872 гг. Здесь были избрана городская дума и городская управа во главе с городским головой. Описки избирателей составлялись на основе высокого имущественного ценза и делились на три разряда в зависимости от размера уплачиваемых податей. Это обеспечило преобладание в думе городской буржуазии.
В Области войска Донского городов с городскими формами правления не было, г. Новочеркасск был казачьим центром, где находилось Войсковое правление, но здесь не имелось городских сословий. Особая комиссия, созданная в 1871 г. для применения Городового положения к г. Новочеркасску, высказалась против образования городов в Донской области и пришла к заключению, что невозможно распространить городскую реформу на Новочеркасск. В рашространенииГородового положения на Новочеркасск казачество не видело для себя выгоды. Городская реформа здесь была признана возможной значительно позже, лишь в 1913 г.
20 ноября 1864 г. в России были объявлены судебные уставы, по которым создавалась новая система судов, отвечающих интересам буржуазии, отменялся старый сословный суд и вводилось формальное равенство всех сословий перед законом (документ № 6).
На Дону судебная реформа была проведена раньше земской, но в сравнении с другими губерниями тоже с опозданием почти на шесть лет. Комитет для разработки вопроса по применению судебной реформы к войску Донскому, счел возможным полностью применить судебные уставы к условиям области. В июле-августе 1871 г. на Дону стали действовать мировые судьи. В связи с этим ранее существовавшие в области суды первой степени, называвшиеся судными начальствами, ликвидировались.
В 1873 г. по распоряжению министра юстиции на Дону было создано два окружных суда (документ № 8). С открытием окружных судов Войсковая палата уголовных и гражданских дел упразднялась.
Реформа суда не была доведена до конца. Не все принципы буржуазного судопроизводства были проведены в жизнь. Так, деятельность суда присяжных была ограниченной (Присяжные заседатели избирались на основании имущественного ценза и участвовали в рассмотрении уголовных дел. Они могли отвечать всего лишь на один вопрос: виновен или не виновен подсудимый? Но факт введения в суд представителей от различных сословий свидетельствовал о развитии демократии в суде). Политические дела он не мог рассматривать и фактически зависел от административной власти. На председателя и членов окружного суда принцип выборности не распространялся. Они назначались и объявлялись несменяемыми. Но при всей незавершенности судебная реформа имела большое значение. Она создавала новые судебные органы, отвечающие потребностям буржуазного развития страны.
Буржуазные реформы были проведены и в области народного образования. Новый университетский устав, изданный в 1863 г., восстановил автономию университетов. В 1864 г. ввели новый устав гимназии, по которому обучение в гимназиях формально разрешалось всем сословиям (О школьной реформе говорится подробнее в разделе Просвещение на Дону). В 1865 г. правительство издало новые правила цензуры; была проведена финансовая реформа, содействовавшая развитию промышленности и торговли. Все эти реформы проводились и на Дону.
Развитие капиталистических отношений требовало перестройки и такой важнейшей опоры царизма, как армия. С начала 60-х годов правительство приступило к постепенной реорганизации армии. Военная реформа проводилась очень медленно, по частям, и охватывала период с 1862 по 1874 г. Она была проведена последней.
Военная реформа распространялась и на Донское казачье войско. В своей области, казаки проходили полевую подготовку, несли внутреннюю службу и целыми полками служили за пределами Дона. В мирное время казаки привлекались для охраны границ и исполняли военно-полицейские обязанности; в военное время они служили наравне с регулярными войсками (О военной службе казаков см. раздел Донские казаки в войнах XVIII в. и др.).
1 января 1674 г. был введен устав о всесословной воинской повинности (документ № 9). В этом заключалось главное значение реформы.
Казаки и до реформы несли всеобщую воинскую повинность. Однако и в казачьем войске произошли большие изменения. 14 октября 1874 г. было утверждено Положение о военной службе казаков Донского войска (документ № 10), которое определило состав войска и порядок службы казаков.
По новому уставу, утвержденному 17 апреля 1875 г., хотя общий срок службы казаков (20 лет) был больше, чем в сухопутных войсках страны, но казаки получили возможность длительное время служить на льготных условиях и в запасном разряде, что давало им возможность находиться дома, лишь периодически проходить военные учебные сборы.
