Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Кто, как и зачем закапывал монетные клады?

Обсуждение тем касающихся кладоискательства, коллекционирования и т.д ...флуд ниже ...!!!
atom7000
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 68
Стаж: 12 лет
Репутация: 1
Имя: Сергей
Местонахождение: Воронеж
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 24 раза

#1

Почему возник обычай хранить ценности, в частности монеты, в виде кладов?

Долгое время ученые считали, что люди закапывали деньги в землю (или прятали иным способом) при приближении какой-либо опасности: набега разбойников, на­падения врага и т. п. Эта теория кажется заманчивой В эпоху феодализма, к которой и относится абсолютное большинство найденных монетных кладов, войны были обычным явлением. Но затем нумизматы обратили внимание на то, что, как правило, монеты в кладах завернуты в ткань, положены в горшочек, часто залитый воском что­бы не проникла влага. Во многих случаях упаковка настолько тщательная, что невозможно представить как за считанные минуты во время вражеского нашествия или разбойничьего набега можно было так старательно уложить клад. Да и для того, чтобы скрыть его в земле или в стене постройки (а почти все найденные клады были спрятаны именно таким образом), необходимо немалое время. Здесь что-то не так, рассудили ученые. И нумизматическая статистика подтвердила, что нельзя объяснять создание кладов только угрозой опасности для их владельцев.

При составлении топографии монетных находок на Украине, относящихся к эпохе феодализма, в которой автором учтены тысячи кладов VIII—XIX вв., оказалось, что преобладающее большинство их относится к XVII в. причин для этого немало. Прежде всего в этом веке значительно возросли масштабы товарного производства, торговли, денежного обращения, увеличилось производство монет. В XVIII и, особенно, в XIX вв. интенсивность образования кладов резко уменьшается. К тому, времени появляются другие, более надежные способы сбережения ценностей. Вот на примере XVII в. и рассмотрим влияние различных общественных событий на процесс создания кладов.

В 1648 г началась освободительная война украинского народа против польских феодалов, которая в 1654 г. привела к воссоединению Украины с Россией. Воина была жестокая, города и села по многу раз переходили из рук в руки. Карательные отряды беспощадно преследовали сторонников Богдана Хмельницкого. В течение нескольких лет население Украины не могло быть спокойным за свой завтрашний день. С точки зрения теории, по которой каждый клад — продукт опасности, 1о48—1оЬ4 годы должны были бы дать большее по сравнению с предшествующим или последующим периодами количество кладов Однако статистика свидетельствует, что как до 1648 г., так и после 1654 г. кладов припрятывалось не меньше, чем во время освободительной войны. Более того, самая многочисленная группа кладов XVII в. датируется 1621—1627 гг., когда на территории Украины царило относительное спокойствие. Поэтому не следует объяснять процесс создания монетных кладов одной лишь опасностью для их владельцев. Тем не менее можно предположить, что какая-то, хоть и небольшая, часть кладов возникла, под угрозой такой опасности.

Искали и другие причины создания монетных кладов. Одни ученые утверждали, что таким образом копили приданое для невест, другие — что клад вообще играл роль семейной копилки, куда в течение десятков лет складывали деньги. Но трудно предположить, что все обнаруженные клады — потерянное невестами приданое. Не могло быть столь массового явления. Кроме того, обычным клад, как уже говорилось, состоял из небольшого количества монет и слишком мало стоил, чтобы служить при­даным.

Нельзя считать клад и домашней копилкой. В большинстве случаев клады содержат монеты, датируемые незначительным промежутком времени, и соотношение между ними но годам неравномерное (больше всего монет, выпущенных в последние перед сокрытием годы), чего не было бы при использовании клада как семейной мошны. Встречаются, правда, клады с монетами, которые охватывают десятки, а то и сотни лет, причем каждый период представлен достаточным количеством монет. Вот они и могли быть домашними копилками. Но таких кладов недостаточно для того, чтобы объяснить распространенное в прошлом явление сокрытия денег.

Пока причина создания кладов была неизвестной, ученые спорили и относительно того, кто именно закапывал монеты — местный житель или проезжий купец. А осно­ваний для подобных противоречий было немало. Например, в IX—XI вв. на южнорусских землях были в употреблении монеты не только местного производства, но и арабские, так называемые куфические дирхемы, а также византийские. Тогда в Южной Руси, особенно в городах, частыми гостями были иноземные купцы, прежде всего арабские.

