Автор - Валерий Шпинев
О КЛАДАХ 2-5. МИСТИКА ПОИСКОВ КЛАДОВ, ПРОКЛЯТИЯ. «Далеко не все люди обладают способностью совершать магические действия. Для этого необходимы определенные моральные качества и соответствующее интеллектуальное развитие». Мнение профессиональных магов. Колдуны делают свечи из сала повешенных, чтобы составить руку славы. Магическая свеча для отыскания кладов делается из человеческого сала, и ее вставляют в черную чашку орехового дерева, что будет изображать букву W – символ первоначального огня или пламени шабаша между рогов Метра Леонарда. Когда держащий чашу приближается к месту, где зарыто сокровище, свеча начинает трещать. Это явление указывает еще и постепенное уменьшение пламени, которое тускнеет, когда дотрагиваешься до сокровища. (85). Вызвать в свою комнату трех мужчин (женщине) или трех женщин (мужчине). Приготовления. Надо провести три дня, соблюдая пост и целомудрие, на четвертый начать чистить и приготовлять свою комнату с утра. Одевшись и ничего не евши, вычистить и вымести комнату, выдернуть гвозди, чтобы не висело ни занавесок, ни платья, ни шляп и пр., а на кровати постелить чистое белье. Уходя, тщательно запирать, чтобы никто не вошел. Церемония. Поужинав и войдя в свою комнату, развести хороший огонь, накрыть стол чистой белой скатертью и поставить около стола три стула, а против каждого стула поставить по стакану чистой свежей воды и положить по пшеничному хлебцу. Затем, поставив стул около своей кровати, лечь и произнести: Заклинание. «Besticirum, consolatio veni ad me vertu Crion, Creon, Creon, cantor laudem omnipotentis et non commentur. Star superior certa bient laudem omviestra principiem de montem et inimicos meos o prostantis vobis et mihi dantes guo passium fieri suc casibilis». Три появившиеся особы усядутся около огня, будут пить и есть, затем поблагодарят того или ту, кто их угощал. (Если церемонию производила женщина, то появятся мужчины, и обратно). Они бросят жребий, кому из них сесть на стул около кровати, он и будет беседовать до полуночи, после чего уйдет вместе с другими, без отсылки. В продолжение вашего разговора две другие особы будут сидеть около огня. Можно спрашивать об искусствах, науках или о чем пожелаешь, и сейчас же получить самый положительный ответ. Можно также спросить о скрытых сокровищах, и тебе укажут местность и время, когда их можно взять, и даже все три особы будут там, чтобы защитить от нападения злых духов, владельцев клада. Уходя, она даст тебе кольцо, для счастливой игры. Если же наденешь это кольцо женщине или девушке, то немедленно будешь обладать ею. (85). Палочка гадательная (имеет форму вилы). В момент солнечного восхода, возьмите левой рукой вилообразную ветвь дикого орешника, на которой еще не было орехов, и срежьте ее в три удара, произнося: «Я срезаю тебя во имя Элоима, Меттатрона, Адонаия и Шемамфораша, так как ты обладаешь свойствами жезла Моисея и посоха Иакова, чтобы отыскать все, что я желаю открыть». Чтобы заставить ее вертеться, надо, держа за концы, представляющие вилку, сказать: «Я тебе приказываю, во имя Элоима, Меттатрона, Адонаия и Шемамфораша мне показать… (или то, что хотите сделать). Для рукомании берется прутик орехового дерева, свежий; срезать надо в полнолуние в истечении лета, сук, разделенный вилкой, с одной стороны фута полтора длины, толщиной в палец, без молодых отпрысков. Его надо взять за концы объема руками, на выворот оные; посредством его можно отыскать руду, кровь, деньги, держа параллельно с горизонтом. (85). Талисман для обладания сокровищами. Употребляется для вызова духов Юпитера и, главным образом, тех, имена которых на нем написаны. Из их числа Сарахиель и Сеньор – властители сокровищ, и указывают способ обладания местом, где они находятся. Он должен быть награвирован на стали или написан на девственном пергаменте синими чернилами. (85). Царица мух Velue, указывающая место нахождения клада. Любит садиться на водяное растение, называемое Fluteau plantagine и произрастающее по берегам морей, озер и рек. Посадите ее в прозрачный ящичек. Ее помещение надо освежать 2 раза в день и давать ей растение, на котором ее поймали. Она может жить при таких условиях почти месяц. Чтобы узнать направление скрытых на известной глубине сокровищ, надо, чтобы стояла хорошо установившаяся погода. Тогда, взяв ящичек с мухой, отправляйтесь в путь, постоянно посматривая и подмечая ее движения. Когда вы будете находиться над местом, содержащим золото или серебро, муха замахает крыльями, и чем ближе вы будете, тем сильнее будут ее движения. Если в недрах сокрыты драгоценные камни, вы заметите содрогание в лапках и усиках. Если там находятся лишь неблагородные металлы, как медь, железо, свинец и пр., муха будет ходить спокойно, но тем быстрее, чем ближе к поверхности они находятся. (85). Папоротник черный. Собирается под Иванов день. По поверью, обладает властью над нечистой силой, повелевает над землей, водами и открытием кладов, при этом его бросают вверх, и если где есть клад, то он будет носиться над этим местом, как звезда, и прямо упадет над ним. «Есть трава, Черная папороть, растет в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. Стебель растет в аршин и выше, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветет он накануне Иванова дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто – с надобностями и, очертя кругом, говорить: «Талан Божий, суд твой, да воскреснет Бог». Папоротник в изобилии насыщен магнетизмом, достигающим наибольшей напряженности к Иванову дню – времени созревания растения. До полуночи 24 июня, найдя куст черного папоротника и очертив обожженной палкой магический круг, с произнесением заклинания, надо поместиться так, чтобы быть с северной стороны от растения и чтобы тень ни в коем случае не падала на него. К полуночи над растением сформируется клубок астрального света, величиной с яичный желток; его надлежит схватить быстро обеими горстями и проглотить, что помогает развитию ясновидения. (85). «… собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Басаврюк уже поджидал там. Темно, хоть в глаза выстрели. Рука об руку пробирались они по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу. Вот и ровное место. Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить… глядь – и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец… Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью. Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули. «Насилу воротилась, яга! – проворчал он сквозь зубы. – Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!» Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» – проговорил Басаврюк… Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. Ведьма вырвала у Петра цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. «Бросай!» – сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и что за чудо? – цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. «Здесь!» – глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, промолвил: «Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось». Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз… что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипением. «Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!» – сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку!.. Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина ее вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита; и все, что ни было под землею, сделалось видимо как на ладони. Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись… ум помутился… Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи… Дьявольский хохот загремел со всех сторон. Безобразные чудища стаями скакали перед ним. Ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк, пила из него кровь… Все пошло кругом в голове его! Собравши все силы, бросился бежать он. Все покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало… Огненные пятна, что молнии, мерещились в его глазах. Выбившись из сил, вбежал он в свою лачужку и, как сноп, повалился на землю. Мертвый сон охватил его. Два дни и две ночи спал Петро без просыпу. Очнувшись на третий день, долго осматривал он углы своей хаты; но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь. Потянувшись немного, услышал он, что в ногах брякнуло. Смотрит: два мешка с золотом. Тут только, будто сквозь сон, вспомнил он, что искал какого-то клада, что было ему одному страшно в лесу… Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять… «От черта не будет добра, - поговаривали все в один голос. – Откуда, как не от искусителя люда православного пришло к нему богатство? Где ему было взять такую кучу золота? В самом деле, не прошло месяца, Петруся никто узнать не мог. Отчего, что с ним сделалось, бог знает. Сидит на одном месте и хоть бы слово с кем. Все думает и как будто бы хочет что-то припомнить… А Петро все тот же, и чем далее, тем еще суровее. Как будто прикованный, сидит посреди хаты, поставив себе в ноги мешки с золотом. Одичал, оброс волосами, стал страшен… Пришла колдунья, живущая в Медвежьем овраге. «Вспомнил, вспомнил» – закричал Петро в страшном веселье, и, размахнувши топор, пустил им со всей силы в старуху. Топор на два вершка вбежал в дубовую дверь. Старуха пропала, и дитя лет семи, в белой рубашке, с накрытою головою, стало посреди хаты… Простыня слетела. «Ивась!» – закричала Пидорка и бросилась к нему; но привидение все с ног до головы покрылось кровью и осветило всю хату красным светом… В испуге выбежала она в сени…Дверь захлопнулась за нею так крепко, что не под силу было отпереть. Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь; хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посредине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар. Кинулись к мешкам; одни битые черепки лежали вместо червонцев. (86). «Дошел до этого места… - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Ноги как деревянные стали! «Вишь, дьявольское место, вишь, сатанинское наваждение; впутается же ирод, враг рода человеческого!»… Сзади кто-то засмеялся. Оглянулся: ни баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди по сторонам – гладкое поле. Начал прищуривать глаза – место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся далеко в небе… Вот куда затащила нечистая сила! Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку… Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка… Глядит: свечка потухла; вдали и немного подале загорелась другая. – Клад! – закричал дед… Перетянувши сломленную ветку дерева, навалил он ее на ту могилку, где горела свечка, и пошел по дорожке… Поздненько пришел он домой… На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку, подпоясался, взял под мышку заступ и лопату… и пошел прямо… но не нашел того места… На другой день… ввечеру… дед пошел с заступом перекопать новую грядку… Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел… взошел на середину… и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно… Вот и дорожка, мот и могилка стоит. Вон и ветка навалена, вон горит и свечка. Как бы только не ошибиться… Остановился перед могилкою. Свечка погасла; на могиле лежал камень, заросший травою. «Этот камень нужно поднять» – подумал дед и начал обкапывать его со всех сторон. Велик проклятый камень! Вот, однако ж, упершись крепко ногами в землю, пихнул он его с могилы. «Гу!» – пошло по долине. «Туда тебе и дорога! Теперь живее пойдет дело». Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо. -Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! – проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся – никого нет. – Нет, не любит, видно, черт табаку! – продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ… Стал копать – земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звякнуло. Выкидавши землю, увидел он котел. -А, голубчик, вот где ты! – вскрикнул дед, подсовывая под него заступ. -А, голубчик, вот где ты! – запищал птичий нос, клюнувши котел. Посторонился дед и выпустил заступ. -А, голубчик, вот где ты! – заблеяла баранья голова с верхушки дерева. -А, голубчик, вот где ты! – заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло. Дрожь проняла деда. -Да тут страшно слово сказать! – проворчал он про себя. -Тут страшно слово сказать! – пискнул птичий нос. -Страшно слово сказать! – заблеяла баранья голова. -Слово сказать! – ревнул медведь… Со страхом оборотился дед: боже ты мой, какая ночь! Ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя… -Черт с тобою! – сказал дед, бросив котел. – На тебе и клад твой! Экая мерзостная рожа! – и уже ударился было бежать, да огляделся и стал, увидевши, что все было по-прежнему. – Это только пугает нечистая сила». Принялся снова за котел – нет, тяжел! Что делать? Тут же не оставить! Вот, собравши все силы, ухватился он за него руками… и вытащил… Схватил скорее котел и давай бежать, сколько доставало духу… -Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! – сказал дед и открыл котел. Что ж бы вы думали такое там было?.. Золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котел и руки после того вымыл. И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту. (86). Клад: 1. На заранее определенное место нахождения сокровищ придя, сжечь курение данного дня; посадить правой рукой лавровую ветку, а левой – ветку железняка и между ними рыть яму; когда будет в человеческий рост, сделать из обеих веток венок и надеть его на голову, прикрепив нему талисман. Если копают несколько дней, каждый день перед началом работы надо сжигать соответственное курение. Курение из: каменной мяты, диоскорита, квасной мяты, пиона и клещевины обыкновенной - пригодно, чтобы отогнать злых духов и привидений. 2. Сделать свечку из воска и человечьего сала и вставить в подсвечник, вырезанный из орехового дерева в виде подковы. Придя на указанное место, зажечь свечку, и чем ближе будет клад, тем она сильнее мерцает; когда она внезапно потухнет, вы находитесь на месте, где лежит клад. Чтобы осветить работу, надо иметь три фонаря с освещенными восковыми свечами. Если не будет твердого намерения отдать десятую часть бедным, операция не удастся. 