Военная реформа коснулась не только войскового сословия, но и донских крестьян и землевладельцев. Реформа 1874 г. отменила рекрутские наборы среди крестьян и ввела всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся как на крестьян, так и на помещиков (Формально все мужское население, независимо от сословных различий, должно было отбывать воинскую повинность. На деле же существовало немало оговорок, которые позволяли господствующим классам (лицам с образованием) проходить службу в качестве вольноопределяющихся на льготных условиях (документ № 9)). Реформы 60-70-х годов XIX в. были проведены с целью приспособить царский самодержавный строй к развивавшимся новым буржуазным отношениям. Реформы содействовали капиталистическому развитию страны, но вместе с тем они сохраняли господство помещиков. Интересы народа реформы не учитывали. В. И. Ленин писал: «Вся вообще эпоха реформ 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве» (В. И. Ленин. Соч., т. 17, стр. 95.).
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
№ 1. ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 января 1864 г.
1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.
2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде по принадлежности, суть:
...в) меры обеспечения народного продовольствия;
г) заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства, попечение о построении церквей;
е) попечение о развитии местной торговли и промышленности;
ж) участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах;
з) содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчой, сусликами и другими вредными насекомыми и животными;
л) назначение, раскладка, взимание и расходование на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.
3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
... 7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел, посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей, и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.
... 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
... 13. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства...
ПСЗ, 1864, т. 39, ст. 40457.
№ 2. ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ О ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО
1872 г.
... Чтобы достигнуть возможного «ура»внения в представительстве не только от сословий, но и от каждого округа в областном земском собрании, комиссия приняла в соображение следующие статистические данные:
На основании этих данных признано справедливым определить по возможности число гласных в округах так, чтобы в областное собрание каждый округ присылал своих представителей соответственно населению и пространству
(В 1870 г. в войске Донском насчитывалось 118 крестьянских волостей, в которых проживало 167708 крестьян мужского пола, и 112 казачьих станиц с числом казаков 339621, включая и калмыков. Крестьяне имели 363397 дес. земли, казакам же принадлежало около 10 млн. дес. удобных земель. В 2787 имениях, принадлежавших поместным дворянам неказачьего происхождения, было 1383418 дес. земли. Донское дворянство было неоднородным. Дворяне казачьего происхождения пользовались различными привилегиями. Только в 1875 г. обе группы донских дворян получили равные права).
В частности же, по каждому округу число гласных определено, с одной стороны, согласно вышеизложенным соображениям, а с другой - применительно к расчетам, выработанным Комитетом 1867 г., и к расписанию, приложенному к Временным правилам о судебных установлениях.
Таким образом, новый расчет привел к следующим выводам:
№3. ИЗ «ПРАВИЛ О ПРИМЕНЕНИИ К ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
1 июня 1875г.
1. Земские учреждения в Области войска Донского действуют на основании высочайше утвержденного 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях и последовавших в дополнение к оному узаконений, с соблюдением при том следующих особых правил.
2. Земские учреждения Области войска Донского подлежат в установленном порядке ведению Министерства военного, по Главному управлению иррегулярных войск (Иррегулярные войска не имели постоянной организации, системы комплектования и обучения). По отношению к земским учреждениям области военному министру принадлежат все права и обязанности, предоставленные министру внутренних дел но отношению к земским учреждениям в губерниях.
3. Обязанности в отношении земских учреждений, возложенные в губерниях на губернаторов, в Области войска Донского возлагаются на войскового наказного атамана, а обязанности губернского правления, уездных казначейств и других мест и лиц-на соответствующие учреждения и должностные лица в области.
4. Земские учреждения в Области войска Донского разделяются на окружные и областные. Первые соответствуют уездным, а вторые - губернским земским учреждениям в губерниях.
5. Окружное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) окружными землевладельцами; б) торговым сословием; в) станичными обществами; г) сельскими обществами и д) калмыцкими обществами.
6. Размер земли, дающий право на участие в избирательных съездах окружных землевладельцев, определяется в 200 дес.
