Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Монастырская скала в Святых горах. Северный Донбасс

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19776
Стаж: 12 лет 6 месяцев
Репутация: 315
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15928 раз
Поблагодарили: 12780 раз
Контактная информация:

#1

Монастырская скала в Святых горах. Северный Донбасс - chertezh-vladeniy-svyatogorskogo-monastyirya-1679.jpg
Чертеж владений Святогорского монастыря, сделанный архимандритом Иоилем, 1679 г. Надпись на обороте: 1679 февраля 12 писан чертеж.
Рисунок хранится в Российском государственном архиве древних актов. Шифр: РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, стлб. 886, л. 87—88

Монастырская скала в Святых горах, пожалуй, самый большой и величественный меловой останец, не только Северного Донбасса, а и по всему течению Северского Донца. Монастырская скала обязана своим названием пещерному монастырю, высеченному в ней много веков назад.

Скала сложена белым, местами ожелезненным, писчим мелом, турон-коньякского яруса, возрастом около 80 - 90 миллионов лет. Это донные морские осадки, сформированные за счет скопления останков ископаемых беспозвоночных морских организмов, обитавших в древнем море. Около 100 млн. лет назад море вновь начинает захватывать обширные территории Европы. Глубина верхнемелового морского бассейна, покрывавшего в то время Донбасс, достигла нескольких сотен метров. В Святых горах мощность отложений меловой толщи достигает более 120 м, в ней встречаются пустоты карстового происхождения.

Причиной возникновения таких скальных меловых останцев являются древние карстовые процессы. Предполагается, что во время континентального перерыва между верхнемеловой и палеогеновой трансгрессиями моря, могли сложиться благоприятные условия для закарстовывания мела. Мел подвергшийся карстовым процессам отличается более прочной структурой, в результате чего, в неогене, при формирование современного рельефа, эти закарстованные участки лучше сопротивлялись размыву, что и привело к появлению столь необычных скал. Есть предположение что первые монашеские пещеры в меловой толще были вытесаны по карстовым каналам. Наличие карстовых пустот определило выбор места для устройства подземного монастыря.

Меловая скала вздымается из северного склона горы Фавор, на уровне 45 метров от реки Донец, равной 104 м над уровнем моря. В разных местах меловая скала завершается различными высотами, поэтому средняя высота скалы составляет более 33 метра, или 137 м над уровнем моря. 1-й и 2-й ярусы пещеры имеют высотные отметки соответственно 118 м и 124 м (Дедов В.Н. Святогорский альманах, 2012).
Монастырская скала в Святых горах. Северный Донбасс - _DSC6708.jpg
Но такой вид скала имела не всегда. До конца XVII века она имела высоту в два-три раза больше. Исследования ученых заповедника показали, что во второй половине XVII в. над 2-м ярусом пещер существовали еще три этажа пещер, но в результате обрушения скалы они были утрачены. А на месте появившейся позднее Николаевской церкви раньше был Успенский пещерный храм, разрушившийся вместе со скалой. Динамику разрушений меловой скалы на протяжении XVII-XIX вв. исследовал киевский искусствовед Ю. Лифшиц, который сделал вывод, что разрушения «связанны с геологическим строением мелового утеса и степенью ослабления внутренней структуры монолита, вызванной полостями, которые образовались в процессе расширения пещерных ходов и строительства жилых камер... Атмосферные осадки и неблагоприятные погодные условия усиливали напряжение в середине скалы, что в итоге приводило к развалу тех частей мелового утеса, которые человек интенсивно осваивал».

Первоначальный вид скалы, относительно точно, изображен на рисунке архимандрита Иоиля Озерянского, датированный 1679 г. Первый архимандрит Иоиль был одним из самых известных настоятелей пещерного монастыря. При нем закончился пещерный период жизни Святогорского монастыря, в 1679 г. он строит первые деревянные постройки под меловой скалой на берегу Донца. Тогда были построены церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла, а также несколько келий. В это время в монастыре проживало 15 монахов и 10 мирских людей.