3.Когда покажется в ночное время или днем одному какое животное или теплящаяся свеча, то должно по той вещи легонько ударить и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься», которая и оборотится котлом или кубышкой с деньгами, а это называется клад; котлы обыкновенно находят по явлению какого-нибудь животного в поле, в лесу или в саду, и такая экспедиция бывает опасна и сопряжена со многим страхом; ибо в то время, как вынимают котел, выбегают из лесу черти и кричат : «Режь, бей, губи»; при таком случае берут всегда в помощь колдуна. Клады полагают такие суеверы и не объявляют иных и при самой своей смерти, которые верят, что и на том свете пользоваться этим имением могут. 4. Придя на место, где предполагается клад, скажите, стукая три раза левым каблуком о землю и делая круг влево: «Sadies satani agir fons foribus; приди ко мне Saradon, который будет назван Sarietur». Произнесите это три раза подряд. Если вблизи действительно находится клад, то вам его место будет сообщено на ухо чьим-то неизвестным голосом. Когда покажется клад, должно проговорить: «Чур, чур, наше место свято, чур Божье да мое» или Чур, мой клад, с Богом напополам». Затем накинуть на место клада шапку с головы, что значит оставить в залог голову и никому не открыть тайны, и, наконец, проговорить: «Аминь, аминь, аминь! Рассыпься». (85). Из поколения в поколение передавались на Руси не только устные поверья и легенды, но и особые документы, служившие указателями и руководством при отыскании кладов. Сокровища искали по «записям», составленным в форме завещания на чье-либо имя, с детальным перечислением зарытых вещей, с подробным указанием места. Порой такие «записи» сопровождались планами и чертежами. Веками простые люди испытывали тяжелую нужду и понимали невозможность разбогатеть своим трудом: «От трудов праведных не наживешь палат каменных», - гласит народная мудрость. Поэтому с глубокой древности началось на Руси кладоискательство, несмотря на опасность поисков, исходившую не столько от нечистой силы, охраняющей сокровища, сколько от реальных людей – власть имущих. В народе издавна считалось, что ночами над зарытыми кладами светят огни. В основе этой легендарной приметы лежало, вероятно, непонятное и неразгаданное тогда явление блуждающих болотных огней – метана, этилена или фосфоресцирующих гнилушек. Уже в одном из древнейших русских сказаний «Чтение о Борисе и Глебе», составленном в ХI веке, говорится: «Аще бо или сребро или злато скровено будет под землею, то мнози видять огнь горящь на том месте, то и то же дьяволу показующю сребро – любых ради». По преданию, искателю такого светящегося клада нужно было прежде всего разрушить заклятие, уничтожить «чарование», для чего требовалось непременно отыскать разрыв-траву, затвердить сказанный знахарем заговор, найти «крепь записную», сорвать цветок папоротника, распускающийся лишь раз в году – в ночь под праздник Ивана Купалы. Среди других «верных» средств назывались также плакун- и спрын-трава, растение Петров крест. Считалось, что «крепь записная» расскажет, где спрятан клад: на пепелище, в дубраве или в ином месте. Цветок папоротника стоит только подбросить вверх – и полетит он в небеса, упадет горящей звездочкой над самым кладом. Заговоры уничтожат «чарование», а разрыв-трава сотворит чудо: стоит приложить ее даже к железным дверям – ни замков, ни самой двери не останется, все разорвет чудесная трава на мелкие кусочки. Правда, бывало, что и не давались клады в руки кладоискателей. Бывало даже, подобные истории оканчивались трагически.
О КЛАДАХ-2-6. ЗАГОВОРЕННЫЕ КЛАДЫ. В языческие времена вера русского народа в существование кладов находилась в связи с мифическими воззрениями. В былинах и сказках говорится о кладах, сокрытых в лесах, оврагах, горах и охраняемых злым существом — Кощеем-Бессмертным, Змеем-горынычем, Тугарином-Змеевичем. После принятия христианства хранителем кладов является бес, соблазняющий неопытных людей на погибель души христианской. Главным образом зарывают клады разбойники, произнося при этом заклятия, на определенное время или навсегда. Бывает такое заклятие: достаться такой-то (по счету) голове, например третьей или пятой, т. е. чтобы два или четыре человека погибли при попытке овладеть К., а достался бы он следующему по счету искателю. Вырыть клады, зарытые на вечные времена (а положенные на срок — до срока), невозможно, так как они не даются. Все вообще клады выходят из земли весной под большие праздники: раскрываются горы и обнаруживаются большие пещеры, где зарыты клады. Тогда, имея разрыв-травы, можно достать всякий клад, сказав только: "аминь, аминь, рассыпься". По другим рассказам, кладоискатели вступают в переговоры с хранителем кладов (сатаной) и, дав в залог свою душу, берут на известный срок любую сумму денег. Когда кончается время срочного клада, он выходит на поверхность земли, принимая иногда вид старика, иногда петуха или других животных, которые от прикосновения к ним рассыпаются в серебро или золото. Очень часто на том месте, где зарыт клад, горит огонек. Клад можно взять только с молитвой. Он достается тому, кто "не обманет Бога", а именно, кто, заприметив клад, скажет трижды: чур, мой клад, с Богом пополам (обет пожертвовать половину в пользу церкви или на иное богоугодное дело). Кто скажет не искренне, тому клад никак не достанется. Добывание кладов без знания условий заклятья, особенно же охраняемых нечистой силой, нередко сопряжено с большими опасностями. Самое главное — не сробеть. Сробел — все пропало. Человек, хранящий у себя за кожей левой ладони цветок папоротника, может узнать, где находится клад, поэтому черти всячески пугают смельчаков, отправляющихся в ночь под Ивана Купала за цветком папоротника. Если, несмотря на все страшные видения, храбрец сорвет цветок, то черти прибегают к обману, хитрости и обыкновенно отнимают у него цветок. По одному рассказу, для открытия и завладения кладом, прежде всего необходимо отслужить молебен святому Иоанну Новгородскому, затем, открыв клад, окурить ладаном и окропить святой богоявленской (крещенской) водой. Кладоискатели имеют так называемые "вызывные книги", заключающие в себе заклинательные молитвы, иногда также особые записи и чертежи, вероятно, составленные под влиянием устных преданий о кладах. Вера в клады, поддерживаемая действительно случающимися находками, так велика, что часто встречаются страстные кладоискатели, увлекающиеся поисками, которые теряют все свое имущество, а иногда и собственную жизнь. (Диск «Тайны и загадки»). Ценные вещи, драгоценные камни и отдельные предметы из кладов могут обладать невероятными свойствами, влиять на окружающее пространство и людей. Далеко не всегда сила эта может быть «белой». Существуют предупреждения о том, что клады, лежащие на перекрестке