Деревянное колесо на телеге служило без ремонта пять лет.
Дмитрий Кувита из Макеевки Смелянского района Черкасской области — единственный на несколько окружающих сел, кто умеет делать деревянные колеса для телеги. За 10 дней может сделать четыре колеса и воз.
Живет Кувита на ул. Набережной, почти в центре Макеевки. Во дворе стоит старая деревянная телега, рядом — новая из железа, выкрашенная в зеленый цвет. Хозяин ведет к куче тыкв. За ней лежат старые деревянные колеса, которые сделал сам.
— Сейчас к телегам цепляют колеса на шинах, — рассказывает. — Так ехать комфортнее, не трясет. И выхаживают они дольше. Но для коня легче тянуть телегу на деревянных колесах. Они легче в ходу, грязь к ним не пристает. А на резину если будет цепляться, тогда конь от этого быстро устанет.
Говорит, что деревянное колесо делал за день.
— Меня научил один покойный мастер из села, — вспоминает. — Я работал в колхозной кузнице. А в конце 1970-х начал сам делать колеса. За месяц зарабатывал на них где-то до сотни рублей. Тогда это были такие деньги! По-видимому, как теперешняя тысяча. А когда и телеги делал, то платили до двухсот, — поднимает и ставит на телегу старое колесо. — Этому уже 15 лет. Деревянное колесо выдерживало минимум пять лет.
Прошу, чтобы рассказал, как делать колесо.
— Перед — нужно выточить на станке деревянную ступицу с отверстием для чугунной втулки. В советские времена втулку дома не делали, а отливали из чугуна на заводах. Продавали в магазинах. Стоила рубль тридцать — рубль пятьдесят. Это та часть колеса, которая надевается на телегу. К ступице в пробуравленных дырах крепил 10 спиц. Их вставлял в пазы. Спицы соединял с пятью полукруглыми деревянными ободками — я их вырезал такими, уже закругленными. Соединял пятью "П-образными" шайбами. А можно было гнуть дерево. И спицы, и ободки делал из ясеня. На готовое деревянное колесо набивал железный обруч. Мы сваривали его из железной полоски в колхозной кузнице. Ширина спиц, деревянного и железного ободов — пять сантиметров. Сколько выхаживал этот обруч, столько и ездило колесо. Все зависит, какой дорогой ездишь: по асфальту и каменной быстрее сносится. Если обруч слетал, колесо распадалось.
Вес колеса достигал 25 кг
— Передние колеса, — продолжает объяснять Кувита, — нужно делать на несколько сантиметров меньшими — так воз лучше будет катиться. И для работы колес годится лишь сухое дерево. Если сделать из свежего, то колесо распадется через несколько дней. Телегу делали из береста, ясеня. Кроме грабка, потому что он трескается при работе и тяжелый для коня. Длина телеги должна была быть два с половиной метра, а ширина — метр десять. На пару коней нагружать на нее можно было восемь центнеров. А бывало, накладывали и больше тонны.
В "машину" для выгибания ободьев запрягали коня или трех-четырех мужчин
Колесо состоит из ступицы — сердцевины, спиц и обода. Для ободьев и ступицы брали крепкое дерево, как правило, дуб. Смотрели, чтобы было ровное, без сучков. Для спиц — ясень, осину или ольху.
Колодку для ступицы сначала обтесывали топором. Полученный цилиндр "штурпак" обрабатывали долотом. Потом колесник на деревянном станке, который назывался "токарня", вытачивал из "штурпака" ступицу. Дыры для спиц делал в ней долотом и молотком. Внутри специальным сверлом насквозь просверливал дыру для втулки диаметром в полтора вершка (вершок равен 4,445 см). Через это отверстие колесо надевали на ось телеги.
