Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19776
Стаж: 12 лет 6 месяцев
Репутация: 315
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15925 раз
Поблагодарили: 12780 раз
Контактная информация:

#1

Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней

Пазырыкская культура горного алтая.


Пазырыкская культура была принесена в горы российского Алтая во второй половине VI в. до н.э. неизвестными мигрантами, сменившими носителей бийкенской культуры, тоже пришлой. В ней можно выделить три этапа (названные по известным могильникам): башадарский (сер.VI - сер. V вв. до н.э.), кызыл-джарский (сер. V – 3-я четв. IV вв. до н.э.) и шибинский (кон. IV- III вв. до н.э.) (Тишкин 2006, с. 27-28). Две темы, наиболее обсуждавшиеся долгое время исследователями пазырыкской культуры (VI – III вв. до н.э.) — датировка ее важнейших памятников (в частности, элитного могильника Пазырык, ставшего для нее эпонимным памятником, т.е. давшим ей название), а также вопрос о языковой и этнической принадлежности «пазырыкцев».
Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней - 124510686968954667.jpg
Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней - 1245107034166515.jpg


Датировка элитных курганов «пазырыкцев» колебалась при разных подходах в пределах 200 лет. Американские и другие западные исследователи предложили омоложение этих комплексов, основываясь на радиоуглеродных датах и на трактовке импортных вещей, и отнесли их уже к постахеменидскому времени. Ряд яд петербургских же авторов опираясь на корреляцию дендрохронологических и радиоуглеродных дат, настаивали на том, что, например, богатый иранским и китайским импортом курган 5 в Пазырыке датируется рубежом V–IV вв. до н.э. или первой половиной IV в. до н.э. Сегодня возобладала первая версия, и пять курганов некрополя Пазырык датируют радиоуглеродными методами около 300-250 гг. до н.э. Разумеется, в будущем возможны уточнения даты, но для нас важно, что за время существования этой культуры костюм «пазырыкцев» претерпел лишь очень скромные изменения. Интересно, что одежда в этих поздних могилах испытала специфическое влияние официального костюма империи Ахеменидов, погибшей в 330 г. до н.э. Недавно была предложена датировка всей пазырыкской культуры в рамках лишь IV–III вв. до н.э., не встретившая широкой поддержки. При любом подходе сегодня можно считать, что весьма изящная культура пазырыкской элиты оформилась к середине V в. до н.э. и исчезла в результате захвата этой территории державой Хунну в начале II в. до н.э.

Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней - 124511049290077387.jpg


Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19776
Стаж: 12 лет 6 месяцев
Репутация: 315
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15925 раз
Поблагодарили: 12780 раз
Контактная информация:

#2

В последние годы в Республике Алтай у ряда исследователей заметна тенденция считать «пазырыкцев» (и шире — всех ранних кочевников Евразии) тюркоязычными. Однако аргументы этой версии пока не столько научного, сколько идеологического, политического и морального характера (так, сторонники концепции ираноязычности части ранних кочевников заранее объявлялись «проводниками имперской политики Кремля» и т.п.). Ни один авторитетный лингвист сегодня не разделяет это мнение. Более того, на территории бывшей пазырыкской культуры (как и в соседних регионах) концентрируются топонимы иранского происхождения (к более позднему времени их отнести, как известно, нельзя).

Реконструкция снаряжения и убранства скифских коней - 774f66f1b091.jpg


Элементы сбруи
Изображение

Изображение

Не противоречат выводу об иранской принадлежности «пазырыкцев» и элементы преемственности с ними в культуре современных тюркоязычных этнографических алтайцев. Серьезные исследования или простые сводки материалов по этому вопросу пока отсутствуют. Между тем культурная преемственность в таком природном изоляте, как высокогорье Алтая, представляется мне вполне очевидной. Так, в погребальных обрядах южных алтайцев XIX в. немало точных аналогий тем, что зафиксированы в Пазырыке. Например, умерших у обоих этносов хоронили в подземном срубе под курганом с каменной наброской и с сопровождающими захоронениями одной или нескольких лошадей. Тело доставляли на волокуше. В могилу помещали каркас юрты, чтобы умерший построил себе дом; у могилы оставляли детали лопат

Изображение
Ответить

Вернуться в «Общий раздел»