цивилизаций, прокляты, несут на себе кровь и смерть. Подобные находки – удача кладоискателя, но плата может оказаться жестокой. Проклятие клада подписывает смертный приговор его обладателю. История обнаружения особо ценных кладов сопряжена со многими трагедиями. Известны случаи, когда поднятые из земли или извлеченные из глубины моря ценности «убивали» своих первооткрывателей или делали их жизнь невыносимой. Настораживает во многих (известных) случаях неизменно грустный конец кладоискателей, чьи руки подняли из земли вещи большой ценности. На многих драгоценностях, лежащих в земле и покоящихся на дне морей и океанов, человеческая кровь. Нередко драгоценные и раритетные вещи несут на себе проклятие, горе, слезы десятков тысяч мужчин, женщин, детей, стариков, чьи жизни были забраны новыми владельцами золота и серебра, потрясающих по красоте изделий ювелирного искусства. Подобные находки опасны для людей. Они связаны с миром мертвых. И тянут кладоискателя за собой… За все в этой жизни надо платить. И если этого не сделаем мы, то придется платить нашим детям или внукам. Поэтому поиск кладов небезобидное занятие, как могут расценить некоторые горячие головы. В нашем мире все взаимосвязано, в том числе и эпохи. И поднимая из земли клад, помните, что на вас может перейти его проклятие. Опытные люди, наслышанные о подобных фактах, советуют поднятые из земли и воды артефакты никогда не повреждать, не присваивать и не дарить – условия невыполнимые, как выяснилось, не только для «черных кладоискателей». Все это наводит на мысль, что люди пока очень плохо знают мир, в котором живут. Привыкнув к навязанным с детства стереотипам, они пытаются на основе современных научных данных понять, как может случиться, что взятый из богатого клада и надетый на палец перстень станет причиной «неожиданно» начавшейся цепи трагедий… Окружающее людей пространство многомерно; оно живет по законам, подавляющее число которых неведомо самоуверенным землянам. Поэтому необходимо быть очень осторожными и сдержанными в оценке событий вообще и каждого в частности». (101). «Психологическая зависимость кладоискателей от находок возникает постепенно. Достаточно найти одну ценную вещь, как человек уже не может оторваться от поисков» - утверждает президент Санкт-Петербургского историко-изыскательского общества В. Морозов. Черти, лешие, домовые… В народе ходят рассказы и легенды, истории, от которых – мурашки по коже. О ведьмах и колдуньях, превращающих неугодных соседей то в полено, то в мышь. О леших: попадись ему ночью в лесу, в такие дебри заведет, что и не выберешься. О водяном: как вынырнул он из-под волны и, «черный, волоса у него взъерошенные, ухватил девку за руку и, как она ни билась, стащил с лодки, только ее и видели». Зафиксированы случаи прямо-таки невероятные: как русалки на плоту плыли, как черт горького пьяницу от винного зелья отучил, как «хозяин двора» – дворовой – женщине судьбу сынов ее, на войну ушедших, предсказывал и ни разу не ошибся. Зафиксированы случаи и с другими «главными действующими лицами»: владельцем золотых, серебряных и прочих подземных богатств – горным, домовым, бабкой-огневицей, банником, что во всякой бане есть, овинницей, мельничником, гуменником… А водяной мог и кладом одарить, хотя потом оказывалось, что это рыбья чешуя в кошелке. Не каждому давался клад… Как и не каждому дано было увидеть леших, домовых и других владельцев богатств. (7). Отысканием кладов, часто по «наущению дьявола», занимались не только простые бедные люди, но и самые высокопоставленные лица. Например, сестра Петра I, царевна Екатерина Алексеевна, отличалась особым интересом к кладоискательству. Сохранились документы, подтверждающие, что царевна в этих целях обращалась даже к помощи своего астролога, который пытался определить местонахождение кладов по «планетным тетрадям». Царевна посылала своих приближенных в поисках сокровищ разрывать в полночь могилы на московских кладбищах. Не раз и сама она отправлялась на раскопки сокровищ в дальнее Подмосковье, но экспедиции эти были безуспешны, а лица, указывавшие царевне места схоронения кладов, оказывались, по словам Петра, обманщиками. Бывало, сокровища открывались случайным людям, не кладоискателям, при пахоте, прокладке дорог, строительстве и иных работах. Участник Полтавской битвы, знаменитый историк, автор многотомной «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Татищев в специальной инструкции «Господам воеводам и прочим управителям» разъяснял важность сбора находок, «колико история в мире пользы приносит». По мере составления обширных коллекций (монет, оружия, драгоценностей, предметов искусства, найденных в различных кладах началась их научная систематизация, затем появились музеи, выставки, а часть ценностей осела в частных коллекциях. (7). Считалось, что в тьюмалаях, или могильных холмах, в которых покоятся древние полководцы англичан, спрятаны несметные сокровища. Их охраняли злые демоны, убивавшие любого охотника за кладами, осмелившегося осквернить захоронение лопатой. Иногда защитником могил был призрак или страшный дракон, реже – гигантская змея. Церковь не поощряла кладоискательство, утверждая, что все сокровища из могил осквернены и для очищения их от скверны требовалось благословение священника. Существует легенда, что на поле близ города Сомерсет были спрятаны несметные сокровища, но как только в землю вонзали лопату, воздух наполнялся стонами и визгами подземных демонов. Однако страсть к богатству обычно оказывалась сильнее страха перед дьяволами, но те, кто планировал набег на тьюмалай, обычно в качестве меры предосторожности заручались помощью колдуна. Колдунов – охотников за сокровищами – большинство из них были мужчинами – использовали также и в горном деле: они помогали искать скрытые от глаз рудные жилы. В канун дня святого Иоанна колдуны срезали с орехового дерева раздвоенную ветку и с ее помощью вели поиск руды. Месторасположение сокровища можно было определить при помощи золотого кольца, подвешенного над буквами алфавита. Слова, образуемые буквами, на которые указывало кольцо, считались ключом к определению места, где надо было начинать раскопки. В этом месте охотники за сокровищами рисовали на поверхности земли магический круг диаметром примерно тридцать футов. Колдун становился в центр круга и волшебной палочкой писал на земле имя демона, охраняющего сокровище. Во время обряда приносили в жертву животное – собаку, кошку или, чаще всего, черного петуха, и тогда демон позволял взять сокровище. В средневековье это была самая модная теория, ее придерживались практически все охотники за сокровищами, и, вне всякого сомнения, она приносила смельчакам, а также священникам, которые благословляли найденное золото, впечатляющие плоды. В самом начале церковь относилась к колдунам весьма благосклонно, если они не злоупотребляли долготерпением священников (то есть не связывались с демонами). Колдуны выполняли в обществе «социальные» и «медицинские» функции – разгоняли бури и ураганы, излечивали женщин от бесплодия и т.д. Подобное отношение сохранялось вплоть до ХVI века. Это же касалось и охотников за сокровищами. Однако не все власти были столь мягкими к колдунам. В 1466 году Роберт Бейкер, известный колдун – охотник за сокровищами из города Эли, лишился практически всей библиотеки магических книг – их предали на рыночной площади огню.