Когда ступица готова, брались за обод. Когда-то эту круглую деревянную часть колеса выгибали из сплошного бруска. Это была самая тяжелая работа. Выгибали сухопарным способом. В огороде, подальше от дома, раскладывали огонь. На него клали присыпанные сверху землей прямые дубовые бруски, перед тем на несколько часов замачивали их в воде. Огнем и паром бруски размягчали, чтобы легче было их согнуть.
Гнули ободья на специальном устройстве — "машине". Ее делали из ивы, без единого гвоздя. Нижняя часть (a), которая напоминала букву У, лежала на земле. Сверху ставили "пенек" (б) — деревянный круг диаметром 75 см, похожий на мельничные жернова. Он вертелся на колке (в), крепко вбитом в землю. Поверх накладывали большую жердь (г) с массивной поперечиной — "ключом" (ґ). К одному краю поперечины крепко привязывали конец распаренного обода, ко второму — другой конец. В "ключ" впрягали коня. Иногда за жердь "ключа" брались трое или четверо мужчин. Они толкали его вперед, идя по кругу, следя, чтобы не соскочил с пенька. Сбоку двое крепко прижимали обод "кужбой" (д). С большой силой гнули его так, чтобы концы сошлись.
Когда обод согнули, его обтесывали. Затем спицы набивали в отверстия на ступице и надевали их на обод. Набивали железный обруч — и колесо готово на продажу. Продавали обычно "стан" — четыре колеса к телеге.
Колеса были "мужицкими" и "экономическими". Последние делали для барских хозяйств. Они были более нарядными и более тонкой работы.
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее |
Изготовление колеса телеги.
Все , что есть интересного на Земле , смешного или позновательного ...
1 сообщение
• Страница 1 из 1
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Вернуться в «Знаете ли Вы , что ...»
Перейти
- Оценка и Идентификация
- ↳ Оценка и Идентификация. Общий раздел.
- ↳ Нумизматика
- ↳ Металлопластика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Перстни, печати, пломбы
- ↳ Бонистика
- ↳ Военная археология
- ↳ Посуда, Самовары
- ↳ Антикварная мебель, часы и пр.
- ↳ Элементы снаряжения, аксессуары, конина
- ↳ Запчасти Авто-Мото-Авиатехники и пр.
- Поиск
- ↳ Новости
- ↳ Осторожно, ОАН
- ↳ Клады и находки
- ↳ Юридический раздел
- ↳ Раздел для новичков
- ↳ Кладоискатели в регионах РФ
- ↳ Техническая сторона поиска
- ↳ Снаряжение, аксессуары
- ↳ Поисковая техника
- ↳ Приборы фирмы Minelab
- ↳ Приборы фирмы Garrett
- ↳ Приборы фирмы Fisher
- ↳ Приборы фирмы White's
- ↳ Приборы фирмы АКА
- ↳ Приборы фирмы Bounty Hunter
- ↳ Приборы фирмы Tesoro
- ↳ Приборы фирмы XP
- ↳ Другое поисковое оборудование и аксессуары
- ↳ Металлоискатель своими руками
- ↳ Специальный поиск
- ↳ Пляжный поиск
- ↳ Чердачный/подвальный поиск
- ↳ Прочее ...
- ↳ Подводный поиск
- ↳ Специфический поиск
- ↳ Поиск окаменелостей (Палеонтологией)
- ↳ Поиск полезных ископаемых (Минералогия)
- ↳ Поиск метеоритов
- ↳ Итоги выездов и находки
- ↳ Видео с копа
- ↳ Реставрация артефактов
- ↳ Оформление находок
- ↳ Поиск компаньонов на выезд ,встречи, мероприятия и т.д.