7. В избирательных съездах от торгового сословия участвуют лица, торгующие в округе по купеческим свидетельствам. В каждом округе назначается по одному такому съезду.
...9. Окружные гласные от станичных обществ избираются на станичных сходах из лиц, имеющих право голоса на этих сходах (На станичном сходе имел право голоса каждый домохозяин; на волостном-участвовал один представитель от 10 дворов).
... 15. В областном земском собрании присутствует на равных нравах с прочими членами один член по назначению войскового начальства как представитель войсковой собственности.
Сб. правительственных распоряжений по казачьим войскам, т. XI, ч. 1, 1875, стр. 100-104.
№ 4. ИЗ ЖУРНАЛА ОБЛАСТНОГО ВРЕМЕННОГО КОМИТЕТА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ ПО ЧЕРКАССКОМУ ОКРУГУ
31 декабря 1875 г.
...
Черкасская окружная временная комиссия положила внести в общий список и допустить участвовать в избирательных съездах по введению земских учреждений в Области войска Донского на основании ст. 23 Положения о земских учреждениях и 6 п. Правил о применении к области сих учреждений:
1. В избирательных съездах землевладельцев: а) всех, имеющих 200 и более десятин земли; б) владеющих в округе недвижимым имуществом, стоющим 15 тыс. руб.; в) имеющих промышленные заведения, стоющие тоже 15 тыс. руб., а также владеющих промышленным или хозяйственным заведением, годовой оборот производства которых не менее 6 тыс. руб.; г) внести или впоследствии допустить поверенных от лиц, имеющих право лично участвовать в избирательных собраниях на основании ст. 18-21 Положения о земских учреждениях; д) уполномоченных от нескольких землевладельцев и разных учреждений, обществ, компаний и товариществ (Комитет постановил исключить из списка лиц, дома которых оценены менее 15 тыс. руб., и лиц, владеющих промышленными и хозяйственными предприятиями стоимостью менее 6 тыс. руб).
2. В избирательных съездах от торгового сословия: а) лиц, имеющих купеческие свидетельства; б) владеющих недвижимой собственностью в г. Новочеркасске, оцененною не ниже 3 тыс. руб. в год, и приносящей доход в 300 руб. в год, имущества отнести к числу стоющих 3 тыс. руб...
№ 5. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИУССКОГО ЗЕМСТВА ЗА 1877-1880 гг.
... По справкам оказалось, что жители Миусского округа до открытия земских учреждений выполняли следующие повинности:
А. Натуральные повинности
1. До 1875 г. на станциях Миусского округа содержалось 570 обывательских лошадей, стоившие округу более 80 тыс. руб., с 1875 г. число лошадей, сокращенное до 483, обводилось в 69280 руб. 12 коп.
2. Постоянные квартиры для заседателей и судебных следователей стоили 1 700 руб.
3. Квартира для окружного воинского начальника -260 руб.
4. Отопление и освещение окружной тюрьмы и поставка топлива для местной воинской команды - 1 233 руб. 39 коп.
5. Содержание арестуемых по приговорам мировых судей производилось натурою...
Б. Денежные повинности
1. Содержание судебно-мировых учреждений -14 600 руб.
2. Содержание трех сословных заседателей полицейских управлений - 1 000 руб.
3. Содержание комиссии народного продовольствия - 600 руб.
4. Содержание опеки- 1 700 руб.
5. Уплата страховых денег за пересылку по почте земских сумм, составление окладных листов, непредвиденные земские расходы и проч.- до 2 150 руб.
Следовательно, на те потребности, которые перешли к окружному земству под именем обязательных, управление Миусского округа до открытия земских учреждений уплачивало ежегодно 96323 руб. 51 коп.