О КЛАДАХ 2-7. ЖАР-ПТИЦА. ГНОМЫ. ДУХИ. Жар-птица. Жар-птица – мифическое создание, является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светиться и своим блеском поражают зрение человека. Помимо яркого света, от оперения жар-птицы исходит тепло, если прикоснуться к ее перу, то можно сильно обжечься. Если перо выпадет, то еще очень долго сможет давать свет и тепло, а когда начнет остывать, то непременно превратится в кусок золота. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Мифологи (например, Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица внешне очень похожа на павлина. У нее очень длинный хвост, который способен раскрываться подобно вееру. На голове птицы есть хохолок, а на крыльях яркие пятна, создающие прекрасный орнамент. Согласно былинам и легендам, жар-птица живет в дремучих лесах, там, где растут папоротники. В ночь на Ивана Купалу, когда по поверью папоротник начинает распускаться и цвести, жар-птица охраняет цветки от человеческого взора. (Диск «Тайны и загадки»). Гномы. Гномы — духи, обитающие в недрах земли и гор и охраняющие подземные сокровища. Они могут принимать разные образы. Мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (их называют «гномиды») довольно красивы. Они любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок. Последние упоминания о гномах встречаются в письменных источниках средневековья. Согласно средневековым мифам западноевропейских народов, гномы – весьма трудолюбивый народ. Именно им принадлежит открытие руд многих металлов и способ получения металлов из этой руды. Кроме того, гномы считаются прекрасными кузнецами, которые научили этому мастерству людей. Живут гномы глубоко под землей или внутри больших гор, где они строят целые города с домами и величественными дворцами. Крайне редко гномы выходят на поверхность земли, но стараются никогда не попадаться на глаза людям. Гномы небольшого роста (не выше 6-7 летнего ребенка), но невероятно сильны. Все гномы-мужчины носят длинные бороды, которые часто заплетают в косу. В особых подземных хранилищах гномы прячут драгоценные камни и изделия из драгоценных металлов. Считается, что любое украшение или оружие, выкованное гномом-кузнецом, обладает волшебными свойствами, поэтому люди на протяжении многих десятилетий пытаются отыскать эти богатства. Именно поэтому гномы не любят людей. Если человек смог найти вход в пещеры гномов, то последние любыми способами стараются напугать непрошенного гостя. Самыми злейшими врагами гномов считаются драконы, которые так же живут в пещерах. Как и люди, драконы пытаются отыскать клады гномов и присвоить их. Именно поэтому гномы стали искусными воинами. Все мужчины постоянно носят собой оружие (короткие мечи и тяжелые топоры), чтобы в любой момент отразить нападение дракона. (Диск «Тайны и загадки»). Гномами называются подземные духи, по преимуществу горные, и притом минные, то есть водящиеся в местах, изобилующих полезными ископаемыми, особенно же драгоценными металлами и каменьями. В середине века морковь считалась лакомством гномов – маленьких сказочных лесных человечков. Существовало такое поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Минные духи бывают разного вида: одни маленькие, похожие на пигмеев, другие – вроде дряхлых, согбенных старцев. В мине живут горные духи, которые всячески мешают рабочим извлекать из-под земли руды и затрудняют дальнейшую их обработку. Когда опускаются в шахту, осеняют себя крестным знамением. Иногда, если рабочие бранят духов, они хватают этого рабочего за голову и мгновенно переворачивают ему ее задом наперед. Рудокопы не умирают от этой рискованной операции, остаются живыми и скоро выздоравливают, но голова их так и остается потом вывернутою лицом на спину. Иногда духи – хранители серебряной руды, давят рабочих. Они кидаются на них, приняв вид коня, с бешеным ржанием и затаптывают их насмерть. Из-за этих происшествий приходится бросать рудник, даже если он далеко еще не весь был выработан. Насчитывается шесть групп минных духов. Они все признаются демонами, появляются в особо богатых рудами местах и часто делают вид, что правят обычную рудничную работу – поднимают из шахты руду, дробят ее и т.д. Но все это делается только для того, чтобы обмануть рудокопов: те, увидав старающихся чертей, подумают, что в этом месте скрыта богатая руда, начнут работы, ничего не найдут и примутся ругаться и богохульствовать, а чертям того и надо; вдобавок, во время работы черти еще навалят на них хороший обвал и передавят многих из них, а это тоже доход – души людей, скончавшихся без покаяния и напутствия. К роду эльфов относят карликов Бретани и «горных человечков» германских земель. Сходство между этими духами состоит в том, что все они величайшие мастера по части обработки металлов – волшебные слесари и кузнецы. У британцев и ирландцев они пользуются тоже нелестною репутацией фальшивых монетчиков. Северные сказания изобилуют рассказами о необыкновенном искусстве этих маленьких человечков в выделке, например, волшебного оружия. Некоторые области некогда были населены карликами. Куда они потом скрылись, в точности неизвестно, однако полагают, что они ушли в горы. В Пруссии сохраняется предание о том, что там когда-то жили карлики, но были оттуда изгнаны каким-то кузнецом. Карлики тоже были кузнецами. В Рудных горах рассказывают, что там в прежнее время кузнечным делом занимались тоже карлики, но потом, когда кузнецы появились и между людьми, кузнецы-карлики были ими постепенно вытеснены. В других местах тоже существуют легенды о карликах, как о первоначальных жителях местности, которые с появлением людей всегда уступали им место, то есть уходили или исчезали неведомо куда. У нас подобные сказания приурочены к чуди и распространены по всему северу и востоку России, почти по всему Поволжью. «Желтоглазая» чудь при нашествии русских на ту область, в которой она раньше обитала, всегда уходила в землю. Сказания об эльфах, карликах и тому подобных темных силах иногда связываются с бесчисленными рассказами о страшных домах, которые хозяева и жильцы покидают из-за того, что в них заводится нечистая сила. Эта история случилась 15 декабря 1558 года. Однажды колдун указал, что видит какую-то даму, очень богато одетую и разукрашенную золотом и драгоценностями, и что дама эта держит в руке факел и стоит она около какой-то колонны. После этого колдун посоветовал, чтобы сделали раскопки в погребе этого дома, около поставленного там столба, и что там непременно отыщут в том месте клад. Когда начали рыть, вдруг поднялся жестокий вихрь, который