- ↳ Слеты/Встречи Юг Клад
- ↳ Беседка
- ↳ Мои раритеты или жемчужина коллекци
- Торговые ряды
- ↳ Аукцион Юг Клад
- ↳ Архив Аукциона Юг Клад
- ↳ Закрытые аукционы
- ↳ Аукцион - Предложите цену
- ↳ Монеты России до 1917 года
- ↳ Монеты СССР и России
- ↳ Иностранные, антика и прочие монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика, филобутонистика и металлопластика
- ↳ Все остальное
- ↳ Архив - Предложите цену
- ↳ Покупка или Обмен
- ↳ Архивы
- ↳ Продам
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- ↳ Монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика
- ↳ Пряжки, пуговицы, кокарды
- ↳ Металлопластика
- ↳ Предметы быта
- ↳ Военная тематика
- ↳ Предметы коллекционирования
- ↳ Пломбы и печати
- ↳ Поисковая техника, оборудование
- ↳ Амуниция
- ↳ Справочная литература, альбомы и пр.
- ↳ Копии
- ↳ Подарки
- ↳ Архив
- ↳ Услуги
- ↳ Продавцы и покупатели
- ↳ Мои покупки
- Ретро Техника
- ↳ Ретро Авто-Мото-Вело-Броне-Авиатехника. Общий раздел
- ↳ Определение и оценка деталей и механизмов
- ↳ Реставрационная мастерская
- ↳ Покупка-Продажа-Обмен
- ↳ Библиотека реставратора и коллекционера
- ↳ Обсуждение/вопросы раздела ретро техники
- ↳ Обсуждение новодельных деталей
- ↳ Масштабные модели авто-мото-вело-бронетехника
- ↳ Номерные знаки
- Клуб коллекционеров старинного стекла
- ↳ Идентификация и оценка стекла
- ↳ Классификатор тары и упаковки
- ↳ Водочные бутылки и настойки
- ↳ Коньячные бутылки и бренди
- ↳ Ликерные бутылки и бальзамы
- ↳ Винные бутылки
- ↳ Пивные бутылки
- ↳ Бутылки для минералки и содовой
- ↳ Церковные флаконы
- ↳ Молочные бутылки
- ↳ Парфюмерия и косметика
- ↳ Чернила и тушь
- ↳ Тара для чая,меда и кондитерки
- ↳ Уксус и эссенции
- ↳ Пищевые масла
- ↳ Тара для консервации, соусы, сиропы
- ↳ Баночки для горчицы
- ↳ Тара для специй
- ↳ Техническая и химическая тара
- ↳ Фигурные бутылки
- ↳ Аптечная посуда
- ↳ Графины и сифоны
- ↳ Стаканы, рюмки, стопки.
- ↳ Керосиновые лампы
- ↳ Сосуды с секретами
- ↳ Стеклянные оттиски-печати-клейма
- ↳ Пивные кружки
- ↳ Этикетки
- ↳ Пробки
- ↳ Разное
- ↳ Полезная информация
- ↳ Стекольные заводы/ фабрики
- ↳ Фарфоровые заводы/ фабрики
- ↳ Старая реклама
- ↳ Каталоги и справочники
- ↳ Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет
- ↳ Полезная инфа
- Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Прицепное оборудование
- ↳ Общий раздел
- Юг Краевед
- ↳ Музеи России и мира
- ↳ Общий краеведческий раздел
- ↳ Краснодарский край
- ↳ Ростовская область
- ↳ Волгоградская область
- ↳ Ставропольский край
- ↳ Астраханская область
- ↳ Северо-Кавказский округ
- Генеалогический форум
- Охота и Рыбалка
- Путешествия и Туризм
- Грибной сезон или Тихая охота
- Авто Клуб 4х4
- Форум о выживании
- Военно-историческая реконструкция
- Наши хобби
- Карты и навигация
- ↳ Карты России до 1917 года
- ↳ Губернии Российской Империи
- ↳ Карты Юга России
- ↳ Карты Северо-Кавказского округа
- ↳ Карты России после 1917 года
- ↳ Планы Генерального межевания
- ↳ Карты Иностранных земель
- ↳ Ищу/Предлагаю
- ↳ Прочее
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Полезные ссылки
- ↳ Навигация
- ↳ Софт и оборудование
- ↳ Космоснимки
- ↳ GPS Garmin
- ↳ Карты для Ozi
- Библиотека
- ↳ Литература для скачивания
- ↳ Археология
- ↳ Дактилофилия
- ↳ Геральдика и генеалогия
- ↳ Метрические книги
- ↳ Кампанофилия
- ↳ Каталоги, рекламные буклеты и прейскуранты Российской Империи
- ↳ Металлопластика
- ↳ Нумизматика
- ↳ Программы
- ↳ Оружие, гильзы, патроны
- ↳ Путеводители
- ↳ Реставрация
- ↳ Фалеристика
- ↳ Филобутонистика
- ↳ Справочники, книги, руководства по ретро-автомобилям
- ↳ Статьи
- ↳ Археология
- ↳ Полезная литература
- ↳ История
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Нумизматика
- ↳ Записки Положительно Странного Человека.