Научные исследования показали, что разрушение меловой скалы, потеря отдельных ее участков не прекращались в течение всего исторического периода существования пещер, в том числе и в ХХ в. В 1986-1990 годах, по заказу дирекции заповедника, институтом «УКРВОСТОКГИИНТИЗ», с привлечением Украинского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела (УкрНИМИ), были произведены научно-исследовательские работы по разработке мероприятий сохранения комплекса пещерных сооружений, Николаевской церкви Святогорского монастыря и всей инфраструктуры, связанной с меловой скалой. В течение 1987-1990 годов структурные подразделения указанного института, используя современные электронные методы, отслеживали «поведение» меловой скалы в различных сезонных условиях, определяли физические процессы ее существования, проявляли «слабые» места и опасные участки, предлагали меры по укреплению меловой скалы. По результатам исследования был разработан проект восстановления подпорных стен перехода к верхнему ярусу пещер меловой скалы на буронабивных сваях. Выполнять работы по созданию буронабивных свай взялись специалисты из промышленного объединения «Спецшахтобуд» (г. Донецк). В 1990 году было установлено необходимое оборудование и выполнены буровые работы в сложных горных условиях (Дєдов В.М. Святогірський історико-архітектурний заповідник. Збереження, дослідження, реставрація культурної спадщини. 1980-2015. — Краматорськ: «Тираж-51», 2016).

Хоть скала и утратила большую свою часть, но даже сейчас она вызывает трепетные чувства величия этих мест.

Научным сотрудникам заповедника удалось реконструировать в макете первоначальный облик памятника с системой пещерных сооружений верхних ярусов.

Также можно ознакомится с расшифровкой чертежа Иоиля, выполненной уважаемым краеведом Н.Н. Ломако (Лисичанск). Реконструкция выкладывается с любезного разрешения ее автора.
Монастырская скала в Святых горах. Северный Донбасс - chertezh-vladeniy-svyatogorskogo-monastyirya-lomako-variant2.jpg
"Реконструируя старинные карты, стараешься не изменять колорит времени и идею рисунка. Перенося на современную топооснову, рисунок получается какой то сухой и мало информативный. Делая рисунок к Книге Большому Чертежу 1627 года, я оставил на листе только легенду. Долго не обращал внимание на карту 1679 года, на которой изображен Святогорский монастырь и прилежащие города Царев Борисов, Тор и Маяки. Считал, что там уже все изучено до меня, может так оно и есть, но на карте оказалось, очень много надписей и подписей. И вот я их прочитал.
Интересно получилось, не открывая письменные источники я узнал, что от города Тора полем десять верст до Святых гор, а две дороги к Цареву городу идут, одна через старый перевоз мимо монастыря, а другая через город Маяки по новому мосту. От маяцкого моста, вдоль Донца десять верст и 600 саженей до Святых гор и старого перевоза. От старого перевозу до Царева Борисова города еще 10 верст. На подоле Святых гор стоит церковь в память преподобных Петра и Павла. Подписаны границы и дачи монастыря, можем понять, что по турецкой или крымской стороне граница идет от озера Малый Затонец до лесной стороны и возвращается к устью реки Студенец, которая впадает в Донец с левой стороны, а монастырские дачи «от вершины Студенки реки до Климовой поляны униз Донца по ногайской стороне». И последнее, может кто и знал, а я нет, оказывается, чтобы подняться в пещерный монастырь надо преодолеть 600 ступенек, а подписано так «от устья горы ступеней X». Не знаю точно, но предполагаю, что на чертеже КБЧ тоже было все подписано. Жалко не дошло до нас."
Н.Н. Ломако

"Святые Горы. 1679 год. Архимандрит Иоиль допрашиван в которых годах тот монастырь построен. И архимандрит Иоиль по допросу сказал, в которых годах тот монастырь построен того он не ведает. Письма о том у них в монастыре нет, что был тот монастырь от воровских людей (воровскими людьми) разорен, а то он ведает в том монастыре, в горе, церковь Успения Пресвятыя Богородицы освящена в Царство блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца в РМВ (7142-5508=1634) году и с того времени в том монастыре за нуждою всяких монастырских потреб строители и старцы были были переменные, быть в том монастыре много во времени не могут и сходят, потому что место водою скудное живутчи в том монастыре он, архимандрит з братиею, из реки Северского Донца носят воду по лестнице на себе бочками 600 ступеней по мере з 200 сажень. И в монастыре водою великое оскудение, а телегою и санми взвозить не мочно, что учинены лесницы, и в гору ходят по одному человеку."
Прочитал Н.Н. Ломако.

Источник: https://tw1npeaks.blogspot.com/2017/02/ ... gorah.html
Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Изображение


Вернуться в «Общий краеведческий раздел»