вырвался через отверстие погреба, ударил в соседний дом и сорвал с него часть кровли, которая и обрушилась в погреб. На следующий день колдун, которого известили о происшествии, объяснил, что клада больше на том месте уже нет, что этот вихрь был не что иное, как злой дух, уносивший клад. Однажды в Магдебурге компания из 10 человек узнала о том, что в некоторой башне зарыт клад. Кладоискатели заручились подробными сведениями, в каком именно месте зарыто сокровище, где и как, и в какое время надо его откапывать. И вот когда кладоискатели принялись за работу, башня обрушилась и всех их задавила насмерть. Капеллан собора Богоматери в Париже в компании с несколькими знакомыми посредством каких-то волшебных операций узнал о местонахождении клада в одной местности близ Парижа. Но когда они начали рыть этот клад, поднялся страшный вихрь, обрушил какую-то стену, и их всех передавило и перекалечило. Сам почтенный капеллан был так изувечен, что на всю жизнь остался хромым. Какой-то патер в Нюрнберге отыскал клад, то есть его местонахождение, «при помощи сатаны». С этим вышла та же самая история. Как только он дорылся до ящика, содержащего клад, страшный вихрь развалил дом – и кладоискатель был задавлен развалинами. Иногда черти пускают в ход и разные другие способы запугивания кладоискателей. Однажды компания кладоискателей только что было приступила к рытью клада, как вдруг раздался страшный вопль, как бы исходящий из уст человека, подвергаемого колесованию. Кладоискатели были так перепуганы, что побросали свои лопаты и пустились в бегство, а за ними по пятам гнались все время черти и нещадно били их, провожая таким образом до дома, где они жили. Черти ворвались даже в самый дом и подняли там такой рев и грохот, который жильцами дома и соседями был принят за грозу. В Неаполе около города есть пещера короля Салара. Проводники обычно доводят путешественников до какого-то рва, а дальше идти отказываются, объясняя это тем, что кто идет дальше этого рва, тот уже назад не возвращается. Однажды до этого рва довели местного аббата, француза и немца. Проводник предупредил их, но они стали над ним насмехаться, взяли каждый по зажженному факелу и начали спускаться в тот ров. Проводник не пошел с ними, а сказал, что останется там, где был, и будет ждать их возвращения. Он очень долго ждал их, но так и не дождался. Через несколько дней после этого было дознано, что три погибшие путешественника были колдуны, что они спускались за кладом и погибли жертвами своей жадности, которая побудила их войти в связь с нечистою силою. Известна история кладоискателя, тоже духовного лица, которого дьявол соблазнил искать клад, указав место, где он зарыт. Кладоискатель дорылся до какого-то сундука, около которого лежала страшная черная собака. Но едва нечестивый патер подошел к этому сундуку, как немедленно вместе с ним провалился сквозь землю. Свидетелем этого происшествия был один из друзей погибшего кладоискателя, которого он пригласил с собою, но который не принимал прямого участия в деле и потому был пощажен при катастрофе. В одной эльзасской деревне в саду одного из местных жителей проявился клад и проявился весьма странным и чудесным образом. Хозяева того сада видели, как из земли выступал какой-то сундучок. Хозяева сразу догадались, что в этом сундучке должен быть клад. Но как только они подходили к таинственной шкатулке и протягивали к ней руки, она тотчас же опять уходила в землю. И эта проделка повторялась несколько раз. На острове Мальте был один человек, из рабов, который утверждал, что владеет силою вызывать демонов и заставлять их открывать и указывать самые сокровеннейшие вещи. Двое мальтийских рыцарей, узнав об этом рабе, взяли его с собою и повели в какой-то замок, где, по их сведениям, должен был находиться клад. Раб-колдун произвел заклинания. Демон явился, раскрыл какой-то камень, и из отверстия его выступил большой сундук. Но едва раб протянул к нему руки, как сундук снова спрятался в скалу, и эта проделка повторилась несколько раз. Колдун, наконец, оставил свои попытки и откровенно признался своим спутникам, что он совершенно ослаб и обессилел и что ему нужно бы чего-нибудь выпить, чтобы подкрепить силы. Ему дали чего-то, и он вновь приступил к тому камню. А рыцари оставались в некотором отдалении и ждали, что будет. Через несколько времени им послышался какой-то подозрительный шум. Они бросились к тому месту, где был заклинатель: они нашли его мертвым и распростертым на земле, а все тело его было сплошь покрыто крестообразными надрезами, как бы сделанными ножом. Рыцари отнесли его на берег моря, привязали к его ногам тяжелый камень и бросили его в море. Тем их приключение и окончилось. На той же Мальте было еще несколько подобных приключений с кладами. Тогдашние жители острова, мальтийские рыцари, вели беспрестанные войны с неверными, и у них скоплялось великое множество всяких сокровищ, кроме того, они очень охотно предавались изучению тайных наук, то есть, другими словами, более или менее входили в сношение с темными силами. При таких условиях среди населения острова, разумеется, могло возникнуть множество сказаний о кладах, и притом заклятых по всем правилам искусства. Отсюда и множество легенд о кладоискателях и их приключениях. Одну старуху какой-то дух уведомил о кладе, зарытом в погребе в ее собственном доме. Клад же этот, по словам духа, принадлежал какому-то важному рыцарю. Дух и внушил старухе, чтобы она отправилась к тому рыцарю и его известила об этом кладе. Старуха пошла к рыцарю, но не смогла добиться, чтобы он ее принял и выслушал. Тогда она и вернулась от него ни с чем. На следующую ночь дух снова явился к ней и настаивал, чтобы она известила рыцаря. Старуха начала было отказываться, ссылаясь на то, что рыцарь не желает ее принимать, но дух-известитель начал ее мучить и истязать, и заставил снова пойти к рыцарю. На этот раз испуганная старуха добилась аудиенции и рассказала рыцарю обо всем. Рыцарь ей поверил, захватил с собой людей с кирками и лопатами и отправился к ней в дом. Начали рыть, но в скором времени из вырытой ямы хлынуло такое громадное количество воды, что работу пришлось бросить. Рыцарь после того рассказал обо всем этом великому инквизитору, и тот, хотя взглянул на его попытку, как на великий грех, но все же дал грешнику свое пастырское отпущение, а историю эту повелел занести в летописи инквизиции. Много лет спустя после того было решено расширить площадь пред соборною церковью. С этой целью были приобретены дома окрестных жителей, и в их число попал дом той старухи, где рыцарь искал свой клад. Когда сносили этот дом и рыли землю, то как раз и нашли тот самый клад, которого искал рыцарь. Тогда из-за этого клада начался спор между главою мальтийского ордена и монахами, владевшими собором. Каждая сторона предъявляла свои законные права на этот клад. Рыцари опирались на то, что весь остров принадлежит им, значит, им же принадлежат и все сокровища, скрытые в недрах земли; монахи, в