Все эти повинности, главным образом, упадали на крестьянское и казачье население. Так, самую тяжелую из них-почтовую - отбывали исключительно одни крестьяне, остальные натуральные повинности (Земство исполняло также ряд других повинностей, например дорожную: устройство и содержание дорог, мостов, плотин, ремонт верстовых столбов и столбов на окружных и областных границах) несли крестьяне и казаки. Крестьянское население, хотя самое многочисленное, составляющее 4/5 всего населения округа, но беднейшее и без того обремененное всевозможными налогами и повинностями, должно было всецело на своих плечах выносить еще и эту страшную тяжесть. Если разложить эту повинность на крестьянскую землю (155055 дес.), то средним числом, на десятину земли, притом земли не вполне собственной, а находящейся на выкупе, упадало до 45 коп. Между тем как прочие земли, находящиеся в округе и состоящие в сложности из 949 458 дес. совершенно свободны от налога на почтовую повинность. Первое же очередное земское собрание пойти единогласно решило к отбыванию почтовой повинности привлечь все земли и другие имущества округа. Также поступило земство и с остальными, вышепоименованными натуральными повинностями, которые до того отбывали одни крестьяне и казаки...
Сокращая расходы на обязательные повинности, земство, по мере возможности, стало вводить более существенные необязательные повинности. Так, сельские училища хотя существовали в крестьянских селениях Миусского округа и до введения земства, но школьным делом почти везде заведовали лица, нимало к нему не подготовленные: отставные солдаты, сельские писари и прочие, да и не могли лучшие учителя идти в сельские школы, в которых назначалось жалованье 16-30 руб. в год... Земство при ограниченных средствах своих, конечно, на первое время не могло оказать существенной помощи в деле народного образования, тем не менее при его денежном пособии в училища стали поступать учителя, имевшие на то права и подготовленные к этому важному делу, так что в настоящее время в крестьянских селениях Миусского округа существует 13 правильно устроенных училищ, в которых обучение детей производится по последним методам педагогики...
Председатель управы [подпись]
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
№ 6. ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ
20 ноября 1864 г.
Введение
1. Власть судебная принадлежит: Мировым судьям. Съездам мировых судей. Окружным судам. Судебным палатам и Правительствующему сенату, в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих крестьянских и инородческих судов определяется особым о них постановлениями,
... 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
... 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым, установленным для сего порядком. Все прочие должностные липа судебного ведомства определяются Правительством.
... 19. В мировые судьи могут быть избраны те из местных жителей которые:
во-первых, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;
во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях или прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли произвести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если при том сами, или их родители, или жены владеют, хотя бы и в разных местах ли пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания..., или другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. руб., а в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах - не менее 6 тыс., в прочих же городах - не менее 3 тыс. руб.
... 77. Окружной суд учреждается на несколько уездов и состоит из председателя и членов.
...81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:
во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет от роду, и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.
...85. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей:
1) священнослужители и монашествующие;
2) все военные чину, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе;
3) учителя народных школ.
86. В списки присяжных заседателей не могут так же быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц.
... 110. Судебная палата учреждается в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей, по особому расписанию.
... 200. В должности по судебному ведомству могут быть определяемы только русские подданные.
№ 7. ИЗ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ О ВВЕДЕНИИ МИРОВЫХ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ В ЗЕМЛЕ ВОЙСКА ДОНСКОГО
16 мая 1870 г.
I. О мировых и других судебных установлениях
1. Мировые судебные установления открываются в Земле войска Донского на точном основании судебных уставов 20 ноября 1864 г. и Положения 19 октября 1865 г. с применением, впредь до введения земских учреждений, нижеследующих временных правил.
...3. В мировые судьи могут быть избраны сверх лиц, имеющих на это право по общему закону, те из местных жителей, которые сами или их родители, или жены владеют на праве собственности в пределах Земли войска Донского пространством удобной земли в размере не менее 200 дес. или другою недвижимою собственностью, оцененною не менее 3 тыс. руб.
... 5. Для первоначального составления списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, образуются в каждом округе временные окружные комиссии, состоящие под председательством окружного предводителя дворянства из всех местных мировых посредников, судьи окружного судного начальства, окружного полицейского начальника и чиновника по назначению войскового правления; в Черкасском же округе к составу комиссии присоединяется и полицмейстер г. Новочеркасска... Обязанности председателей земских собраний возлагаются на окружных предводителей дворянства... Срок служения вновь утвержденных участковых мировых судей должен оканчиваться одновременно с истечением трехлетия, на которое избраны остальные мировые судьи того округа.
