Прялка. История. Традиции. Обряды.

Чистка. Хранение.Реставрация. Пересылка
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5581
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 846 раз

Сообщение

В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Изображение

Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь).
Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. [/center][center]Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

Изображение

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Изображение

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке – браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Изображение

Использование нити/кудели/веревки в обрядах

Изображение
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано


Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5581
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 846 раз

Сообщение

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.

Изображение

5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс.
Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр.

Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).

Изображение

7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

Изображение

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).

Изображение

13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.

14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

Изображение

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

Изображение

18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Изображение

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
heiybr
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 318
Стаж: 7 лет 3 месяца
Местонахождение: Самара
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение

Какая насыщенная подборка! Люблю прялки!
Сайкина Александра Васильевна (Россия, 1925) «Гаврила Поляков, мастер Городецкой росписи» 1979.
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 4832208.jpg
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 4832208.jpg (23.01 КБ) 110 просмотров
Аватара пользователя
heiybr
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 318
Стаж: 7 лет 3 месяца
Местонахождение: Самара
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение

Монах, добавлю схему самопрялки, раз уж она упоминается
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 6613212.jpg
Аватара пользователя
heiybr
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 318
Стаж: 7 лет 3 месяца
Местонахождение: Самара
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение

И немножко схем еще
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 2386127.jpg

Прялка. История. Традиции. Обряды. - 6465341.gif
Аватара пользователя
heiybr
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 318
Стаж: 7 лет 3 месяца
Местонахождение: Самара
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение

Маковский Константин (1839-1915) - Боярышня у окна. 1890 г
Прялка. История. Традиции. Обряды. - 1037851.jpg
Аватара пользователя
Очаковец
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1380
Стаж: 10 лет 6 месяцев
Местонахождение: Уфа
Поблагодарили: 25 раз

Сообщение

Очень интересно! У меня от бабушки осталась прялка-забрал, чтобы не выкинули. Она всех нас обеспечивала самовязанными свитерами, носками и перчатками. Всю зиму вязала...Царствие ей Небесное, очень добрый и отзывчивый был человек Мария Спиридоновна.
История-завораживающая, увлекательная погоня за безвозвратно ушедшим временем.

Приобрету артефакты, связанные с историей 190 пехотного Очаковского полка

Вернуться в «Полезная инфа»