свою очередь, утверждали, что клад, найденный на их участке земли, им и принадлежит.. Обратились к суду папы, и тот присудил клад рыцарям. А тем временем в дело вступился еще и тот рыцарь, которому клад принадлежал первоначально, как уверял дух, явившийся к той женщине, владелице дома с кладом. Он сослался на запись о своем кладоискательстве, и хотя этим не доказал своих прав на клад, но зато этим было доказано, что демон знал о том сокровище и стерег его. (84). В ХVII в. офицер португальского королевского флота Хуан Сандрес нашел древнее индейское захоронение. Оно располагалось в районе Де Прадо (20 км южнее современного Буэнос-Айреса). Почти все ценности, поднятые из земли, были конфискованы государством, и только один кубок офицер смог оставить себе. С этого момента проклятие пришло с неба к его обладателю. Когда кубок оказался в доме Хуана Сандреса, вскоре умерли родители офицера, затем его жена, потом все семеро детей. Пожар превратил в прах дом Сандреса, а сам мореплаватель по ложному доносу оказался в тюрьме. Через 16 лет он вышел на свободу глубоким и больным стариком. Своего обладателя дождался только дорогой, искусной работы кубок. Хуан Сандрес не долго думал и без сожаления избавился от него. (101). В начале ХVIII столетия в Страсбурге произошла история, которая в свое время наделала много шума. В то время там жил очень известный музыкант Каваллари, родом венецианец. В один прекрасный день Каваллари попросил у начальства разрешения произвести раскопки в старинном монастыре, разрушенном еще во время войн, возникших при Реформации. Музыкант объяснял свое желание тем, что в этих развалинах надеялся найти клад. Узнал же он об этом кладе от одной женщины, которая много раз видела в тех развалинах призрак старого патера, весьма почтенной наружности, в богатой, расшитой золотом одежде, который бросал перед собою целую груду камней. Женщина эта пришла к убеждению, что в развалинах непременно должен скрываться клад, и сумела заразить этою своею уверенностью итальянского музыканта. Разрешение производить раскопки ему было дано. Он произвел эти раскопки, и они увенчались полным успехом: нашли много глиняных горшков, наполненных монетою ХIV и ХV столетий. (84). Вспомним прусские и немецкие легенды о кладах на территории Самбии – Земланда. Замландия - страна самбов, древнего прусского племени, отважных воинов и рыбаков, живших там еще дo прихода крестоносцев. Нa самом краю этой страны, вдоль Янтарного берега, от курорта Раушен (Светлогорск) на севере и до развалин старинного замка Витландсорт (Лохштедт) на юге, протянулась загадочная земля Витланд. В незапамятные времена там жили особо ловкие и смелые самбийские воины - витинги. Слово Витланд - очень древнее и упоминается еще в сагах «морских волков» - скандинавских мореходов-разбойников викингов, нигде не встречавших такого яростного сопротивления своим набегам, как в Витланде. Рассказы о необычайной стойкости и, даже свирепости самбийских витингов встречаются и в летописях крестоносцев. И уже в то время, когда по всей Великой Пруссии стоят города и замки, а большинство прусских племен приняли христианство, Витланд продолжал сражаться, отстаивая своих богов. А когда пал последний витинг, защищавший последний жертвенный костер, и крестоносцы, казалось бы, могли вздохнуть свободнее, вдруг стало ясно, что и крестить-то им уже некого - Витланд опустел. После эту землю заселили выходцы из многих других народов и племен, принеся с собой из чужих земель свои привычки, обряды, суеверия. Но удивительное дело - все те духи, темные и светлые силы, всякая лесная и морская нечисть, все то, что так преданно и яростно отстаивали витинги, оказалось гораздо более живучим, чем его защитники. И в наши дни нет-нет да услышишь странные рассказы о встреченных где-нибудь в глубоком овраге, у моря или к темной дубраве оборотнях. Ходят смутные слухи о несметных богатствах горы Хаузен, охраняемых огромным змеем. Говорят, что часто в лунные ночи на валунах, выступающих из воды у кромки пляжа в Варникене2, можно увидеть обнаженных дeв с рыбьими хвостами вместо ног. Таинственны и загадочны легенды Витланда, многие из которых не имеют никаких разумных объяснений. Так, например, никто не может объяснить происхождение странных звуков в oвpaгe между Раушеном и Георгенсвальде (п. Отрадное). Иногда вдруг раздается громкое хлопанье и плеск, будто там купаются гигантские гуси, слышится женский смех и лошадиное ржание. Это происходит довольно часто, но в наше время там никого не видели. А вот в былые времена даже такой уважаемый человек, как староста Раушена, однажды, проходя мимо оврага, заметил там двух лошадей, большую и маленькую. Лошади тут же бросились за старостой вдогонку и, страшно и громко визжа, гнались за ним до самой дороги, наступая на пятки. После староста вернулся на это место с людьми, чтобы рассмотреть следы лошадей, но ничего не нашел. Странны рассказы о рыжей собаке, которую видят в разных частях Витланда. Может, это не одна собака, а несколько. Только говорят, что встреча с ней не сулит ничего хорошего. Вроде это - какие-то оборотни, которые питаются кровью живых тварей и плотью мертвых. И даже будто бы они нападают на людей. Только на Витланде, и нигде больше в Пруссии, живет мелкий народец - карлики, размером в локоть, и меньше. Живут они как в дубравах - подальше от глаз людских, так и возле жилья, в окрестностям хуторов и небольших поселков. В последнее время их стало мало, и они редко показываются людям. Но и сейчас рачительные хозяйки на хуторах стараются привлечь карликов и всячески угодить им. К праздникам они ставят где-нибудь в сарае стол, накрытый чистой скатертью со всякого рода снедью и пивом. Если к утру вощение исчезнет, значит, карлики благоволят к этому дому и можно ждать достатка и прибыли, карлики и за животными присмотрят - постерегут, чтоб ласка корову не извела, чтоб хорек птицу не зарезал, последят, чтоб поросята у сосков матки не дрались. Крыс от зерна отводят, мышиные норы щепками да камешками заткнут. Если же еда оказалась нетронутой, значит, карлики ушли - жди несчастья. Но хуже всего, если умышленно или по неосторожности обидишь карликов так, что они начнут мстить. Много бед могут принести. А то и дом подожгут. Но вообще-то карлики стараются жить с людьми в мире. Ведь не только они - людям, но и люди часто помогали карликам. Вот, к примеру, история, записанная в Вангниккене (п. Янтарное, Зеленоградский район). Карлики, которые обитали в лесах, постоянно страдали от волков. Однажды у дороги, что идет от Диршкайма (п. Донское, Светлогорский округ) до Пальмникена (п. Янтарный), карлик сказал крестьянину, что в благодарность за спасение жизни дарит ему то, что первым попадется на дороге. «Только сохрани это и не выбрасывай!» — предупредил карлик и скрылся в придорожных камнях. Первый же найденный на дороге предмет оказался лошадиной ногой. Крестьянин сначала не хотел ее брать, но потом привязал находку к седлу. Когда же он