- ↳ История России
- ↳ Скифы, сарматы, хазары
- ↳ Варяги, викинги, норманы
- ↳ Византия
- ↳ Орда и ханства
- ↳ Древняя Русь и средневековье
- ↳ Казаки
- ↳ Исторя и культура Донского края
- "Поисковое Движение России"
- ↳ ВИЦ "Поиск"
- ↳ Работа поисковых отрядов России
- ↳ Найти человека
- ↳ Без вести пропавшие солдаты иностранных армий... Missing soldiers of foreign armies
- ↳ Война как она есть ...
- ↳ Фотоархив
- ↳ Литература
- ↳ Статьи
- ↳ Мемориалы и памятники
- ↳ Волонтёрское движение по сохранению памятников истории
- Монеты
- ↳ Чешуя
- ↳ Монеты Золотой Орды, Крымского ханства, Куфические дирхемы
- ↳ Античные монет
- ↳ Средневековые денежные слитки
- ↳ Западноевропейские средневековые монеты
- ↳ Россия до 1917 года
- ↳ Коллекционные монеты
- ↳ Серебряные, золотые и платиновые монеты
- ↳ Медные монеты
- ↳ Монеты РСФСР,СССР, России после 1917 года
- ↳ Разновидности монет РСФСР-СССР-России
- ↳ Монеты РСФСР-СССР до 1961 года
- ↳ Монеты СССР-России после 1961
- ↳ Монеты современной России с 1997 года
- ↳ Оценка
- ↳ Разновидности погодовки
- ↳ Разновидности юбилейки
- ↳ Бракованные монеты, подделки, рукоблудие
- ↳ Иностранные монеты
- ↳ Фуфло
- ↳ Коллекционирование монет(Хранение, фотографирование, сканирование и т.д.)
- ↳ Реставрация и консервация монет
- ↳ Новости
- Антиквариат и коллекционирование
- ↳ Жетоны
- ↳ Банкноты
- ↳ Фалеристика
- ↳ Милитария
- ↳ Часы
- ↳ Антиквариат
- ↳ Филокартия
- ↳ Филателия
- ↳ Другое коллекционирование
- ↳ Металлопластика
- ↳ ПМВ, Гражданка, ВОВ
- ↳ Мебель
- ↳ Бытовая утварь
- southklad.ru
- ↳ Форум Юг Клад
- ↳ Новости и работа проекта
- ↳ Как пользоваться форумом (FAQ)
- ↳ Наши друзья
- ↳ Призы от форума
- ↳ Лучший отчет об Активном отдыхе
- ↳ База данных цен
- Разное
- ↳ Флуд
- ↳ Разбор полетов
- ↳ Творческая тема или Сделай Сам
- ↳ Касса взаимопомощи
- ↳ Потерянные (украденные вещи)
- ↳ Фотография
- ↳ Старинные фотографии
- ↳ Видео
- ↳ Фильмы
- ↳ Кулинария
- ↳ Юмор
- ↳ Знаете ли Вы , что ...
- ↳ Спорт
- ↳ Игры
- ↳ Поздравления
- ↳ Помним... скорбим...