... 11. За недостатком лиц, которые могли бы быть избраны окружными избирательными собраниями в участковые мировые судьи, и достающее число судей назначается до следующих выборов по представлению министра юстиции I департаментом Правительствующего сената...
... 16. Все расходы на содержание мировых судебных установлений и мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей относятся на суммы общего земского сбора по войску Донскому,
... 18. С открытием мировых судебных установлений окружные судные начальства прекращают производство и решение дел. Затем окружные судные начальства подлежат совершенному упразднению в течение срока, определяемого министром юстиции, по соглашению с военным министрам.
19. С открытием мировых судебных установлений войсковой уголовный суд и войсковой гражданский суд соединяются в одну войсковую палату уголовного и гражданского суда...
... 24. Председатель, товарищ председателя и члены войсковой палаты избираются сословием войсковых чинов... из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, или же прослуживших по судебной части не менее трех лет в званиях не ниже секретаря палаты уголовного или гражданского суда, хотя бы лица сии и не принадлежали к войсковому сословию. Председатель и товарищ председателя утверждаются в должности высочайшею властью по представлению министра юстиции, а члены - самим министром. Должности войскового прокурора и его товарищей замешаются по назначению министра юстиции; судебные же приставы определяются в должности председателем войсковой палаты...
... 26. Впредь до преобразования общественного управления у калмыков войска Донского остаются в силе ныне действующие постановления о Предметах ведомства и пределах власти сотенных сборов в отношении судебных дел калмыков...
II. Об окружных избирательных для выбора мировых судей собраниях
...31. В каждом из 7 округов Земли войска Донского временно образуется под председательством окружного предводителя дворянства окружное избирательное собрание, состоящее из гласных избираемых: а) землевладельцами, б) станичными обществами и в) сельскими ,обществами…
32. В каждом округе выбор указанных в предыдущей статье гласных производится: а) на съезде землевладельцев, б) на станичном сходе и в) на волостном сходе.
33. В избирательном съезде землевладельцев... имеют право голоса: 1) лица всех сословий, владеющих в округе, на праве собственности, пространством не менее 200 дес. удобной земли; 2) лица всех сословий, владеющие в округе другою недвижимою собственностью ценою не ниже 3 тыс. руб.; 3) поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанным в первых двух пунктах сей статьи; 4) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в округе пространством земли, не достигающим положенного в пункте сей статьи размера, но составляющим не менее десятой доли оного...; 5) уполномоченные от священнослужителей, владеющих на ныне существующих основаниях отдельными участками церковной земли.
... 35. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезд, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте 1 ст. 33.
... 37. Станичные сходы избирают гласных от казаков... считая на каждую станицу в Донецком округе (кроме Владимирской станицы) - по 4 гласных, а во всех прочих округах и во Владимирской станице, Донецкого округа, - по 2 гласных.
38. Волостные сходы избирают гласных от крестьян, считая на каждую волость по одному гласному...
Подписал председатель Государственного совета Константин
№ 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ ОБ ОТКРЫТИИ ОКРУЖНЫХ СУДОВ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. и Положение о нотариальной части 14 апреля 1866 г. ввести в течение 1873 г. в Области войска Донского на следующих началах:
1. Новые судебные установления открываются на точном основании Положения 19 октября 1865 г. и Дополнительных правил 10 марта 1869 г. о порядке окончания дел прежних судебных мест.
2. Время открытия окружных судов определяется министром юстиции по соглашению с военным министром.
3. С открытием окружных судов Войсковая палата уголовного и гражданского суда прекращает производство и решение дел... Затем означенная Палата подлежит совершенному упразднению в течение срока, определяемого министром юстиции по соглашению с военным министром.
4. Со дня открытия окружных судов упраздняются прежние должности войскового прокурора, его товарищей и судебных следователей, состоящих при нынешней войсковой палате.
5. Окружные суды образуются согласно прилагаемому при сем временному штату в г. Новочеркасске и в ст. Усть-Медведицкой с причислением к ведению Новочеркасокого окружного суда: Черкасского, Миусского, Донецкого и Первого Донского округов, а также калмыцкого кочевья и земли, отведенной задонскому частному коннозаводству, а к ведению Усть-Медведицкого окружного суда: Устъ-Медведицкого, Хоперского и Второго Донского округов.
