спичечные этикетки

Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне

Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3152
Стаж: 8 лет 10 месяцев
Прибор: ХР GMP
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Верифицирован: Нет
Благодарил (а): 2288 раз
Поблагодарили: 3204 раза

Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне

Сообщение IHHA » 23 окт 2017, 21:02:41

Эта тема родилась благодаря соседней Улицы ростовские... после слов
but.aleck писал(а): Да какой в Ростове может быть "исторический центр"? Городу - "без году неделя". :-)
Ростов Великий - это да! Это действительно история, да и красота неописуемая! А эту, местную, барыжно-паромоновскую, парЫжоподрожающею "архитектуру", что то ни капельки не жалко. smile103
:( Неужели все так печально? Захотелось больше узнать об архитектуре старого Ростова, о тех строениях, мимо которых мы ходим. Кто их возводил, кто жил в них... Если вам это тоже интересно, добро пожаловать в тему. Буду благодарна дополнениям.
Пожалуй, начну с красивого особняка, которого... не стало.

Дом Маргариты Черновой
На углу улицы Большой Садовой с Никольским переулком (ныне Халтуринский) стоит красивый двухэтажный дом Маргариты Никитичны Черновой. Об удивительной красоте и образованности хозяйки дома ходили легенды. А еще поговаривали о существовании тайного подземного хода, ведущего от особняка к реке Темерник.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 01.jpg
Расточительность отечественного дореволюционного купечества давно вошла в легенду. Негоцианты пропивали, проедали, проигрывали, прогуливали состояния. В захолустном Ростове с его патриархальными традициями и достаточно поздним «первоначальным накоплением капитала» ради прекрасного пола особенно деньгами не сорили. Однако и здесь существовали свои легенды царской щедрости влюбленных миллионщиков, способных гулко тряхнуть мошной ради очей прекрасных и дамской благосклонности.
До сих пор в Ростове рассказывают о том, что известный ростовский купец Елпидифор Трофимович Парамонов был страстным поклонником таланта актрисы Черновой и специально для нее заказал этот роскошный особняк. Даже место он подобрал с умыслом: в конце XIX века это была городская окраина, усаженная садами (отсюда и название улицы - Большая Садовая). Так что Парамонов мог приезжать в гости к Черновой вдали от глаз ростовского бомонда.
Бытовала даже легенда о подземном ходе, который вел из каретного сарая во дворе дома к Темернику.
Из справочника за 1914 год следует, что владельцем этого дома была Маргарита Никитична Чернова. Уже много лет в Ростове живут легенды об удивительной красоте этой женщины, ее прекрасном воспитании и романе Маргариты Черновой с одним из представителей знаменитого ростовского купеческого рода Парамоновых, который и построил этот особняк для нее.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - Е.Т. Парамонов.jpg
Неплохо сложилась судьба служительницы муз Маргариты Черновой. Она одно время выступала на сцене деревянного цирка-театра Машонкиной. В конце XIX века режиссером театра состоял известный российский театральный деятель Николай Синельников (роли в театрах Харькова, Ставрополя, Владикавказа, Житомира, Николаева, Казани), впоследствии ставший заслуженным деятелем искусств СССР.
К Машонкиной и публика ходила более респектабельная, для которой театральные премьеры были настоящим «выходом в свет» с обязательной демонстрацией последних достижений в коммерции в виде шикарных колье и престижных брегетов.
Завсегдатаем театра был Парамонов Елпидифор Трофимович. Успешный коммерсант не прошел мимо может и не самой талантливой, но уж точно самой яркой актрисы труппы Синельникова.
Ростовская легенда гласит, что по уши влюбившийся Парамонов чуть ли не каждый день торчал с корзинами цветов у гримерки Черновой. Однако последовательница Мельпомены веревки вила из богатого поклонника, заставляя его исполнять все свои прихоти, ничего не обещая взамен. Снизошла же до влюбленного лишь после того, как обалдевший от вожделения купец первой гильдии пообещал ей особняк на Большой Садовой.
Заказал проект известному ростовскому архитектору Николаю Дорошенко с условием отсроить "нечто, ни на что не похожее". Дорошенко в точности исполнил пожелания богатого заказчика, в 1899 году выдав одно из самых красивых эклектичных зданий Ростова, уступившее по затейливости лишь открытому в том же году зданию городской думы академика Александра Померанцева.
Восхищенная Маргарита въехала в изящный особняк на Большой Садовой с грациозной башенкой, мощными атлантами и вазонами на фасаде, окончательно растаяв и покорившись восторженному купчине и проявила себя достаточно рачительной, сдав первый этаж под аптеку Абраму Шамковичу и Торговый дом Юлиуса Горохова.
Открытка 1916 года. - 02.jpg
Открытка 1916 года.
Маргарита Никитична сама выбирала, каким будет внешний облик дома, и лично настояла на архитектурных изысках в стиле барокко: богатой лепнине в виде гирлянд, масок, медальонов, атлантов с кариатидами, поддерживающих кронштейны здания. На втором этаже находились жилые помещения.
На Большую Садовую выходили окна зала приёмов. Среди других помещений зал выделялся более высокими потолками и роскошным декором интерьеров. Сцена располагалась в углу зала. Из коридора можно было выйти на балкон с балюстрадой. Вдоль фасада по Халтуринскому переулку располагались столовая, гостиная, спальня и другие помещения. Каждая из комнат была декорирована лепниной, расписанной масляными красками.
Украшением дома был зал, выходящий окнами на Большую Садовую. Здесь хозяйка особняка устраивала приёмы, спектакли и концерты.
В 1903 году в доме Черновой пел Фёдор Шаляпин, прибывший в Ростов для единственного концерта в театре Машонкиной. Парамонов уговорил его побывать на вечере у «подающей надежды» молодой артистки этого театра. Главный вход в здание расположен на углу Большой Садовой улицы и Халтуринского переулка. По обеим сторонам от него размещаются ложные окна, декорированные наличниками с лепными сандриками. Над угловой частью возвышается бельведер с куполом — это композиционное ядро особняка. На втором этаже находится балкон с балюстрадой. Фасад богато декорирован лепниной: декоративные вазы в нишах, атланты, кариатиды, медальоны, морские раковины, гирлянды, растительный орнамент.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 03.jpg