Некоторые ученые считали, что именно купцы закапывали привезенные с собой монеты: арабы — арабские, греки - византийские и др. Даже теперь, когда эта теория опровергнута, нам довелось прочитать в одной научно-популярной книжке для детей такое: «Без сомнения, по киевским землям разъезжали купцы, византийские и араб­ские, и закапывали время от времени клады». Зачем? — спросит читатель. И правильно спросит, так как проезжему человеку нет смысла закапывать ценности в чужой стране: он не знал, вернется ли когда-нибудь туда.

Монетный материал также опровергает предположение, будто укрывателями кладов были иноземные купцы. Ведь клады, как правило, состоят из небольшого количества мелких монет. Они ни в коем случае не могли принадлежать купцу, человеку зажиточному.

Наконец, может быть, клады закапывали местные жители? И вот здесь мы подходим к раскрытию механизма и движущих сил создания монетных кладов.

Представим себе рынок большого средневекового города Здесь множество местных и иноземных товаров. Осуществляются большие и малые торговые операции. Продаются и покупаются мешки шафрана, нерпа, штуки сукна и бархата, партии шапок, сапог, серпов. Этот рынок подвластен стихии феодальной торговли. В данный момент на нем нет (или они очень дороги) необходимых товаров - соли, гвоздей, дешевых тканей и т. и. Поэтому человек с небольшим достатком не может ничего приобрести, даже имея определенную сумму. Создаются излишки денег Вот их и прятали подальше от постороннего глаза, чаще всего закапывали в землю, оставляя себе лишь несколько монет на ближайшие дни. Так несоответствие между суммой цен товаров и суммой имеющихся у населения денег порождало клады. Это главная причина создания кладов.

В нумизматической науке существует мнение, что насыщенность кладами определенной территории пропорциональна интенсивности денежного обращения в ее пределах В основном это правильно, однако из правила бывают исключения. С одним из них можно познакомиться при исследовании денежного хозяйства Галицкой Руси XIV-XV вв.

Письменные источники свидетельствуют, что монетное обращение Галицкой земли в XIV—XV вв. было очень оживленным. Известно, какие именно монеты здесь кур­сировали. Во Львове был монетный двор, где чеканили монеты для нужд внутренней и внешней торговли. Однако галицкая территория небогата монетными клада, того времени. Возможно, в упомянутый период население Украины вообще по каким-то неизвестным нам причинам не прятало монетных кладов? Нет, на Волыни и Подолье находки монет ХIV-ХV вв. более часты чем на Галицкой Руси хотя денежное обращение здесь было менее оживленным. Несомненно, сравнительная редкость обнаружения кладов на территории Галицкой Руси вызвана тем, что здесь монетам были свойственны какие-то особые функции, которые не позволяли им выпадать в клады.

Все выяснилось при изучении Львовской городской книги за 1382—1389 гг. Оказалось, что во Львове и, несомненно, в других галицких городах того времени суще­ствовали уже достаточно развитые кредитные отношения (деньги занимали под залог, получая при этом проценты) Кредитные отношения в XIV—XV вв. могли возникнуть лишь в городах с высокоразвитой внутренней и, особенно внешней торговлей. Иначе у того, кто брал деньги в долг' не было бы возможности их использовать. Занимать день­ги под залог и проценты было целесообразнее, чем закапывать их в землю мертвым капиталом. Таким образом кредит поглощал остатки денег, появлявшиеся в процессе обращения. Не следует думать, что кредитные операции осязательно отличались большими масштабами Сделки заключались и на уровне ссуды двух десятков «черных» монет под залог пары сапог или заячьей шапки


atom7000
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 68
Стаж: 12 лет
Репутация: 1
Имя: Сергей
Местонахождение: Воронеж
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 24 раза

#2

Топографический метод изучения кладов


Монетные клады средневековья изучают топографическим методом, то есть методом нанесения пунктов находок на георафическую карту. На первый взгляд нет никакой системы в расположении мест, где были найдены клады. Однако на самом деле система есть, и о ней стоит рассказать.