6. Вышеозначенные окружные суды, Новочеркасский и Усть-Медведицкий, причисляются к округу Харьковской судебной палаты...
...8. Постоянный расход в размере 151300 руб., потребный на содержание новых судебных установлений, производится из войсковых сумм войска Донского и вносится ежегодно в подлежащие подразделения сметы Министерства юстиции.
Подписал: министр юстиции статс-секретарь граф Пален. Скрепил: директор В. Адамов
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
№ 9. ИЗ УСТАВА "ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ"
1 января 1874 г.
1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.
... 5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.
6. Постоянные вооруженные силы состоят из войск сухопутных и морских.
... 10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жеребью призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1 января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жеребья, в качестве вольноопределяющихся.
... 17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...
18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе...
... 52. Для устройства имущественных и хозяйственных дел разрешается отсрочить, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом или принадлежащим им торговым, фабричным или промышленным заведением.
53. Воспитанники учебных заведений, означенных в приложении к сей статье, призываются к исполнению воинской повинности по достижении определенного для этого возраста наравне с прочими, но для окончания образования поступление их на службу в войска по вынутому жеребию, в случае заявленного ими желания, отсрочивается.
... 56. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования (Имелись в виду лица, окончившие университеты, гимназии, реальные училища и некоторые другие учебные заведения первого, второго и третьего разрядов), при отбывании ими воинской повинности по жеребью устанавливаются сокращенные сроки службы...
№ 10. ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАЗАКОВ ДОНСКОГО ВОЙСКА»
14 октября 1874 г.
О служилом составе войска
1. Служилый состав Донского войска разделяется на 3 разряда: а) приготовительный, б) строевой и в) запасный. Зачисление в каждый из разрядов производится ежегодно, с 1 января.
2. Находясь в приготовительном разряде, казаки обзаводятся всем необходимым на службе снаряжением и обучаются строевой службе; строевой разряд назначается для комплектования выставляемых Донским войском строевых частей и местных команд; казаки запасного разряда назначаются для пополнения убыли в строевых частях в военное время и для формирования в военное же время особых частей и команд...
3. Служилые казаки, за исключением гвардейских, обязательны являться на службу и на учебные сборы с собственным снаряжением и на собственных лошадях. Гвардейские казаки обмундирование и снаряжение получают от казны, но лошадей должны иметь собственных.
Численность строевых частей
... 43. Донское казачье войско выставляет на службу; а) в мирное время - лейб-гвардии казачий полк 4-эскадронного состава; лейб-гвардии Донскую его высочества наследника цесаревича конно-артиллерийскую батарею 4-орудийного состава; 20 армейских конных полков 6-сотенного состава; 5 армейских конно-артиллерийских батарей 8-орудийного состава; потребное число людей для поддержания определенного состава железнодорожной команды;
б) в военное время - лейб-гвардии казачий его величества и лейб-гвардии Атаманский его высочества наследника цесаревича полки, каждый в 6-эскадронном составе; лейб-твардии Донскую его высочества наследника цесаревича батарею 8-орудийного состава; 60 армейских конных полков б-сотенного состава; 15 армейских конно-артиллерийских батарей 8-орудийного состава; 2 резервных эскадрона гвардейских полков в резервную конно-артиллерийскую батарею 4-орудийного состава.
в) в Области войска Донского содержатся постоянно для местной службы пешие и конные команды по особому расписанию.
Комплектование строевых частей и местных команд
... 45. Каждый из пяти военных отделов войска Донского выставляет на полевую службу в мирное время 4 армейских конных полка, а в военное время-12 армейских конных полков.
... 48. Для комплектования артиллерии войсковая территория разделяется на два района: из 1-го района комплектуются гвардейская и 6 армейских батарей; из 2-го района - 9 армейских батарей. Расписание станиц по районам предоставляется войсковому наказному атаману.
Сб. правительственных распоряжений по казачьим войскам, 1874, т. X, ч. II, стр. 234, 244.