вернулся, наконец, домой, то обнаружил, что к седлу привязан куль с серебряными деньгами. А вот — похожая история, которая однажды случилась с рыбаками Раушена. У мыса возле поселка Кляйн Курен (п. Филино, Светлогорский округ) рыба не шла, и за весь день рыбакам удалось поймать только три-четыре небольших камбалы. Смеркалось. Усталые, измученные, они решили развести костери хоть немножко подкрепиться перед тем, как уйти домой. Они уже поджарили рыбу и разделили между собой, но тут к костру подошли два карлика в своих красных колпачках с небольшими мешками в руках и стали просить продать им немного рыбы. Рыбаки объяснили, что ничего не выловили и собираются домой, но карлики начали уговаривать их закинуть сеть хотя бы еще раз. У одного из них родился сын, и они хотели угостить свой народец на крестинах свежей рыбой. Рыбакам очень не хотелось проделывать пустую работу, но карлики так упрашивали, что в конце концов они согласились закинуть сеть. Когда же стали ее вытаскивать, сеть оказалась полна крупного лосося. Карлики взяли с полшеффеля рыбы и попросили проводить их до оврага, чтобы расплатиться. Там они вытащили из кустов два мешка, чем-то доверху набитых, и отдали их рыбакам. А сами исчезли в темноте под пнем. Когда люди поднесли мешки к костру и развязали их, то не на шутку рассвирепели — в мешках был навоз. Плохо пришлось бы маленьким человечкам, попадись они тогда рыбакам под руку! Но делать нечего, оставалось только вывалить навоз в море и отправиться домой с пустыми мешками. Каково же было их изумление поутру, когда обнаружилось, что тот навоз, который пристал к мешкам, превратился в золото. Можете теперь представить, как быстро побежали рыбаки к тому месту, где вчера освобождали мешки! Но - увы - карлики давно уже все убрали. Епархия Гермау славится многими загадочными вещами. Например, каждый год, двадцатого декабря, в полночь, откуда-то из подвалов развалин замка Гермау выходит рыцарь в латах, с двуручным мечом в руках. Три раза он обходит замок по кругу и после уходит туда, откуда явился,— в подземелья замка. Кто этот рыцарь и кого он ищет — не знали раньше, не знают и сейчас. Неподалеку от замка Гермау расположена самая высокая гора Витланда Хаузен (большой холм у п. Русское, Зеленоградский район). У подножия этой горы лежит большой жертвенный камень древних самбов. Посредине в нем выдолблено углубление для жертвенной крови. Иногда на этом камне приносили в жертву и людей. Боги пруссов были кровожадны. Но загадка камня в том, что священное место — Ромова — находилось километрах в трех от Хаузена. Кто и когда перенес языческий алтарь под гору — неизвестно. Никто не знает также, что за огни иногда загораются на вершине Хаузена. Но если попытаться подойти к этим огням поближе, сделать это не удастся. Человек хоть всю ночь напролет может блуждать по вершине горы, а к огням так и не приблизится. Немало преданий сложено об этой самой высокой точке Витланда, но самые любопытные из них — о сокровищах Хаузена. В 1525 году слуги барона фон Немингена отправились на гору за грибами. Вдруг кнехт, шаря глазами в поисках подберезовиков, заметил на полянке что-то сверкающее. Он подошел поближе и увидел целую кучу золотых изделий. Браслеты и кольца, кубки и чаши, монеты, предметы конской упряжи — все это сверкало и переливалось на солнце. Вокруг этой кучи золота полукольцом свернулся огромный змей. Он полз, обвивая золото, но когда увидел человека, замер на месте. Кнехт потом рассказывал, что глаза змея как бы внушали ему: «Возьми золото. Возьми, сколько сможешь!» И кнехт не удержался от соблазна. Он вывалил из короба все грибы и наполнил его золотом. Но змей еще чего-то ждал, и тогда кнехт снял с себя рубашку и, стоя на коленях, нагреб в нее столько, сколько смог. А змей все не двигался, глядя кнехту в глаза. Вдруг над его головой загрохотал гром, небо мгновенно потемнело, деревья согнулись и зашумели под налетевшим ураганным ветром так, что кнехт сам себя не услышал, а с неба, казалось, прямо из туч, кто-то страшно закричал: «Рассыпь золото! Рассыпь золото!» Кнехт сильно испугался, но никак не мог заставить себя отдать свалившееся на него богат¬ство. Ураган поднялся такой, что ему уже пришлось стоять, пригнувшись, а страшный голос все кричал: «Рассыпь золото!» И кнехт, не выдержав испытания, вывалил назад, в кучу, все, что было в его рубашке и коробе. Змей мгновенно охватил кучу кольцом и исчез с ней под землей. Ураган прекратился, тучи разошлись, и в траве осталось всего лишь несколько монет, которые откатились в сторону. Те, что змей не захватил кольцом и не смог утащить с собой в глубины Хаузена. И только тут понял кнехт, что ему нужно было не высыпать золото в кучу, а наоборот — рассыпать подальше от нее, как и велел ему голос с неба. Происхождение сокровищ Хаузена, в какой-то степени, объясняет следующая легенда, самая древняя из легенд о Хаузене, которую когда-либо кто слышал. Очень давно на вершине горы, в углублении, было выстроено нечто наподобие языческого храма, посвященного богу весны и возрождения — Лиго. Жизнерадостный этот бог требовал от своих поклонников распутства и пьянства. Говорят, что именно к тем временам и относится происхождение названия поселка рядом с Хаузеном — Гермау (по-прусски: Герима), что переводится как «пьяница» (ныне – п. Русское). Весной к святилищу стекались со всего Замланда желающие повеселиться. Естественно, что все несли приношения Лиго, которые исчезали где-то в лабиринтах, вырытых в недрах горы. Народ пил и развратничал на склонах Хаузена. А в это время на самой вершине горел никогда не гаснущий костер, который поддерживала жрица Лиго — девственница, выбранная из самых красивых девушек земли самбов. Жрица была неприкосновенна. Никто, кроме слуг, не мог даже приблизиться к ней. Так продолжалось из века в век, пока одну из прекрасных жриц случайно не увидел славный витинг, пришедший на праздник из южной части Витланда. Красота ее настолько ранила сердце воина, что он, опьяненный любовью, решил выкрасть ее у бога Лиге. К сожалению, жрецы оказались проницательнее и расторопнее влюбленного. Когда витинг со своей дружиной подошел к Хаузену, гора была окружена плотным кольцом вооруженных самбов. Три дня и три ночи продолжалось сражение на горе Хаузен. Одиннадцать раз штурмовал витинг с горсткой верных дружинников святилище. А на двенадцатый раз ему все-таки удалось прорваться к своей возлюбленной, и он уже обхватил рукой ее стан, как вдруг страшная буря разразилась над Хаузеном. Молнии ударили в святилище, гора разломилась пополам и поглотила все, что на ней находилось. С тех пор на горе Хаузен никогда больше не горел жертвенный огонь, а святилище Лиго перенесли на другое место — в центр Замланда на гору Ринау. Но именно с тех пор и появились на Хаузене блуждающие огни, с тех пор пошли разговоры о несметных богатствах его недр, с тех пор иногда слышен из-под горы странный гул и лязг железа, будто до сих пор там идет сражение за прекрасную жрицу бога Лиго.