Издавна нумизматов интересовало, в каких именно местах закапывали монетные клады. Речь идет, конечно, о приметах, воспетых в народных преданиях и легендах. Теория, в соответствии с которой клады обычно принадлежали проезжим купцам, заметно влияла на решение этого вопроса. Из нее вытекало, что клады преимуществен­но должны быть закопаны на торговых путях. Если соединить точки находок линиями, то большая часть их совпадет с общими направлениями торговых путей. Но не про­щание купцы, а местные жители прятали почти все известные науке клады.

Почему все же клады находят вблизи дорог? Ведь торговые тракты — едва ли не самое неудачное место для такого действия, как захоронение клада. По свидетельству архивных и печатных источников, клады, как правило, находят в густонаселенной местности, преимущественно на усадьбах городских и сельских жителей. Часть кладов обнаружена в стенах церквей, замков и других каменных строений, которым не страшен был пожар. Причем же здесь дороги? — спросит читатель. А при том, что они проходят через те города и села, которые ведут более оживленную торговлю. Соответственно на рынках этих городов и селений находилось больше денег, которые вследствие стихии феодального обращения временами должны были уходить в клады. Поэтому население таких городов и сел закладывало монетные клады чаще, чем жители отдаленных от дорог населенных пунктов.

Монеты, как своеобразные орудия торговли, лучше, чем Другие материальные свидетельства (остатки товаров, транспортных средств и т. д.), позволяют ученому составить представление не только о путях, но даже об объеме и интенсивности торговых контактов. К тому же монеты, изготовленные из благородных металлов — серебра и золота, долговечнее других атрибутов торговли.

Особенно хороших результатов с помощью нумизматических методов можно добиться, если в стране или город,, торговлю которых мы собираемся исследовать, выпускалась собственная монета. Это позволяет выделить экономические связи данной страны или города на фоне других, Проиллюстрируем сказанное на примере галицких монет, выпущенных Львовским монетным двором в середине XIV — начале XV в.

Расположение находок галицких монет понуждает нас рассмотреть внешнюю торговлю Галицкой земли соответствующего периода, главным представителем которой был Львов. В основном места находок галицких монет сосредоточены на западе и юго-востоке от Львова. На их материале мы и изучали западное и восточное направления внешней торговли львовских купцов.

Следует сказать несколько слов о системе средневековой торговли с ее обязательными ограничениями для иноземцев. Купца, который переезжал через границу своей страны, а часто даже и в другом отечественном городе ожидали запрещение пользоваться иным путем, кроме указанного (дорожное принуждение), многочисленные таможни и складское право. На этих трех китах держалась крупная средневековая торговля Европы.

В соответствии с дорожным принуждением иноземные купцы должны были ездить но специально отведенным для них дорогам, где их подстерегали многочисленные та­можни и «складские» города. Попытка свернуть с указанной дороги стоила купцам дорого: власти конфисковывала товары, повозки и лошадей.

Таможен было очень много. Наряду с государственными существовали частные таможни, самовольно созданные местными феодалами. Особенно много таких таможен было на польских дорогах. Сохранились таможенные тарифы дорог, которые связывали Львов и Владимир-Волынский с прусским городом Торунем в середине XIV в. По ним мы видим, что размеры пошлин были чрезвычайно велики. Нетрудно понять, почему львовские купцы начиная с середины XIV в. все чаще отказывались от поездок на Запад.

Купец, счастливо прошедший многочисленные таможни, по указанной ему дороге приезжал в город, где его ожидало складское право. Этим правом владели в средне­вековье большие торговые центры. В соответствии с ним приезжий купец должен был остановиться в данном городе на все время действия складского права (обычно от 2—3 дней до 2 недель) и продавать здесь свои товары. Приезжие купцы должны были продавать привезенное оптом и только местным купцам, вступать в соглашения между собой «чужим» купцам запрещалось. За выполнением это-'0 и других правил тщательно следила специальная торговая полиция. Лишь пробыв в городе со складским правом определенное время, купец мог с непроданным товаром ехать дальше, да и то лишь в том случае, если действам складского права данного города было относительным. Абсолютная форма складского права не позволяла приезжавшим купцам ехать далее города, который владел им, и с остатками товаров купцы вынуждены были возвращаться домой.
El jaguar

#3

Ну конечно прятали, банки та особо распространены не были :lol:
Ответить

Вернуться в «Беседка»