Здесь же, в доме Черновой, зародилась Театральная мастерская режиссёра Юрия Завадского. В 1917—1921 годах в зале второго этажа выступала труппа, из которой вышли прославившиеся впоследствии режиссёры и актёры. Отсюда пришёл в мир театра известный сказочник и драматург Евгений Шварц. Позднее он вспоминал в своих мемуарах о доме, в котором начался его актёрский путь: «Особняк Черновых на бывшей Садовой улице, ныне улице Энгельса в Ростове-на-Дону. Двадцатый год. "Театральная мастерская" захватила особняк не без участия хозяев. Дочка их, её муж, брат мужа — все артисты театра.
Старики Черновы забились в одну из комнат в глубине особняка. Зал Черновского особняка, большой для богатого дома, превращён был в крошечную театральную залу. А мы, случайно встретившиеся, едва вышедшие из юношеского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актёрами. И сами не верили этому».
В начале лета 1920 года Театральную мастерскую посетил Николай Гумилёв. Он смотрел здесь премьеру своей пьесы «Гондла», а после читал стихи…
С "Театральной мастерской" в особняке Черновой связаны имена композитора Михаила Гнесина, который писал музыкальное сопровождение к спектаклю, и Мартироса Сарьяна: он оформлял декорации. И первая жена Евгения Шварца, Гаянэ Халаджиева, тоже была актрисой из этой театральной труппы.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 04.jpg
С этим домом связана и другая история, куда менее известная. Перед революцией рядом с особняком Черновой жил известный коллекционер произведений искусства Новосильцев. Его богатейшее собрание живописи русских и иностранных мастеров было известно не только в России, но и за её пределами.
— Осенью 1919 года Красная армия стремительно вошла в город, — рассказывает ростовский краевед, руководитель клуба «Искатель: тайны и загадки истории» Виктор Бормотов. — У красных комиссаров имелось письменное распоряжение ВЧК реквизировать все предметы искусства, представляющие какую-либо художественную ценность. В дальнейшем из них предполагалось создавать коллекции общедоступных музеев.
Конечно, новая власть была наслышана о коллекции Новосильцева. В его дом был направлен отряд красноармейцев. Каково же было их удивление, когда они не обнаружили ни одной картины! Вывезти из города обширное собрание живописи Новосильцев не мог. Версия одна — он успел его где-то скрыть.
Позднее загадка исчезновения коллекции прояснилась. Оказалось, в доме с кариатидами имелся обширный подвал в несколько ярусов, уходящий глубоко под землю и соединённый с катакомбами, проходящими под домом. Туда-то и спрятал свои картины коллекционер. Некоторые исследователи уверены: картины Новосильцева до сих пор лежат в ростовских подземельях! И действительно: многие шедевры, хранившиеся в собрании коллекционера, после революции так нигде и не объявились.
Местные старожилы рассказывали, что не только под бывшим домом Черновой, но и под всем двором располагался огромный подвал, из которого можно было попасть в подземный ход, ведущий к реке Темерник, и даже в запутанные лабиринты древних катакомб, оставшихся здесь от греческого поселения. Многие богатые особняки, стоявшие поблизости, были соединены подземными ходами с этими лабиринтами.
В 1920 году знаменитый особняк национализировали, Чернову выселили, а здание национализировали. На первом этаже и в подвале разместилась «Аптека № 2», а на втором этаже — «Детская коммуна № 5». По данным 1926 года, на втором этаже была школа кройки и шитья Донпрофобра. На первом располагались «Аптека № 2», «Акционерное общество Кожсырьё», а также «жильцы 9 семейств, живущих стеснённо по 7 человек в одной комнате бывшего торгового помещения». В 1926-м Президиум Ростово-Нахичеванского городского Совета Донского округа постановил передать особняк краевой прокуратуре. В мае того же года прокуратуре отдали под служебный транспорт и бывший каретник во дворе дома. Строение требовало ремонта. При его осмотре выяснилось, что ледник, расположенный под каретником, заполнен водой. Что ещё было обнаружено при осмотре бывшего каретника, неизвестно. Однако именно с того времени по городу пошли слухи о том, что из подвалов дома с кариатидами идёт подземный ход к реке Темерник.
С 1940 года в здании размещался партийный архив Ростовской области, а после распада Советского Союза — Государственный архив Ростовской области.
В 90-х годах прошлого века особняк Черновой… перестал существовать. Начало трагедии было положено 8 сентября 1986 года, когда в здании партархива лопнула труба горячего отопления на втором этаже. Меры по ликвидации аварии были приняты не сразу, и кипятком оказалось залито все здание. Погибла значительная часть партийных документов. А здание, пережившее войну и уже почти век не подвергавшееся ремонту, пришло в критическое состояние.
Специалисты, обследовавшие потрескавшиеся стены и деревянные перекрытия, пришли к выводу, что отремонтировать здание почти невозможно. Кое-кто предложил даже снести особняк Черновой, и на его месте построить современную многоэтажку.
Но здесь за историческое здание вступилась городская общественность. И единственный выход был найден: убрать аварийные стены, и на этом месте, по старым историческим чертежам возвести новое здание: точную копию особняка Черновой. Такой, каким он был в 1899 году. Было очень много скептиков, не веривших, что такое возможно. Их количество уменьшилось лишь когда на красивое здание посадили новенький сверкающий купол.
Особняк Черновой, с которым столь многое связано в Ростове, был возрожден и теперь это здание является украшением центральной улицы нашего города, им любуются и ростовчане, и гости Ростова. Редкий прохожий не задержит взгляд на затейливых башенках и кариатидах, украшающих здание, которое до сих пор носит имя своей первой хозяйки или дом с кариатидами. При восстановлении здания использовались оригинальные элементы декора.
В настоящее время в здании размещается отделение Банка Москвы.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 05.jpg
Текст А. Оленева.
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.



Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3152
Стаж: 8 лет 10 месяцев
Прибор: ХР GMP
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Верифицирован: Нет
Благодарил (а): 2288 раз
Поблагодарили: 3204 раза

Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне

Сообщение IHHA » 25 ноя 2017, 13:36:43

Если вам доведётся проходить по Пушкинской, обратите внимание на небольшой пышный особняк (дом №115). Он был построен в 1898 году по проекту архитектора Н.А. Дорошенко для известного адвоката А.П. Петрова.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 1.jpg
Особняк сооружён в духе эклектики: архитектор отдал дань ренессансу и классицизму, но главное место занимают приёмы барокко. Стиль барокко в архитектуре предполагает пышность и приподнятость, торжественность и динамику изогнутых форм, широкое применение скульптуры. Главный (южный) фасад здания имеет асимметричную композицию. Его украшают арочные окна, архивольты которых поддерживаются скульптурами кариатид. Полуколонны объединены с пилястрами и увенчаны капителями самого роскошного и сложного композитного ордера. Они являются лишь декоративным элементом, их задача украшать, а не нести нагрузку, которая фактически лежит на стене. Капители колонн заслуживают особого внимания. Как известно, тонкие завитки-«усы» в напоминающих корзины с цветами коринфских и композитных ордеров обычно идут снизу вверх. Дорошенко «пустил» их сверху вниз, и завитки получили противоположное направление. Архитектор явно хотел «поиграть» с привычным элементом, придать ему особую выразительность. Венчает фасад легкий бордюр-балюстрада, который служит парапетом, а над ним - вазы. Фриз здания богато орнаментирован растительными узорами, среди которых помещены женские маски и фигуры грифонов – фантастических существ, сочетающих в себе черты хищной птицы, льва и других животных; древние легенды отводят им роль хранителей сокровищ. И действительно, настоящие сокровища находятся внутри особняка – с 1958 года в здании располагается Ростовский областной музей изобразительных искусств. Здесь можно увидеть подлинные произведения мастеров русской живописи, работы отечественных скульпторов.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 3.jpg
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 4.jpg
Фотографии начала прошлого века рассказывают нам о прежней жизни особняка. Он впечатлял гостей своими интерьерами: стены были оклеены набивным натуральным шёлком, залы освещались огромными хрустальными люстрами и декоративными бра.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 5.jpg
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 6.jpg
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 7.jpg
К северному фасаду примыкала терраса, украшенная деревянным карнизом с пропильной резьбой геометрического и цветочного орнамента. С террасы по мраморной лестнице можно было спуститься в сад с мраморным фонтаном.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 8.jpg
За садом находились конюшни с каретником. В цокольном этаже особняка были расположены помещения прислуги, кухня, котельная. К кухне примыкала небольшая комната, откуда наверх по эскалатору подавалась пища. Дошли до наших дней двухстворчатые филёнчатые двери, лепной декор стен и потолков.
Войдите в эти залы, уловите аромат давно ушедшей эпохи, и вам захочется ещё не раз вернуться.
Ростов-на-Дону. Музыка, застывшая в камне - 2.jpg
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.

Вернуться в «Ростовская область»